СЕЙЧАС +22°С

«Прогулки по времени»: Территория Машзавода

История началась во время планирования третьей пятилетки на XVIII съезде ВКП(б), когда было решено форсировать развитие оборонной промышленности, в том числе и в восточных районах страны.

Проект «Прогулки по времени» предполагает два обязательных условия. Первое — собственно прогулка с фотографиями современных читинских пейзажей. Второе — знакомство с историей мест прогулки. Сегодня мы идём туда, где посторонним гулять не положено. Да и причастные приходят сюда не для праздных прогулок, а для того, чтобы своим трудом писать, или дописывать историю одного из главных промышленных гигантов Забайкалья. Добро пожаловать на Читинский машиностроительный завод.

Мы уже имели возможность заглянуть в цеха машзавода в феврале 2012 года. Теперь пройдёмся по территории. Вообще, машзавод был гигантом во всех смыслах. Он располагал огромной прирельсовой базой у железной дороги для отправки готовой продукции и приёма материалов, деталей и комплектующих. Немалая территория напротив МЖК была выделена под кислородный цех. На углу Красноармейской и Нечаева у завода были кочегарка и автобаза. В квадрате улиц Нечаева — Курнатовского — Новобульварная — Богомягкова находились кузнечно-заготовительный, деревообрабатывающий цеха, цех производства товаров широкого потребления и ученический участок. Но время завод не пощадило, поэтому зафиксируем то, что осталось. Идём на основную и пока уцелевшую территорию завода в квадрате улиц Новобульварная — Богомягкова — Смоленская — Журавлёва.

На подходе к проходной видим остатки уличного убранства советской эпохи. Шишки на заборе, звёзды на столбах.

Завод начинается проходной.

Поделиться

А его история началась во время планирования третьей пятилетки на XVIII съезде Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), когда было решено форсировать развитие оборонной промышленности, в том числе и в восточных районах страны. Особое внимание уделялось развитию молодой авиационной промышленности, частью которой и стал будущий машзавод. В сентябре 1939 года исполком Читинского горсовета отвёл земельный участок на тихой тогда окраине Читы под строительство ремонтной базы С-5 Народного комиссариата авиационной промышленности. Строили базу читинцы и иркутяне, новосибирцы и хабаровчане. В конце 1940 года международное положение скорректировало планы, и вместо базы здесь началось строительство настоящего завода. Одновременно с производственными зданиями наскоро строились и брусчатые восьмиквартирные жилые дома для коллектива, некоторые из которых и по сей день стоят на Новобульварной и Журавлёва.

В первую очередь были построены одноэтажное здание с трансформаторной подстанцией и здание ВОХРа, ставшее впоследствии зданием заводоуправления. Первое из них сегодня выглядит так:

Помимо центральной трансформаторной подстанции, в этом здании был устроен цех термической обработки и компрессорная.

А вот и заводоуправление, бывшая вотчина вохровцев. Сегодня здесь находится дирекция и бухгалтерия.

После того как будущий завод получил электричество и охрану, в 1940 году началась стройка первого двухэтажного корпуса, известного, как корпус «А». Впоследствии здесь будут расположены цеха №5, №8 и №12.

Цех №8 был отделом главного механика и занимался ремонтами. Цех №12 по-другому назывался энергоцехом. А на втором этаже находился цех №5, он же инструментальный. В 80-е годы, на пике могущества завода, инструментальный цех переехал в новое большое здание, которому теперь суждено стать торговым центром «Новосити». Цех занимался проектированием и выпуском специнструмента, заводской оснастки, штампов и многого другого. Цех №5 требовал от работников особой подготовки и считался элитным. После переезда в новое здание при 5-м цехе была построена испытательная станция для модернизации и испытаний новой продукции. Но это было уже на пороге развала Союза.

В пристройке к корпусу «А» находилось депо электрокаров, где заряжались аккумуляторы для электрокаров и погрузчиков. Транспорта у завода было много — два десятка электрокаров, десяток погрузчиков. И это только внутренний транспорт.

Здесь же в подвалах находились резервуары с разными маслами, которые по трубам подавались в цеха. Горюче-смазочных материалов на нужды завода уходило немало.

Поделиться

Рядом с двухэтажным корпусом «А» есть транспортная проходная на улицу Смоленскую.

Поделиться

А ещё чуть дальше — знаменитая заводская столовая «Ласточка». Вот так она выглядела ещё совсем недавно.

Поделиться

Фото Ю.Ревякина

А вот так выглядит теперь.

«Ласточку» построили в середине 60-х годов. На втором этаже находилось два зала, с учётом того, что один зал просто не справился бы с задачей накормить всех работников разом. На первом этаже были кухня и диетический зал. При заводе работал медпункт, который рекомендовал некоторым заводчанам особое питание. Заказов и работы у предприятия до 90-х годов было столько, что столовая, вместе со всем заводом, работала и кормила людей в две смены. Первая смена завода продолжалась с 8.00 до 16.50. Вторая — с 17.00 до 01.20.

Но вернёмся в прошлое и к корпусу «А». Вот так выглядел завод в 60-х годах.

Поделиться

Фото из архива А.Шегеры

Как видно, тогда он занимал меньшую территорию. В правом нижнем углу тот самый корпус «А». Рядом с ним, чуть левее — трансформаторная и компрессорная. Ещё чуть левее видим трёхэтажку заводоуправления. А выше, вдоль улицы Журавлёва, в тени деревьев прячется ещё одно здание, которому будет суждено превратиться в большой, тянущийся почти до самой Новобульварной корпус с двумя цехами. Первый - цех №1, занимавшийся мехобработкой деталей и сборкой холодильных компрессоров.

Во второй половине корпуса и по сей день собирают и обкатывают холодильные машины. Это цех №4.

Напротив — бывший цех №11, сварочный. Здесь же когда-то, до постройки специального здания, располагался и литейный цех, до которого мы ещё дойдём.

Ещё чуть ближе к Новобульварной видим бывший цех №2, занимавшийся мехобработкой и сборкой компрессоров ДК9.

Рядом, почти на самом углу Журавлёва и Новобульварной, находится пристройка к четвёртому цеху — административно-бытовое здание с кабинетами и душевыми. Там же находился музей завода.

В двух шагах от этой постройки совершенно неожиданно натыкаемся на небольшой холм с боксёром на вершине. Это не что иное, как крыша одного из заводских бомбоубежищ, возводимых раньше в обязательном порядке.

Поделиться

Поделиться

По правую руку от боксёра находится заводская проходная, за которой виден большой литейный цех. В прошлом веке от его работы тротуары на Новобульварной были насыщенно-рыжего цвета. Это вытяжка литейки тянула наружу микрочастицы.

Между литейным цехом и зданием заводоуправления в 1985 году был построен мемориал героям Великой Отечественной войны. Не абстрактным героям, а тем, кто в начале 1940 года с молодого ещё предприятия уходили на фронт. В те годы на производстве трудились преимущественно женщины и подростки, работавшие по 12-14 часов в день. Сложность была ещё и в том, что к войне завод доделать не успели, поэтому тут же, своими силами приходилось достраивать цеха, устанавливать привезённое из Киева оборудование и станки, строить систему электропитания новых цехов. Именно в годы войны, весной 1942 года завод начал давать первую продукцию. И это были шасси для самолётов Сталинградского фронта.

В 1943 году заводское оборудование перебрасывается в Москву, а на освободившихся площадях рождается электромеханический завод по производству частей для электростанций. Однако к середине 50-х годов профиль завода становится всё более машиностроительным, в производстве делается всё больший упор на компрессорное оборудование. 23 ноября 1957 года Читинский совнархоз переименовал завод в Читинский машиностроительный. Для описания дальнейшей истории его развития одной статьи не хватит.

В паре метров от мемориала устроена небольшая зона отдыха, где в перерывах от работы заводчане играли в домино и шахматы.

Так мы вернулись к зданию заводоуправления — начальной точке нашего путешествия. Отсюда видно самое молодое строение этой части машзавода. Это сданный в эксплуатацию в январе 1973 года корпус цехов №15 и №16, где занимались сборкой компрессорных станций.

Читинский машиностроительный завод был предприятием полного производственного цикла с заготовительным, литейным, металлообрабатывающим и сборочным производством. Продукцию завода экспортировали в 58 стран. Что из себя представляет этот дважды орденоносец сегодня? На этот вопрос вам вряд ли внятно ответит даже руководство промышленного героя. Здесь всё ещё работают, всё ещё умеют делать компрессоры. Но при этом совершенно не видят будущего для одного из самых больших явлений в истории нашего края.

Поделиться

При подготовке материала использовались книга «От ремонтной базы до современного машиностроительного завода» (Чита, 1989) и воспоминания машиностроителя Л.А.Петровского.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter