СЕЙЧАС +23°С

Техничка из Улёт против Кочергина — обзор районных газет

И самое главное, клининговые компании - это уже не бюджет района.

Руководитель администрации губернатора Забайкальского края Дмитрий Кочергин 21 февраля назвал чушью новости о выводе бюджетного персонала за штат. Техничка школы из Улёт в газете «Улётовские вести» завила, что уборщиков школы перевели в клининговую компанию, и теперь непонятно, когда будет повышена заработная плата.

«Добавили «жару» встрече выступления технички Андриевской с вопросом, когда ей прибавят заработную плату. Технический штат ушёл теперь в клининговую компанию по уборке помещений. То есть это - соглашение о работе, когда человек идёт на определённые условия работы (или нет). В этой компании рассчитаны и площадь помещений, и частота уборок, и наполняемость этих помещений. То есть не сравнима по объёму работа технички школы (где влажная уборка идёт в течение всего дня) и в СДК, где и площадь меньше, и никто особо чистоту не нарушает. Исходя из этого и начисляется вознаграждение за работу. И, самое главное, клининговые компании - это уже не бюджет района. Таковы реалии. Грустные реалии, но ничего с этим не поделаешь», - пишет газета

Первый вопрос, безусловно, касался медицины: врача в посёлке нет, получить медицинскую помощь сложно, мало того, невозможно купить лекарства. В ФАПе их мизерное количество. В составе приехавшей делегации была и.о. главного врача ГУЗ «Улётовская ЦРБ» О.А. Горячкина. Во время опроса людей выяснилось, что лекарства могут поступать в ФАП чаще, но не каждый житель Ленинского, выезжая в райцентр, берётся выполнить поручение фельдшера о доставке пакета с медикаментами. Здесь же на сходе был скорректирован процесс доставки.

Договорились, что сами жители будут помогать фельдшеру с подвозом лекарств, а с их ассортиментом, к сожалению, особо не’ разбежишься, приказ Минздрава чётко регламентирует перечень, который должен быть у фельдшера. Да и лечение (как просят жители) фельдшер не может осуществлять без назначения врача, в его обязанности входит оказание только экстренной помощи (снять приступ, нормализовать давление и т.д).

Безусловно, поднимался вопрос и о скорой помощи. Пункт её «причала» сейчас в с.Танга, что, конечно же, неудобно для ленинцев, ведь большая часть жителей села - пожилые. «Пока ездит она в Улёты, умереть можно, я ждал её приезда 6 часов», - говорит один из пенсионеров.

- Организовать у вас скорую помощь можно, есть гараж, но, к сожалению, нет кадров. Сейчас готовим для вас специалиста, - ответила и.о. гл. врача. Одновременно пообещала, что во время диспансеризации и приезда в село медиков-специалистов будет доставлено побольше лекарств.

Жительница посёлка Г.А. Венедиктова подняла. вопрос автобусного сообщения между райцентром и п. Ленинский: «Автобусы заменили на микроавтобусы. В связи с инвалидностью приходится часто посещать районную больницу. А в автобус, возвращаясь домой, не сесть. Сначала говорят, что билеты продаются по приходу автобуса, а потом - билетов уже нет», - возмущается она и другие ленинцы. Если в какое-то другое село по трассе можно добраться, то в Ленинский уже никак. «В «ми-криках» скученность, едем из Читы, как бараны, буквально один на одном. Да ещё все с огромными сумками. Не думают о том, насколько комфортно сидеть вот так, буквально как сельди в бочке». Вопрос этот был поставлен на контроль.

Пока возвращались домой, удалось получить разъяснения от В.Ю. Черенкова, владельца-перевозчика. Как он объяснил, все автобусы на этот рейс не заменены на микроавтобусы.-* «Маршрутки» ставятся тогда, когда «ПАЗ» неисправен. В основном рейсы осуществляются на нём. Что касается «брони» на Ленинский, то он считает такое требование резонным и даст соответствующее указание кассирам. В случае, если бронь не оставили, просит сообщать руководству автопредприятия.

В.В. Зайкова поинтересовалась, нельзя ли поставить вопрос перед Заксобранием края об изменении порядка получения звания «Ветеран труда» - люди по 30, а то и больше лет отработали в лесной промышленности. А ни грамоты от Заксобрания - ни звания «Ветерана труда»? Разве это справедливо в отношении тех, кто работал на таком тяжёлом поприще?

Педагог Л.И. Михайлова подняла вопрос о недоступности Интернета. Современные стандарты обучения практически немыслимы без Интернета, а его в селе нет. Да и помимо обучения существует уже целая сфера: госуслуги, различные электронные платежи, откуда ленинцы просто вычеркнуты.

К сожалению, пообещать - «будет вам Интернет», невозможно. Во-первых, его прокладка не в компетенции района, во вторых, чисто технически провести его в п. Ленинский сложно из-за отдалённости и рельефа. Глава поселения Т.И. Романова тут же довела до сведения ленинцев, что техническая возможность подключиться есть, об этом пришло в администрацию письмо. Тип подключения — через спутник. Стоимость одной точки подключения - свыше 17 тысяч рублей до конца февраля (со скидкой). В принципе, через вай-фай, с хорошим роутером можно подключить сразу несколько домов (точек потребления). В общем, на сегодня это пока единственный вариант, который как-то может сгладить ситуацию.

М.А. Носырев разъяснил, что «Ростелеком» сейчас начал работы по райцентру с прокладкой оптиковолоконной связи.

Физрук школы В.А. Сальников озабочен тем, что дети не посещают соревнования в районе: «Они готовятся, у них есть результат, но он только для нас, работаем «для себя». «УАЗ» в нашей администрации не дают для подвоза детей в Улёты». С подобным вопросом обратилась и заведующая СДК: «Мои танцоры хотят на фестивали и конкурсы, а выехать нет возможности. В прошлом Т.М. Кустова нам разрешала брать машину, а новая глава - нет».

Как объяснил М.А. Носырев, приспособить имеющийся транспорт невозможно: отдельный автобус («микрик») для подобных поездок должен быть специализированным, покрашенным в жёлтый цвет, со специальными приборами (ГЛОНАСС, тахограф и другие).

«Достаточно сказать, что карточка водителя детского автобуса делается в течение месяца в Москве! Поэтому не нужно рисковать, подставлять водителей «УАЗов». О спортивных соревнованиях нужно заранее нас извещать. И планово мы будем договариваться с директором Тангинской школы. Их автобус увезёт на соревнования.

Что касается маленьких артистов, то ведь в Улётах тоже нет специального автобуса для этих целей. Мы возим своих детей до Читы на своих машинах, к которым нет таких требований, как к школьному автобусу. Если столь велико желание - соберитесь несколько родителей и увезите ребят на своих легковых автомобилях», - сказал Максим Анатольевич.

Подняли ленинцы и вопрос о невозможности готовить дрова поблизости, приобрести стройматериалы. На этот вопрос ответ будет дан ниже, поскольку в Танге тоже ставили такие вопросы.

Понравилось выступление П.П. Страмилова, одного из старожилов села. «Прежде чем требовать что-то - оглянитесь вокруг. У нас-то нет дров? Да всё вокруг буквально захламлено отходами лесопереработки. А по весне у нас «крематорий» начнётся, будем их сжигать. Начать нужно с себя, - считает он, сетуя на то, что многие, заготовив себе дрова, не потрудятся их убрать от дороги. - Раньше такого не было, 3-5 дней, и убрали без разговоров».

Признаться, эта позиция более приятна, чем голос из зала: «Что толку тут говорить. Каждый раз одно и то же. А ничего с места не двигается». И это говорят из нового здания Дома культуры, которое пущено в эксплуатацию чуть более месяца назад! И пусть сегодня оно не идеально (нужно много солнышка, чтобы его просушить), но оно появилось!

Добавили «жару» встрече выступления технички М.Г. Андриевской с вопросом, когда ей прибавят заработную плату. Технический штат ушёл теперь в клининговую компанию по уборке помещений. То есть это - соглашение о работе, когда человек идёт на определённые условия работы (или нет). В этой компании рассчитаны и площадь помещений, и частота уборок, и наполняемость этих помещений. То есть, не сравнима по объёму работа технички школы (где влажная уборка идёт в течение всего дня) и в СДК, где и площадь меньше, и никто особо чистоту не нарушает. Исходя из этого и начисляется вознаграждение за работу. И самое главное, клининговые компании - это уже не бюджет района. Таковы реалии. Грустные реалии, но ничего с этим не поделаешь.

Танга

Тангинцы ожидали приезда рабочей группы весьма солидно: на огромном крыльце СДК стояли мужчины, преимущественно в камуфляжной форме. Все, кто был в нашей «Газели», обрадовались: значит, разговор состоится, и люди здесь активны.

И, действительно, сразу после короткого вступления и. о. главы района М.А. Носырева тангинцы «взяли быка за рога». Несколько вопросов озвучил С. Старчеков.

Понравилось, кстати, как он их задавал: без лишней воды, адекватно понимая, что в силах районной администрации, а что - нет.

Итак, по вопросам, касающимся охраны тангинских озёр, где, как говорят тангинцы, браконьерят все, кому не лень, и часто это читинцы, опутывающие озеро сетями. Инспекторов рыбнадзора по краю всего два. Естественно, они не смогут защитить всё. Поэтому - самоорганизация. Нужно в своём селе выбрать общественных инспек-торов рыбнадзора, им выдадут удостоверения. Это реальные люди с властными полномочиями. А если ещё и создастся народная дружина, о которой говорил и в Ленинском, и в Танге подполковник полиции А.С. Есипенко, то за своё озеро можно потом будет не бояться. Полиция, как заверил Есипенко, всегда придёт на помощь в вопросах таких рейдов.

Второй вопрос по озеру касался его непосредственной охраны, точнее, охраны его здоровья. «Озеро загнивает, свалка разрослась вплотную к нему, порядка нет, мусор не буртуется. Нужна техника (экскаватор), чтобы прорыть канаву от Тангакана», - сетуют жители.

- Денег на это в районном бюджете не заложено. Но в Улётах рыбаки сами организовались, в складчину пригнали технику. И сделали канаву к озеру. Посчитайте, какого объёма нужна работа. Сообщите мне, я переговорю с подрядчиком по ремонту дорог И.В. Кивенко, думаю, в технике он не откажет. Возможно, для всех вас эта сумма и не будет огромной.

Что касается свалки, то ваш бульдозер неисправен. Передайте его на баланс в МУП «МК», его отремонтируют. Он так и будет у вас, на ваших работах, но отремонтированный. Кроме того, дороги на свалку и по свалке включены теперь в реестр муниципальных дорог и будут обслуживаться за счёт «дорожных» средств и грейдироваться. Опять же сразу просьба: будьте бережнее к проведённым работам. Не засыпайте проезды мусором, ведь это делается для вас, и за деньги, которые выделены на нужды поселения, - посоветовал М.А. Носырев. Целый шквал вопросов в обоих населнных пунктах вызвало лесопользование. Претензии: невозможно заготовить дрова на делянах, что выделяют. Нет дорог, лес на склонах, как там готовить дрова?

Ю.Н. Афраков ответил просто: «Выделяем там, где есть спелый, подходящий для заготовки дров лес. Свежий горельник выделять не можем - у нас просто нет таких полномочий, пока не пройдёт лесопатологическое обследование этого горельника. А оно не производится в первый год после пожара. Большие площади лесных массивов находятся в аренде у лесопользователей. Их тоже не я распределяю. Если вы нашли возможность готовить ближе, покажите нам этот участок, заявление рассмотрим. А вообще, ресурсы лесные не безразмерны, и рано или поздно придётся всем переходить на уголь».

Как объяснили на сходе, разрешён вопрос в настоящее время и с уборкой завалов и сухостоя вблизи поселений. Нужно написать заявление о желании провести уборку ветровала и сухостоя вблизи поселения. Это заявление подписывается у начальника лесничества и главы поселения, там указывается квартал и деляна. Не нужно платить за лесобилет, просто убрать этот сухостой, но не прихватить при этом сырорастущий лес.

Второй вопрос: «Все кругом у китайцев. Нам доску купить негде» - разрешился прямо в зале. Предприниматель Л.И. Мишанович объяснил: «Если нужно, подойдите ко мне, и вопрос будет разрешён, но ко мне никто не обращался. Не нужно решать его через китайцев», прозвучали вопросы и к ветеринарной службе. Её руководитель В.П. Лупсанов подтвердил, что из Танги в Ленинский ветспециалиста нужно возить на своей машине, транспорта в ветслужбе нет, и эта ситуация пока не изменится. Если только не найдётся желающий жить в п. Ленинский и работать по специальности. Пока его нет.

Продажа мяса теперь регламентируется новыми нормами, где во главу угла ставится электронный документооборот. Все - и продавцы, и покупатели будут зарегистрированы» в базе «Меркурий». То есть на рабочем месте у ветспециалиста должен быть компьютер, принтер, Интернет, поскольку ведётся работа в электронной базе.

Такое оформление возможно теперь только в с. Николаевское, даже если свежая убоина пойдёт в с. Новосалию (в кафе) или в Арей. А что уж говорить про Хилок - за пределы района только со своими районными сопроводительными документами. А если в Читу или Улёты - документальное сопровождение через Улётовскую станцию защиты животных.

Пожаловались тангинцы и на лесовозы, беспрепятственно разъезжающие по всем улицам села, представляющие повышенную опасность в первую очередь для школьников. На сходе предложили, что сами жители решат, какие улицы следует закрыть для лесовозного движения, решение закрепят на заседании Совета поселения, и оно войдёт в проект организации дорожного движения. По селу будут установлены запрещающие дорожные знаки.

Новшествами в области электронного документооборота поделился А.С. Есипенко. Через портал МВД можно будет подать заявку на оформление и замену паспортов, на проверку покупаемой автомашины и другие. Пошаговые памятки об электронных обращениях оставлены в администрациях поселений.

О нововведениях в области избирательного права, о новых возможностях голосования рассказала председатель территориальной избирательной комиссии Л.В. Шалаева.

После схода нужно было ещё заехать на семейную ферму Захаровых. И побывав там, сделав несколько фотографий, я как-то внутренне обрадовалась и ожила. На бывшей «мёртвой» ферме колхоза «Победа» бурлит жизнь. Коровы наворачивают сухие корма, поглядывают на доярок, готовившихся к дойке. Перед кормушками у молодняка по зелёнке важно расхаживают гусаки.

Здесь работают люди, которые реально решили улучшить жизнь. Они не ударяются в дискуссии и демагогию, не сравнивают «а вот раньше, а вот сейчас», а занимаются конкретными делами. Потому что единственный выход в сегодняшнем дне - жить и действовать, полагаясь на себя и не дожидаясь лучших времён.

Елена Чубенко. «Улётовские вести» №10 от 13 февраля

«В доме бабушки загодя, за две-три недели, начиналась генеральная уборка. Все стирали, мыли, чистили, лепили и замораживали пельмени, готовили в большом количестве бузы и другие национальные блюда, стряпали хлеб, пекли пряники, печенье, хворост. Предпочтение отдавалось белой пище, а от спиртного следовало отказаться. На столе обязательно должно было присутствовать отварное мясо говядины, свинины, конины, баранины, молочные напитки: айран, кумыс, арса. А вот рыбу по религиозным соображениям мои бабушка, дедушка и мама не ели», - рассказала «Могочинского рабочему» Ирина Галсанова. Она много лет живёт в Могочинском районе, помнит и чтит традиции бурят. В интервью - о том, как правильно подойти к празднованию Сагаалгана, какие обычаи необходимо соблюдать, как следовать религии буддизма и о многом другом.

В нашей религии большое значение придаётся духовному очищению, чтению мантр. Во времена моего детства в нашем селе дацана не было. Бабушка рассказывала, что в 1937 году он был разрушен и лишь в 1991-м заложили фундамент под строительство Зугалайского дацана. И он по сей день работает, принимает прихожан со всех окрестностей.

Во время празднования "Сагаалгана" во всех дацанах проходят особые торжественные богослужения - хуралы. Ламы читают священные книги и молитвы о плодородии, о здравии и процветании в новом году. Концерты, всевозможные конкурсы и игры - тоже неотъемлемая часть праздника. Собственно, Новый год встречают первые три дня, а праздник отмечают целый месяц.

- У вашего народа глубоко привито уважение к старшим. Как это проявляется во время празднования Белого месяца?

- Да, у нас очень почитают старших, им не перечат, с ними принято советоваться, черпать мудрость. Я. например, никогда не обращусь к маме или к человеку старше себя на «ты» - только на «вы», и это проявление уважения и почтения.

В Новый год, в первую очередь, все идут поздравлять старших по возрасту родственников, преподносят подарки. Самым высшим подарком у буддистов считается хадак - лоскут шелковой ткани размером с шарф белого, синего или жёлтого цветов. Он складывается пополам и с почтением дарится на вытянутых руках краями вперёд. Ни деньги, ни вещи такого сильного значения не имеют.

- На ваш взгляд, не утратился ли интерес к буддизму, к национальным бурятским традициям с течением лет?

- Буряты - народ степенный, немногословный, трудолюбивый и талантливый. Те промыслы, которые были традиционны много лет назад, востребованы до сих пор. К примеру, шитье унтов, национальных костюмов - слава о них известна далеко за пределами Бурятии. Моя бабушка тоже занималась выделкой шкур, шила наряды, дублёнки из овчины. Сегодня такие изделия тоже на пике популярности.

Если сравнить 90-е годы прошлого века и нынешние, можно отметить, что молодёжь гораздо чаще стала обращаться к религии, ходить в дацаны, совершать различные ритуалы, и это вовсе не дань моде. Большой интерес к бурятской культуре, наследию и традициям проявляют не только буряты, но и представители других национальностей. К примеру. «Сагаалган» теперь широко отмечает весь Забайкальский край, а с 2015 года этот день стал ещё и выходным.

Я уверена, что в предстоящую ночь с 15 на 16 февраля, накануне нашего праздника, дацаны тоже будут полны желающих. Они в молитвах проведут здесь время с 10 часов вечера до четырёх утра.

- Но ведь не все имеют возможность попасть в дацан. У православных, к примеру, дома есть иконы и возможность помолиться вне храма, а как поступают буддисты?

- Чтобы буддисту иметь дома божницу, нужна очень большая самодисциплина для содержания её по всем правилам. Для этого требуется немало времени: следует строго соблюдать сроки подношения гостинцев голодным духам, замены воды в пиалах и прочее. Для многих в силу большой загруженности делами, разъездного характера работы и т. д. это весьма проблематично. Поэтому возносят божницу в упрощённом виде и тоже молятся возле неё. Неотъемлемые атрибуты - изображения буддийских божеств, священные книги и предметы. Один из сопутствующих молитвам ритуал - разбрызгивание на улице чая, молока. Это делается для того, чтобы умилостивить богов, выразить любовь и сострадание ко всему живому, призвать благополучие своей семье на предстоящий день. Я, например. тоже каждое утро начитываю разные мантры и с восходом солнца брызгаю чай.

- Сколько в Могочинском районе представителей бурятской национальности?

- Нас вместе с детьми около 70 человек Мы дружим, справляем вместе дни рождения, праздники, выезжаем на природу. Сейчас, как все буддисты, активно готовимся к Сагаалгану: наводим в домах порядок, избавляемся от старых вещей и от плохих мыслей, очищаем себя духовно и телесно.

Мы своей семьёй каждый год ездим на праздник в родное село, обязательно посещаем Зугалайский дацан, и нынешний год не станет исключением. Подарки родным готовы, к сожалению, в живых уже нет бабушки, дедушки, отца, поэтому главный мой подарок - маме. Будем сидеть за накрытым столом, разговаривать, вспоминать былые времена, ходить в гости. В селе мы также с удовольствием примем участие в различных торжественных мероприятиях, посмотрим концерты.

Я родилась в год Змеи, и если бы наступал именно этот год, на мне и моих одноклассниках лежало бы обязательство подготовить для односельчан большую праздничную программу с включением танцевальных и песенных номеров, с переодеванием в национальные костюмы. Это давняя традиция у бурят.

Те же, кто останутся в Могоче, обязательно рано утром тоже зажгут лампадки, прочитают молитвы богине-хранительнице веры Лхамо, воскурят благовония. приготовят белую пищу и пойдут по гостям.

- Слышала, что Могочу не обходят стороной ламы. С какой целью они приезжают сюда?

- Лет семь-восемь назад к кому-то из бурят, живущих в Могоче, в гости приехал лама из Монголии. Он обратил внимание на то, что мы плохо почитаем духа-покровителя местности, не совершаем требуемых обрядов, не делаем ему подношения. И он определил для этого специальное место за городом. С тех пор мы там собираемся и выполняем все, что предписано нашей религией.

Каждый год, обычно летом, к нам приезжают ламы из разных дацанов, освящают место, делают обряды очищения и прочее. Когда того требуют обстоятельства, мы просим знакомых передать записки с просьбами нашим священнослужителям, обращаемся к ним лично.

- Что значит для вас сейчас праздник «Сагаалган»?

- Это время остановиться, оглянуться, осмыслить события уходящего года и понять, с чем идти дальше. В этот праздник стараемся стать чище душой и настраиваем себя на новые добрые дела и поступки, ведь чем их будет больше, тем лучше для духовного обогащения и просветления.

- Что пожелаете своим землякам и могочинцам в канун Белого месяца?

- От лица диаспоры бурят г. Могоча поздравляю всех со светлым праздником и желаю здоровья, всех благ, быть добрее и терпимее друг к другу, и чтобы на Земле царил мир.

- Спасибо за интересную беседу! Вас тоже с Новым годом! Здоровья, счастья н благоденствия!

Татьяна Крымская. «Могочинский рабочий» №12 от 15 февраля

Директор Даурского заповедника отвечает на анонимку. Житель Ононского района пожаловался на то, что миллионные стада дзеренов уничтожили пастбища в Ононском районе. Директор заповедника отметил, что миллионов дзеренов быть не может — максимум несколько десятков тысяч: «Нужно научиться жить с дикими животными, как с соседями. Это их дом и их земля ровно настолько же, насколько и наша, причём с более давних времён, чем освоил её человек. Тем более, что дзерены бывают у нас не постоянно, и они очень экономны в использовании пастбищ, регулярно перемещаются. Что касается вероятности заноса ими болезней, то она куда меньше, чем вероятность сделать это людьми, ветром или птицами».

Обычные сельские жители - собственники земельных участков, а многие из них владеют значительно меньшими земельными участками, чем используют под пастбища и сенокосы, должны знать, что право их собственности на землю не является абсолютным, в частности, не допускает истощения земель и нарушение среды обитания диких животных. Другими словами, нельзя эксплуатировать свои земельные участки во вред природе, разводить чрезмерное количество скота, например. Даже Земельный кодекс предусматривает «приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды, при котором владение, пользование и распоряжение землёй осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде».

Другие федеральные законы устанавливают ещё более категоричные нормы. Например, закон «О животном мире» говорит, что «любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира», «действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесённых в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесённые в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации». Все просто - живут на вашем участке животные, включённые в Красную книгу, следовательно, вы ответственны за их сохранение.

Обо всем этом можно сказать и иначе. Нужно научиться жить с дикими животными как с соседями. Это их дом и их земля ровно настолько же, насколько и наша, причём с более давних времён, чем освоил её человек. Тем более, что дзерены бывают у нас не постоянно, и они очень экономны в использовании пастбищ, регулярно перемещаются. Что касается вероятности заноса ими болезней, то она куда меньше, чем вероятность сделать это людьми, ветром или птицами. Предупреждает угрозу заболевания регулярная вакцинация и нормальное физическое состояние домашних животных. Напомним, что в 2001 г., когда произошла одна из наиболее массовых миграций дзеренов из Монголии в Россию, в Монголии свирепствовал ящур, и был установлен четырехмесячный карантин. Мигранты шли через карантинные территории, контактировали с инфицированными животными. После этого пришли в Россию, где неминуемо использовали общие с домашними животными пастбища. И ни одного случая заболевания скота в местах прихода дзерена не было. В то же время, ящур регулярно фиксируется в Приаргунье, где дзерена нет.

Нужно понимать ещё одну важную вещь. Сельское хозяйство в крае вернулось к малопродуктивной архаичной форме. Пастбищное животноводство, основанное лишь на естественных природных ресурсах и содержании скота круглый год на одних и тех же пастбищах, всегда сопряжено с рисками, имеющимся в природе. Оно не подразумевает высоких технологий и многоуровневых производственных процессов. Даже породы скота, в большинстве своём, вновь используют малопродуктивные, но выносливые к жёстким погодным условиям. А о нормах выпаса мало вообще кто знает. Да их и нет, рассчитанных для наших степей на засушливый и влажный периоды, когда ёмкость пастбищ существенно разная. Особенно много развелось неконтролируемых табунов лошадей, пастбищная нагрузка от которых, бесконтрольность размножения и пастьбы вызывает серьёзную тревогу.

Пока нет никаких угроз ни дзерену, ни скоту, но беспокойство присутствует - это правда. Всё больше людей стремится выжить подсобным хозяйством, всё больше появляется животноводческих стоянок и скота. Обостряется конкуренция также и между животноводами-соседями. К сожалению, в сельской местности иначе сейчас выжить трудно - таковы реалии в стране. Однако законы не зря такими написаны и их нельзя игнорировать.

Уже сейчас существует вероятность перевыпаса - чрезмерной пастбищной нагрузки, вслед за чем может наступить катастрофа и для диких животных, и для скота отдельных хозяйств, и для отрасли в целом. Государство устранилось от регулирования пастбищной нагрузки, а это очень опасно, особенно в засушливые периоды. Меж тем, к чему ведёт подобная ситуация наглядно показывает пример соседней Монголии. Там в 2010 г. погибло около 10-11 млн. скота, и почти каждую зиму сотни тысяч или миллионы трупов. Были случаи, когда скотоводы, потеряв весь скот, кончали жизнь самоубийством. Причинно-следственная цепочка здесь удручающая: засуха и чрезмерное поголовье - истощение кормовой базы - низкая упитанность скота - большой снег или инфекция - массовая гибель скота - переселение большого количества сельских жителей в столицу - социально-экономический кризис в столице. Однако, пока серьёзные выводы не сделаны, и государственное регулирование пастбищной нагрузки не введено. Заметьте - монголы в этих бедах никогда всерьёз не винили диких копытных, а их там действительно пару миллионов, не то, что у нас.

Ещё один пример. Одним из «движителей» Великой депрессии в 30-х годах прошлого века стало конъюнктурное истощительное землепользование в США. Большой спрос на пшеницу в Первую мировую войну побудил фермеров вспахать под посевы значительную часть пастбищ. После войны спрос на пшеницу резко упал, а вот вернуть пашни опять под пастбища во многих штатах не удалось - чрезмерное количество скота, уничтожение вспашкой дерновинных растений, закрепляющих почву, на фоне засухи привели к превращению 40000 квадратных километров Среднего Запада в зону выжженной земли и бесплодных полей. Пыльные бури навсегда унесли плодородный слой почвы, 300 тысяч семей остались без средств к существованию, тысячи умерли, а дальше по нарастающей. Подобная катастрофа произошла и в центральных районах Китая. По разным оценкам в этой стране к 2014 г. около 40% сельскохозяйственных угодий подверглись опустыниванию и деградации. Забайкалье тоже сталкивалось с этой проблемой в недавнем прошлом. В 90-х годах прошлого века по данным статистики около 30% сельхозземель в Читинской области находились на последних стадиях деградации. Этому немало способствовало нарушение норм выпаса. И дзерен не имел к проблеме никакого отношения.

Во время Отечественной войны мясо дзеренов заготавливали для фронта, ежегодно до 150 тыс. голов в Забайкалье и Монголии, что основательно подорвало его численность. Отчасти и поэтому во второй половине прошлого века он исчез в России. Возвращение дзерена проходит отнюдь не легко, но долги природе надо возвращать. К слову, миграции дзерена, которые мы можем наблюдать, - последнее подобное явление в Азии. Ни джейран, ни сайгак, обитающие в степях на западе континента, уже не способны совершать подобные сезонные перемещения.

Даурский заповедник, видимо, неплохо выполняет свою работу, коль нас обвиняют в большом поголовье диких копытных. Ещё нас можно обвинить, что мы развиваемся, когда все вокруг рушится и оптимизируется. Однако, в данном случае мы лишь помогли остановить вакханалию массового браконьерства, существовавшего ещё 10- 15 лет назад в окрестностях заповедника. В остальном мы сельским жителям - соседям не мешаем, а, наоборот, как можем и чем можем, помогаем.

«Ононская заря» №10 от 14 февраля

В Новой Чаре не отметили Масленницу. Всё потому, что нет желающих проводить культурно-массовые мероприятия: «Самое печальное то, что средства на проведение праздников в бюджете поселения заложены, пусть и не в полном годовом объёме, но порядка 500 тысяч рублей имеются, и при этом организовать праздник органы местного самоуправления не могут».

«Даурская новь» успокаивают жителей района. Сообщают, что, несмотря на ящур, мясо и молоко на рынке Борзи не опасное: «Спешим успокоить наших читателей: мясо и молоко на борзинском рынке можно и нужно покупать. Сотрудники ветеринарной лаборатории заверили, что мясная и молочная продукция поставляется только от благополучных по ящуру товаропроизводителей и проходит обязательную проверку. Продавцы мясного отдела работают в обычном режиме и на снижение спроса на свой товар не жалуются, цена за килограмм мяса осталась на прежнем уровне. Молоко в связи с масленичной неделей на рынке можно купить только ранним утром.

Что же это за зверь такой «ящур», и почему он так опасен? Ящур - это высококонтагиозное заболевание, то есть имеющее свойство передаваться от животных к животным и от животных к человеку при непосредственном контакте или через факторы передачи. Ящуром болеют как дикие, так и домашние парнокопытные животные (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, козы). Вирус ящура выделяется с экскрементами, мочой, слюной. Даже выдыхаемый больным животным воздух содержит большое количество вирусов, которые обсеменяют почву, подстилку. Это особенно опасно в наших продуваемых всеми ветрами краях: мелкие частицы корма, пораженной ткани, слюны, пыли разносятся на 20-30 километров.

Первоочередная задача при вспышке ящура - не допустить его распространения. Для этого в Борзинском районе предприняты радикальные меры. На стоянку предпринимателя, где были выявлены больные животные, и5 краевой ветеринарной службы прибыла бригада со специальной техникой. Все больные животные подлежат уничтожению бескровным методом и кремации. На территории, где находился заболевший скот, проводятся дезинфекционные мероприятия. После их завершения обработанная территория ещё 21 день будет закрыта на карантин. Проводить какие-либо работы, завозить новый скот на стоянку нельзя до снятия ограничительных мероприятий.

Постановлением главы района в сельских поселениях запрещено выпасать скот, переведя его на стойловое содержание. Сотрудники ГБУ «Борзинская СББЖ» с помощью коллег из районов края проводят сплошную вакцинацию парнокопытных животных в особо угрожаемых зонах: сёлах Соловьевск, Новоборзинское, Приозёрное, Южное, Чиндант и город Борзя. Рядом с этими населёнными пунктами выставлены посты из сотрудников полиции и Россельхознадзора, которые не допускают вывоз из сёл любой продукции животного происхождения и кормов. Ветеринары рекомендуют закрывать в вольерах и держать на цепи собак, потому что наши четвероногие друзья могут быть переносчиками вируса.

Тревожными сигналами являются:

Общая слабость животного и потеря аппетита; кратковременное повышение температуры; длительный понос; животные начинают припадать на передние конечности, хромать; вялость жвачки; усиленное слюновыделение; в некоторых случаях животное не в состоянии открыть рот. Это наиболее типичные проявления болезни, когда необходимо срочно обращаться в ветеринарную службу.

Для детального изучения ситуации и оказании консультационной помощи в наш район прибыл и работает научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института животноводства из г. Владимира Александр Васильевич Савин. В помощь Борзинской ветеринарной службе в район прибыла спецтехника из Акшинского, Дульдургинского и Могойтуйского районов.

Заместитель руководителя управления Россельхознадзора по Забайкальскому краю и Амурской области Марина Геннадьевна Савкова на экстренном совещании в районной администрации, обращаясь к главам сельских поселений, отметила, что в такой ситуации район мог оказаться потому, что имеют место факты сокрытия заболевания.

- Из взятых у скота в разных районах края 6184 проб сыворотки крови, 161 показала положительную реакцию, — рассказала Марина Геннадьевна. — Переболевшие животные выявлены в семи районах, в том числе и в Борзинском. Это значит, что владельцы скота при обнаружении признаков заболевания занимаются самолечением, не сообщая в ветеринарную службу. Переболевшее животное остаётся вирусоносителем до трёх лет. Задача руководителей поселений — убедить людей, что отчуждение заболевших животных, дезинфекция — это необходимые меры, позволяющие обойтись, что называется, малой кровью. Только в этом случае не придётся проводить убой большого количества животных. Тем более, что владельцам стоимость отчужденного скота будет компенсирована. Но проводить самостоятельно убой запрещено — только бескровным методом и с последующей кремацией.

Может ли ящуром заразиться человек? Безусловно, но от человека к человеку инфекция не передаётся. Дети более восприимчивы к ящуру, чем взрослые. Основной путь инфицирования людей — через сырое молоко больных животных и продукты его переработки, реже — через мясо.

Спешим успокоить наших читателей: мясо и молоко на Борзинском рынке можно и нужно покупать. Сотрудники ветеринарной лаборатории заверили, что мясная и молочная продукция поставляется только от благополучных по ящуру товаропроизводителей и проходит обязательную проверку. Продавцы мясного отдела работают в обычном режиме и на снижение спроса на свой товар не жалуются, цена за килограмм мяса осталась на прежнем уровне. Молоко в связи с масленичной неделей на рынке можно купить только ранним утром.

— Попавшие под карантин поселения и животноводческая стоянка предпринимателя не являются основными поставщиками мясной и молочной продукции, — прокомментировала ситуацию начальник территориального отдела Роспотребнадзора Марина Михайловна Рычкова. — Думаю, ограничительные мероприятия никак не отразятся на количестве мяса на рынке и, соответственно, на его цене.

Марина Михайловна предупредила, что сырое молоко в принципе употреблять в пищу нельзя, только кипячёное, а сырое мясо (строганину или бифштекс с кровью) в Забайкалье не принято подавать даже к праздничному столу. Риск заражения человека, конечно, существует, но при соблюдении элементарной гигиены его можно исключить.

Не так страшен ящур, как его малюют, но победить эту заразу можно .только общими усилиями, выполняя рекомендации и требования сотрудников ветеринарной службы, Россельхознадзора и Роспотребнадзора, и не скрывая факты заболевания. Руководители всех уровней надеются на понимание и поддержку населения, глав администраций поселений, в которых обнаружен зловещий вирус.

Любовь Чернюк. «Даурская Новь» №14 от 16 февраля

Настоятель Михайло-Архангельского храма иеромонах Варлаам рассказал «Улётовским вестям» о том, как человек приходит к богу: «Сначала был просто паломником, то есть жил на подворье, трудился на хозяйстве. Паломники жили - кто неделю, кто больше, доходило до полугода. И именно там у меня созрело желание посвятить себя монашеской жизни. И хотя я был в монастыре раза два, мне этого хватило для того, чтобы полностью утвердиться в этой мысли. Мои родные были, конечно, в шоке, полагая, что это какая-то блажь. Но потом, видя, что это твёрдое моё убеждение, мешать не стали».

Именно поиск ответов на такие вопросы побудил меня пойти к отцу Варлааму (Эдуарду Попову) в Михайло-Архангельский храм для беседы. Он несколько смущён: «После признания меня «Человеком года» и сведений о награждении Патриаршей грамотой ко мне появился какой-то повышенный интерес. Честное слово, я себя очень неловко чувствую. Мне кажется, я совершено обычный человек, у меня не столь уж высокие успехи, о которых можно говорить и давать интервью в СМИ».

Тем не менее, мне хотелось узнать об этом человеке побольше - с ним просто очень интересно общаться. Дала ему честное слово, что не буду писать новые «Несвятые святые» (книга Т. Шевкунова), а просто расскажу о его прошлом и настоящем.

Итак, республика Марий Эл, её глубинка и посёлок Солнечный. «Это вроде нашего п. Горный», - уточняет мой собеседник. Отец - прапорщик в части, до сих пор, кстати, работает. Теперь уже в ранге служащего. Мама - работница детского сада. В этой семье двое детей: мальчик и девочка. Мальчик - как вы догадываетесь - наш отец Варлаам. Но до этого статуса и сана ещё очень далеко. Пока - обычное советское детство, школа с 1979 по 1989 годы.

«Пионер, зарницы, походы, спорт - всё это в полной мере, - улыбается мой собеседник.

- Я был очень подкован, с точки зрения коммунистической морали. Много лет был знаменосцем в школе, выносил в торжественные минуты знамя школы, что меня очень смущало. И вообще, я считаю, что у меня было счастливое Детство, потому что там всё это было: и гордость, и сопричастность великим событиям, и слово Родина - не пустой звук».

Вероятнее всего, он стал бы военным, всё к этому шло. Пошёл бы по стопам отца. Но, играя в футбол, так прикипел к этому виду спорта, что появились успехи. Играл в школьной команде, потом в районной, в 9-10 классах участвовал и в республиканских соревнованиях в Йошкар-Оле по линии ДЮСШ.

В Йошкар-Оле проводились специальные турниры среди спортсменов по линии ДЮСШ, и так почти сам собой решился вопрос о дальнейшем обучении: спортфак педуниверситета города Йошкар-Олы, куда и пришел бывший полузащитник из школьной команды.

Педагогом Эдуард себя не видел. Считал, что будущее уж совершенно точно связано с футболом. Когда они учились на первом курсе, на второй курс пришли из армии находившиеся в академическом отпуске студенты. Многие из них прошли к тому времени Афганистан и пользовались у первокурсников непререкаемым авторитетом.

Буквально перед началом обучения на втором курсе шла тренировка на футбольном поле. И... падение, травма с разрывом коленных связок, повреждением мениска. Затем длительное восстановление и осознание, что со спортом уже покончено. Без боли можно было ходить только по прямой.

На факультете доучиться, конечно, дали. Но футбол остался в прошлом. Хотя все зачёты и экзамены сдавал, плавал, но именно как футболист уже стал неперспективен. К слову сказать, лет в 19 Эдуард был крещён, но, как он говорит, без фанатизма и особой веры. Имя при крещении ему дали Василий, поскольку Эдуарда в святцах не нашли.

Многие сокурсники достигли бы высот в спорте, но грянула перестройка, а потом развал СССР. Куда только ни рванули выпускники спортфака! Большая часть, к сожалению, ушла на «большую дорогу», в рэкет. Границы открылись, свобода пьянила, бывшие спортсмены рванули в Венгрию, Румынию, Чехословакию. Каждый находил в перестройке свои интересы: коммерция, «комки» и вымогательство вокруг всего этого. Но у иных она пошла совершенно противоположным путём.

Трое из университета ушли в священнослужители. С одним из них, Павлом Матвеевым, тогда ещё мирянином, и общался будущий наш настоятель прихода. «Мы с ним часто общались, я стал ходить в храм. К тому времени уже отчётливо понял, что в спорте у меня нет никаких перспектив, а беседы о богословии всё больше и больше затягивали», - рассказывает отец Варлаам.

А началось всё, собственно, ещё на 4 курсе. Во время ведения предмета «Мировая художественная культура» преподаватель рассказывала о живописи эпохи Возрождения, европейской живописи прошлых веков, где было много полотен на библейские темы. К чести педагога, предмет свой она очень любила, картинам и сюжетам давала подробное толкование.

«Тогда я впервые услышал слова «Христос, «рай», «ад», «демоны» и стал как-то немного по-иному воспринимать мир. Это и побудило к хождению в храм Воскресения Христова на Набережной. Рядом восстанавливали Собор, там нужны были рабочие руки, люди помогали в восстановлении».

С этого момента и началось восхождение к вере. Это был новый мир, с совершенно другими понятиями. «Начав приобщаться к теме православия в 1993 году, ни разу до сегодняшнего дня не встретил ни одного плохого человека. Наоборот, видел участие, любовь, понимание и прилепился всей душой к этим людям. Протоиерей Павел (Матвеева) служит уже более 20 лет, возглавляет отдел по тюремному служению, а тогда он мне всё терпеливо объяснял. А потом по инициативе Павла поехал в Спасо-Яковлевский монастырь Ростова Великого. Настоятелем монастыря был архимандрит Евстафий.

Сначала был просто паломником, то есть жил на подворье, трудился на хозяйстве. Паломники жили - кто неделю, кто больше, доходило до полугода. И именно там у меня созрело желание посвятить себя монашеской жизни. И хотя я был в монастыре раза два, мне этого хватило для того, чтобы полностью утвердиться в этой мысли. Мои родные были, конечно, в шоке, полагая, что это какая-то блажь. Но потом, видя, что это твёрдое моё убеждение, мешать не стали.

Архимандрит Евстафий (будущий епископ Читинский и Забайкальский) как раз перево-дился в Читу. Он и предложил мне приехать в Читу, послужить на благо церкви. Не будучи связан какими-то отношениями, я собрался и поехал в 2000 году в Забайкалье. Первые месяцы был послушником в храме, посещал богословско-пасторские курсы (сейчас - духовное училище), постигая там основы богослужения. А ещё работал на архиерейском подворье в Лесном городке. Там был огромный огород, и трудились на нём будущие священники: игумен Софроний, отец Иннокентий. Будущие священнослужители выращивали овощи для епархии: баклажаны, помидоры, огурцы, картофель.

А потом отец Евстафий сподобил меня на постриг и совершил рукоположение на сан иеромонаха».

Проживая там, будущие священники ходили в храм, помогали отцу Андрею, настоятелю храма в Лесном городке, проводить богослужения. А потом он направил молодого монаха в с. Улёты. Здесь к тому времени уже образовался приход с молельным домом. Занимался этим подвижническим делом В.И. Серединин, который работу в миру совмещал с церковным служением. Поскольку у отца Андрея было много работы, иеромонах Варлаам остался в Улётах.

В 2004-2005 годах началось строительство храма в с. Улёты, а в 2009 его освятили. С 2005 по 2007 годы отец Варлаам жил насельником в Спасо-Преображенском монастыре на Байкале.

Чуть позже началось восстановление Тангинского храма, и в 2007 году отец Варлаам получил назначение - быть настоятелем церкви в с. Танга. Там тоже существовали уже приход и молельный дом.

О своей роли в появлении этих храмов иеромонах Варлаам говорит так: «Моего вклада тут вообще, можно сказать, и нет. Люди добрые предложили. Те, кто мог, пожертвовали средства, другую разную помощь люди оказывали. Это не моя инициатива, мне нечем похвалиться. Воскресную школу, организованную при нашем храме, предложили создать Н.С. Лесогор и Л.М. Алексеева. Строительство храма в Улётах было предложено В.Ф. Малковым. Установлены Поклонные кресты - в Бальзое, Доронинском, Улётах. Но тоже по инициативе прихожан: в Доронинском - А.С. Саревича, в Бальзое - А.А. Страмилова.

Я не строю планов, а живу реальными делами, потребностями. Бог даст, все замыслы богоугодные воплотятся. Если что-то надо делать, делай сегодня, а что потом Господь пошлёт - ему видней. И идеи, и людей посылает. То есть, всё, что у нас есть, - это не от моих идей. Скажу одно совершенно точно - мне везло встретить людей добрых, искренних, отзывчивых. Я уже называл Виктора Ивановича Серединина, очень многим помог Владимир Семёнович Лихунча, душой откликнувшийся на нужды нашего прихода.

К сожалению, ушёл из жизни Петр Петрович Хозеев, у которого я жил первое время. Непросто, не однозначно прожил, но в зрелом возрасте уверовал. Искренне мне помогал в организации богослужений. Причём вера у него была, скажем так, на генетическом уровне - один из его предков по линии матери был архиереем».

С момента первого приезда в Улёты минуло уже 14 лет. Отец Варлаам обучается заочно в духовной семинарии г. Хабаровска. Предметов там, как и в любом вузе, немало. И какие! Основными предметами считаются Священное Писание Нового и Ветхого Заветов, догматическое богословие, литургика, церковная история. Кроме дисциплин сугубо христианских, семинаристы изучают множество светских наук. Так, преподаванию древних языков (латыни, древнегреческому и древнееврейскому) может уделяться особое внимание, отечественная история, всемирная история, философия, психология и другие. Умение дискутировать читается на лекциях по риторике и ораторскому искусству, а на гомелетике студентов учат правильно составлять проповеди.

Получается, что человек, получивший диплом об окончании семинарии, является не только специалистом в области богословия, но и может разбираться в основных гуманитарных науках.

Идут люди в храм чаще всего когда «припрёт» - кто-то из близких заболел, что-то тяжёлое случилось в семье. Тогда идут поговорить с Богом. Как правило, эти люди - гости временные.

«А вообще-то Господь ведёт к вере, - считает отец Варлаам. - Человек верующий начинает чувствовать потребность в этом. Это - чудо, и объяснить, как и откуда оно возникло, сложно. Основным мотивом является, на мой взгляд, осознание своей внутренней потребности в вере. Есть люди, назову их «идейные» христиане, которые ощущают на себе действие благодати и перерождаются потом изнутри. Я рад, что у нас в районе много таких людей.

Не правы, кстати, те, кто говорит: «Не иду в церковь, потому что вижу там того или иного в прошлом грешника». Не правы люди, их осуждающие. Он и в церкви-то появился, потому что переродился внутренне. Не судите по прошлому».

Патриаршая грамота, которой награждён отец Варлаам в минувшем году, вызывает у него, пожалуй, больше чувство растерянности, чем гордости за неё.

«Я не вижу в этом никакого подвига, такой же грамоты сподобился чуть позже красночийкойский протоиерей Игорь Хованский. Я не считаю себя великим тружеником. Наоборот, думаю, что я самый что ни на есть рядовой, и во многом даже не дорабатываю. Например, у нас есть реабилитационный центр «Кедр». Надо бы туда мне появляться, говорить с детьми, но не выкраивается пока времени», - говорит он.

Хотя, на мой взгляд, отец Варлаам значительно умаляет свою роль. Количество прихожан за годы его служения Богу увеличилось в районе вдвое Количество венчаний не растёт на протяжении ряда лет (их 2-3 в год), а вот крещений побольше. И, кроме того, выезды на службы в села Танга, Николаевское, на станцию Могзон. А ещё по всему Читинскому району наш батюшка помогает при проведении торжественных служб, поскольку назначен благочинным (старшим священником).

Поэтому приятно осознавать, что у него много помощников в нашем районе: тех, кто преподаёт в Воскресной школе, занимается убранством храма, организацией служб: Б. Бухнер, С. Пляскин, Е. Патрин, Н. Шкуратова, Алевтина Григорьевна Патрина - «великая труженица, тёплая душа, которая свыше десяти лет безвозмездно пекла просфоры для храма», наши кочегары, за невеликую плату согревающие храм», - обо всех этих людях отец Варлаам рассказывает очень тепло.

И может быть, прозвучит высокопарно, но именно к этому забайкальскому теплу тянет нашего Варлаама из Йошкар-Олы, куда он иногда вырывается «Хорошо у нас там, дома. Леса, речки, озёра, снега. Какие у нас снега! Когда половодье, кругом вода, лес в воде, только по мостам понятно, где река. Но, побыв на малой родине дня три, я вдруг понимаю, что мне надо домой, в Улёты, к моим прихожанам ...».

Возвращалась я в редакцию в каком-то удивительном состоянии духа. В эпоху повседневной суеты, стремлении успеть повсюду, храм, увы, у многих не стоит первым в списке неотложных дел. Но от мысли, что иеромонах Варлаам, которого каким-то провидением Божьим забросило в наш край, стоит на страже наших душ и помыслов, становится не так тоскливо и одиноко.

Елена Чубенко. «Улётовские вести» №10 от 13 февраля

«В редакцию газеты пришёл Сергей Иванович Верхушин, дедушка одного из учеников Захаровской школы, со своим вопросом. Приводим его дословно: «Хочу спросить через вашу газету, почему детей из Ацы не подвозят в школу? Всех подвозят, а их нет. Неужели нельзя проехать до деревни ещё 10 километров? Десять ребят из села живут в интернате, часто там простывают и потом болеют. Лучше бы им жить дома». Но директор школы считает, что пятиразовое питание в интернате всё окупает.

О том, что ждёт Краснокаменск в ближайшее время, рассказал глава города Юрий Диденко: «Одно из интересных направлений в будущем - это туризм. В прошлом году мы приняли 40 тысяч туристов, соседний с Приаргунском Аргун принимает до 4,5 миллиона туристов. Наша проблема в том, что на весь город только 90 гостиничных номеров. В кафе и ресторанах у нас более 1,1 тысячи мест, то есть покормить есть где. Встречался я с мэром Аргуна и с заместителем председателя Маньчжурии. Есть над чем работать, и это направление перспективно».

- Не поднимутся ли цены на проезд в общественном транспорте?

- В последние пять лет цена проезда на городских автобусах составляет 16 рублей, и перевозчики понимают, что, подняв её, они могут потерять часть пассажиров. Всё дело в здоровой конкуренции. На такси втроём можно доехать от подъезда до подъезда за 50 рублей, зачем идти на остановку и ждать транспорт за ту же цену? Тоже самое и с продовольственными магазинами. Приход сетевых торговых компаний вызвал конкуренцию с местными магазинами и установление реальных, а не монопольных цен. Тоже самое в ценообразовании на бензин. Самая высокая цена в Борзе, там один монополист, а самая низкая в Чите, там восемь конкурентов. В перспективе хотим привлечь в Краснокаменск «Роснефть» для здоровой конкуренции, работаем над этим.

- Не планируется ли в Краснокаменске обустройство искусственного водохранилища?

- Была мысль у предыдущего созыва депутатов за 823 домом сделать искусственный водоём с циркуляцией. Стоимость одного только проекта составила 4 миллиона рублей! Реализовать его слишком дорого. В программе к 50-летию комбината появилась интересная строчка - создание зоны отдыха на плотине. Эта идея интересна местным предпринимателям, которые готовы организовать там комфортную торговлю.

- Конечно, глава у городского поселения думает не только о 2018 годе, но и о долгосрочной перспективе развития Краснокаменска. Что в этих планах?

- Одно из интересных направлений в будущем -это туризм. В прошлом году мы приняли 40 тысяч туристов, соседний с Приаргунском Аргун принимает до 4,5 миллиона туристов. Наша проблема в том, что на весь город только 90 гостиничных номеров. В кафе и ресторанах у нас более 1100 мест, то есть покормить есть где. Встречался я с мэром Аргуна и с заместителем председателя Маньчжурии. Есть над чем работать, и это направление перспективно.

- Одним из главных событий 2018 года для всей страны станут выборы главы нашего государства. А насколько важно это событие для жителей Краснокаменска?

- От того насколько активно и социально ответственно население, зависит отношение к нам региональных и федеральных властей. На относительно благополучных территориях России и явка на выборы высокая, а Забайкальский край далёк даже от середины этого списка. Призываю всех жителей нашего города к проявлению высокой гражданской ответственности. Уважаемые земляки, этой весной вы выбираете своё будущее, не будьте равнодушными!

Вадим Якупов. «Слава труду» № 12 от 16 февраля

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter