Город Новый директор ЗабИЖТ: 85% выпускников вуза работают по специальности

Новый директор ЗабИЖТ: 85% выпускников вуза работают по специальности

Новый директор Забайкальского института железнодорожного транспорта Евгений Ярилов рассказал «Чита.Ру» о своём назначении, льготах для абитуриентов, привилегиях для выпускников и перспективах развития вуза.

Новый директор Забайкальского института железнодорожного транспорта Евгений Ярилов рассказал «Чита.Ру» о своём назначении, льготах для абитуриентов, привилегиях для выпускников и перспективах развития вуза.

Евгений Ярилов — коренной читинец, окончил общеобразовательную школу №3 и после устроился на работу на станцию «Чита-2» рабочим первого разряда. Отработав там некоторое время, получил направление на поступление в филиал Хабаровского института железнодорожного транспорта в Чите — нынешний ЗабИЖТ. Поступил в 1985 году. Параллельно с учёбой работал лаборантом, был членом комитета комсомола института, в котором возглавил культурно-массовый сектор. Возглавлял первую в истории института команду КВН, был диджеем в институтском диско-клубе. После окончания 5 лет работал в транспортной экспедиционной компании по перевозке железнодорожных грузов. В 1996 году вернулся в систему в должности заместителя директора научно-внедренческого центра ЗабЖД. В 1997 году назначен заместителем директора ЗабИЖТ по экономике, в 2004 году был переведён в должность первого заместителя ЗабИЖТ и в ней проработал до 2011 года. С 2011 — работал в ректорате ИрГУПС, возглавлял Забайкальский НИИ отраслевых технологий, параллельно с 2004 года — директор Фонда развития ЗабИЖТ. Депутат 5-го и 6-го созывов гордумы от Железнодорожного района Читы.

-Изменился институт со времён вашего студенчества?

- Изменения произошли кардинальные. Когда я поступал ещё не в институт, а в филиал. Здесь учились два курса, а потом уезжали для дальнейшего обучения в Хабаровск. С 1995 года это институт. Именно с этого времени обучение стало сквозным — по полному курсу, с выпуском. Это делалось, конечно, постепенно, не сразу, но сейчас все специальности в институте идут по полному курсу обучения. Этим ЗабИЖТ — уникален и выделяется среди филиалов в системе транспортных университетов.

За это время институт очень сильно прирос — появилось два новых корпуса. Площадь института увеличилась с 8 тысяч квадратных метров до 53 тысяч. 2006 году в состав института в качестве структурного подразделения был передан Читинский техникум железнодорожного транспорта. В 1985 году в филиале обучалось около 400 студентов, сейчас, если посчитать всех учащихся вуза, — выходит около 8 тысяч человек.

- С чем связана смена руководства?

- Мой предшественник и учитель — Николай Петрович Сигачёв участвовал в выборах руководителя Читинского института природных ресурсов, экологии и криологии и победил. Произошла нормальная эволюционная ротация. Николай Петрович, являясь доктором наук, профессором, ушёл руководить академической наукой. Там студентов нет, но делаются серьёзные научные открытия. Я проработал в должности первого заместителя директора почти 14 лет, в институте в целом — 23 года. Мой опыт и знания оценили.

- Какие задачи стоят сегодня перед вами и вузом в целом?

- Надо исходить из цели, которая стоит перед институтом. А она из-за смены руководства не поменялась — подготовка квалифицированных кадров для нашего генерального заказчика — Забайкальской железной дороги. Задачи тоже в принципе не новы — совершенствование подготовки кадров, повышение уровня подготовки, совершенствование учебно-лабораторной базы. Не менее важно — повысить уровень профессорско-преподавательского состава. И не только с точки зрения квалификации, но и уровня жизни. Как руководитель, я заинтересован в том, чтобы мои сотрудники и подчинённые имели достойную заработную плату и условия труда. Ну, а первоочередная, краткосрочная задача — набор новых студентов.

- Сколько в этом году бюджетных мест?

- В общей сложности — свыше 300 по всем видам специальностей. Это достаточное количество, чтобы дать шанс талантливым детям, которые в школе старались получать достойные знания и подтвердили их по результатам ЕГЭ.

1 из 3

- Помимо технических специальностей, какие направления ещё есть?

- Железная дорога – это не только локомотивщики и путейцы, это огромное государство, где нужных специальностей столько, что на их перечисление не хватило бы времени всего интервью. Потому что их даже не десятки, а сотни. В нашем вузе представлены и экономические специальности - «экономика предприятий и организаций», «бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «финансы и кредит». Нельзя сказать, что экономика на железнодорожном транспорте какая-то другая. Получая экономическое образование именно в железнодорожном вузе, студенты усваивают не только те же базовые знания, что и студенты других университетов, но и прекрасно ориентируются в железнодорожной специфике. При устройстве на работу двух выпускников, имеющих равное образование, более интересен будет тот, кто уже разбирается в особенностях сферы.

Можно, конечно, любого экономиста научить работать на железной дороге, но на это понадобится время, а наш студент не просто экономист – он железнодорожник. Студенты ЗабИЖТа проходят ежегодную практику на предприятиях железнодорожного транспорта и владеют спецификой не только в теории. Также и по другим профилям – бухгалтерскому учёту, финансам и кредиту. Сегодня у нас, кстати, действует скидка 15% на заочное обучение экономическим специальностям. Кроме профилей экономического блока, есть ещё два направления — «логистика и управление цепями поставок», «управление персоналом организаций».

- Среди поступающих есть категория абитуриентов, которые уже окончили техникумы или колледжи. Они поступают на общих основаниях?

- Для них есть льгота, предусмотренная минобразования РФ. Эта категория абитуриентов поступает не на основаниях результатов ЕГЭ, а по результатам экзамена математики, который проводится в вузе. Это очень интересная льгота, но к сожалению есть негативный момент – буквально на днях министр образования заявил, что эту льготу пора отменять. И, возможно, со следующего года все выпускники техникумов и колледжей будут выступать в вузы на общих основаниях. И если у недавнего выпускника ещё шансы есть – свежа в памяти математика, физика – он сдаст ЕГЭ, то у тех, кто закончил учёбу несколько лет назад, их почти нет. А таких людей много – после выпуска многие идут служить в армию, работать. В школах за 11 лет не всех умудряются обучить и подготовить к сдаче единого экзамена, а тут он должен усвоить всё это самостоятельно. Поэтому я опасаюсь, что эта льгота действует последний год.

1 из 8

- Как относитесь к последним нововведениям в системе образования. Все ли они оправданы, на ваш взгляд?

- Когда был специалитет, выпускник сразу выходил специалистом. Сегодня бакалавры вроде бы тоже специалисты с высшим образованием, но чтобы совсем-совсем специалистом стать, нужно ещё обучиться в магистратуре. Наш институт, к счастью, сохранил специалитет. Но у изменений есть и своя позитивная сторона – учиться на год меньше, и можно приступить к работе раньше, а потом можно и продолжить обучение при желании. Здесь кому и как удобнее, но мне кажется, что пятилетнее образование предпочтительнее.

- Сколько ваших выпускников работает по специальности?

- Наш вуз привязан к железнодорожной отрасли, и на протяжении практически 60 лет существования института у нас всегда был заказчик. Я бы даже сказал – был, есть и будет, потому что железные дороги будут всегда. А пока они есть, всегда будут нужны специалисты. Мы делим пальму первенства по трудоустройству с ЧГМА. Сейчас 85% наших выпускников работают по специальности. А их зарплата за первый год работы в среднем в 1,8 раза выше, чем у выпускника любого другого вуза Забайкальского края!

- Какие перспективы у вуза?

- Сегодня очень модно говорить о кризисе. Я считаю, что всё это больше в умах людей. В 90-е годы железная дорога стала реальным спасителем региона, когда многие предприятия закрывались, ЗабЖД работала как часы, приносила налоги. Кризис 2008 года – дорога работала. И сегодня – работает. Мало того, она продолжает развиваться. Например, Правительство РФ одобрило большие капиталовложения по развитию БАМа – одной из зон влияния нашего университетского комплекса. Есть серьёзные перспективы развития и ЗабЖД. А развитие требует новых специалистов. У выпускников нашего института много перспектив, которые касаются не только карьерного роста. Например, в ЗабЖД сильная программа поддержки молодых специалистов. Вот вы знаете, где можно взять ипотеку под 2% годовых? А я знаю, и наши выпускники знают.

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления