Какие уникальные образовательные технологии Забайкальского института железнодорожного транспорта позволяют его выпускникам становиться специлистами, «приносящими прибыль», рассказал «Чита.Ру» директор ЗабИЖТа Евгений Ярилов.
- Система двух дипломов в вашем вузе - в чём её особенность?
— Задача высшего образовательного учреждения — организовать подготовку будущего специалиста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Именно они являются основой для разработки образовательных программ, учебных планов и ставят своей целью научить будущего специалиста определённым компетенциям. Компетенции в нашем понимании — знать, уметь, владеть. Однако федеральные образовательные стандарты разрабатываются не быстро, в то время как производственные процессы стремительно эволюционируют. В итоге мы имеем ситуацию, когда выпускник вуза не в полной мере соответствует ожиданиям работодателей.
В то же время, в рамках ФГОС у высшей школы есть определённые возможности формировать учебный процесс таким образом, чтобы студент получил дополнительные компетенции, которые наверняка будут востребованы конкретной отраслью экономики. И ЗабИЖТ этими возможностями воспользовался.
Мы оценили потенциал трудоустройства наших выпускников (даже при том условии, что сегодня они однозначно востребованы нашим главным заказчиком — Забайкальской железной дорогой), приняли решение расширить спектр возможного трудоустройства за счёт возможности осваивать параллельно с основной образовательной программе дополнительные специализации.
- Как такое может быть реально?
— Например, ЗабИЖТ обучает по специальности «Строительство железных дорог». Мы выпускаем специалистов (это программа специалитета), которые востребованы по направлениям «эксплуатация железнодорожного пути», «ремонт пути», «ремонт и эксплуатация мостов и тоннелей». Параллельно в рамках этой специализации мы готовы обучить нашего студента таким узким специализациям, как «руководитель строительной организации», «специалист по теплоснабжению», «специалист по водоснабжению и водоотведению», «руководитель управляющей компании».
То есть наш выпускник, освоивший дополнительную программу подготовки, сможет трудоустроиться не только на железнодорожном транспорте, но и в других отраслях экономики — в строительстве или ЖКХ. И, чтобы подтвердить, что выпускник Забайкальского института железнодорожного транспорта имеет указанную квалификацию, ему по окончании института плюсом к основному диплому государственного образца выдаётся второй диплом установленного образца.
- Дополнительную специализацию нужно осваивать в течение всего периода обучения основной специальности?
— Сравним две программы, например, по специальности «строитель железных дорог» и специальности «руководитель строительной организации». До 70% «базовых» дисциплин для той и другой специальностей внутри этих программ совпадает.
Существует возможность отдельно обучиться на «строителя», отдельно на «руководителя», но это занимает много времени. В нашем случае, студент один раз изучает полный курс «базовых» дисциплин, и параллельно дисциплины по основной и дополнительной специализациям. В результате – сэкономленное время (и деньги), большее количество освоенных компетенций, два диплома, получаемые с разрывом буквально в месяц, и конкурентные преимущества на рынке труда.
Наша система позволяет в рамках отведённого учебного времени получить, по сути, два образования.
- Но одного профиля?
— Если студент обучается по экономическому профилю, выбрать инженерный профиль по вышеуказанной системе у него не получится. Только в рамках получения второго высшего образования. Но в рамках самого экономического профиля открывается целый спектр дополнительных специализаций. Пример: студент выбрал для обучения направление «экономика» и профиль «бухгалтерский учёт». Дополнительное образование и диплом установленного образца он может получить по специализациям «бухгалтер материальной группы», «бухгалтер-аудитор», «бухгалтер-кассир». В этом кроется залог его будущего конкурентного преимущества на рынке труда. Более того, это преимущество для выпускников бакалавриата будет усилено реальным стажем работы по специальности.
- Каким образом?
— Институт по направлениям бакалавриата зашёл в пилотный проект практико-ориентрованного обучения. Это когда 60% учебного времени отводится на теоретическое обучение, а 40% - на практическое освоение компетенций на реальном производстве. Сегодня у вуза 26 предприятий-партнёров, входящих в холдинг ОАО «РЖД». РЖД — это своего рода государство в государстве. В его экономической структуре присутствует кроме сугубо железнодорожных очень много других направлений деятельности. Поэтому на базе этих предприятий мы можем практически обучать не только железнодорожным специальностям, но и различным сопутствующим в смежных отраслях — строительство, ЖКХ, управление персоналом, экономика, бухгалтерский учёт, электроснабжение и ещё много различных направлений.
За регламентируемый период обучения наш студент получит полную базу знаний по основному профилю плюс дополнительную специализацию (специализации) плюс стажировку по выбранной дополнительной специализации (специализациям). У него будет диплом о высшем образовании, диплом установленного образца и трудовая книжка с тремя годами стажа работы.
- Реального стажа?
— Разумеется. Практико-ориентированное обучение предусматривает получение практических навыков работы на конкретном производстве, где за нашим студентом закрепляется наставник, который учит реальному ремеслу, передаёт реальные практические навыки. Такой выпускник может сразу приступить к работе, он уже будет владеть реальными компетенциями специалиста в определённой области, отвечать профессиональным стандартам. Это обеспечивает ему серьёзные конкурентные преимущества перед другими выпускниками с единственным дипломом об окончании бакалавриата. Наш выпускник более востребован на рынке как готовый специалист, быстрее продвигается по карьерной лестнице, может претендовать на более высокую заработную плату, поскольку имеет опыт и стаж. А время практической подготовки вписывается в его трудовую книжку.
Благодаря практико-ориентированному обучению, производственной базе наших партнёров и возможности получения дополнительного образования в рамках действующей лицензии, мы значительно расширили спектр специализаций.
- Не только железнодорожные.
— Есть такое клише по отношению к ЗабИЖТу, что вуз готовит только железнодорожников. Конечно, вуз готовил, готовит и будет готовить специалистов для железной дороги. Но главная цель любого российского транспортного вуза на протяжении более 200 лет их существования — подготовка высококвалифицированных инженеров. Именно инженеры путей сообщения в XIX веке составляли элиту инженерной школы России. Многие политехнические и другие инженерные школы появились в стране уже в XX веке, это было требованием времени, индустриализации. Но школа инженеров путей сообщения до сих пор не утратила своей востребованности. По большому счёту, инженеры путей сообщения эффективно трудятся практически во всех отраслях экономики. И тому примером многие успешные карьеры наших выпускников на различных не железнодорожных поприщах. Сегодня ЗабИЖТ — это первый инженерный вуз Забайкальского края, потому что 80% специальностей и специализаций — инженерные. Вуз занимает девятое место в России в рейтинге транспортных вузов. И планку ведущего инженерного вуза понижать не собирается.
Квалифицированный инженер путей сообщения – такая квалификация записывается в диплом по окончании ЗабИЖТ — будет востребован всегда и не только в железнодорожной отрасли. Сегодня выпускники работают в различных отраслях экономики Российской Федерации: кроме порядка 95% руководителей и специалистов всех уровней на Забайкальской железной дороге, наши выпускники работают и в органах управления РФ, занимают должности руководителей регионов, строительных и управляющих компаний, и много где ещё.
Получить настоящее инженерное образование — заработать свой миллион долларов. Получить при этом специализацию для жизни благодаря новым образовательным инструментам ЗабИЖТ — заработать второй миллион долларов.
- Почему абитуриенты стремятся уехать в центральные вузы?
— Это не проблема образования. К сожалению, экономическое положение Забайкальского края многими сегодня оценивается негативно. Сегодня, когда молодой человек или девушка вместе с родителями принимает решение о том, что нужно обязательно, любым путём уехать из Забайкалья, рассуждают так: ну, хорошо, где в Забайкальском крае работать, а вот если мой ребёнок уедет и поступит в Москве, Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, Новосибирске или Красноярске, это будет лучше.
Сложно что-то противопоставить такому решению исходя из такой постановки вопроса. На самом деле, возможностей для более выгодного трудоустройства в Москве или Санкт-Петербурге, возможно и больше. Но ведь дети-то едут не трудоустраиваться, они же всё-таки едут учиться, получить образование. А вот вопрос — лучше ли это образование, чем в Чите?
Во-первых, не все выпускники Забайкальских школ, поступающие в другие регионы, поступят на бюджетной основе. В любом случае, количество бюджетных средств ограничено. Поэтому не исключено платное обучение. Если посчитать экономику этого процесса — нужно заплатить за обучение, жильё, ребёнка обеспечить деньгами, то в перерасчёте на месяц получается довольно большая сумма. Если ребёнок то же самое образование получит в Чите, получится намного дешевле. А ещё раз говорю — большой вопрос, где учат лучше.
Я приведу пример из железнодорожной отрасли. Сегодня значительное количество руководящего аппарата ОАО «РЖД» — это выпускники Сибирских транспортных вузов. Большое количество руководителей — выпускники нашего университетского комплекса. Подготовка кадров в Сибири, скажем так, более адресная. Мы не разучились видеть каждого студента. А посмотрите сериал «Универ». Это очень чёткая демонстрация отношения студентов столичных вузов к учёбе, университета к студентам. Создаётся впечатление, что студенты там не учатся. Ну, получит студент диплом столичного вуза, а что со знаниями?
Персонализация образования, которая существует сегодня в вузах Сибири, в нашем городе, позволяет дать более глубокие знания. Это ещё и дисциплина. Наши учебные заведения не разучились ещё следить за успехами своего студента, заинтересованы в том, чтобы он хорошо учился, не пропускал занятия. В западных вузах принцип следующий: ты поступил — ты и учись, хочешь — ходи, не хочешь — не ходи.
Молодой человек может получить высшее образование в Чите, и после этого ехать искать своё счастье, повзрослевший, оперившийся, с дипломом. Нужен московский — поступайте в магистратуру в Москве. Законом определены абсолютно равные условия для поступления вне зависимости от того, где вы получили диплом бакалавра. Но сравните по расходам: или 6 лет проучиться в Москве, или 2 года, посчитайте экономику. Мой сын прошёл первую высшую школу здесь, в Чите, и мы не проиграли.
Выигрывают и те, кто выбирает ЗабИЖТ как площадку для непрерывного обучения — начиная с лицея и техникума ЗабИЖТ, продолжив учёбу на факультетах, и до повышения квалификации и переподготовки как уже состоявшейся личности.
Как выпускники Читинского техникума железнодорожного транспорта – структурного подразделения ЗабИЖТ сокращают время на получение высшего образования, рассказал заместитель директора по науке и дополнительному образованию Дмитрий Яковлев.
- Что такое ускоренное высшее на базе железнодорожного института?
- Формулировка «ускоренное высшее образование» будет не совсем точна. Закон об образовании устанавливает регламент, согласно которому студент имеет право повышать квалификацию только с получением диплома об основном образовани. В ЗабИЖТе на базе железнодорожного техникума вот уже 3 года работает программа, позволяющая составить индивидуальную траекторию обучения студента. Так, студенты 3-го, 4-го курса техникума поступают на дополнительное дистанционное обучение, на переподготовку, программа которой составлена таким образом, чтобы насытить в себя первых 2 года обучения по специальностям, на которые студенты планируют поступать. Это может быть профиль, на котором они учились в техникуме (строители поступают на строительство), а может быть переподготовка — учился на строителя, а захотел стать электриком. И ребята в течение 8 месяцев получают эту переподготовку.
— Формулировка «ускоренное высшее образование» будет не совсем точна. Закон об образовании устанавливает регламент, согласно которому студент имеет право повышать квалификацию только с получением диплома об основном образовании. В ЗабИЖТ на базе железнодорожного техникума вот уже 3 года работает программа, позволяющая составить индивидуальную траекторию обучения студента. Так, студенты 3-го, 4-го курса техникума поступают на дополнительное обучение, программа которого составлена таким образом, чтобы освоить дисциплины первых 2 лет обучения по специальностям высшей школы ЗабИЖТ, на которые студенты планируют поступать. Это может быть профиль, на котором они учились в техникуме («строители» поступают на «строительство» и т.д.), а может быть переподготовка — учился на «строителя», а захотел стать «электриком». Дальше они поступают на первый курс института, приносят диплом о дополнительном обучении, деканат делает перезачёт освоенных дисциплин, и студенты переводятся на второй или на третий курс в зависимости от количества перезачтённых дисциплин.
Эта программа применима ко всем абитуриентам – выпускникам любых техникумов, колледжей и училищ, но, конечно, очень удобно создать единое образовательное пространство для студентов-железнодорожников. В год запуска этой программы у нас было около 15 обучающихся по дополнительной программе, желающих сократить курс высшего образования, сейчас уже 90.
Добавлю, что иных, разрешённых Законом «Об образовании» вариантов нет. Любые другие варианты – от «лукавого» и несут значительные риски для обеих сторон образовательного процесса.
- Как в институте определяется непрерывность образования?
— Реализация непрерывного обучения начинается с лицея при институте. Затем техникум, вуз, повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Есть ещё одна особенность. Если говорить о техническом вузе, то студенты обязаны получить ещё и рабочую профессию. На некоторых специальностях — две. Например, студент выбрал специальность «подвижной состав железных дорог». До третьего курса он обязан получить профессию слесаря-ремонтника подвижного состава, после этого — профессию помощника машиниста. Выбрали специальность «электроснабжение железных дорог», обязательно получите профессию электромонтёра тяговой подстанции и электромонтёра контактной сети. И, конечно же, диплом о высшем образовании инженера.
Серьёзной мотивацией служит программа целевого приёма от Забайкальской железной дороги. ЗабЖД поддерживает выпускников, выбравших для места работы предприятия дороги на участке от Чернышевска и до Сковородино, «подъёмными» в размере 250 тысяч рублей, обеспечивает жильём, льготной ипотекой, индивидуальной «карьерной лестницей». Такие студенты попадают в центр оценки и мониторинга персонала железной дороги, проходят тестирование, которое определяет, в каких областях лучше использовать навыки и знания человека, чтобы он мог расти и развиваться дальше в своём любимом деле.
В любом случае, при принятии окончательного решения, где получить высшее образование, рекомендуем открыть для себя разнообразный мир ЗабИЖТ. Уверен, вам понравится. А решение в любом случае останется за вами.