Город «Красивая Чита»: Хочется, чтобы зона комфорта у людей расширялась

«Красивая Чита»: Хочется, чтобы зона комфорта у людей расширялась

...Валя подошла к Кулешу и спросила, готов ли он нам бесплатно помочь в разработке проекта? Он сказал - нет.

Эти люди, как никто другой, подходят под название нашего новогоднего проекта «Время перемен». О переменах они знают не понаслышке, можно сказать, делают их сами. Однажды им в голову пришла идея реконструировать площадь Декабристов, и вот совсем скоро обновлённая площадь будет открыта для всех желающих.

О том, почему нужно любить свой город, принимать критику и как столица Забайкалья может преобразиться в будущем, рассказали члены инициативной группы «Красивая Чита» Валентина Дымченко (ВД), Юлиана Бажина (ЮБ) и Алексей Антипенко (АА).

— С чего началась «Красивая Чита»?

ВД: «Красивая Чита» существует с 2017 года, и она была образована для того, чтобы сделать проект благоустройства площади Декабристов. Ну, а на конкурсе Google «Вдали от столиц» мы просто объединили этот проект с ещё несколькими: там «Ожившие деревья», ледовый городок, конкурс парков. Этим вот всем занималось объединение «Красивый город», а «Красивая Чита» — конкретно площадью.

Валентина Дымченко
Юлиана Бажина
1 из 2
Валентина Дымченко
Источник:

— Как вообще родилась эта идея?

АА: Мы гуляли там с собаками.

Смеются

ЮБ: Нет, мы гуляли там с детьми. Я, наверное, уже тысячу раз эту историю рассказывала. Мы гуляли с ребёнком в своём дворе, в ОДОРА, дошли до площади Декабристов и поняли, что гулять особо-то и негде. Потом появился пост в соцсетях, это был скорее призыв к неравнодушным людям с тем, чтобы мы начали что-то менять. Так зародилась инициативная группа, там была Валентина, она туда много людей пригласила, появилась Анна Нагель как главный архитектор группы. Макс Резвых, Андрей Букин. Мы начали работать, прорабатывать концепцию, рисовать, думать, что привнести.

— Сколько человек было в инициативной группе?

ЮБ: Больше десяти человек.

ВД: Основной костяк сейчас составляют пятеро.

ЮБ: Но есть же ещё люди вне группы, которые нас поддерживают: директор Пушкинской библиотеки Елена Сивцова, директор Ботанического сада Вячеслав Стромилов.

Красивая Чита
Источник:

— После того, как стало известно, что площадь скоро благоустроят, новые люди начали приходить с идеями, с желанием помочь?

АА: Тот же директор Ботанического сада, он же в процессе появился.

ВД: Я когда ходила в университет агитировать за наш проект в конкурсе Google, даже одна преподавательница мне написала и спросила, как вступить к нам в группу. Мы всегда открыты.

ЮБ: Мне, например, писала девушка, которая хочет в родном селе Могойтуй сделать парк. Ну, у нас есть свои проекты по благоустройству Читы, мы при всём желании не сможем благоустроить весь край. Надо реально смотреть на вещи. Одна инициативная группа всё Забайкалье сделать благоухающим не сможет.

— То есть «Красивая Чита» никогда не станет «Красивым Забайкальем»?

ЮБ: Ну, почему? Представляете, насколько трудоёмкий процесс благоустройства одной площади? Там всего 2 гектара.

ВД: Мы не можем разорваться на всё. Когда мы проводили опрос по поводу следующего места, которое нуждается в благоустройстве в Чите, нам очень много предложений поступило. Мы поняли, что почти вся Чита нуждается в благоустройстве. Всё равно приходится выбирать, потому что энергию нужно направлять на что-то одно.

Валентина Дымченко и Юлиана Бажина
Алексей Антипенко
1 из 2
Валентина Дымченко и Юлиана Бажина
Источник:

ЮБ: Тем более, что программа «Комфортная городская среда» затронет все поселения численностью свыше 1 тысячи человек. Это возможность всему краю стать немного красивее.

ВД: Я благодарна всем, кто высказывался против

— Почему было так много споров и так много противников у проекта?

ВД: Я на самом деле очень благодарна всем, кто высказывался против благоустройства, потому что это очень закаляет. Мне один человек сказал, что у нас просто железные нервы. Он смотрел трансляцию с общественных обсуждений, когда архитектор Виктор Кулеш выступал против. Мы это воспринимаем спокойно, потому что это закаляет. В спорах истина рождается. К тому же комитету по спасению площади мы относимся абсолютно спокойно, ни к кому не осталось какого-то негативного настроя.

— Вы рассказали, как вы к этому относитесь, но в чём причина такого неприятия?

ЮБ: На эту площадь было столько покушений, и мне кажется, что люди не верили до конца, что мы пришли с какими-то благими намерениями. А мы на самом деле простые люди, мы тоже хотим улучшений, банальных вещей. Люди до конца не верили, поэтому сначала было такое настроение. Они тоже боролись за свою правду. Жители ближайших домов хотели жить в озеленении, чтобы ни одно дерево не пострадало. Но тут нужно разумно подходить к делу. При строительстве мы не можем все травинки и кустики оставить. Но я хочу сказать, что за каждую спиленную травинку мы посадили 20 берёз, сколько рябин, сирени. И в следующем году продолжим озеленение.

АА: Почему всё так произошло? Потому что было масса проектов по реконструкции площади, даже не помню с какого года. У каждого архитектора в городе есть свой проект по реконструкции этой площади, и каждый хотел бы своим образом всё это сделать. Были и проекты с подземными торговыми центрами, и проекты, когда вся площадь закатывалась в плитку и асфальт. Комитет по спасению площади тут хорошо сработал, в 2011 году они, по-моему, отстояли всё это дело и не дали там построить торговый центр. Люди привыкли ждать чего-то подобного, что всё снесут, построят торговый центр, поэтому всё было так воспринято.

Юлиана Бажина
Валентина Дымченко и Юлиана Бажина
1 из 2
Юлиана Бажина
Источник:

— Граждане боролись за свою правду, комитет площади — против торговых центров, а Кулеш боролся за свой проект?

АА: Да.

ВД: Важно никогда не перегибать палку. Мы уважаем всех этих людей за их активную гражданскую позицию и своё мнение.

— Так можно сказать, что позиция Кулеша была гражданской?

ЮБ: Нет. Вы извините, конечно, но когда у нас были первые общественные обсуждения, Валя подошла к Виктору Ивановичу и спросила, готов ли он нам бесплатно помочь в разработке проекта? Он сказал - нет.

— Запросил он какую-то цену?

ЮБ: Нет.

АА: До цены даже не дошло.

ВД: Я считаю, что он хороший архитектор и какие-то замечания он дельные выдвигал.

ЮБ: Просто обидно, что столько времени слышишь про себя какие-то гадкие вещи, что ты чуть ли не главный злодей в Чите. И иногда хочется за себя постоять.

ВД: Мне кажется, что Чите не хватает новой струи в архитектуре. Может, меня за эту фразу порвут. Это не обязательно должны быть мы, это должны быть молодые люди с новыми идеями.

ЮБ: Это здорово, что у нас есть такие старинные исторические здания, которых где-то, может, и нет, но, когда ты идёшь по улице Чкалова, видишь красивые исторические двухэтажные здания, а потом натыкаешься на шестнадцатиэтажную свечку — я этого не понимаю.

ВД: Вообще то, что появилось на площади Декабристов сейчас, это какой-то средний вариант, который удалось отстоять. Если бы мы упирались руками и ногами только в своё, у нас ничего бы не получилось. Мы должны идти на компромиссы.

— Сейчас уже можно сказать, что вы довольны результатом?

ВД: Очень довольны, это действительно глобальный проект для Читы.

— Если бы сейчас на улице стояла машина времени, которая перенесла бы вас назад во времени, вы бы что-нибудь изменили в проекте?

ВД: Я просто хочу посмотреть конечный результат, когда площадь откроют. У нас нижняя зона выполнена будет из дерева, у нас по этой зоне было больше всего споров. Наверное, из-за этой зоны в какой-то мере и ушёл от нас Макс Резвых, не согласился с нашим видением. Мы сделали террасирование, деревянные настилы и лавочки. Я хочу посмотреть, как всё это будет выглядеть в конечном виде.

ЮБ: У нас пока не будет детской площадки, лавочек где-то, но площадь уже будет пригодна для прогулок.

Наш ледовый городок был крутым

— Отойдём от площади. Алексей проектировал ледовый городок в 2015 году. Последнее время в комментариях и соцсетях было очень много негативных отзывов о ледовом городке в Чите. Говорят, стало банальнее, скучнее. Вы такие отзывы получали и с чем они связаны?

АА: Масштабность снизилась, наверное, за счёт бюджета. Денег выделяли всё меньше и меньше.

ВД: Алексей мало читает комментарии, я их читала. Просто когда ты год всё это реализуешь, а потом всё это начинает литься из соцсетей — я на это сильно реагировала. Я считаю вообще, что тот проект, который мы разрабатывали с Алексеем, был очень крутым. Его не получилось реализовать, потому что не было достаточных рычагов влияния на наш комитет ЖКХ, мы всего лишь инициаторы. Это вообще чудо, что наш проект приняли, потому что постоянно всё делало ДМРСУ. Да, были какие-то косяки, но мы не строители — это не мы должны были просчитывать. Был этот несчастный лабиринт, который снесли из-за того, что его загадили. Я считаю, что это был успешный проект. Вообще моя мечта — построить совершенно другой ледовый городок. Посмотрим, получится ли. Нужно больше света, мелких деталей. Мой брат занимается ледорезанием, он говорит, что лёд любит свет и мелкие детали. Эти большие глыбы никому не понятны. Нужно менять подход.

— То есть в будущем планируете участвовать?

ВД: Да, мы об этом говорили. На следующий год планировали.

ЮБ: Быстро всё это не получится. Проект Алексея был очень необычным и красивым. Это большая работа. Мало нарисовать красивую картинку, это нужно всё согласовать со всеми. Это глобальный проект.

ВД: Но когда ты вложил столько сил в это и слышишь негативные отзывы от людей, которые даже не вникали в это… Я раньше вскипала просто.

ЮБ: Когда человек что-то делает, его критикуют. Это нормально. Без ошибок никогда не получится.

Валентина Дымченко
1 из 2
Источник:

— У вас были налажены отношения с Андреем Галимордановым?

ВД: Мы с комитетом взаимодействовали, да.

— Не тревожит вас смена главы комитета?

ЮБ: Мы с ним ещё не знакомились. Ну, мы всё равно общались с Олегом Кузнецовым. Он был оптимистично настроен, очень нас поддержал.

— У «Красивой Читы» дефицит, переизбыток или сбалансированное количество идей?

АА: С идеями у нас, по-моему, вообще нет проблем.

ВД: У меня на самом деле много переживаний насчёт того, чтобы мы никуда не разбежались. Потому что у нас все люди инициативные, со своими идеями. Мы понимаем, что вместе мы сильнее, чем по отдельности. Мне хочется, чтобы мы продолжали делать это вместе.

АА: Задумок-то много, полно всего.

ВД: Самое главное - направить работу на что-то одно и доделать это до конца.

— Вам никогда не хотелось опустить руки, учитывая, что инвесторов, готовых вкладываться в такие читинские проекты, не так уж и много?

ЮБ: Хотелось.

ВД: Да.

ЮБ: Но у меня такая позиция, что, когда ты уже взял на себя ответственность, ты не имеешь никакого права уйти, даже если тебе что-то не нравится, ты с чем-то не согласен.

ВД: На самом деле, у меня было желание. Не по площади, а когда делали ледовый городок. Ты делаешь, вкладываешь, не получаешь никакой материальной выгоды, хотя все пишут, что мы что-то там попилили. Сейчас уже спокойнее отношусь. Я понимаю, что я такой человек и не могу иначе. Мне нужно это прежде всего самой. Потом люди придут и всё равно оценят результат. А вы, Алексей, хотели уйти, бросить нас с Юлианой?

АА: Нет.

ВД: Алексей никогда нас не бросит. Я очень благодарна, что и Юлиана, и Алексей со мной. Я всегда Юлиане говорю, что если бы это не была она, я бы ничего не смогла.

— Если бы это был Кулеш?

ВД: Хорошо, Юлиана, что ты не Кулеш. Смеётся Это подарок судьбы — люди, которые могут всё честно всё выговаривать друг другу и работать в команде.

Свой город нужно любить

— Ближайшие планы, которые намерены реализовать?

ЮБ: В первую очередь нужно доделать площадь Декабристов. Во вторую очередь мы рассматриваем площадь на КСК, которая сейчас как чистое поле. Мы когда делали опрос, большее количество набрал мемориал, но мы понимали, что не сможем за него взяться, там огромная территория, огромные вложения. Не факт же, что Наталья Николаевна нас поддержит. Кстати, ей огромное спасибо, потому что она эти деньги добыла.

ВД: Без неё вряд ли что-то получилось, потому что без помощи властей ни один проект не был бы реализован.

ЮБ: Вот. Не факт, что нас кто-то поддержит, и мы понимаем, что деньги нам придётся собирать самим. И вот на втором месте была Театральная площадь, которую, мы надеемся, включат в программу городской среды, потому что там особо ничего менять не нужно, кроме, разве что покрытия. А на третьем было обращение людей из КСК, где нет никакого парка, где можно было погулять с детьми. Мы встречались с директором «Забайкальских узоров» Марией Гуськовой, она нам сказала, что у них за зданием есть территория, которая находится у них на балансе. Она тоже около 2 гектаров. Мы рассматриваем эту территорию, потому что люди будут готовы за ней следить. На площади, кстати, мы сейчас пытаемся решить эту проблему. Нужно ввести какую-то структуру, которая будет за ней следить: подметать, смотреть, чтобы фонари не были разбиты, чтобы деревья подрезали. Так что после окончания работ на площади мы возьмёмся за территорию на КСК.

Валентина Дымченко и Юлиана Бажина
Источник:

— Что «Красивая Чита» пожелает своему городу?

ВД: Я желаю читинцам любить свой город, гордиться им. Можно бесконечно говорить о том, что у нас власть такая или не такая, но если мы сами будем любить свой город и иметь внутри это ощущение, никто другой не посмеет сказать, что это какая-то дыра. Давайте постараемся что-то сделать для своего двора, города, малой родины.

ЮБ: У нас постоянно публикуются статистики о неуменьшающейся убыли населения, миграции, и все люди уезжают в поисках лучшей жизни. Но надо любить то, что имеешь. Да, может, где-то лучше. Я родилась здесь, у меня здесь живут родители. Зачем мне отсюда уезжать? Да у нас непросто, климат непростой, где-то возможностей меньше. Но нужно любить свой край.

ВД: Я бы хотела сформировать у читинцев чувство гордости к своему городу. Мы когда даже деревья на площади высаживали, пришло столько народу, и у нас уже сформировалось какое-то движение. Оно должно быть просто более масштабным. Нужно это делать.

АА: Есть такое понятие как «зона комфорта». Вот у многих людей зона комфорта ограничивается их квартирой. То есть у него дома убрано, а вышел в подъезд — делай, что хочешь. И хочется, чтобы эта зона комфорта у людей расширялась, чтобы это было не только в рамках маленького пространства. И всем будет жить хорошо.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
49
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Я все думала, почему их сюда сослали, здесь же хорошо». Андреева о ссыльном Забайкалье и не только
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Гурулев: «С божьей помощью, конечно, можно сделать, но без денег не получится»
Редакция «Чита.Ру»
Рекомендуем
Объявления