Листая газеты за прошедшую неделю, приходишь к ужасающему выводу: прошедшие выборы оказались неинтересны не только электорату, но и журналистам. Подавляющее большинство изданий отписалось сухой информацией о результатах, не утруждая себя чем-то сверх обычного цитирования избиркома. Одно из ключевых общественных событий прошло по-серому, при полном безразличии подавляющего большинства.
Ожидаемо большой интерес к выборам проявила «Вечорка», журналисты которой не стали приносить важный день в жертву картофельным полям, а отправились в районы края, чтобы посмотреть, как выбирали там. Получился весьма объёмный материал, в котором Энгорок, Хадакта, Николаевское, Чита, Краснокаменск, Агинское, Амитхаша — целая карусель забайкальских топонимов с разными лицами и судьбами. Статья удивляет. Кто бы мог подумать, что в селе Энгорок, где до сих пор нет магистральной электроэнергии, явка на выборы составила 71,19%. Вот яркий пример людей, которые действительно хотят перемен.
Читать «Вечорку»
«Вечорке» не по нутру сидеть на месте и смотреть на все происходящее издалека и свысока. Народная газета России привыкла быть в самой гуще событий. В этот раз журналисты газеты в воскресный день 14 сентября отправились в разные районы Забайкальского края, чтобы на месте увидеть, как проходит голосование.
Если кто не помнит или не знает (а именно об этом говорит процент проголосовавших на этих выборах), сообщаем: 14 сентября значился в календаре 2014 года как Единый день голосования. Выборы глав поселений и депутатов в местные органы представительной власти должны были пройти в более чем двух десятках районов Забайкальского края. Это, пожалуй, самые важные выборы — избирателям предстояло выбрать власть на местах.
Говорят, чтобы увидеть картину в целом, необходимо оценить детали, которыми в нашем случае были выборы в разных районах края — Краснокаменском, Агинском, Улетовском и Хилокском. Не обошли своим вниманием журналисты «Вечорки» и выборы в краевом центре.
И вот какой получилась картина дня голосования...
Армия и выборы
Держим путь на запад. Нас ждут избирательные участки Улетовского и Хилокского районов. Путь неблизкий. Конечный пункт путешествия — село Энгорок, что затерялось где-то на Ямаровском тракте.
К исходу первых двух часов своего путешествия понимаем всю серьезность объявленной президентом проверки войск Восточного округа — навстречу нам проходит четыре армейских колонны. В районе Домны в чистом поле ощетинился антеннами полевой лагерь военных связистов.
Соотносим увиденное с новостями о досрочно голосовавших военнослужащих в Чите и приходим к выводу, что проверка не была такой уж внезапной. Очевидно, что к ней всё-таки готовились, если за две недели до «часа X» подавляющее большинство военных, расквартированных в Антипихе, Осетровке, Песчанке, Атамановке и Каштаке успели проголосовать.
Николаевское
Примерно в 9:30 въезжаем в Николаевское. По случаю выходного дня на улицах села малолюдно. Создается впечатление, что все спят. По мере приближения к избирательному участку, что расположился в здании сельской администрации, понимаем, что ошибались: из здания клуба по округе разносится музыка, не какая-то там патриотичная, а вполне себе танцевальная музычка. Рядом с одноэтажным зданием администрации стоят несколько автомашин, подле которых о чем-то беседуют трое селян, да еще поодаль стоит задумчиво курит полицейский. Из раздумий его вывело наше появление, бросив окурок, он поторопился зайти в здание.
Незнакомому человеку невозможно быть незамеченным в селе — о вашем присутствии моментально узнают абсолютно все. И уж тем более не скрыться от внимания местных после того как ты попался на глаза стражу порядка. Куривший на крылечке представитель правоохранительных органов, по всей видимости, и доложил о нашем приезде. Войдя в помещение для голосовния, мы сразу стали объектами пристального внимания со стороны находящихся там людей. Председатель участковой комиссии так и вовсе встретила нас едва ли не по стойке «смирно». Узнав, что прибыли всего лишь представители прессы, Анна Юрьевна Богодухова немного успокоилась и уже достаточно спокойно и что самое главное, довольно обстоятельно отвечала на наши вопросы.
К нашему приезду на участке № 3307 из 978 зарегистрированных избирателей проголосовало всего чуть больше 40. Анна Юрьевна говорит о том, что народ начнёт подтягиваться ближе к обеду.
— В два часа дня в клубе начнётся концерт, — говорит она. — К этому времени народ и подойдёт.
На прошлогодних выборах в краевое Заксобрание явка в Николаевском составила около 40%. Председатель выразила надежду, что и в этом году цифры будут примерно такие же.
Пирожки от кандидата
Кандидат на должность главы сельского поселения «Николаевское» (в его составе ещё два села — Дешулан и Ключи), глава КФХ «Щербакова» Лариса Ильинична Щербакова день выборов начала... с пирожков. К нашему визиту она уже успела нажарить их почти два тазика.
— Так праздник же в селе. Концерт будет. Коллектив из другого села приедет. Вот и готовим пирожки к концерту, — говорит Лариса Ильинична и укладывает в глубокую сковороду еще одну порцию пирожков с ливером.
Пока пьем чай с умопомрачительно вкусными, ещё горячими пирожками, кандидат на должность главы Щербакова рассказывает нам о жизни села и его жителей. Картина получается не самая радостная — помощи от Минсельхоза практически нет, сбывать свою продукцию некому, а закупочные цены на молоко Лариса Ильинична называет смешными — 15 рублей за литр.
Отдельно стоит сказать еще и о том, что в начале года жители Николаевского попали в немилость районному и краевому начальству, когда наотрез отказались делить село на три населенных пункта. Попадать в федеральную программу помощи жителям малых населенных пунктов николаевцы не захотели, а уж после того, как одна из районных чиновниц обозвала жителей «быдлом», так и вовсе чуть было не перешли в рукопашную. В итоге село сохранили, но получили могучего врага в лице районной власти.
Спрашивается, зачем затеяли эту возню с делением сёл? Самим жителям это совершенно не нужно. Пользы для себя в этом они не видят, уверены, что и денег не увидят, а вот проблем станет гораздо больше. Например, надо будет вносить изменения в паспорт, в документы о собственности, все это стоит денег, а у селян каждая копеечка на счету.
Задавая вопрос о том, как в целом живет село и как в Николаевском с работой, если честно, думал услышать очередной «плач Ярославны», но Лариса Ильинична своим ответом много удивила.
— Работа в селе есть, кто хочет тот работает! Копеечка у народа водится. Нормально живем.
«Вот еще бы Минсельхоз помогал таким селам реализовывать сельхозпродукцию, Забайкалье уже давно бы в шоколаде было», — подумалось после этой встречи.
Энгорок
Это село с названием, похожим на музыку, лежит всего в каких-то 29 км от федеральной трассы Чита—Иркутск, но электричества здесь нет. Свет в домах появляется только после того, как на окраине села запускают дизель. Как следствие, нет здесь и телефонной связи, ни мобильной, ни стационарной. У человека, впервые сюда попавшего, неизбежно произойдет слом шаблонов, когда он узнает, что во втором десятилетии XXI века всего в 300 км от Читы есть еще деревни, где не то что интернет, свет дают по расписанию.
Вот и относись после этого серьёзно к предложениям банков и чиновников федерального правительства перевести все зарплаты и весь документооборот на всей территории России в электронный вид.
Дорога от трассы до села — это, конечно, не американский хайвэй и не дорога «Амур» за два часа до приезда Путина, это добротная грунтовка. По всему видно, за дорогой следят. Скорость 90 км/час удается держать почти на всей дороге.
Казалось, Энгорок встречает представителей «Вечорки» уже виденным в Николаевском безлюдьем, но на въезде в село на дороге неожиданно возникли два довольно странных субъекта. У одного лицо перекошено до такой степени, что он походил на Квазимодо, а второй брел следом за первым, прикрыв лицо какой-то тряпкой. Мы предположили, что шагают они с избирательного участка, на выходе из которого у них вышел интенсивный обмен мнениями о кандидатах на пост главы поселения, вот лица и перекосило.
При входе в помещение избирательного участка первое, что бросается в глаза, — печка с двумя разнокалиберными кастрюлями и чайником. Прямо напротив входа расположились четверо членов избирательной комиссии. Они и сообщают нам, что к нашему приезду (11:15) из 151 человека, имеющих право голоса, проголосовало 75. Уже на следующий день стало известно, что в Энгороке была зафиксирована явка 71,19%! Сравните эти цифры с жалкими 15,37% в Чите и позавидуйте жителям этого таежного посёлка.
Позавидуйте тому, как эти люди любят свою малую Родину. Здесь, как и в Николаевском, на жизнь не жалуются. Работа для тех, кто хочет работать, найдётся. Вот только со связью проблемы — на весь Энгорок один телефон, висящий здесь же, аккурат над урной для голосования.
На обратном пути встретились все те же два странных индивидуума — они шагали по дороге в сторону трассы, до которой оставалось ещё 27 километров.
Хадакта
Хадакта в пять раз крупнее Энгорока. Здесь зарегистрирован 741 избиратель, из которых примерно 150 являются «мёртвыми душами». Зарегистрированы здесь, а где находятся в данный момент, сказать никто не может. Да и на прошлогодних выборах избирателей было на 100 больше.
- Уезжают из села, спиваются, — сетует председатель УИК Людмила Ивановна Клименко. — Для молодежи работы нет, вот и спиваются или уезжают.
- А в Николаевском наоборот, работы, говорят, на всех хватает, — удивляемся мы. Казалось бы, несколько десятков километров между сёлами — и такое диаметрально противоположное отношение к жизни.
- Так то Николаевское, — вздыхает председатель и переводит тему разговора. — Вы напишите, что время для выборов неудачное. Мужики на сенокосах или в кедраче, женщины на огородах. К вечеру, может быть, народ начнёт подходить. А так лучше выборы всё-таки проводить в октябре. Сейчас совсем неудачное время.
Забегая вперёд, скажу, что в Хадакте явка составила 29,01%.
Про неудачное время нам говорили все — ив Николаевском, и в Энгороке, но в сёлах всё равно, несмотря на картошку, сенокосы, кедр, дрова на зиму, голосовали много активнее, чем в Чите.
♦ Олег Тополев
Первые выборы
Выборы приближались, а я толком ничего и не знала о кандидатах. В голове стояли чьи-то лозунги, фотографии неизвестных мне людей на баннерах и громкие обещания. Для меня было привычным, что выборы, как всегда, пройдут мимо меня, кого-то выберут, но в городе ничего не изменится. Поэтому, несмотря на недавнее 18-летие, я собиралась и в этом году отсидеться дома. Но потом угрызения совести и... задание редактора сподвигли меня на поход к избирательному участку.
Я подошла к делу серьёзно. Несколько вечеров было посвящено поиску информации о кандидатах в Гордуму Читы. Сначала прочитала про всех вкратце, а затем углубилась в биографии кандидатов своего округа. В Черновском районе, где я прописана, выбор был невелик. Тем не менее, я, взвесив все «за» и «против», таки выбрала того единственного.
День выборов настал, зову всю семью, имеющую право голоса, на выборы. Но все отказываются. Говорят, что погода на улице совсем не для прогулок. И я еду одна, недоумевая: разве ВЫБОРЫ — это просто прогулка?
Захожу в зал убогой школы, где располагается мой предвыборный участок. В зале никого, кроме секретарей. Ладно, наверное, время просто такое. Подхожу к столу и смущенно спрашиваю, как голосовать. Ведь я же первый раз и совсем ничего не знаю. Дают альбом, где нужно поставить подпись и бланк.
«Подарков в этом году нет», — равнодушно сообщает секретарь.
Будка, в которой нужно голосовать, казалась мне такой таинственной в детстве и такой прозаичной кажется сейчас. Когда я выхожу, в зале до сих пор никого нет, а ящик для бланков почти пуст. И это выборы?! И это проявление гражданской позиции?!
Уже вечером узнаю, что процент явки на выборные участки не дотянул до жалких 16%.
Я, как представитель молодежи и пока как неопытный журналист, задаюсь вопросом: что это за выборы, где люди в глаза не видели кандидатов?
Что это за выборы, где населению настолько неважно, кто же станет депутатом в Гордуму, что никто даже не голосует?
♦ Александра Муромцева
Пустая трата времени?
Народ воспринял выборы со всей имеющейся у себя прохладцей.
Отправляюсь на избирательный участок № 220 в 11-й школе первого микрорайона ко времени его открытия, но жители города спозаранку голосовать не рвались. В здании школы нас встретили только сотрудники комиссии и работники учебного заведения. Решив наведаться сюда позже, покидаем уютные школьные коридоры.
Возвращаемся сюда уже в обеденное время и сразу устремляемся к председателю избирательной комиссии. Но результат мизерный — из более чем двух тысяч жителей, «закрепленных» за данным участком, выполнило свой гражданский долг всего-то 216 человек или 9,6%. На вопрос о том, какая явка ожидается, председатель сходу дала ответ, что процентов 15 придет. К сожалению, председательша не пожелала представиться, сославшись на то, что не доверяет Народной газете России «Вечорка».
- Понапишете еще чего-нибудь, добавите в мои высказывания, — пояснила свои опасения женщина.
И это при всех разглагольствованиях наших властей об открытых выборах и о содействии средствам массовой информации?
Отправляемся в соседнюю школу, где расположился избирательный участок № 219. Явка здесь оказалась еще меньше.
На тот же вопрос, какая ожидается явка, сотрудница избирательной комиссии предположила, что явится от силы 12%. Но ее тут же поправила председатель комиссии:
- 7% придет, и то хорошо. Сами видите — полдня прошло, а народа до сих пор нет.
И даже продажа чебуреков и пирожков на первом этаже не заманила сюда избирателя.
На выходе из избирательного пункта встречаю старого знакомого, Алексея. Стояли мы с ним около получаса, и за все это время в двери школы вошел всего один избиратель. Стоило бы закончить на этом, но в ходе разговора мы затронули тему Проходящих выборов. Мой товарищ разразился бурной тирадой о том, что все выборы — это фикция, поэтому тратить время на «волеизъявление» не стоит. Проходящая мимо подвыпившая женщина поддержала Алексея, ухмыльнувшись, покрыла «избранников народа» такой трехэтажной тирадой, что я невольно восхитился знанием и виртуозным владением отборной матерщины.
День выборов 2014: Краснокаменск, Агинское, Амитхаша
Только к вечеру, к самому закрытию участков деда с явкой изменились: на 220-м участке проголосовало 15%. На 219-м показатель еле переполз порог в 7%.
Почему же люди так беспечно относятся к выборам наших депутатов? Во-первых, сентябрь — сезон сбора урожая. Какое дело обывателю до формирования Гордумы, если у него на участке картошка не выкопана? Многие избиратели шли проявлять гражданскую активность прямо с огорода. Время для выборов крайне неудачно подобрано.
Во-вторых, само отношение людей к депутатам оставляет желать лучшего. Народ не верит в честные выборы. Да и депутатам, положа руку на сердце, тоже не верит. Может быть новоизбранные депутаты что-то изменят в этих настроениях?
♦ Максим ВОЛКОВ
Краснокаменск. Выборные «активы» и «пассивы».
Дорога в Краснокаменск из вялотекущей тряски в поезде постепенно перекатилась во вполне себе сносное и даже приятное путешествие. Славная собеседница плюс мелькающие березовые пейзажи за окном создали отличную атмосферу.
— Вот приедете к нам, сами увидите какие люди у нас отзывчивые, красивые...
Из рассказов своей попутчицы становится понятно: Краснокаменск, созданный изначально как город шахтеров, продолжает им же оставаться. Большинство мужчин заняты добычей урана и угля, немалая часть женщин занимаются тем же. Молодежь уезжает, но все же не поголовно — кто-то заканчивает в Чите техникум/институт — и домой. Платят, по забайкальским меркам, не баснословные суммы, но и далеко не крохи. В былые времена Краснокаменск по ассортименту своих магазинов давал фору и Чите, и городам еще более крупным. Девяностые годы изрядно «пошатнули» позиции города.
Сегодня местные производительные силы, может, и извлекали бы прибыль по максимуму, если бы не засилье столичных толстосумов, едва ли не в одночасье ставших у руля краснокаменских обогатительных предприятий.
... Ночь понемногу рассеивается, а золотисто-березовые пейзажи за окном сменяются на безразмерную степь цвета высыхающего сена. Львиную долю пути преодолели. Вот позади и угольный разрез Ур- туйский, к которому уже стекаются бригады рабочих. Скоро прибытие.
- В школы зайдите — обычно у нас там выборы проходят. В четвертую школу загляните обязательно. У нас там настоящие пионеры есть, с галстуками, как полагается. Может, они и сегодня, в день выборов, на месте.
В ответ на мое удивление собеседница не без гордости заявляет: «Да, мало где такое встретишь. А у нас есть!»
Но линейку из красногрудых школьников пронаблюдать воочию так и не удалось — ворота учебного заведения наглухо заперты. Можно было бы спросить дорогу к другому возможному участку у прохожих, но на улице ни души. И это в полдесятого утра! Наконец, попадается одинокий прохожий, которому, похоже, не до выборов — сам только что приехал из Читы. Как вариант, указывает школу № 1, но и она пустует в этот воскресный день. На обратном пути снова вижу этого же мужика.
- К удаче, — улыбается тот.
Из тех, кто повстречался мне следующими, никто не смог ни дорогу к участку показать, ни четко ответить, кого же все-таки выбирают.
- А я уже проголосовала! — женщина сообщает мне эту новость с интонациями отличницы-активистки. И тут же указывает направление.
Вскоре в поле зрения появился избирательный участок... № 1913! Впрочем, как стало известно из разговора с секретарем избирательной комиссии Галиной, избирательных округов всего-то четыре.
- Люди в Краснокаменске хотят того же, что и жители других городов и поселков: соцгарантий, высокооплачиваемых рабочих мест, снижения цен на ЖКХ.
Как выяснилось, в городе все не так уж плохо: в 8 микрорайоне скоро сдадут в эксплуатацию детский сад на 300 мест, строительство которого было начато всего около года назад! Кроме того, в ближайшее время планируется соорудить культурно-спортивный комплекс. Уже построен дом № 823, жить в котором будут молодые врачи, приезжающие в район и не имеющие собственного жилья.
— У нас не бывает перебоев со светом, электричеством. Город чистый, мусора на улицах практически нет, — продолжает Галина. Но даже при таком с виду подозрительнопозитивном раскладе имеется воз и маленькая тележка нерешенных проблем. По крайней мере, судя по листовкам кандидатов, обещающих покончить с уймой напастей.
В следующей школе, где расположились сразу два избирательных участка, Татьяна Александровна, председатель комиссии одного из них, сделала вывод, что явка в целом весьма и весьма неплохая. Постояв в стороне некоторое время, я в этом убедилась — людской поток не прекращался ни на минуту. Приходили молодые, пожилые, поодиночке и целыми семьями.
Разговоры с одним, вторым, третьим местным жителем убедили в том, что градообразующее предприятие — ППГХО, вопреки сомнительным слухам как работало, так и будет работать. А это главное.
♦ Мария Снегова
Битва одноклассников в загоне для животных
Минувшая суббота по закону именовалась «днем тишины». Иными словами, в этот день запрещалось даже шепотом произносить имена каких-либо кандидатов. Любое упоминание расценивалось как незаконная агитация, что влекло жалобу в избирком с последующими карательными санкциями — вплоть до аннулирования результатов предстоявшего голосования.
Но суббота та «тишиной» не отличилась. И дело тут не в кандидатах. Сама природа решила нарушить гарантированную законом тишину и «подарила» забайкальцам в тот день шквалистый ветер. Из-за чего, например, было сложно забрасывать спиннинг с берега Ингоды...
И вновь «спасибо Путину за это»
Одним из направлений, на котором работала «Вечорка» в день выборов 14 сентября, стали населенные пункты нашего анклава, потерявшего не так давно автономию — Агинского бурятского округа. Туда редакционный автобус домчал вашего покорного слугу и фотографа Машу за каких-то два часа. Можно было доехать куда быстрее, однако в очередной раз «спасибо Путину за это». Из-за его внеплановой проверки войск Восточного военного округа всю дорогу приходилось соперничать с армейскими автоколоннами, которые хищным камуфлированным питоном ползли в сторону вероятного противника — на полигон Цугол...
Проблемный мост через Транссиб в Дарасуне, ставший вдруг из-за начавшегося ремонта однополосным, пришлось преодолевать полчаса. При этом вдыхать «ароматы» военной техники...
Но вот наконец-то и приветственный аншлаг «Амар сайн»* на въезде в окружной центр, а это значит, что мы у цели.
Дисциплинированный электорат Аги
Анализ предыдущих выборов не дает соврать: жители Агинского округа куда дисциплинированней своих земляков, проживающих в районах бывшей Читинской области. И на сей раз агинчане доказали эту истину.
В минувшее воскресенье на территории Агинского округа прошли пять голосовательных, если так можно выразиться, кампаний. Главными по праву считаются выборы депутатов Совета Агинского района, а также депутатов Думы окружного центра — пос. Агинское.
Следующими по значимости стали выборы главы администрации села Амитхаша. Именно здесь ожидалась основная интрига голосования. О ней читайте ниже.
Оставшиеся два района Агинского округа — Дульдургинский и Могойтуйский — также отметились 14 сентября. Глав сёл выбирали в тот день в Зуткулее Дульдургинс- кого и в Ушарбае Могойтуйского районов.
15%, которые в конечном счёте набрала Чита по результатам выборов депутатов гордумы, wa избирательных участках Агинского округа были зафиксированы через пару- тройку часов после открытия участков для голосования.
Бильярд в Урда-Аге
Председатель ТИК Агинского района (территориальная избирательная комиссия — авт.) Баир Цындымеев казался приветливым, но недолго...
— Предъявите редакционные задания, иначе с вами на участках никто разговаривать не будет, — сказал он как отрезал.
Эх, не ведал председатель, что мы уже славно успели пообщаться с его подчиненными безо всяких бюрократических бумажек, которые к тому же давно стали атавизмами. Например, на участке № 506 Западного многомандатного округа в Агинском нам поведали, что сам поселок в день голосования разделен на четыре многомандатных округа. Кроме упомянутого «Западного» были еще «Восточный», «Северный» и... супротив логике не «Южный», а «Заречный». Но «юг» в тот день мы все-таки нашли...
Название села Урда-Ага можно перевести как южная Ага. Речь идет о речке, по одной из версий давшей название не только этому селу, но и окружной столице, да и самому округу. По словам радушно встретившего журналистов «Вечорки» главы местного сельхозкооператива Биликто Ринчинова, село развивается ударными темпами. Действует полноценная школа, в которую приезжают учиться даже из Читы и Забайкальем (!).
В слова этого человека труда сложно не поверить — на улицах Урда-Аги порядок, есть вся инфраструктура, музей, библиотека, школа искусств, спортивно-оздоровительный комплекс и т.д. В холле Дома культуры не покалеченный деревенскими дебоширами настоящий большой бильярдный стол, который стоит там не первый год. В общем, учитесь, главы поселений, развивать местное самоуправле ние у своих коллег из сел Агинского округа.
Битва одноклассников в Амитхаше
В Амитхаше — пригороде Агинского — все ждали интриги. Там выбирали главу. Все меньше людей ставили на действующего главу Цындыму Баясхаланову. И правильно делали. Она в результате стала второй, уступив 28%. А первое место, набрав почти половину голосов, занял 33-летний Тимур База ров — и.о. директора местной школы. Интрига заключалась в том, что реальную конкуренцию ему должен был составить одноклассник Солбон Жигжитов, чиновник местной администрации. Но то ли опубликованная информация об имеющейся у него судимости, которую он, кстати, и не скрывал, то ли традиционная нелюбовь россиян к чиновникам всех мастей сказалась... В результате Солбон оказался на последнем месте в этой предвыборной баталии за кресло главы этого артефактного сельского поселения под красивым названием Амитхаша. Село это очень молодое, образовано лишь в 1996 году на базе какого- то агинского сельхозпредприятия. Дамы из местного избиркома (участок № 801) перевода названия села не знали. Специально для них сообщаем, что по версии легендарного краеведа писателя Виктора Балабанова Амитхаша означает «загон для животных».
В гостях у шамана
День выборов подходил к концу. С нами прощалась бурлящая прозрачными водами река Ага, на это было приятно смотреть. Но недолго. Чуть поодаль в нее впадает речка Цаган-Челутай. Вернее, впадала, ибо пересохла она и по ее сухому руслу, напоминающему кожу столетней бедуинки, спокойно ходят люди и даже ездят машины.
Об этой многострадальной речке «Вечорка» уже писала. По нашей версии виновниками ее загрязнения, а теперь и пересыхания являются заграничные старатели, орудующие в ее верховьях неподалеку от села Челутай. Надеемся, что вновь избранные депутаты районного Совета и поселковой Думы займут наконец-то сторону простых жителей округа, а не заокеанских толстосумов в этом затянувшемся конфликте.
P.S. Наши опасения по поводу пересохшей речки подтвердил известный челутайский шаман, к которому мы заехали на обратном пути. Но это уже другая история, которую мы обязательно поведаем в одном из ближайших номеров.
♦ Владимир Кантемир
«Вечорка» №38
Ещё один живой текст по итогам выборов напечатан в газете «Земля». Автор Сергей Иванов, не скрывая своего отношения к разрешившейся предвыборной кампании, назвал его просто: «Клоунада по-читински». В качестве подтверждения своих ощущений он приводит пример Нагорного округа, один из кандидатов которого назначал избирателям встречи без указания места и времени, а второй набирал популярность печатанием на листовках не предвыборной программы, а кулинарных рецептов.
Читать «Землю»
Клоунада по-читински
14 сентября жители Забайкалья проголосовали за кандидатов в местные органы власти. Выборы прошли на более-менее достойном уровне – за столько лет практики краевой избирком и его местные подразделения уже натренировались. При большущей дефицитности бюджетов, в условиях кризисных явлений в экономике поразило немалое количество тех, кто готов «порулить». В краевом центре нынче избирали Думу городского округа «Город Чита». Конкурс был нехилый: почти 140 претендентов на 30 мест. Все они одномандатники – кто от политической партии, кто сам по себе. И всё бы ничего, если бы не безудержное соревнование в распиаривании себя, любимых, всеми допустимыми способами. Иногда это походило на клоунаду.
В Чите в районе стадиона ЗабВО в цокольном этаже почти новой жилой многоэтажки располагается офис краевого государственного унитарного предприятия (КГУП) «Автомобильные дороги Забайкалья». Хохма в том, что к этому офису удобнее подобраться только на «джипах» или Уазиках. С одной стороны, от улицы Кайдаловской, дорога представляет собой сплошные колдобины, а с другой стороны, от улицы Токмакова, она вообще разбита в самом верху. В ловушку открытого многие годы канализационного люка 10 сентября провалилась машина такси!
Об этом безобразии я пишу в качестве примера. Вроде что стоит дорожникам «постелить» 100 метров асфальта? Ан нет, хоть и власть, а не дееспособная…
Потому-то довольно скептически в Чите и других населённых пунктах края избиратели узнавали и воспринимали информацию о кандидатах. На примере одной только Читы можно сказать, что информационная работа по продвижению кандидатов была построена в массе своей рвано, убого и неумело.
Философы. Молчуны. Спортсмены
В кандидатском корпусе на этот раз было немало молодёжи. С дорогих баннеров на горожан смотрели новые лица, их незнакомые фамилии сильно оттеняла та абракадабра, которая была написана в качестве предвыборных лозунгов. Некоторые кандидаты очень сильно увлекались убогим философствованием на тему прошлое — настоящее — будущее, чем лично у меня, как избирателя, вызвали глубочайшую брезгливость.
Были и молчуны – те, о которых люди на округе практически ничего так и не узнали.
Или такие, к примеру, как строитель Олег Куйдин. Его помощники расклеили объявления в районе ЗабВО о предстоящей встрече с кандидатом, но почему-то не соизволили указать, где и во сколько состоится эта встреча.
Конкурент Куйдина Николай Азыев подошёл к предвыборной борьбе обстоятельнее и, по всему видать, раскошелился на кампанию по полной. Самовыдвиженец подкупил не только красивыми агитками, но и… рецептами приготовления блюд, которыми он поделился с электоратом в своей предвыборной листовке. Будет ли он столь же обстоятелен на депутатском посту?
По телевизору за пару дней до выборов я увидел предвыборные выступления кандидатов в депутаты Думы городского округа «Город Чита» Евгения Гусака и Кайрата Калдыбаева. Был приятно удивлён: на фоне общей безликости неожиданно грамотно и веско говорили... спортсмены! Причём конкретно и лаконично изложили свои позиции в случае прохождения в Думу. Есть ли на то воля народная?
А вот агитка другого мастера спорта по боксу кандидата Олега Путинцева не впечатлила. Кому пришло в голову совать на телеэкран в сентябре прошлогоднюю ноябрьскую фотографию, на которой уважаемый Олег Александрович бежит с олимпийским факелом?
А картошка всё-таки важнее
11 сентября впервые в Забайкальском крае состоялось открытие именного избирательного участка. Таковым стал участок № 415 по адресу: г. Чита, пос. Текстильщиков, 6-й микрорайон, дом 5. Участку присвоено имя Романа Викторовича Елизова – старшего прапорщика милиции, омоновца, погибшего в марте 2011 года при выполнении боевой задачи на территории Ингушетии.
Присвоение участкам имён известных граждан – это новая форма привлечения внимания избирателей к истории страны и края, повышения электоральной активности граждан.
Но забайкальцы – вот закавыка – год от года даже не пытаются приблизиться к тем показателям явки, что дают кавказские республики России…
В федеральном масштабе выборы 14 сентября обещали стать рекордными для современной России. «В списки избирателей внесены свыше 75 млн. избирателей нашей страны. За всю историю – это рекорд,», – сообщил замглавы Центризбиркома Леонид Ивлев. – На проведение выборов было выделено более 6 млрд. рублей. Если разделить эту сумму на количество избирателей, охваченных выборами (75 млн. человек), то получится 80 руб. на человека. Самые дешёвые выборы».
Но читинским чиновникам так не показалось. Депутаты Читинской городской Думы 11 сентября на итоговом заседании единогласно поддержали увеличение расходов на проведение выборов на 2 миллиона рублей. «Денег не хватало, – пояснил читинским журналистам депутат Евгений Ярилов. – Не очень красиво поступили наши предприниматели: в момент выборов были подняты цены и на печатную продукцию, и на другое, и пришлось дополнительно изыскивать денежные средства».
Мне кажется, что было бы уместнее такую информацию… скрывать. Да, да! Ведь не купающийся в роскоши народ на самом деле не понимает ради чего такие траты?! Многие в этот день просто копали картошку.
Справедливости ради стоит сказать: большинству депутатов денег за депутатство не платят, статус городского думца особых преференций не даёт, только возможность (при желании) вовремя «напрячь» прокурора, судью, главу поселения или муниципального образования толковым депутатским запросом. Словом, организовать всех тех, от кого в немалой степени зависит улучшение жизни социума. Но ещё оно, не будем дураками, зависит от нас самих!
Сергей Иванов, «Земля» №38
Цена на топливо АИ-92 и АИ-95 только за первую неделю осени выросла на 0,3%. Владимир Невзоров в газете «Эффект» подсчитал, что такой темп равен к годовому росту цены в 150%, и попытался разобраться с природой забайкальских цен на бензин. А цены наши, как известно, одни из самых высоких по стране. Проанализировав ситуацию, журналист пришёл к тем же выводам, что и сотни его предшественников — никаких хороших новостей о снижении уровня цены на топливо в Забайкалье до среднероссийского не предвидится. По крайней мере, до тех пор, пока в регион не зайдёт вторая крупная нефтяная компания. Никаких предпосылок к этому в обозримом будущем не наблюдается.
Читать «Эффект»
Топливная лихорадка
Забайкалье обречено на дорогой бензин?
Цены на бензин в этом году в Забайкалье сродни ценам на пресловутые раки в одноименной классической юмореске Жванецкого. Ещё вчера он был по 32, но 95-й. Сегодня по 36, но уже 92-й. И это еще не вечер, то есть не зима.
С наступлением холодов, когда стоимость доставки топлива от нефтеперерабатывающего завода до конкретной АЗС заметно возрастает, а спрос на заправку, наоборот, падает, цены на бензин рискуют обновить исторический максимум.
То, что никаких объективных предпосылок для снижения в Забайкальском крае цен на бензин в ближайшее время точно не будет признал даже губернатор региона Константин Ильковский.
Поездка на АЗС с каждым днем становится все большим ударом по карману
Один поставщик — это беда
В последнем выпуске программы «Время новостей», вышедшей в эфире телекомпании «Альтес», один из телезрителей задал главе региона животрепещущий вопрос, волнующий сотни тысяч забайкальских автомобилистов. Он касался природы высоких цен на бензин и перспективы их снижения. Ответ губернатора был честным, но для многих нелицеприятным. По словам первого лица региона, в ближайшее время Забайкальский край обречен на дорогой бензин и ничего с этим пока поделать невозможно, хотя власть сложа руки не сидит.
- Цены на бензин различных марок за последние восемь месяцев выросли в Забайкальском крае в среднем на 5 рублей за один литр. Серьезная проблема в том, что у нас сложилась монополия одного поставщика. Это Ангарский нефтеперерабатывающий завод компании «Роснефть». К сожалению, пока не представляется возможным затащить к нам в регион других поставщиков топлива. В силу ограниченности нашего рынка и географической оторванности региона им это не интересно, - заявил Константин Ильковский.
Статистический взгляд
Цифры, которые, как известно, вещь упрямая, но очень объективная, тоже говорят о том, что с ценами на ГСМ у нас серьёзные проблемы. По данным первого осеннего отчета регионального управления Федеральной службы госстатистики по Забайкальскому краю, цены на топливо продолжают расти с очень серьезными и опасными темпами. Только за первую неделю осени - с 1 по 8 сентября - цены на три самых ходовых марки бензина продолжали расти медленно, но очень верно. АИ-80 подорожал на 0,1 процента, а 92-й и 95-й бензины сразу на 0,3 процента. И хотя на все остальное топливо цены, согласно статистике, с начала осени остаются неизменными, оснований для оптимизма нет никаких. Рост цены на 0,3% в неделю - это, на минуточку задумаемся и зауважаем цифры, почти 150 процентов в год.
Субъективная объективность или объективная субъективность
Последний гвоздь в крышку гроба иллюзий о дешевом бензине в Забайкалье не преминула забить и Федеральная антимонопольная служба. Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов, который в конце августа побывал в Чите и провёл для сотрудников ведомства семинар-совещание по актуальным вопросам антимонопольного законодательства, уверен, что причиной топливной лихорадки на АЗС Забайкальского края является «неконкурентоспособный рынок нефтепродукции».
- Во многих субъектах России на рынке представлены как минимум две, а то и три-четыре вертикально интегрированные нефтяные компании. В Забайкалье - всего одна. Причем поставка нефтепродуктов осуществляется по достаточно сложной цепочке, и в Забайкальском крае нет субъекта, который принимает решение о ценах на нефтепродукты и об объемах поставки, - уверен Цыганов.
Замглавы ФАС России также отметил, что находящийся в Забайкалье филиал структурного подразделения компании «Роснефть» сильно ограничен в самостоятельности принятия решений.
- Получилось так, что цены на нефтепродукты в Забайкальском крае формируются, исходя из цен, которые существуют не в Сибирском округе, а в соседнем - Дальневосточном федеральном округе. То есть при установлении цен здесь монопольный поставщик ориентируется на цены с учетом Чукотки, Камчатки, Сахалина, где по объективным причинам самый дорогой бензин в стране, - считает антимонопольный чиновник.
Результаты этого, по мнению Цыганова, прекрасно видны на всех АЗС Забайкальского края - наш бензин значительно дороже, чем в соседней Бурятии, схожей с нами по большинству социально-экономических и географических показателей. И поделать с этим, увы, пока ничего не возможно. Дорогой бензин был есть и будет нашим тяжким крестом. Простым автомобилистам остается скрепя сердце нести его дальше. Ну, а властям - решительно искать выход из сложившейся ситуации. Даст Бог, найдут.
Только цифры
Цены на бензин АИ-92 (руб./л):
Бурятия - 33
Иркутская область - 33,9
Хабаровский край - 33,1
Красноярский край - 30,4
Москва - 31,8
Камчатский край - 40,6
Забайкальский край — 36
Владимир Невзоров, «Эффект» №38
«АиФ Забайкалье» опубликовал сразу два материала, объединённых одной болезненной для постсоветского общества темой — введение платных услуг в общеобразовательных школах. Первая статья о группах продлённого дня, которые по всей стране становятся платными. Читать её следует хотя бы ради последней строчки: «В Министерстве образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края объяснили: пока региональная законодательная база не предусматривает платное пребывание в продлёнке, родители будут оплачивать только питание детей». А дополняет статью забайкальской вкладки статья федерального издания, из которой, например, можно узнать, что в одной из уфимских школ пятёрки по математике получали только дети, ходившие на дополнительный платный урок.
Читать «АиФ Забайкалье»
Продлёнка за деньги?
В школах вводятся платные услуги
Во многих регионах нашей страны группы продлённого дня стали платными, на что есть законные основания. Введут ли в Забайкалье дополнительные поборы с родителей?
Готовить кошельки?
С 1 сентября согласно новым поправкам в Федеральном законе РФ «Об образовании» школы имеют право сделать группы продленного дня платными. Как следствие - во многих российских регионах положение семей, где есть дети школьного возраста, ухудшилось - на родителей легли дополнительные финансовые расходы. Связано это нововведение с тем, что федеральное законодательство разделило услуги образования и ухода за детьми.
Кстати, во многих субъектах нашей страны группы продленного дня стали платными ещё в 2011-2012 годах. В среднем эта услуга обходится в две тысячи рублей в месяц. Конечно, многие мамы и папы до сих пор не могут поверить в происходящее, они не готовы к новым тратам. По выхода нет - оставить на несколько часов первоклашку дома одного не каждый осмелится.
В Омске, например, родители уже платят за ребенка, который посещает группу продлённого дня, 12 рубля 42 копейки задень. А в Иркутске постановлением мэра была определена цена одного часа пребывания ребёнка в группе продленного дня в размере 15 рублей.
Недавно в Забайкальском крае проведён мониторинг доступности групп продлённого дня для младших школьников. Выяснилось, что в нашем регионе такие группы организованы на бесплатной основе. Педагог получает заработную плату согласно штатному расписанию. Дополнительные образовательные услуги в процессе организации групп продленного дня осуществляются бесплатно по договору с учреждениями дополнительного образования детей.
Родительская оплата распространяется- только на питание детей: 15-25 рублей - средняя стоимость обеда по краю, 60-72 рубля - по Чите.
«Мы - против!»
- У нас группа продлённого дня бесплатная, и вводить плату пока не собираемся, - комментирует Елена Титова, заместитель начальника управления образования Нерчинского района. - Я считаю, что в сельской местности, где многие ребята из малообеспеченных семей, вводить плату за продлёнку неразумно.
С Еленой Валентиновной согласна и Елена Мальцева, председатель Комитета образования Борзинского района.
- Государство всё, что может, потихоньку перекладывает на плечи родителей, - рассуждает Елена Игоревна. - Но при этом никто не задумывается о том, что платёжеспособность населения в Забайкалье низкая. Особенно в районах. С большим трудом родители собирают в августе детей в школу, на обеды детям отдают последние копейки...Если введут плату за пребывание детей в группе продлённого дня, посещать сё, думаю, будет некому.
В Министерстве образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края объяснили: пока региональная законодательная база не предусматривает платное пребывание в продлёнке, родители будут оплачивать только питание детей.
Елена Лоскутникова, Инга Николаева
Сколько стоит школа
Не согласны платить? Идите в прокуратуру!
Не успели родители отправить детей в школу, как им уже предъявили список — на что нужно сдать деньги.
А вскоре к этому списку добавятся ещё и расходы на штрафы - от 3 до 5 тысяч рублей - за шпаргалки и мобильники на ЕГЭ. Хотя уже сейчас суммы школьных платежей немалые. В Пермском крае спецшкола с углублённым изучением английского языка собирала с родителей первоклашек по 7 тысяч рублей в фонд школы. Руководство школы приструнили только потому, что нашёлся родитель, написавший заявление в прокуратуру.
Школьные поборы процветают ещё и потому, что родители не понимают - обязаны ли они за что-то платить или нет. «Должна быть чётко проведена граница, чтобы каждый родитель понимал, что платно, а что бесплатно - то есть оплачивает государство, - говорит Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ. - В частности, в образовательном стандарте старшей школы предусмотрено до 10 часов в неделю внеурочных занятий за счёт государства». Любой одиннадцатиклассник, например, имеет право на два занятия после основных уроков, скажем, для подготовки к ЕГЭ. Всё это прописано в федеральных государственных образовательных стандартах. За то, что в них не входит, школам разрешено брать деньги. Но раскрутить родителей на оплату допуроков и спецкурсов учителям по негласным указаниям директоров школ ничего не стоит. Например, в одной из уфимских школ пятёрки по математике получали только дети, ходившие на дополнительный платный урок.
Если в школе требуется заменить окна, парты, покрасить стены и т. д., директор должен написать заявку в управление образования. Но проще же содрать с родителей. Большинство родителей регулярно сдают деньги на охрану - от 150 руб. в месяц за ребёнка. «Зря, - уверяет Виктор Нанин, председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг. - Обратитесь с заявлением на имя директора школы с требованием разъяснить, на каком основании это происходит. Зачастую администрация школ вводит в родительские комитеты своих людей, чтобы проталкивать нужные решения. Если это так, надо потребовать выборов новых представителей».
Юлия Борта, «АиФ Забайкалье» №38
Под занавес дачного сезона «Забайкальский рабочий» рабочий взялся за тему пригородных поездов, которые заметно опустеют после того, как отхлынет волна дачников. Виолетта Вдовяк по волнующему вопросу сумела взять два развёрнутых комментария. Генеральный директор «Забайкальской пригородной пассажирской компании» Николай Гаджала рассказал о том, что уже 1 января по инициативе региональных властей в крае могут применить экономически обоснованный уровень тарифа, без возмещения. В этом случае полная стоимость билета до Карымской будет составлять 1 200 рублей за поездку, будут отменены наименее наполняемые поезда, до двух штук сократится количество вагонов на направлении Чита-Карымская, Чита-Могзон. Министр территориального развития края Александр Бутырский рассказал о природе тарифа, 80% стоимости которого составляет аренда подвижного состава. Для нашего края взяты максимальные расценки аренды, которые, по словам министра, превышают плату за поезда дальнего следования.
Читать «Забайкальский рабочий»
Следующая остановка…
Не отменят ли в Забайкалье пригородные поезда, и сколько придётся платить за билет от Читы до Карымской?
Хвастая новым урожаем, дачники нет-нет, да и заведут речь о том, вовремя ли придет электричка? Станут ли реальностью высказывания чиновников об отмене поездов?
Проблема пригородного железнодорожного сообщения волнует и тех, кому приходится добираться на работу или на учебу в другой населенный пункт.
Напомним, что пригородные перевозки по железной дороге сегодня осуществляются при соглашении руководства регионов и пригородных компаний. Основным акционером ОАО «Забайкальская пригородная пассажирская компания» является ОАО «РЖД». То есть, по сути, взаимодействие региона осуществляется с «Российскими железными дорогами». И взаимодействие это проходит не гладко. Забайкальский край не может в полной мере компенсировать затраты на пригород, бюджет дефицитен. Речь идет о возмещении разницы между действующей и реальной стоимостью билета. (Билет в первой зоне стоит 22 рубля, на самом деле, не будь компенсации, он стоил бы около сотни рублей). В свою очередь, ОАО «ЗППК» не получает средств и не рассчитывается со своими поставщиками услуг, дирекцией мотор-вагонного состава «РЖД». И ясно, что денежных средств для поддержания пригородного железнодорожного сообщения в ближайшие годы не будет.
Николай Гаджала: «Ситуация уникальна»
Дела с пригородными перевозками в нашем регионе скорее ухудшились, считает генеральный директор «Забайкальской пригородной пассажирской компании» Николай Гаджала, договор с краем о перевозках до сих пор не подписан.
Единственное, в краевой бюджет 2014-го внесены изменения, и на финансирование пригорода добавилось 56 миллионов рублей. Теперь для перевозок предусматривается 155 млн. рублей. Тем не менее за этот год заплачено всего лишь 66 млн. рублей. В целом долги региона перед Забайкальской пригородной пассажирской компанией составляют на сентябрь 2014-го около 2 млрд. рублей.
— Общее мнение по поводу перевозок с краем не найдено. Требования ОАО «РЖД», основного нашего акционера, остаются в силе
— заключать договор только в пределах средств, предусмотренных в бюджете, — комментирует Николай Гаджала. — Сегодня в нашей компании сложная ситуация с выплатой зарплат и оплатой за аренду мотор-вагонного состава.
По словам руководителя Забайкальской пригородной пассажирской компании, есть поручение Президента РФ, чтобы урегулировать ситуацию с текущими долгами. Предлагается рассрочка долга за 2011-2013 гг. на 10 лет.
— Но власти края пошли по иному пути, решили сначала перепроверить, действительно ли работы по перевозке были выполнены на ту сумму, которая выставлена, — говорит руководитель пригородной компании, — хотя мы ежемесячно предоставляем в министерство территориального развития края акты выполненных работ, где отражаем, какие затраты мы понесли. По логике, проверки следовало проводить ранее.
С переуступленными долгами «Краспригорода» вообще абсурдная ситуация, эти долги необходимо уточнять не с нашей компанией, а с «Краспригородом».
Не за горами принятие бюджета края-2015. Как сообщает глава ОАО «ЗППК», руководство региона настаивает на том, чтобы применить экономически обоснованный уровень тарифа, без возмещения. Тогда, при действующих тарифах, до Карымской полная стоимость билета с 1 января 2015-го будет составлять 1200 рублей за одну поездку, чему пассажиры явно не обрадуются. Ожидается отмена наименее населенных поездов, сократится количество вагонов на направлении Чита-Карымская, Чита-Могзон до двух штук…
— Если же будет введен экономически обоснованный тариф с 1 января, мы потеряем последних пассажиров. Работать ради льготников невыгодно. Летом положение еще спасают дачники. Зимой поезда будут ездить пустыми, — предполагает Николай Васильевич. — В Бурятии уже пытались ввести экономически обоснованный тариф, но затея окончилась крахом. Стоимость первой зоны увеличилась до 87 рублей, и в поездах никто не поехал. По-своему реагируют граждане на другой вид оптимизации, замену электричек автотранспортом, как это произошло с поездом Борзя-Забайкальск. Пассажиры не пришли на автобус, и предприниматель развел руками: ему невыгодно работать на полупустой машине. Билет стоит 350 рублей, а на пригородном поезде — менее 100 рублей, с компенсацией от власти. Получилось так, что после отмены поезда людям стало невыгодно ездить.
Требование планировать работы, исходя из средств, заложенных в бюджете, также сократит количество поездов. Если распланировать работу электричек на 155 млн. рублей, останется всего 6 пар поездов на весь край, тогда как сейчас действует 25 пар.
Вносят негативную лепту в финансовые результаты ОАО «ЗППК» и опоздания. Пассажиры уходят на другие виды транспорта, денежные средства приходится возвращать.
— Причина опоздания пригородных поездов — летние путевые работы, значительно возросшее количество грузовых поездов и проблема их пропуска. Кроме того, возникает необходимость пропускать коммерческие поезда, предусматривается плата за прохождение такого поезда, но о пассажирах не надо забывать. Мы обратились в Москву, чтобы предусмотрели механизм компенсации потерь пригородной компании в такой ситуации, — рассказывает Николай Гаджала. — Опоздание влияет на работу сотрудников компании. Наш инженер находился в Могзоне и не смог уехать на электричке.
Есть много населенных пунктов, где не пустишь авто, поскольку нет дорог.
- Мы абсолютно в неравных условиях с другими регионами, наша ситуация с пригородом уникальна, — подытоживает Николай Гаджала. — Например, пригородная компания “Экспресс-Приморье” в прошлом году перевезла 14,5 млн. пассажиров — в Приморском и Хабаровском краях, Еврейской автономной и Амурской областях. Даже если условно поделить это количество пассажиров на четыре, цифра будет значительно больше, чем у нашего края, в котором было перевезено в 2013 году всего полтора миллиона пассажиров. Согласитесь, уже мы перевозим в два с половиной раза меньше, чем соседи. Причем, если судить по каждому региону в отдельности, Забайкальская железная дорога протяженнее. Расчеты берутся за вагоно-километр, мы проходим большие расстояния, а доходности нет.
Александр Бутырский: «Проблемы железной дороги оставим ей самой»
Готовя очередную публикацию о пригородных перевозках, журналист «ЗР» взял комментарий у министра территориального развития края Александра Бутырского.
Со стороны Администрации договор о пригородных перевозках на 2014 год заключен. Его не подписывает противоположная сторона, ОАО «ЗППК», говорит руководитель министерства.
— «Российские железные дороги» высказывают необходимость подписывать договор каждый месяц, — комментирует ситуацию Александр Бутырский. — Причем на условиях, чтобы в бюджете края было предусмотрено финансирование, компенсирующее выпадающие доходы. Эти доходы рассчитаны Региональной службой по тарифам на исходных данных ОАО «РЖД».
Как отмечает министр, тариф на пригородные перевозки складывается в основном из двух составляющих, одно из которых — аренда подвижного состава, занимает в тарифе 80%. Рассчитывается тариф из ставок ФСТ. Для нашего края взяты максимальные расценки, которые превышают плату в поездах дальнего следования. Экономически обоснованный тариф на пригородные перевозки до Карымской — более 1000 рублей. В поезде дальнего следования, в «сидячем вагоне» билет до Карымской стоит 330 рублей. В плацкартном вагоне — 640 рублей, а в купе — 900 рублей.
— Да, пригородные перевозки имели решающее значение 30 лет назад. Тогда в Забайкалье не была развита сеть дорог, автотранспорт. Сегодня ситуация иная, вдобавок автоперевозчики к пассажиру относятся иначе, нежели железная дорога, они готовы идти навстречу гражданам — по времени, по месту отправления и назначения, — считает Александр Бутырский.
Теперь же в транспортной системе России ведется борьба за рынок между железной дорогой и автомобильными перевозками. Потребителю автомобилем доставлять грузы удобнее: быстрее и дешевле.
Это же касается пригородной компании. Ведь не обязательно перевозить пассажиров по железной дороге. Руководителю «ЗППК» предлагалось отойти от стереотипов и, если будет выгоднее возить пассажиров в автомобилях, закупить автобусы.
— Зачем нужен пригородный Борзя-Забайкальск? Есть хорошая дорога, по которой быстрее можно добраться, чем на поезде. Мы отменили пригородный маршрут и не получили ни одной жалобы от населения. Люди пересели на автотранспорт. Сейчас, где есть дороги федерального и краевого значения, будем отменять и другие маршруты, — говорит Александр Бутырский. — В структуре пассажиропотока половину составляют работники железной дороги, которые перемещаются в рамках технологического процесса. Край не должен нести затраты, чтобы помогать железной дороге.
Также, как добавляет министр, власти решили со следующего года ввести экономически обоснованный тариф. Не будет компенсации выпадающих доходов.
— Есть категория граждан, которые не могут купить билет за 100 рублей. Мы будем помогать таким людям. Причем те маршруты, где нет автомобильных подъездных путей, останутся. Тем самым мы минимизируем расходы края, выполним обязательства перед гражданами, проживающими на его территории, а вот проблемы железной дороги оставим ей самой, — говорит министр. — Администрация действительно разбирает счета пригородного транспорта за 2011-13 гг. Проверяется: действительно ли было перевезено столько пассажиров, действительно ли были понесены затраты, которые предусмотрены в тарифе. Просто так бюджетные деньги, а это деньги налогоплательщиков, мы не будем отдавать.
Виолетта Вдовяк, «Забайкальский рабочий» №179