Город Ноу-хау инженерного вуза для тех, кто хочет стать миллионером

Ноу-хау инженерного вуза для тех, кто хочет стать миллионером

Новые образовательные технологии для двух дипломов и ускоренного высшего.

Какие уникальные образовательные технологии Забайкальского института железнодорожного транспорта позволяют его выпускникам становиться специлистами, «приносящими прибыль», рассказал «Чита.Ру» директор ЗабИЖТа Евгений Ярилов.

Директор ЗабИЖТа, кандидат экономических наук, депутат Евгений Ярилов

- Система двух дипломов в вашем вузе - в чём её особенность?

— Задача высшего образовательного учреждения — организовать подготовку будущего специалиста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Именно они являются основой для разработки образовательных программ, учебных планов и ставят своей целью научить будущего специалиста определённым компетенциям. Компетенции в нашем понимании — знать, уметь, владеть. Однако федеральные образовательные стандарты разрабатываются не быстро, в то время как производственные процессы стремительно эволюционируют. В итоге мы имеем ситуацию, когда выпускник вуза не в полной мере соответствует ожиданиям работодателей.

В то же время, в рамках ФГОС у высшей школы есть определённые возможности формировать учебный процесс таким образом, чтобы студент получил дополнительные компетенции, которые наверняка будут востребованы конкретной отраслью экономики. И ЗабИЖТ этими возможностями воспользовался.

Мы оценили потенциал трудоустройства наших выпускников (даже при том условии, что сегодня они однозначно востребованы нашим главным заказчиком — Забайкальской железной дорогой), приняли решение расширить спектр возможного трудоустройства за счёт возможности осваивать параллельно с основной образовательной программе дополнительные специализации.

- Как такое может быть реально?

— Например, ЗабИЖТ обучает по специальности «Строительство железных дорог». Мы выпускаем специалистов (это программа специалитета), которые востребованы по направлениям «эксплуатация железнодорожного пути», «ремонт пути», «ремонт и эксплуатация мостов и тоннелей». Параллельно в рамках этой специализации мы готовы обучить нашего студента таким узким специализациям, как «руководитель строительной организации», «специалист по теплоснабжению», «специалист по водоснабжению и водоотведению», «руководитель управляющей компании».

То есть наш выпускник, освоивший дополнительную программу подготовки, сможет трудоустроиться не только на железнодорожном транспорте, но и в других отраслях экономики — в строительстве или ЖКХ. И, чтобы подтвердить, что выпускник Забайкальского института железнодорожного транспорта имеет указанную квалификацию, ему по окончании института плюсом к основному диплому государственного образца выдаётся второй диплом установленного образца.

- Дополнительную специализацию нужно осваивать в течение всего периода обучения основной специальности?

— Сравним две программы, например, по специальности «строитель железных дорог» и специальности «руководитель строительной организации». До 70% «базовых» дисциплин для той и другой специальностей внутри этих программ совпадает.

Существует возможность отдельно обучиться на «строителя», отдельно на «руководителя», но это занимает много времени. В нашем случае, студент один раз изучает полный курс «базовых» дисциплин, и параллельно дисциплины по основной и дополнительной специализациям. В результате – сэкономленное время (и деньги), большее количество освоенных компетенций, два диплома, получаемые с разрывом буквально в месяц, и конкурентные преимущества на рынке труда.

Наша система позволяет в рамках отведённого учебного времени получить, по сути, два образования.

- Но одного профиля?

— Если студент обучается по экономическому профилю, выбрать инженерный профиль по вышеуказанной системе у него не получится. Только в рамках получения второго высшего образования. Но в рамках самого экономического профиля открывается целый спектр дополнительных специализаций. Пример: студент выбрал для обучения направление «экономика» и профиль «бухгалтерский учёт». Дополнительное образование и диплом установленного образца он может получить по специализациям «бухгалтер материальной группы», «бухгалтер-аудитор», «бухгалтер-кассир». В этом кроется залог его будущего конкурентного преимущества на рынке труда. Более того, это преимущество для выпускников бакалавриата будет усилено реальным стажем работы по специальности.

- Каким образом?

— Институт по направлениям бакалавриата зашёл в пилотный проект практико-ориентрованного обучения. Это когда 60% учебного времени отводится на теоретическое обучение, а 40% - на практическое освоение компетенций на реальном производстве. Сегодня у вуза 26 предприятий-партнёров, входящих в холдинг ОАО «РЖД». РЖД — это своего рода государство в государстве. В его экономической структуре присутствует кроме сугубо железнодорожных очень много других направлений деятельности. Поэтому на базе этих предприятий мы можем практически обучать не только железнодорожным специальностям, но и различным сопутствующим в смежных отраслях — строительство, ЖКХ, управление персоналом, экономика, бухгалтерский учёт, электроснабжение и ещё много различных направлений.

За регламентируемый период обучения наш студент получит полную базу знаний по основному профилю плюс дополнительную специализацию (специализации) плюс стажировку по выбранной дополнительной специализации (специализациям). У него будет диплом о высшем образовании, диплом установленного образца и трудовая книжка с тремя годами стажа работы.

- Реального стажа?

— Разумеется. Практико-ориентированное обучение предусматривает получение практических навыков работы на конкретном производстве, где за нашим студентом закрепляется наставник, который учит реальному ремеслу, передаёт реальные практические навыки. Такой выпускник может сразу приступить к работе, он уже будет владеть реальными компетенциями специалиста в определённой области, отвечать профессиональным стандартам. Это обеспечивает ему серьёзные конкурентные преимущества перед другими выпускниками с единственным дипломом об окончании бакалавриата. Наш выпускник более востребован на рынке как готовый специалист, быстрее продвигается по карьерной лестнице, может претендовать на более высокую заработную плату, поскольку имеет опыт и стаж. А время практической подготовки вписывается в его трудовую книжку.

1 из 2

Благодаря практико-ориентированному обучению, производственной базе наших партнёров и возможности получения дополнительного образования в рамках действующей лицензии, мы значительно расширили спектр специализаций.

- Не только железнодорожные.

— Есть такое клише по отношению к ЗабИЖТу, что вуз готовит только железнодорожников. Конечно, вуз готовил, готовит и будет готовить специалистов для железной дороги. Но главная цель любого российского транспортного вуза на протяжении более 200 лет их существования — подготовка высококвалифицированных инженеров. Именно инженеры путей сообщения в XIX веке составляли элиту инженерной школы России. Многие политехнические и другие инженерные школы появились в стране уже в XX веке, это было требованием времени, индустриализации. Но школа инженеров путей сообщения до сих пор не утратила своей востребованности. По большому счёту, инженеры путей сообщения эффективно трудятся практически во всех отраслях экономики. И тому примером многие успешные карьеры наших выпускников на различных не железнодорожных поприщах. Сегодня ЗабИЖТ — это первый инженерный вуз Забайкальского края, потому что 80% специальностей и специализаций — инженерные. Вуз занимает девятое место в России в рейтинге транспортных вузов. И планку ведущего инженерного вуза понижать не собирается.

Квалифицированный инженер путей сообщения – такая квалификация записывается в диплом по окончании ЗабИЖТ — будет востребован всегда и не только в железнодорожной отрасли. Сегодня выпускники работают в различных отраслях экономики Российской Федерации: кроме порядка 95% руководителей и специалистов всех уровней на Забайкальской железной дороге, наши выпускники работают и в органах управления РФ, занимают должности руководителей регионов, строительных и управляющих компаний, и много где ещё.

Получить настоящее инженерное образование — заработать свой миллион долларов. Получить при этом специализацию для жизни благодаря новым образовательным инструментам ЗабИЖТ — заработать второй миллион долларов.

- Почему абитуриенты стремятся уехать в центральные вузы?

— Это не проблема образования. К сожалению, экономическое положение Забайкальского края многими сегодня оценивается негативно. Сегодня, когда молодой человек или девушка вместе с родителями принимает решение о том, что нужно обязательно, любым путём уехать из Забайкалья, рассуждают так: ну, хорошо, где в Забайкальском крае работать, а вот если мой ребёнок уедет и поступит в Москве, Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, Новосибирске или Красноярске, это будет лучше.

Сложно что-то противопоставить такому решению исходя из такой постановки вопроса. На самом деле, возможностей для более выгодного трудоустройства в Москве или Санкт-Петербурге, возможно и больше. Но ведь дети-то едут не трудоустраиваться, они же всё-таки едут учиться, получить образование. А вот вопрос — лучше ли это образование, чем в Чите?

1 из 2

Во-первых, не все выпускники Забайкальских школ, поступающие в другие регионы, поступят на бюджетной основе. В любом случае, количество бюджетных средств ограничено. Поэтому не исключено платное обучение. Если посчитать экономику этого процесса — нужно заплатить за обучение, жильё, ребёнка обеспечить деньгами, то в перерасчёте на месяц получается довольно большая сумма. Если ребёнок то же самое образование получит в Чите, получится намного дешевле. А ещё раз говорю — большой вопрос, где учат лучше.

Я приведу пример из железнодорожной отрасли. Сегодня значительное количество руководящего аппарата ОАО «РЖД» — это выпускники Сибирских транспортных вузов. Большое количество руководителей — выпускники нашего университетского комплекса. Подготовка кадров в Сибири, скажем так, более адресная. Мы не разучились видеть каждого студента. А посмотрите сериал «Универ». Это очень чёткая демонстрация отношения студентов столичных вузов к учёбе, университета к студентам. Создаётся впечатление, что студенты там не учатся. Ну, получит студент диплом столичного вуза, а что со знаниями?

Персонализация образования, которая существует сегодня в вузах Сибири, в нашем городе, позволяет дать более глубокие знания. Это ещё и дисциплина. Наши учебные заведения не разучились ещё следить за успехами своего студента, заинтересованы в том, чтобы он хорошо учился, не пропускал занятия. В западных вузах принцип следующий: ты поступил — ты и учись, хочешь — ходи, не хочешь — не ходи.

Молодой человек может получить высшее образование в Чите, и после этого ехать искать своё счастье, повзрослевший, оперившийся, с дипломом. Нужен московский — поступайте в магистратуру в Москве. Законом определены абсолютно равные условия для поступления вне зависимости от того, где вы получили диплом бакалавра. Но сравните по расходам: или 6 лет проучиться в Москве, или 2 года, посчитайте экономику. Мой сын прошёл первую высшую школу здесь, в Чите, и мы не проиграли.

Выигрывают и те, кто выбирает ЗабИЖТ как площадку для непрерывного обучения — начиная с лицея и техникума ЗабИЖТ, продолжив учёбу на факультетах, и до повышения квалификации и переподготовки как уже состоявшейся личности.

Как выпускники Читинского техникума железнодорожного транспорта – структурного подразделения ЗабИЖТ сокращают время на получение высшего образования, рассказал заместитель директора по науке и дополнительному образованию Дмитрий Яковлев.

- Что такое ускоренное высшее на базе железнодорожного института?

- Формулировка «ускоренное высшее образование» будет не совсем точна. Закон об образовании устанавливает регламент, согласно которому студент имеет право повышать квалификацию только с получением диплома об основном образовани. В ЗабИЖТе на базе железнодорожного техникума вот уже 3 года работает программа, позволяющая составить индивидуальную траекторию обучения студента. Так, студенты 3-го, 4-го курса техникума поступают на дополнительное дистанционное обучение, на переподготовку, программа которой составлена таким образом, чтобы насытить в себя первых 2 года обучения по специальностям, на которые студенты планируют поступать. Это может быть профиль, на котором они учились в техникуме (строители поступают на строительство), а может быть переподготовка — учился на строителя, а захотел стать электриком. И ребята в течение 8 месяцев получают эту переподготовку.

— Формулировка «ускоренное высшее образование» будет не совсем точна. Закон об образовании устанавливает регламент, согласно которому студент имеет право повышать квалификацию только с получением диплома об основном образовании. В ЗабИЖТ на базе железнодорожного техникума вот уже 3 года работает программа, позволяющая составить индивидуальную траекторию обучения студента. Так, студенты 3-го, 4-го курса техникума поступают на дополнительное обучение, программа которого составлена таким образом, чтобы освоить дисциплины первых 2 лет обучения по специальностям высшей школы ЗабИЖТ, на которые студенты планируют поступать. Это может быть профиль, на котором они учились в техникуме («строители» поступают на «строительство» и т.д.), а может быть переподготовка — учился на «строителя», а захотел стать «электриком». Дальше они поступают на первый курс института, приносят диплом о дополнительном обучении, деканат делает перезачёт освоенных дисциплин, и студенты переводятся на второй или на третий курс в зависимости от количества перезачтённых дисциплин.

Эта программа применима ко всем абитуриентам – выпускникам любых техникумов, колледжей и училищ, но, конечно, очень удобно создать единое образовательное пространство для студентов-железнодорожников. В год запуска этой программы у нас было около 15 обучающихся по дополнительной программе, желающих сократить курс высшего образования, сейчас уже 90.

Добавлю, что иных, разрешённых Законом «Об образовании» вариантов нет. Любые другие варианты – от «лукавого» и несут значительные риски для обеих сторон образовательного процесса.

- Как в институте определяется непрерывность образования?

— Реализация непрерывного обучения начинается с лицея при институте. Затем техникум, вуз, повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Есть ещё одна особенность. Если говорить о техническом вузе, то студенты обязаны получить ещё и рабочую профессию. На некоторых специальностях — две. Например, студент выбрал специальность «подвижной состав железных дорог». До третьего курса он обязан получить профессию слесаря-ремонтника подвижного состава, после этого — профессию помощника машиниста. Выбрали специальность «электроснабжение железных дорог», обязательно получите профессию электромонтёра тяговой подстанции и электромонтёра контактной сети. И, конечно же, диплом о высшем образовании инженера.

1 из 2

Серьёзной мотивацией служит программа целевого приёма от Забайкальской железной дороги. ЗабЖД поддерживает выпускников, выбравших для места работы предприятия дороги на участке от Чернышевска и до Сковородино, «подъёмными» в размере 250 тысяч рублей, обеспечивает жильём, льготной ипотекой, индивидуальной «карьерной лестницей». Такие студенты попадают в центр оценки и мониторинга персонала железной дороги, проходят тестирование, которое определяет, в каких областях лучше использовать навыки и знания человека, чтобы он мог расти и развиваться дальше в своём любимом деле.

В любом случае, при принятии окончательного решения, где получить высшее образование, рекомендуем открыть для себя разнообразный мир ЗабИЖТ. Уверен, вам понравится. А решение в любом случае останется за вами.

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
Слоны ходят по дорогам, папайя стоит 150 рублей. Россиянка провела отпуск на Шри-Ланке — сколько это стоит
Алена Болотова
директор по продажам 72.RU
Мнение
«Полжизни подвергаются влиянию липкого налета»: действительно ли нужно чистить зубы дважды в день?
Лилия Кузьменкова
Мнение
Почему нельзя сохранить ЗабТЭК? Непопулярное мнение
Алексей Голиков
Мнение
«Мужики, а вы в курсе, что дезодорант существует?» Потный репортаж из душного троллейбуса
Руслан Симушин
Корреспондент
Мнение
«Lada — автомобиль, а "китаец" — автомобилесодержащий продукт». Крик души таксиста о машинах из Поднебесной
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления