Алкоголь в «чекушках», «шкаликах», «мерзавчиках» и другой мелкой таре могут запретить продавать на кассах сетевых продуктовых магазинов и розничных гипермаркетов. Соответствующую инициативу Межрегиональная правозащитная организация «Коллективная защита» направила в Минздрав России. Об этом сообщает издание «RT» со ссылкой на заявление главы ассоциации Марата Аманлиева. По его словам, такая продукция провоцирует людей покупать спиртное и находится на глазах у детей – в опасном соседстве с конфетами.
– Запрет необходим, потому что в основном там продаётся третьесортный алкоголь сомнительного качества, но по чрезвычайно доступной цене, – пояснил Аманлиев. – Именно доступность алкоголя и удобная маленькая тара делает её такой заманчивой для склонных к выпивке людей. Особую обеспокоенность вызывает размещение такой продукции на кассах посреди шоколадок, конфет, жвачек и леденцов. Дети смотрят на этот товар и воспринимают водку как нечто нормальное.
Экс-глава Роспотребнадзора, первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко инициативу общественников поддержал и предложил провести массовую проверку в крупных сетях.
Между тем эксперты утверждают: чтобы снизить потребление алкоголя, недостаточно убрать его из продажи на кассах, необходимо полностью изъять спиртное из визуального ряда в торговых сетях. Для этого, по словам директора Института наркологического здоровья нации Олега Зыкова, можно создать специализированный отдел, в котором алкоголь не выставляется вообще ни в каком виде, а продавец выносит выбранный покупателем по каталогу алкоголь из подсобного помещения. Или же разрешить продавать такие напитки только в специализированных магазинах без витрин.
При этом, по словам эксперта, необходимо уделять больше внимания не обороту алкоголя, а профилактике снижения спроса: работать с подрастающим поколением, уже зависимыми людьми и группами риска.
Руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз заявил, что алкоголь не является продуктом спонтанного спроса, поэтому не имеет значения, где он расположен в торговом зале. К тому же, по его мнению, спиртное в мелкой таре само по себе является профилактикой избыточного потребления.
– Рекламы алкоголя у нас практически нет, но человек имеет право попробовать продукт, прежде чем его купить, – считает Дробиз. – Плюс индивидуальное потребление никто не отменял. Если человек возьмёт бутылку – он напьётся, а маленькая баночка спасает от избыточной алкоголизации.
Фото: Екатерина Серова