Город От голого энтузиазма до проектного бюро

От голого энтузиазма до проектного бюро

Кафедра СЖД ЗабИЖТа изменила не только сферу высшего образования в регионе, в какой-то степени она изменила сам регион.

Ровно 25 лет назад в Чите в структуре Забайкальского института железнодорожного транспорта появилась кафедра строительства железных дорог. Что такое кафедра в абстрактном понимании? Это несколько преподавателей, стеллажи с книгами, возможно, лаборатория - ничего особенного. Но если разобраться, кафедра СЖД ЗабИЖТа изменила не только сферу высшего образования в регионе, в какой-то степени она изменила сам регион.

В одной из залитых солнцем аудиторий сидят пожилая женщина и несколько студентов. Это Зинаида Николаевна Киселёва. Геолог. Железный человек.

Источник:

- Сейчас мы занимаемся геодезией, - встаёт перед журналистами педагог с колоссальным стажем. - Кто-то может возражать, но геодезия и геология - это основа строительства. Тут сидят мои лучшие студенты: Ярослав, Владимир, Дарья. У них сейчас нет занятий, могли бы отдыхать, но они приходят и занимаются, составляют планы и карты. Я мечтаю, чтобы из них выросли передовые работники, а кто-то, может быть, и остался в институте, чтобы было кому продолжать.

Я в институте работаю 37 лет. До появления кафедры СЖД институт сам не выпускал собственных инженеров-путейцев. Это началось только после того, как в вуз пришёл Игорь Благоразумов - мой любимый студент. Уже более 25 лет он и возглавляет эту кафедру.

Что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов...

1 из 3
Источник:

Игорь Викторович Благоразумов живёт, дышит своей кафедрой и готов рассказывать о ней часами. Вот сжатый до предела рассказ о том, как в Чите начали готовить своих путейцев.

- Создание кафедры многое изменило и в жизни института, и в железнодорожной отрасли региона. Нынешние руководители дороги уже давно привыкли к тому, что у РЖД в Забайкальском крае есть собственный институт, который готовит в Чите специалистов по 14 инженерным направлениям. Но так было не всегда. Несмотря на то, что институт отмечает своё 60-летие, подготовка и полноценный выпуск железнодорожных инженеров начались только в начале 90-х годов прошлого века.

Главными инициаторами появления в Чите кафедры СЖД стали руководивший в то время Забайкальской железной дорогой Александр Довгялло, главный инженер дороги Владимир Редькин и начальник кадровой службы Алексей Максимов. Они почувствовали острую нехватку инженеров-путейцев. С одной стороны, это наиболее массовый, с другой - наиболее дефицитный отряд инженеров, работающий в сложных условиях. Они круглосуточно обслуживают каждый метр сложнейшей, напряжённой железнодорожной системы. Путейцев из Читы в то время готовили в Хабаровске, большая проблема заключалась в том, что в Читу после этого возвращались единицы, которые не решали вопросы естественного восстановления регионального штата путевых инженеров. Руководство дороги тогда понимало, что привлечением в Читу специалистов из других регионов проблему не решить.

- В то же время и в самом институте появились определённые предпосылки. В итоге в 1989 году Владимир Редькин отправил письмо в Министерство путей сообщения СССР, реакцией на которое стало решение готовить уже не в Хабаровске, а в Чите студентов-инженеров 4-го курса. Это и стало толчком для создания в институте кафедры строительства железных дорог. Уже в 1992 году мы учили не только четвёртый, но и пятый курс. Поддержка ЗабЖД была очень сильной, и сами работники института с большим энтузиазмом стремились выпустить своих, читинских специалистов, которые останутся в области. Не хватало кадров, лабораторий, но желание сместить инженерный специалитет в Читу было настолько сильным, что этим болели все - тот же Редькин приходил и читал лекции. Большую помощь оказали и хабаровские коллеги - к нам приезжали ведущие доценты. В результате к 1993 году мы подготовили и выпустили первых читинских инженеров-путейцев. Кафедра не только родилась, но и оправдала себя.

Кстати, в момент создания кафедры в 1989 году было только восемь штатных преподавателей, из них шесть человек — кандидаты наук. Это при том, что в институте было всего девять кандидатов наук на 47 преподавателей.

Но вопрос о формировании крепкого и постоянного преподавательского состава для кафедры всё равно оставался нерешённым. Можно было звать людей со стороны, но хотелось воспитать своих, изнутри. Начали отправлять выпускников в МИИТ (Московский университет путей сообщения - ред.), больше половины из них «ушло в песок». Но те, кто не ушёл, а выучился и вернулся, сегодня и составляют основу кафедры: Владимир Линейцев, Сергей Афанасенко, Константин Кирпичников и Константин Ворончихин. Получилась кафедра, сформировавшая сама себя.

В итоге мы стали «имперской» кафедрой, потому что на тот момент в вузе только мы не просто готовили, но и выпускали студентов. Но уже через несколько лет за нами к полному циклу обучения потянулись движенцы, потом экономисты и бухгалтеры, ещё чуть позже - подвижной состав и электроснабжение. Очень сильно увеличилось число преподавателей со степенями, вырос штат в целом, институт изменился на глазах.

1 из 4
Источник:

- Следующей яркой страницей в жизни кафедры стало создание на её базе проектно-технологического бюро «ЗабИЖТ-ТрансПроект». В 2006 году заканчивалась реконструкция участка Карымская - Забайкальск. Нам предложили поучаствовать в инженерных изысканиях - снять все перегоны участка. Это позволило нам заработать неплохие деньги, на которые мы сделали современный ремонт, купили 26 компьютеров, мебель, видеопроекторы, экраны. Преподаватели получали достойную заработную плату, но при этом выходили за рамки аудиторий - встречались с заказчиками и подрядчиками, согласовывали объекты, то есть работали как действующие, практикующие инженеры. Студенты, которых мы привлекали к работам, тоже получали хорошие деньги, и отношение к учёбе стремительно менялось. Обучение стало практическим, проектным. Кстати, потом почти вся изыскательская компания перешла в Забжелдорпроект - сейчас отдел путей и станций почти полностью состоит из наших людей.

1 из 2
Источник:

- Несмотря на то, что официально часы практики у студентов планомерно сокращаются, мы ставили и ставим практическую сторону подготовки во главу угла. С 2007 года мы возим студентов на Арахлей, но не только для отдыха и сплочения, а для прохождения полноценной геодезической практики - немногие вузы сегодня идут на такое, это большие затраты. Но работа на свежем воздухе, жизнь в условиях студенческого отряда, дежурства по кухне и бане, сама работа, волейбол по вечерам меняют ребят к лучшему. Во время учебного года мы проводим конкурсы курсовых проектов, позволяя старшим и младшим курсам общаться не только на неформальные, но и на профессиональные темы. Все занятия, на которых можно не только рассказать, но и показать суть дороги, мы проводим на полигоне института. Там же проводим и ставший уже традиционным День путейца.

День путейца

В этом году День путейца выпал на 28 апреля. С погодой повезло - не холодно и не жарко. На большом полигоне за зданием ЗабИЖТ шумно, звуки металлических ударов тягаются по громкости с девичьими криками и мужскими отрывистыми «Дава-а-ай!». Третьекурсник Никита Жарников, нехотя отвлекаясь от процесса и постоянно оглядываясь в сторону соревнующихся, объясняет, что к чему:

- День путейца проводится в ЗабИЖТ уже седьмой год подряд. Этот праздник, посвящённый сугубо нашей специальности, состоит из трёх этапов. Первый этап - интеллектуальный конкурс на знание профессии, края, дороги. Сейчас идёт второй этап — упражнения, путевые работы, забивание костылей. Третьей частью будет творческий вечер. Прямо сейчас идёт конкурс по замене шпал - задача в том, чтобы как можно быстрее втроём заменить две шпалы. Насколько я знаю, рекорд, установленный на Дне путейца, составляет 2 минуты на одну шпалу! Но нужно не просто выдернуть старую и вставить новую, а сделать всё с учётом техники безопасности. Это и весело, и очень трудно. За 10 минут можно вымотаться, как за целый рабочий день.

1 из 4
Источник:

День путейца - не какой-нибудь скромный междусобойчик, празднуется с размахом. Соревнуются второй, третий и четвёртый курсы ЗабИЖТ, плюс приглашаются студенты из Иркутского государственного университета путей сообщения и Читинского железнодорожного техникума. Состав команд обязывает выкладываться на 100% - красные лица, вспотевшие лбы, всё, как на серьёзных спортивных соревнованиях. Следующий конкурс - парни меняют стык между рельсами.

1 из 7
Источник:

Пока варится традиционная для этого праздника каша с тушёнкой, пока будущие инженеры меряются богатырской силой, мы успели поговорить с представителем старших курсов Иваном Чинцовым:

- Первая летняя практика путейцев проходит на озере Арахлей. Во-первых, это геодезическая практика, работа на полигоне, во время которой студенты строят железную дорогу с нуля - ищут в чистом поле подходящее место и прокладывают путь. Во-вторых, это место, где первокурсники узнают друг друга, выходя с практики сплочённым коллективом.

Оглядываясь назад, сейчас могу сказать честно, на первом курсе я почти ничего не понимал - где я, что происходит. Две сессии пролетели молниеносно. На втором курсе, когда начинаются инженерные предметы, становится чуть сложнее, но намного интереснее. Потом, когда стартует чистый специалитет, начинается самое интересное.

- После четвёртого курса у нас будет уже оплачиваемая производственная практика с официальным трудоустройством на лето. Предстоит работать в путевой части, поддерживать работоспособность пути - проводить так называемый средний ремонт, включающий оценку состояния пути, проверку шпал, подкладок, костыльных скреплений и всех остальных частей.

Источник:

- Мне кажется, что СЖД - лучшая кафедра, на которой работают очень отзывчивые преподаватели, с ними можно поговорить на любые темы, - с нескрываемой теплотой говорит огромный, под два метра ростом парень. - Я счастлив, что знаю этих людей и учусь здесь.

Четверть века прошло с тех пор, как горстка энтузиастов Забайкальской железной дороги и железнодорожного института решилась на авантюрный, смелый, но крайне дальновидный шаг. Давно остались в прошлом времена, когда в Чите готовили будущих путейцев, но не для себя, а для соседей. Инженеры остаются в крае.

Источник:

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
Гурулев: «С божьей помощью, конечно, можно сделать, но без денег не получится»
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Читинские маршрутчики перестали останавливаться где попало — хорошо ли это?
Любовь Никитина
Рекомендуем
Объявления