Город обзор Прародитель «Чита.Ру» и газификация навозом — в обзоре краевых СМИ

Прародитель «Чита.Ру» и газификация навозом — в обзоре краевых СМИ

Самые необычные и познавательные материалы читинских газет, что вышли на неделе.

В краевых газетах на этой неделе было не так уж много интересного. Да, в «Вечорке» много привлекающих внимание материалов, в «Экстре» хорошие тексты коллег из «Забмедиа» на городскую тематику, а теперь уже бывший мой преподаватель Владимир Тихомиров привычно с иронией пишет про политику и экономику в «ЧО». Но хочется чего-то необычного, что удивит и заставит дочитать до конца.

Баир Санжимитупов из Агинского разработал технологию круглогодичных подземных теплиц. Всё просто: выкапываете яму два метра глубиной, облицовываете полистирольными плитами, внутри подвешиваете фитолампы, заряжающиеся от солнечных батарей на поверхности, и вуаля — вам обеспечен круглогодичный урожай. А ещё Баир Санжимитупов поделился секретом картофельных кустов, дающих по 30 кило урожая, и выработки газа из навоза.

Узнать подробнее, как выращивать домашние овощи зимой и летом

Кулибин из Агинского

О теплицах-термосах, «грядках» в мешках и газопроизводстве из навоза

Тяга к изобретательству у Баира Санжимитупова из Агинского была всегда. Когда начали изучать ботанику в школе, занялся выращиванием гигантской моркови. Когда пришла пора физики – впервые задумался о создании вечного двигателя!

Тепло земли – на пользу людям

Сейчас Баир Цыдыпович претендует на грант Минэкономразвития Забайкальского края в области применения инновационных технологий. Подземные теплицы, по мнению соискателя, – это именно то, что позволит Забайкалью снимать урожай несколько раз в год.

Вкратце о технологии. Для создания одной теплицы нужно вырыть котлован глубиной в два метра – ниже уровня промерзания грунта. Стены и пол закрыть полистирольными плитами. Крышку изготовить из двухслойного поликарбоната. Свет для роста растений и обогрева будет вырабатываться с помощью солнечных батарей, зимой – фитолампы. В основу положен принцип получения тепла от самой земли, а света – от солнца. То есть все энергетические затраты сведены к минимуму, и государству за них платить не нужно. Получается теплица-термос – не иначе.

– Прямо в теплице установлю скважину. Будет капельный полив, регулировать микроклимат можно с помощью GPS и мобильного телефона, – делится своими планами начинающий предприниматель. – В такой теплице можно выращивать зелень, клубнику и, возможно, розы круглый год.

Построить теплицу, нашпигованную самыми современными технологиями, недёшево: 500 тысяч рублей нужно фермеру на один «термос». Но и окупаемость невиданная: уже через шесть месяцев затраты перекрываются прибылью.

Глубина котлована позволяет разместить горшки с клубникой один над другим, т.е. фактически на одном квадратном метре пространства умещается 20 кустов.

– У моего знакомого в Якутии такая же теплица, на улице –50с0, а у него без обогрева в этой теплице 5с0, – рассказывает Баир Санжимитупов. – На поверхности земли теплопотери доходят до 60%, а внизу – ниже промерзания грунта – земля отдаёт своё тепло, накопленное за лето и осень. В ширину такая теплица должна быть не больше пяти метров, а в длину – хоть километр.

Лопаты отставить!

К своему тепличному проекту изобретатель пришёл не сразу. Осваивал технологии энергосбережения на разнообразных форумах, занимался сборкой солнечных батарей из китайских комплектующих… Попутно решал множество технических задач у себя дома в Агинском. Например, додумался выращивать картошку в мешках: колоссальная экономия трудовых затрат получается. Расставил такие мешки по огороду и… ничего копать не надо!

Революционная технология даёт ошеломительные результаты. С двух кустов – 30 кг картофеля. Слово практику:

– Беру 100-литровые чёрные мешки для мусора. Засыпаю в них землю обыкновенную, перегной, золу, всё перемешиваю и сажу в каждый мешок по две картошки. Посередине вставляю трубку, чтобы поливать растение в самый корень. В день необходимо пол-литра жидкости. По мере роста ботвы на 10 см подсыпаю землю, так получается три этажа. Эффект – как в парнике, отовсюду греет – и сверху, и сбоку.

Посадкой картошки в мешки агрореформатор занимается уже в середине апреля, урожай снимает по осени, как все, только гораздо больший. От заморозков спасается тем, что просто закрывает мешки… А если дождь – открывает. Уверяет, что перед посадкой семенной картофель необходимо прокалить на солнце четыре часа, ещё по осени. Такая «испорченная» солнцем картошка не годится в еду проволочнику и грызунам, зато даёт больше глазков, а значит – урожайности, и хранится без проблем, не дрябнет.

Газификация альтернативная

Ну, и на прощание наш гость подарил читателям «Земли» ещё одну идею – газифицировать отдельно взятый дом с помощью… навоза. Одна такая самодельная биогазовая установка уже функционирует в Забайкальском крае – в доме Баира Санжимитупова. Хватает на всё: и согреться, и сварить.

Собирал местный Кулибин свою установку из подручных материалов, и поскольку она уже доказала свою эффективность, планирует поставить такую же в своём тепличном хозяйстве.

– Навоза будет предостаточно, – уверен предприниматель. – Ведь я планирую не только теплицы, но и птичник, и кролеводческую ферму. Опять же, бесплатное электричество, тепло, газ.

Познакомить вас детально с устройством подобных чудо-установок постараемся в ближайших номерах.

Конкурс проектов Минэкономразвития заканчивается 17 июля. Пока на грант по инновационным технологиям претендует только Баир Санжимитупов. Так пожелаем же ему денег и везения, поскольку с идеями и изобретательностью и так всё в порядке.

Татьяна Михеева, «Земля» №26

«Читинское обозрение» опубликовало историю жизни забайкальского архитектора Мункожаргала Дылгыржапова. Он начал проектировать здания ещё в начале 70-х, занимался реконструкцией исторических зданий Читы, строил дома в национальном стиле в Агинском и создал Читинский дацан. По его проекту могли и всё ещё могут возвести буддийский храм на Поклонной горе в Москве.

Узнать историю архитектора из Забайкалья

Зодчий земли отчей

Полвека отдал главному делу жизни – архитектуре – Мункожаргал Дылгыржапов

«За усердие на благо Забайкальского края». Таким знакам отличия награждён Мункожаргал Рабданович Дылгыржапов, член Союза архитекторов СССР и России, Почётный архитектор России, кавалер медали Союза архитекторов «За содружество зодчих» и лауреат Государственной стипендии России за 2012 год в области архитектуры.

Детство Мункожаргала пришлось на военные и послевоенные годы. В селе Узон на просторах агинских степей, где жила многодетная семья, была маленькая деревянная начальная школа. Много лет спустя архитектор Дылгыржапов разработает проект современной двухэтажной кирпичной школы для родного села. А пока с десяти лет мальчик ездит в райцентр учиться, живёт в интернате. Но летом, в каникулы, – с отцом на чабанской стоянке. Учителя заметили: мальчик любит рисовать, умеет работать с акварельными красками.

Почти сразу после школы Мунгожаргала призвали в армию. Отслужив четыре года на Тихоокеанском флоте, вернулся в родные пенаты, а потом... поехал в Москву – «поступать на архитектора». По окончании архитектурного факультета Московского института инженеров землеустройства в 1972 году прибыл в Читу. Архитекторов у нас тогда можно было сосчитать по пальцам, да и те иногородние: отработав какое-то время, уезжали. Мункожаргал был среди первых, кто с архитектурным образованием вернулся после учёбы на родину и остался здесь навсегда.

Как раз в конце 60-х государство внедряло программы по подъёму сельского хозяйства, а, значит, развитию образования и культуры на селе. В областном центре, как и по всей стране, создавались проектные организации, которые были нацелены на выполнение этих программ.

Свою деятельность молодой специалист начал в Читинском филиале института «Востсибгипросельхозстрой». Разрабатывал генеральные планы центральных усадеб совхозов и колхозов Забайкалья. И первые из них – сёла Красная Ималка, Тарбагатай, Шелопугино, Засопка, Ингода... Проектировал школы, детсады, дома культуры, больницы. Больших отступлений от типовых проектов тогда, увы, не допускалось. Но как будет выглядеть фасад любого общественного здания, всё равно решал архитектор. И в каждое из них Мункожаргал Рабданович хотел привнести что-то своё. На память приходит афоризм: «Фантазии людской полёт в шедеврах каменных живёт». Шедевры – не шедевры, а ответственность огромная. Ведь каменные дома стоят по многу десятилетий, а то и веков.

Так появились первые авторские проекты: административно-лабораторный корпус ЗабНИТИОМСа (Забайкальского научно-исследовательского технологического института овцеводства и мясного скотоводства) в агрогородке «Опытный», межобластная школа милиции по улице Баргузинской, административно-лабораторный корпус ПВРЗ в Чите, общественный центр в селе Колочном.

Интересной была работа по проектированию экспериментально-показательного жилого квартала в селе Застепь. Эксперимент заключался в том, чтобы научить сельских строителей из местных строительных материалов возводить жилые дома, избегая унылой однообразной застройки, меняя планировку квартир, оформление фасадов. Выбор невелик: дерево и кирпич. Но возникают же на земле красивые храмы и дворцы, фабричные корпуса, вокзалы. И всё это сделано из маленьких более-менее одинаковых кирпичей. А уж из деревянных конструкций в дошедших до нас домах из прошлых столетий можно увидеть такую красоту – неповторимую и разнообразную! Кружева на фризах, карнизах, оконных наличниках, замысловатое оформление входных дверей, да и много чего другого можно «выпилить» из дерева. Правда, уходит это искусство безвозвратно. Но ведь можно использовать кое-что из образцов деревянного зодчества тех лет.

Появились и первые награды. В составе авторской группы Мунгожаргал Дылгыржапов занял третье почётное место в открытом конкурсе на проект культурно-бытового центра агрофирмы «Догой» в Чите. Но главная награда была впереди...

Дома долговечнее человека

90-е многих высококвалифицированных специалистов-проектировщиков выбросили за борт. Предприятия, совхозы и колхозы боролись за выживание. Не до строек. Оказались расформированными проектные организации, работающие на село. Но архитекторы всегда востребованы. Мункожаргала Рабдановича пригласили в ОАО ИСК «Читагражданстрой» на должность главного архитектора проектного управления. Здесь он занимался не только проектированием, но и авторским надзором при строительстве многоквартирных жилых домов в Чите по улицам Хабаровской, Балябина, Бутина.

Константин Паустовский повторял: «История домов бывает подчас интереснее человеческой жизни. Дома долговечнее людей и бывают свидетелями нескольких людских поколений».

Впервые Мункожаргалу пришлось соприкоснуться с историческим наследием города в средине 90-х. И не просто соприкоснуться, а вникнуть в самую суть, изучить столетнюю историю старинного особняка, известного под именем купцов – братьев Зазовских по улице Петра Анохина. Ставилась задача не только реконструировать старое здание, но и функционально изменить его назначение, дополнить пристройкой, заменить устаревшие детали, не нарушив общего архитектурного облика.

Чего только в этом доме не было! Наконец, он был передан в ведение Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права. По для нового вуза надо было увеличить площади для аудиторий, лабораторий, спортивного и актового залов, пищеблока. А ведь дом – непростой. Над угловым входом – массивный нависающий эркер, завершающийся необычной формы аттиком, примыкающим к башенке с четырёхскатным криволинейным куполом. Над карнизами – аттики необычной формы. О таких писал А.К. Толстой: «В своём дому любил аристократ капризные изгибы и уступы, на крыше ваз или амуров ряд...». Всё это требовало бережного и деликатного подхода. И наш герой справился с этим весьма корректно.

В те же годы выполнил эскизный проект гостиницы в Маньчжурии, но из-за нерешённых вопросов по финансированию проект остался на чертежах...

Мужская гимназия, «Радина» и другие...

В начале 2000-х в стенах «Читагорпроекта» Мункожаргалу Рабдановичу снова пришлось поработать над реконструкцией старинного здания, построенного в Чите в 1894 году для мужской гимназии. Сейчас это один из корпусов Читинской медакадемии. В справочнике-путеводителе за 1907 год его автор Попов отмечал: «Двухэтажное здание гимназии недурное по архитектуре и очень выгодно расположено в глубине площади. Белый его корпус довольно красив...». Действительно, в нём много от классицизма. Проект реконструкции этого замечательного здания пополнил список авторских работ Мункожаргала Рабдановича. Правда, свои творческие удачи он всецело разделяет с теми, кто рядом. Считает, что одним из слагаемых успехов архитектора-руководителя является его умение добиваться взаимопонимания и обладать в полной мере чувством доброжелательности и товарищества к тем, с кем работаешь.

Имея уже накопленный опыт по проектированию реконструкций непростых зданий, зодчий смело берётся за проект реставрации кинотеатра «Родина», сданном в эксплуатацию 60 лет назад. Портик, колоннада, карнизы и фронтон придают зданию монументальность, помпезность. Всё это надо было не только сохранить, но и выполнить условия, поставленные заказчиком. Параллельно «с ноля» строится торговый центр «Спутник» в районе КСК, запроектированный группой инженеров под его руководством.

Агинское и Барселона

В 2005 году архитектор отмечен благодарственным письмом главы администрации Агинского Бурятского автономного округа за проектирование и активное участие в строительстве здания окружного краеведческого музея имени Г. Цыбикова. Кто бывал в Агинском, не мог не обратить внимание на это приметное здание, украшающее одну из центральных улиц посёлка. Двухэтажное, в бурятском национальном стиле, оно выглядит великолепно.

До сих пор греет душу впечатление от посещения в 2007 году международной строительной выставки «Конструмат» в Барселоне (Испания). Через центр зарубежных стажировок наш архитектор был включён в группу российских специалистов. Семинары, мастер-классы... Творения испанского архитектора Антонио Гауди восхитили, покорили, потрясли. Кстати, поездку пришлось оплачивать из личных сбережений.

Вершина мастера

Объекты жилья, соцкультбыта, торговли, реставрации исторических зданий – к 2000 году много чего было в авторском багаже архитектора Дылгыржапова. В его работах наблюдается то, что определяет руку большого мастера. Своеобразное видение архитектуры, мышление гораздо шире, дальше проектируемого объекта, с обязательным учётом окружающей среды, в которой предстоит находиться проектируемому сооружению. Яркий пример тому – комплекс буддийского храма в Чите.

Разговоры о необходимости строительства культового здания для буддистов в областном центре шли давно. Наконец, с открытием в Чите представительства Агинского дацана в 2002 году этот вопрос уже решился окончательно. Годом раньше был определён участок земли. Мункожаргал не колеблясь взялся за проект.

Было принято решение принять за основу размеры и формы дацана, модель которого была выстроена и открыта на территории промышленной и сельскохозяйственной выставки в саду имени Жуковского (ныне – парк Дома офицеров) 15 августа 1899 года. Культовые обряды там не совершались, он считался выставочным павильоном с набором буддийских реликвий. В 1914 году здание сгорело вместе с коллекцией. Поэтому сохранившихся фотографий для проектирования было мало, а какой-либо литературы по строительству подобных объектов днём с огнём не найдёшь. Архитектору пришлось обследовать и делать обмеры существующих дацанов в Агинском, Цуголе. Искать хоть какие-то относящиеся к этому материалы в библиотеках, архивах.

К работе Мункожаргал Рабданович привлёк своих друзей-единомышленников, не обещая вознаграждения. Вопрос с финансированием проектных работ даже не обсуждался. Участие в проектировании, а потом и строительстве Читинского дацана расценивает как большую честь. Именно тогда понял до конца аксиому «архитектор – главный строитель» («архитектор» в переводе с греческого и есть строитель), потому как только в тесном контакте с заказчиком и подрядчиком можно добиться успеха.

Когда смотришь на главный корпус Читинского дацана и окружающие его постройки, понимаешь, что архитектура – это синтез искусств: сочетает в себе скульптуру, живопись, композицию, пропорции, пластику, фактуру, цвет. Это одновременно и удовлетворение духовных потребностей. За проектирование и строительство комплекса Читинского дацана «Дамба Брайбунлинг» в год его открытия (2010 г.) Мункожаргал Рабданович награждён знаком отличия «За усердие на благо Забайкальского края» и благодарственным письмом главы Традиционной Буддийской сангхи России.

На предложение Союза архитекторов России по соисканию государственной стипендии на 2012 год «За большой творческий вклад в архитектуру и успехи в области реставрации и реконструкции памятников истории, культуры и архитектуры» Мункожаргал Рабданович представил проект создания этно-туристского комплекса на базе Читинского дацана с включением в него многофункционального центра по изучению языка, традиций, ритуалов бурят и ресторана бурят-монгольской кухни. И был удостоен этой премии. Ресторан «Звезда кочевника» уже радует посетителей вкусными, оригинальными блюдами. Самая большая мечта автора проекта – чтобы этот проект осуществился полностью.

Памятник истории

За 50 лет, посвящённых любимому делу, выполнено очень многое. Приносит удовлетворение участие в международных бурятских фестивалях «Алтаргана»: в 2008 году – серебряный диплом, в 2012 – золотой диплом за проекты, представленные на фестивальные выставки.

В 2011 году к архитектору обратился шэрээтэ Зуталайского дацана с просьбой сделать эскизный проект на восстановление дацана в Зугалае (Могойтуйский район). Разработанные чертежи отправили в администрацию В.В. Путина. И в начале 2012 года из президентского фонда было выделено 5 млн рублей для начала строительства. Остальные средства пополняются из внебюджетных и благотворительных фондов, пожертвований спонсоров и состоятельных буддистов. Зугалайский дацан включён в перечень памятников истории и культур:,I федерального значения.

Строится дацан и в Якутске. Документацию разрабатывали местные архитекторы. Учитывая богатый опыт в проектировании культовых объектов, якутяне попросили Мупкожаргала подкорректировать кое-какие моменты. Теперь он тоже, хоть и частично, стал «своим».

Забайкальская энциклопедия по разделу «Архитектура и искусство» тоже не обошлась без участия нашего героя.

Храм на Поклонной

С 2002 года среди буддистов активно обсуждался вопрос о том, чтобы на Поклонной горе в Москве к 70-летию Победы построить мемориальный храм в честь воинов-буддистов, павших в годы войны. До сих пор в столице нет ни одного (!) буддийского храма. В ноябре 2014 года ламы освятили двухтонный гранитный камень в основании будущего дацана. Тогда планировалось, что строительство удастся завершить к Дню Победы 2015 года. Но сроки работ всё время сдвигались из-за отсутствия финансирования. В разработке проектов главного здания принимали участие архитекторы из Бурятии, Тувы, Калмыкии. По предложению члена Совета Федерации Б.Б. Жамсуева Мункожаргал Рабданович разработал эскизный проект мемориального храма-памятника на Поклонной горе. И в конце февраля 2015 года докладывал о нём в одном из комитетов Государственной Думы. Чей вариант будет утверждён, пока неизвестно.

...Стоят в Чите многоэтажные жилые дома, отреставрированные старинные здания, детская консультация в Кадале, торговый центр «Сиугник» на КСК, буддистские храмы на забайкальской земле, Музей в Агинском, школы и детсады в сёлах и районных центрах... Стоят и греют сердце: вот он, его, архитектора Дылгыржапова, отчётливый след на Земле. Конечно, много задумок и проектов остались нереализованными. Но это уже не его вина. Сделано-то сколько!

Людмила Арзамасцева, «Читинское обозрение» №26

«В чащах юга жил-был цитрус? Да, но фальшивый экземпляр!» В «Экстре» вышел большой исторический материал о том зпт как в Забайкалье пришёл телеграф тчк Как информагентство мы просто не имеем права обойти стороной историю прародителя своего формата зпт поэтому предлагаем вам погрузиться в текст Ирины Бариновой тчк

Узнать о телеграфе в Забайкалье

В чащах юга жил-был цитрус

Из истории читинского телеграфа

«В чащах юга жил-был цитрус? Да, но фальшивый экземпляр!» – говорят, с такой нелепой фразы с XIX века и до недавнего времени телеграфисты начинали свой рабочий день, проверяя исправность телеграфного аппарата. Кто придумал эту замысловатую «формулу», неизвестно. Но зато в ней собраны все буквы русского алфавита, кроме «ё» и «ъ».

Купечество очень обрадовалось

150 лет назад, в 1866 году, было создано Русское телеграфное агентство (РТА) – первое информационное агентство в России, которое снабжало информацией почти все провинциальные и многие столичные газеты. Годом позже в Чите к дому губернатора и к почтовой конторе на улице Аянской был проведён телеграф, соединивший наш город с Москвой и Петербургом.

Тогда же, в 1867-м, Сибирский телеграф добрался до Нерчинска и Сретенска. В 1871 году телеграфный провод протянулся от Читы вдоль Шилки и Амура до Александровска и дальше под водой до Нагасаки в Японии. Отсюда телеграфная связь вышла на Гонконг, через Индийское, Красное и Средиземное моря – на Лондон и продолжилась до Петербурга.

В результате образовался громадный электрический круг, объединяющий Северное полушарие Старого Света и увязанный в США кабелем, проложенным в 1866 году по дну Атлантического океана. Так Чита включилась в международное телеграфное сообщение.

Теперь телеграмму в Москву или Санкт-Петербург мог отправить любой читинец. Добавим, любой состоятельный читинец. Ведь стоимость телеграммы была очень высокой: за сообщение свыше 20 слов, отправленное в Иркутск, платили 1 рубль, в Москву – 8 рублей 50 копеек. Стоимость одного слова отправляемых в Китай телеграмм составляла 94 копейки.

Зато приём депеш производился в любое время дня и ночи во все города России и за границу, правда, ночью послания стоили в два раза дороже. Причём, отправлять их можно было на русском, немецком и даже французском языках.

Более всего заинтересованы в проведении телеграфа были местные купцы и золотопромышленники, которые жертвовали немалые средства на строительство линий и станционных помещений и установку телеграфных столбов. Теперь купечество своевременно узнавало о спросе на товары и ценах на ярмарках.

В 1891 году Забайкальская область представляла почтово-телеграфный округ, управление которого находилось в Чите. Служба почты и телеграфа располагалась в здании железнодорожного вокзала. В 1893 по проекту архитектора Максимилиана Арнольда построили новое здание почтово-телеграфной конторы (ныне здание Читинского почтамта), которое располагалось с западной стороны Соборной площади.

Известно, что только в 1902 году было отправлено 46757 телеграмм, получено – 50228, больше всего из Китая. Кроме того, Чита обменивалась телеграммами с Германией, Великобританией, Австро-Венгрией, Францией, Швейцарией, Италией, Японией, Северной Америкой и островом Цейлон.

Депеша уходит мгновенно

Связь передавалась на аппарате Морзе. Профессия телеграфиста была очень уважаемой, и кому попало аппарат не доверяли. Молодой человек в форменной одежде зашифровывал буквы в точки-тире, и сигналы бежали по проводам, а в пункте назначения другой телеграфист принимал морзянку и расшифровывал сообщение.

Газета того времени так описывала действие телеграфа: «Известия передаются вполне точно, потому что есть пишущий снаряд. Телеграф, получая депешу с другой станции, пишет её сам особым, весьма простым механизмом и своим собственным шрифтом; точно так же посылаемая отсюда депеша мгновенно получается в копии в месте своего назначения. В случае ошибки легко переспросить и исправить».

Поначалу телеграфистами были только мужчины.

И хотя к 1871 году указ о приёме на работу в телеграфное ведомство «прекрасного пола» стал повсеместным, требований и ограничений к женщинам предъявлялось немало. В то время женский труд оплачивался ниже телеграфистов-мужчин. От поступающих на службу требовалось основательное знание не менее двух иностранных языков, окончание курса в гимназии. На работу разрешалось принимать только незамужних девушек или женщин, у которых мужья работали в телеграфном ведомстве. В случае болезни женщины-телеграфиста муж был обязан заменить супругу на работе, в противном случае её увольняли немедленно.

Все почтово-телеграфные служащие носили форму и погоны согласно своему чину и разряду, правда, она немногим отличалась от формы железнодорожных чиновников.

Стратегический объект

Телеграф всегда был стратегическим объектом. Помните, что в первую очередь планировали захватить большевики в октябре 1917-го?

Вот и в конце 1905 года в Чите вооружённые рабочие при непосредственном участии почтово-телеграфных служащих захватили здание почтамта, и стачечный комитет решил: телеграммы правительства по назначению не передавать. После подавления забастовки военный суд привлёк 14 работников почты и телеграфа, 13 из которых были сосланы на каторгу.

Наш край всегда отличался особой удалённостью, но благодаря телеграфу он уже не был оторван от всего мира. И власти во все времена понимали важное стратегическое значение Забайкалья, именно поэтому в 1912 году военное ведомство решило построить в Чите радиотелеграф. За строительство отвечал представитель всемирно известной радиотелефонной и электрической немецкой фирмы «Симменс и Гальске» инженер Роберт Каулен. Комплекс радиотелеграфа из шести металлических башен возвели на высокое мысу около озера Кенон недалеко от Кадалы. В 1919-м комплекс под названием «Мощная радиостанция» обеспечивал связь атаману Семёнову с городами Сибири.

...Мы уже не отправляем телеграммы. На смену им пришл; мобильная связь, СМС, интернет и прочие технологии, благодаря которым можно легко наладить общение на любом расстоянии. С 2004 года многие страны прекратили поддерживать телеграфный сервис, но в России он действует и поныне: на военных узлах телеграфные модемы в плане секретности остаются самым безопасным средством современной связи.

Использованы материалы «Энциклопедии Забайкалья. Чита» и читинских краеведов.

Ирина Баринова, "Экстра-реклама" №26

Журналист «Читинского обозрения» Ирина Комогорцева побывала на обряде «Обоо тахилга» в честь Айралжан Эрдэни хатан Эжи. Буддийские верующие по кругу обходили с молитвами мунхан на Титовской сопке. После они посоревновались в бухээ барилдаан и стрельбе из лука и не расходились до самого вечера.

Заинтригованы — читайте материал «ЧО» полностью

Счастье не за горой

Забайкальцы принесли молоко, водку и сахар в жертву покровительнице Читы

Бурятский народ верит, что у каждой горы, речки или долины есть свои хозяева, хранители местности. Покровительница есть и у столицы края. Имя её Айралжан Эрдэни хатан Эжи. Вот уже пять лет несколько тысяч забайкальских буддистов совершают на Титовской сопке обряд «Обоо тахилга» в её честь. В этот раз, 25 июня, на сопку забрались и корреспонденты «ЧО».

Добраться до мунхана (буддийское сооружение) на западном склоне Титовской сопки – задача не из лёгких. Однако трудный путь по бездорожью не остановил желающих почтить владычицу города. Более двух тысяч человек принесли в дар Айралжан Эрдэни хатан Эжи белую пищу: молоко, творог, сметану, хлеб, «огненную воду». Многие верующие принесли рулеты, торты и зефир – чтобы молитвой ламы их освятили. Часть угощений пришедшие поклониться хозяйке сопки должны съесть сразу, остальное унести домой и разделить вместе с семьёй в течение трёх дней. На стол гостям такую еду не подают. А вот жидкостями нужно напоить землю, где обитает покровительница Читы, поэтому её тут же выливают.

День празднования «Обоо тахилга» был определён буддийскими астрологами. По словам Радна ламы, обряд не привязан к какой-то определённой дате или числу. Главное, чтобы он выпадал на месяц лошади (июнь). В этот день ламы обращаются к духам и просят о милости для жителей как города, так и всего мира. При этом сами верующие должны с молитвами обходить мунхан по кругу.

– Гору обходят по часовой стрелке, по ходу солнца, чтобы вся жизнь повернулась в лучшую сторону. В молитвах обычно просят здоровья, счастья, удачи, благополучия для себя и близких, – просвещает меня Баирма Баторова.

В руках у верующих обязательно должны быть либо подношения для Айралжан Эрдэни хатан Эжи, например, рис, зёрна, кусочки сахара, монетки, конфетки либо чётки. Нужно сделать минимум три круга. Однако ограничений в их количестве нет – главное, чтобы число было нечётным.

После молебна верующие могли участвовать в соревнованиях по борьбе бухээ барилдаан или стрельбе из лука. Те же, кто от спорта далёк, имели возможность блеснуть творческими способностями в конкурсах народного творчества, где нужно было рассказать стихотворение на бурятском языке или спеть на нём песню. Любовь к родным традициям показали люди, пришедшие на молебен в национальных костюмах.

Стрельба из лука проводилась по бурятским правилам. По словам тренера спортивной школы олимпийского резерва №1 Кима Дабаева, с дистанции в 45 метров вместо мишени стрелок должен был попасть по «ласти» (небольшая трубочка, находящаяся в центре между восемью маленькими подушечками). За попадание по ней лучник получает 3 очка. Если участник сбивает кегли слева и справа от «ласти», то – 2 очка. Остальные подушечки дадут по одному очку. При этом выбить «мишени» нужно не вбок, а только назад – на два метра, иначе стрелок не получит баллов.

– Выиграет тот, кто больше всех выбьет очков. Каждый запускает по 16 стрел, то есть два раза по восемь. Потом начинается отбор, пока в итоге четыре человека не останутся – между ними первое место разыгрывается. За победу – живой баран и денежная премия от читинского дацана, – добавил Ким Юндунович.

Гости хозяйки Титовской сопки не расходились до самого вечера, всем хотелось подольше побыть в этом сакральном месте, в единении с окружающим миром и природой и, конечно же, попросить у Айралжан Эрдэни хатан Эжи благополучия для себя, для своих близких, для Читы.

Ирина Комогорцева, «Читинское обозрение» №26

Забайкальский режиссёр и сценарист Баяр Барадиев — экс-капитан команды КВН «Гураны» — рассказал «Аргументам и фактам» о своём новом фильме «Восемьсот слов» и о том, как он вообще оказался в кино. Помните, весёлые гурановские ролики — с них всё и началось.

Читать про забайкальское кино а «АиФ-Забайкалье»

Фильм из будущего

Баяр Барадиев: «Напугать человека легко, а ты попробуй — рассмеши»

С 1 по 3 июля в Улан-Удэ пройдёт международный бурятский фестиваль «Алтаргана». В Рамках праздника будет показан короткометражный фильм забайкальского сценариста и режиссёра Баяра Барадиева «восемьсот слов».

«Наш язык не умрёт»

– Действия картины происходят в 2055 году. Бурятская семья вступает в права наследования, и нотариус начинает читать завещание, выяснив – основной документ написан на бурятском языке. Все в недоумении, ведь родные умершего не владеют языком. Как быть?

На помощь приходит 12-летний мальчик. Алдара привозят из села Зугалай, что в Могойтуйском районе, и он читает завещание. Кто станет наследником несметных богатств, узнаем в самом конце, когда мальчик переведёт текст на русский язык.

– Актёры вашего фильма — профессионалы ?

– Нет. Дело в том, что гонорары мы не платим. Нечем! Потому все, кто задействован в съёмках, наши знакомые или такие же энтузиасты, как мы. Сценарий к фильму я написал в прошлом году и положил его на полку. Недавно обратились в администрацию Агинского округа. При её финансовой поддержке и был снят фильм.

Я и сам, кстати, не имею специального образования. Фильмы, которые снимаю вместе с оператором Романом Хлюстовым, социального характера. Коммерческих проектов у нас нет. Бюджет картин символический — чтобы хватило на аренду помещений и реквизит.

– Значит, по замыслу фильма «Восемьсот слов» бурятский язык не умрёт?

– Есть такая надежда. В районах края, где проживают буряты, многие говорят на родном языке и чтут традиции. Язык изучают в детских садах и школах. Я знаю, что на фестиваль «Алтаргана» забайкальские ребята предоставят много творческих работ, касающихся традиции, культуры и обычаев бурятского народа. Значит, пока носитель жив, язык не умрёт!

– Как появился сюжет к этой картине?

– Я узнал, что ЮНЕСКО внесла бурятский язык в перечень исчезающих языков мира. Вопросы его сохранения и развития стоят сейчас очень остро и обсуждаются на самом высоком уровне.

Мне известно, что в посёлке Агинское создан Совет по сохранению бурятского языка, куда вошли члены Собрания представителей округа, писатели, учителя и сотрудники СМИ.

Стыдно вспоминать

– Этот фильм далеко не первая ваша с Романом Хлюётовым работа...

– Первый раз мы оказались по другую сторону видеокамеры десять лет назад. Будучи ещё студентами, решили снять фильм — трагическую историю о любви. Нас было четверо, и никто из нас толком не знал, что и как нужно делать. Было просто желание, а его одного, как известно, недостаточно. Это потом будут книги про кинематограф, общение с профессионалами, обмен опытом и участие в кинофестивалях, а пока... Через два дня мы поняли, что у нас ничего не выйдет, и бросили эту затею. Помню, потом несколько лет даже не вспоминали про попытку снять фильм – настолько нам было стыдно и неудобно за свою неуклюжесть и отсутствие знаний. Раскадровка (последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при создании фильмов – прим.ред.) осталась до сих пор. Иногда Роман находит её фрагменты и присылает мне. Теперь уже не стыдно, а смешно вспоминать то время.

– А когда пришёл первый успех – вместе с фильмом «Золото Чингисхана»?

– «Успех» – сказано громко. Я бы сказал – начали учиться снимать. Это было в 2008-м. Тогда наша команда КВН «Гураны» играла в премьер-лиге. Мы жили в Москве, запись игры показывали по центральному телевидению. Помню, тогда одним из конкурсов КВН был – запись видеоклипов. Так появились «Чемпион по неудачам», «Многие хотят, а мы сделали». Эти видеоролики и сейчас можно посмотреть в Интернете.

Желание снимать фильмы не прошло с годами. Потому появились картины «Реприза», «Стук» и другие. А фильм «Золото Чингисхана» – это та ступень, на которой мы поняли, что умеем режиссировать, монтировать.

– Баяр, известно, что вы пробовали себя в качестве актёра. Не понравилось?

– В 2006 году, когда снимали наш первый фильм, я подумал: почему бы нет? Стал одним из главных героев. Но это очень непросто — следить за работой артистов на съёмочной площадке и одновременно играть самому. Отказался от этой идеи давно, хотя буквально несколько месяцев назад был готов снова выйти на съёмочную площадку. Для фильма «10 тысяч часов» долго не могли подобрать боксёра. Я рад, что человек всё-таки нашёлся. Это профессионал, который очень хорошо справился со своей задачей и отлично показал то, с каким трудолюбием и упорством нужно идти к поставленной цели. А суть фильма заключается в том, что для достижения успеха выбранному делу нужно посвятить 10 тысяч часов.

«Спасите Байкал!»

– Как складываются взаимоотношения с властями нашего региона? Есть ли поддержка со стороны правительства края, например?

– Я благодарен Марине Борисовне Константиновой (директор Дворца молодёжи «Мегаполис» – прим ред.) за то, что поддерживает наши инициативы и способствует развитию в крае кинематографа. Бюджет фильма «Золото Чингисхана», например, в своё время потребовал около 500 тысяч рублей. На выделенные правительством края средства мы купили звуковое и осветительное оборудование. Значит, небольшая помощь, но всё же есть!

– Вы довольны тем, как проходит Год кино в нашем крае?

– По-моему, не было даже открытия...Или я ошибаюсь? Знаю, что скоро в некоторых районах края реализуется проект «Все в кино!» Жителям Борзинского, Нерчинского и некоторых других районов будут бесплатно показаны советские фильмы. Вот это здорово – не на словах, а на деле, не для галочки, а для людей – проводить мероприятия.

– Сожалеете о том, что в этом году не проводится Забайкальский международный кинофестиваль?

– Конечно! Это же был праздник кино. У людей была возможность посмотреть фильмы, которые только что вышли в прокат, и что самое главное – пообщаться с актёрами и режиссёрами.

– Если сравнивать Забайкалье с соседними регионами, интересно узнать, как мы выглядим на их фоне?

– Хуже остальных. В Республике Бурятия, например, в год снимают порядка десяти полнометражных фильмов. У нас... ни одного. Наши коллеги из соседнего региона имеют хорошую господдержку. Такая же ситуация и в Якутии.

– Но к вам за помощью обращаются коллеги из других регионов.

– Недавно рэперы из Улан-Удэ попросили нас с Романом снять клип на песню «Байкал великий». Хотя просится другое название – «Спасите Байкал!». Я первый раз был на озере. С одной стороны, восхищен его величием, с другой, — потрясён тем, насколько небрежное к нему отношение. Дело в том, что из-за грязи и бытовых отходов, которые попадают в озеро, развивается спирогира. Эти водоросли заполнили набережную, превратив её в болото. Если сейчас не принимать меры, мы окажемся на пороге экологической катастрофы.

– Умирающий язык, умирающий Байкал...

– Согласен – звучит мрачно, но отрицать проблемы глупо. Об этом надо рассказывать.

Природа смеха

– Баяр, вы снимаете интересные фильмы с глубоким смыслом, но позиционируете себя как юморист. Почему? Например, когда я смотрю ваши фильмы, мне не до смеха.

– Всё, что я из себя представляю, всё, что я умею делать, идёт из игры в КВН. Мне нравилось и нравится сейчас придумывать гэги для КВН. Гэг — это визуальное действие в кадре, которое вызывает эмоции. Мой любимый художественный приём — парадокс. Говорят же: «Напугать человека легко, а ты попробуй — рассмеши».

– Чиновники не обижаются, когда узнают себя в ваших героях?

– Лишь один раз был у нас такой случай: выступали на Центральной площади Читы, и среди наших шуток были шутки про депутатов Госдумы. Организаторы отключили микрофон и зашептали: «Вы что... Прекратите!». После нашего выступления больше уже никто на сцену не вышел.

– Нет ощущения, что всё уже снято, все сюжеты написаны?

– Остаётся работа с формами. Сценаристы, режиссёры и операторы соревнуются в гэгах. Это как раз то, о чём я говорил, и то, что мне нравится. А сюжеты... Думаю, они нескончаемы, потому что их подсказывает жизнь. А лучше, чем она, не придумаешь.

Елена Лоскутникова, «Аргументы и факты. Забайкалье» №26

«Вечорка» пишет не только крамолу, как некоторые считают. Журналист Мария Снегова разобралась в перипетиях истории «88-го ЦАРЗ» — машиностроительного завода, ещё недавно выпускавшего грузовики «Гуран». Газета с прискорбием констатирует, что и этот завод оказался на грани банкротства, как и другие забайкальские гиганты советского времени. «Восемьдесят восьмой» долго держался, но дама с косой болгаркой, видимо, добралась и до него.

Погрустить о забайкальском машиностроении

Дорога в неизвестность: куда укатил забайкальский «Гуран»

Поистине волна кризиса и упадка захлёстывает одно за другим предприятия региона. «Вечорка» вынуждена констатировать, что всё больше производственных гигантов, которые чудом не развалились в бесшабашные 90-е, а после от греха подальше реинкарнировались в общества с ограниченной ответственностью (или, как вариант — в открытые акционерные общества), ныне переживают если не банкротство, то как минимум эпоху нестабильности.

Заводская гидра

Лишнее тому подтверждение — ситуация, сложившаяся на читинском восемьдесят восьмом ЦАРЗе (центральном автомобильном ремонтном заводе), впускающем известные в крае автомобили «Гуран», которые при правильном раскладе могли бы пользоваться спросом у жителей края. Беда как говорится, одна не приходит, и на «семь бед» искать один ответ приходится нынешнему директору «восемьдесят восьмого» — Сергею Чадаеву, которому в условиях безденежья придётся если не поднять прибыль завода, то как минимум сохранить предприятие.

Поясним читателям, что некоторое время назад у заводского руля находился иной руководитель, который и успел наломать дров. После его ухода с поста завод лишился приличной клиентской базы, так что теперь список потенциальных заказчиков приходится воссоздавать заново. Логично, что лишившись солидной порции средств, в старые добрые времена регулярно выдаваемых партнёрами, осуществлять производственный процесс как ни в чём ни бывало — задача не из простых. Дополнительный уровень сложности ей придают требования налоговых органов выплатить накопившуюся задолженность, а также аналогичные требования со стороны работников. Попробуй объясни людям, который месяц не получающим зарплату, что дело вовсе не в директоре-хапуге, а в клубке проблем, словно порождающих друг друга подобно тому, как гидра выращивает несколько новых огнедышащих голов на месте только что отрубленной.

Кризисный порочный круг

Оказавшись связанным по рукам и ногам финансовыми обязательствами и невозможностью эти обязательства в условиях кризиса исполнять, директор Сергей Чадаев принял новый удар — на него едва не завели уголовное дело. На взгляд обывателя, все выглядело вполне уместно: предприятие «загнало в угол» экс-руководство, но первоочередные выплаты не производятся прямо сейчас, и отвечать должен нынешний руководитель. То, что «наследство», только со знаком минус, оставил бывший директор, объяснять пришлось уже в суде. Благо, что судебным ответом на материалы, поступившие от зама руководителя трудовой инспекции, связанные с невыплатой зарплаты работникам АО «88 ЦАРЗ» стало постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Управляющий директор сообщил, что, согласно занимаемой должности, отвечает за обеспечение бесперебойной работы завода, а именно за ремонт специальной военной техники общевойскового назначения. Сейчас в штате состоят более ста гражданских работников, но изыскать хоть какие-то средства, чтоб выдать им зарплату, нет решительно никакой возможности. Дело в том, что АО «88 ЦАРЗ» структурно входит в состав АО «Спецремонт», фактически находящегося в Москве. Деньгами для оплаты труда работников читинского «восемьдесят восьмого» располагает только АО «Спецремонт», это же акционерное общество отвечает за все пункты, касающиеся выплат зарплат и поощрительных выплат сотрудникам АО «88 ЦАРЗ». Только директор «Спецремонта» сможет принять решение о выделении денег для оплаты труда читинских работяг, он же распоряжается переводом денег со счёта «Спецремонта». Тем временем его читинский собрат уже находится на грани банкротства, ведь долгое время деньги из АО «Спецремонт» на счёт «88 ЦАРЗ» не поступали вообще. В итоге с февраля текущего года и до сих пор как рядовые работники, так и директор в карманах нащупывают лишь пустоту. В таких случаях единственным решением становится продать износившиеся активы и полученные деньги потратить на выдачу получки. Но и это сделать невозможно из-за того, что судебные приставы наложили ограничение на регистрационные действия завода с движимым имуществом. Теперь его нельзя не только продать, но и даже сдать. В возбуждении уголовного дела в таких обстоятельствах, ясное дело, отказали, но порочный круг «невыплата зарплаты — приставы — невозможность продать/сдать что-то — невыплата зарплаты» продолжает вращаться.

Безработный завод

С 2006 до 2014 года Яковлев руководил АО «88 ЦАРЗ», а июне 2014 года, то есть два года назад экс-директор получил уведомление об отзыве доверенности от управляющей компании АО «Спецремонт». Как стало известно «Вечорке», за три дня он вывез с завода некоторое количество станков и другого имущества, а также увёл с собой порядка 40 специалистов и устроил их на ОА «78 военный завод», где он являлся генеральным директором, однако впоследствии летом 2014 года земля и все имущество «семьдесят восьмого» по искусственным долгам через судебных приставов было продано в собственность подставным лицам. Фактически завода уже нет — он продан, однако во все контролирующих органах он состоит на учёте, где до сих пор требуют отчётности. При смене руководства должным образом не были переданы что дела, что счета и активы. С момента ухода бывшего руководителя завод прекратил исполнять работы по контракту, выездные бригады были ликвидированы, а ответственные лица бригад — уволены, снова подчеркнём — без процедуры сдачи дел и без проведения инвентаризации. В итоге образовалась недостача товарно-материальных ценностей. Возникла и задолженность по крупному государственному контракту № Р/3/6/36-ДГ03, над исполнением которого ранее трудилось аж 8 бригад. По закону, завод должен либо сдать госзаказ, как полагается, либо вернуть аванс, то есть уже выданную часть платежа. В текущей же ситуации крайне сложно воплотить в жизнь и первое, и второе. Ухудшает положение и то, что многие факты указывают действующему руководству, что ранее выданные на исполнение госзаказа деньги использовались не по целевому назначению. Не просто же так в сентябре 2014 года ОФСБ России изъяло бухгалтерские документы за период с 2010 по 2014 года. «Вечорке» стало известно, что на тот момент создавались фирмы по сборке автомобилей, например, ООО «Гуран». Запчасти поступали из Китая, при этом основная часть затрат оплачивалась за счёт завода, но официально доходов от продажи «Гуранов» предприятие не имело.

На заводе подрядчиками проводились ремонтные работы, в роли которых выступали фирмы ООО «Сибстрой», ООО «Элитинвестстрой», через которые проводилось обналичивание денег, что подтверждают данные проверок со стороны налоговой инспекции. За это заводу сейчас приходится нести убытки в арбитражных судах по отказу от возврата налога на добавленную стоимость. Прежним руководством было написано письмо в ОАО «Ремдизель» о передаче части работ по техническому надзору автомобилей КАМаЗ и модификаций. Сейчас всплыли цифры, говорящие, что объёмы работ на заводе были завышены умышленно, из-за чего и было предложено передать эти работы фирме ООО «ВостокСервисАвто», которая, к слову, не имеет лицензии на эти виды деятельности. Результат — завод снова остался без работы.

Скорая экономическая помощь. Вызов принят.

Ещё одним просчётом экс-начальства стали закупки запасных запчастей «впрок», которые производились по завышенным ценам, при этом купленные запчасти имеют низкий коэффициент сменности. В итоге на заводе скопилось большое количество неликвидных запасных частей.

В годы нахождения у власти экс-директора также производился ремонт автомобилей сомнительных фирм, таких как ООО «Скиф», соответственно, были затрачены деньги на выполнение этих работ. При этом расчёт с заводом не производился, что подтверждает сформировавшаяся дебиторская задолженность. Теперь на руках есть постановления арбитражного суда в пользу завода, только толку с них как с козла молока: теперь взыскивать деньги попросту не с кого!

А каждый рубль между тем пришёлся бы очень кстати: с 30 апреля прошлого года арестован расчётный счёт предприятия, в результате стало невозможным распоряжаться находящимся на нём миллионами рублей. Но по-настоящему страшно то, что каждый месяц растёт задолженность не только перед налоговыми органами, но и перед поставщиками и самими работниками, которые за спасибо вкалывать не хотят и вопреки всем уговорам настроены решительно. Тем временем, возможно, совсем скоро государством будет брошен финансовый спасательный круг — ОА «88 Завод» попадает под постановление правительства РФ «Об учреждении правил предоставления из Федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса в целях предупреждения банкротства...». И вероятно, скорая экономическая помощь прибудет довольно быстро — завод является крупнейшим в крае налогоплательщиком, и краевые власти уж точно не допустят того, чтоб такой аппетитный кусок бюджетного пирога был утерян. С учётом того, что предприятий, регулярно отстёгивающих региону солидные поступления, в этом самом регионе можно по пальцам пересчитать...

Мария Снегова, «Вечорка» №26

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления