Город Чем обернётся переезд машзавода?

Чем обернётся переезд машзавода?

Насколько целесообразно перевозить машиностроительный завод в посёлок ГРЭС, на базу Читинского станкостроительного.

Читинский машиностроительный завод - одно из старейших и самых известных предприятий Забайкалья. Появившись на северо-восточной окраине Читы в 1939 году, со временем он стал предприятием полного производственного цикла с заготовительным, литейным, металлообрабатывающим и сборочным производством. Продукцию предприятия экспортировали в 58 стран. За успешное выполнение плана в 1971 году завод был награждён орденом «Знак Почёта», а в 1984 году за создание новой высокопроизводительной холодильной техники для оснащения атомного подводного флота СССР - орденом Трудового Красного Знамени. Прошли годы, окраина Читы стала почти что центром города, бывшие собственники машзавода потеряли едва ли не всё, что можно было потерять, и сегодня, чтобы сохранить хоть что-то, завод перевозят на другую окраину - в посёлок ГРЭС, на базу Читинского станкостроительного. Насколько это целесообразно?

В тупике

ЧМЗ всегда специализировался на производстве холодильных машин и воздушных компрессорных станций. Важные и нужные машины со временем начали устаревать морально - никаких новых моделей или хотя бы принципиальных усовершенствований продукции на производстве давно нет. Выпускаемая продукция фактически перестала соответствовать современным требованиям по характеристикам, массогабаритным показателям, дизайну и другим параметрам. Объём производства и реализации продукции завода постепенно сокращался, вместе с этим сокращался и штат сотрудников.

К 2015 году ситуация с машзаводом перешла из стадии критической к порогу катастрофы. В марте 2015 года, на момент прихода новых собственников, налоговая задолженность составила 50 миллионов рублей - эта финансовая яма росла с 2012 года. В итоге налоговая инспекция подала иск в суд о признании машзавода банкротом, а счета были заблокированы. Задолженность по электроэнергии на момент прихода новой команды составляла 6,5 миллиона рублей, эту сумму пришлось экстренно гасить в связи с тем, что энергетики также обратились в суд с требованием признать завод банкротом.

Всё шло к тому, что Читинский машиностроительный завод в считанные месяцы исчезнет целиком - само предприятие признают банкротом, всех сотрудников уволят, землю распродадут, а оборудование пустят на металлолом. Но ближе к концу 2015 года появилась информация о том, что предприятие можно сохранить, правда, со сменой адреса. «Решение о переводе мощностей принимается не для того, чтобы убить, а чтобы оптимизировать и спасти предприятие», говорила ещё в декабре заместитель министра природных ресурсов и промышленной политики Елена Протасова.

В поисках выхода

Для вывода завода из кризиса новой руководящей команде нужно решить несколько задач.

Задача 1. Оптимизация производства. Необходимо было найти решение переноса завода на новую площадку, обладающую на порядок меньшим объёмом производственных затрат. Такой площадкой и стал станкостроительный.

Задача 2. Работа с проектными институтами и предприятиями оборонной промышленности на предмет обновления и освоения продукции нового поколения.

Задача 3. Снос старых зданий после переезда и продажи старой площадки в центре города для расчёта по всем видам сложившихся многолетних долгов, оплаты проектным институтам за разработку конструкторской документации и освоения новой продукции, приобретение нового современного оборудования, необходимого в производстве продукции нового поколения.

Сейчас предприятие решает одновременно все три задачи. Уже видно, как преображается порядком обветшавший станкостроительный завод. Почти закончен капитальный ремонт основного производственного здания площадью 4 тысячи квадратных метров. Для размещения основного и вспомогательного оборудования машзавода, лаборатории, склада, бытовок и многого другого нужна не просто коробка, а современный корпус, отвечающий всем нормам и требованиям. Перемены к лучшему видны не только на бумаге, но и на деле. Уже построена новая стропильная кровля, утеплены и обшиты наружные стены, а во все окна вставлены стеклопакеты.

Почти закончен внутренний ремонт здания. Несмотря на панические настроения, всё-таки построены новые офисные и бытовые помещения, душевые, туалеты для работников.

Ещё важнее, что за короткий промежуток времени была построена новая котельная и полностью заменена система отопления. Общий объём средств, потраченных акционерами на всю эту работу, составил более 30 миллионов рублей. Вряд ли кто-то будет тратить столько энергии и сил только для того, чтобы распродать некогда мощное производство по частям - наглядно видно, что воля сохранить и вдохнуть новую жизнь в предприятие есть.

Что планируется в будущем? Оборудование завода современной пропускной системой и охраной; строительство столовой, работающей на нужды не только сотрудников предприятия, но и всего посёлка ГРЭС; ремонт склада, необходимого для правильного хранения станков, не задействованных на начальных этапах производства.

В надежде на возрождение

Найти своё место на промышленной карте России обновлённому заводу будет непросто. Но уже сейчас есть один из возможных ключей к будущему успеху предприятия. Дело в том, что на станкостроительном заводе ЧМЗ будет соседствовать с компанией TERRANICA, занимающейся производством современных вездеходов. Примерно 25% всех деталей каждой машины изготавливается специалистами машзавода уже сейчас.

Перспективность и жизнеспособность идеи производства вездеходов в Чите была подтверждена на прошедшем в конце мая в Москве Международном салоне «Комплексная безопасность-2016». На экспозиции был продемонстрирован специально подготовленный для нужд МЧС гусеничный вездеход TERRANICA Dreamtrack, а также анонсирован перечень комплекта оборудования и спасательного инвентаря, которым может быть дополнительно укомплектован вездеход. Техника заинтересовала специалистов подразделений МЧС России, теперь вездеход рассматривают как эффективное средство доставки патрульно-манёвренных групп, проведения поисковых работ, расчистки заторов на дорогах и участия в серьёзных экспедициях. Сегодня к производству вездеходов может подключиться и старейший машиностроительный завод региона.

Оставаясь в старых стенах, но не имея при этом былых связей, заказов и производства, завод был обречён на банкротство. Одна плата за отопление всех цехов превышала все разумные пределы. Читинскому машиностроительному предстоит вспомнить, как жить по средствам, но не за счёт случайных заказов, а целенаправленной работы в условиях современного рынка. В конце концов, завод - это не только и не столько стены, сколько опытные специалисты и оборудование. Между прочим, монтаж станков на новом месте уже идёт полным ходом. По фотографиям видно, что станки встают в обновлённые цеха станкостроительного крепко и надолго.

Все обстоятельства говорят в пользу того, что переезд из центра на территорию станкостроительного завода - единственно правильный и логичный вариант стратегии спасения предприятия. Но есть не только план, но и первые реальные результаты. По крайней мере, теперь можно верить, что новая команда действительно желает сохранить не только бренд ЧМЗ, но и встроить его в современные рыночные производственные отношения с новой, современной продукцией.

Бытовая комната после ремонта
Новая бытовка
Душевая для рабочих
Новый санузел для рабочих
Один из цехов после ремонта
Здание завода после капитального ремонта
Здание завода после капитального ремонта
Новые ворота в цехе
Одно из цеховых помещений после ремонта
Перевезённые с машзавода станки
Один из станков перед установкой
Станки перед установкой
Станок после установки
Станок после установки
Станок перед установкой
Один из станков машзавода
В помещении завода
Новые ворота в цех
1 из 21
Бытовая комната после ремонта

Партнёрский материал

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления