В июле прошлого года во время наводнения в Чите рухнул мост между школой №17 и Каштакской развязкой. Несколько дней он буквально висел на волоске. Движение было перекрыто бетонными блоками. Упал он за считаные секунды. Власти Забайкалья пообещали восстановить мост до 1 июня 2020 года. Пока же проект восстановления моста буксует в самом начале - он не прошёл государственную экспертизу.
В ноябре 2018 года тогда ещё заместитель министра территориального развития Забайкальского края Константин Суздальницкий сообщал, что работы по восстановлению моста начнутся 30 марта 2019 года после получения положительного заключения государственной экспертизы, а завершение строительства планируется на 2020 год. Он уточнял, что без проекта такое сложное и крупное искусственное сооружение восстановить невозможно. Проектно-сметную документацию должна была разработать компания «СметаПлюс». Сообщалось, что на восстановление моста необходимо 300 миллионов рублей.
Этот мост стал первым объектом, который посетил в свой первый приезд в Забайкалье полпред Дальневосточного федерального округа Юрий Трутнев. Он прошёлся по нему вместе с врио губернатора Александром Осиповым и вице-премьером Виктором Паздниковым (в тот момент Паздников ещё был министром территориального развития). Тогда Трутнев и пообещал, что правительство России выделит из федерального бюджета деньги на восстановление моста.
«Я разговаривал с министром транспорта. Сегодня документы по выплатам, необходимым для ремонта этого моста и остальных пострадавших объектов, внесут в правительство», - говорил он.
На краю моста сидели дети. Под мостом образовывалась свалка. А в марте госэкспертиза выявила ряд замечаний в проектно-сметной документации на восстановление моста. Отправили на доработку.
«Но планы остаются неизменными – получить положительное заключение, провести торги и в этом году приступить к монтажу самого моста», - комментировал тогда ситуацию Константин Суздальницкий.
Через три месяца государственная экспертиза забраковала проект восстановления моста. Об этом стало известно во время оперативного заседания правительства 1 июля. Судьбой проекта поинтересовался врио губернатора Александр Осипов.
«На прошлой неделе проектировщиками было получено отрицательное заключение. Причём результат был отсмотрен и «Службой заказчика», и проектировщиками. Они не увидели вопросов, которые тянули бы на отрицательное заключение. Проектировщик готов идти в суд против государственной экспертизы. «Служба заказчика» в течение сегодняшнего дня должна разработать план-график корректировки этого проекта», - объяснял Константин Суздальницкий.
Осипова такой поворот возмутил: «Как вы работали, что получили такое заключение? Что за организация работы такая? Сейчас не будем в это погружаться. Просто — полное безобразие. Сейчас собирайтесь все, разбирайтесь, с докладом соответствующим и, если необходимо, то с вариантами решения».
«За два дня до того как мы получили отрицательное заключение, у нас была информация, что заключение будет положительным», - пытался оправдаться Суздальницкий.
Что конкретно не устроило госэкспертизу в министерстве не объясняют. В пресс-службе отметили, что у экспертов возникли технические вопросы.
Несмотря на очевидную задержку по времени, министерство территориального развития оптимистично заявляет, что в 2019 году мост начнут строить. Сейчас вносятся правки в проект, который отправят на повторную экспертизу.
«Проектная организация отрабатывает все замечания и вносит корректировки. После чего проект будет снова направлен на госэкспертизу. Повторная экспертиза будет проходить быстрее, так как основные замечания уже устранены», - сообщили ИА «Чита.Ру» в пресс-службе министерства территориального развития.
В минтере планируют до конца 2019 года получить положительное заключение, провести торги и начать работы по восстановлению конструкции. Проект предполагает возведение опор моста в холодное время года. Дедлайн — 1 июня 2020 года — никто не сдвигал. Пока не сдвигал.
Отсутствие Каштакского моста катастрофически влияет на транспортную ситуацию в городе. Мост связывал не только федеральные дороги, но и являлся одной из важнейших транспортных артерий северной части города. Сейчас перегружены улицы Ковыльная, в утренние и вечерние часы стоит в пробке Карповский тракт, который сейчас, к тому же, реконструируют. Фуры по старой памяти продолжают заезжать на Каштакский мост, а потом медленно пятятся назад.
Очевидно, что городу важна быстрая реконструкция моста, в которую теперь верится с трудом. Первый этап — прохождение экспертизы — уже стал преградой.