Город Уволенный дважды. Чита осталась без главного архитектора

Уволенный дважды. Чита осталась без главного архитектора

Увольнение Михайлова это в большей степени зарабатывание очков для Сапожникова, чем забота о городе.

На прошлой неделе и. о. сити-менеджера Читы Александр Сапожников уволил главного архитектора города Александра Михайлова. За последний год Михайлов не раз подвергался критике то от заезжего блогера-урбаниста, то от самих жителей. Масло в огонь подлили вазоны-урны и розовый дом. В истории с ним Михайлов оказался крайним, как, в принципе, и во всём остальном малопривлекательном облике современной Читы.

Александр Михайлов проработал главным архитектором Читы 7 лет - с 2012 года. До него три года архитектором был Владимир Старостин, а ещё раньше — Валерий Логунов, который в 2009 году ушёл на пенсию.

Михайлов никогда не критиковал работу предыдущих архитекторов и не признавал прошлые градостроительные ошибки.

«Критиковать предыдущее поколение нельзя. Конечно, мелкие ошибки есть. Но тогда работали при другом законодательстве. Мы сейчас работаем в совершенно иных условиях. То, что выполнялось ранее, сегодня считается нарушением закона. А тогда это было нормой», - говорил он.

Почти с начала карьеры Михайлова начали обвинять в точечной застройке города, в строительстве несуразных прямоугольников под торговые центры.

Михайлов парировал, что в городе точечной застройки нет.

«Точечная застройка — строительство, осуществляемое без градостроительной документации. У нас на сегодняшний день есть генеральный план города, прорабатывается градостроительная документация всех районов города», - объяснял он.

В 2016 году главный архитектор Читы попал в немилость нового сити-менеджера Читы Владимира Забелина. Он снял его с поста, уточнив, что на это есть причины, которые нельзя обсуждать в СМИ. Затем Забелин назначил проверку управления архитектуры и градостроительства Читы. Но уже через полтора месяца Забелин ушёл сам. А Михайлов вернулся. Проработал ещё три года.

Посередине

«Моя задача быть по центру и не качаться — ни вправо, ни влево. Ни в сторону тех, кто хочет что-то организовать, ни в сторону тех, кто против. Действовать только в рамках закона», - говорил Михайлов осенью прошлого года в интервью ИА «Чита.Ру».

Тогда же он не то чтобы жаловался, но отмечал, что полномочия главного архитектора города очень ограничены.

«Полномочия у нас только на исполнение своих должностных обязанностей: выдача разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию, согласование. До 2003 года в градостроительном кодексе была статья — ответственность за нарушения градостроительной деятельности. Тогда в наши полномочия входила выдача предписаний. Например, нарушено благоустройство, фасад зданий, мы выдавали предписания и накладывали административные наказания», - говорил он.

Уточнял, что никаких контролирующих функций у управления архитектуры и градостроительства нет.

Но занимать позицию «посередине», к которой, видимо, Александр Михайлов и стремился, должность архитектора не позволяла. Всегда было важно и необходимо его профессиональное мнение. И оно часто шло вразрез с народным.

Михайлов предлагал увеличить количество парковок в городе за счёт выкорчёвывания деревьев вдоль дорог. Объяснял, что эти деревья закладывались как резерв для развития дорог Читы. Говорил, что состояние насаждений оставляет желать лучшего и часть из них опасна для пешеходов.

Конечно, такая позиция вызвала возмущение горожан, а известный блогер-урбанист Илья Варламов разнёс это предложение в пух и прах: «Пока российская городская среда повторяет ошибки всего мира прошлого столетия, отток людей из регионов уже бьёт по всей стране — хорошие специалисты бегут от расширения дорог, спальных микрорайонов и огромных пустых площадей с Лениным по центру».

А взгляд Александра Михайлова на архитектурное развитие Читы, действительно, был стандартным и безальтернативным. Проблему пробок в городе он предлагал решать строительством дополнительных развязок и расширением дорог. Хотя современные исследования доказывают , что улучшение среды для пешеходов снизит мировую автомобилизацию.

Любая расширенная до предела улица или построенная за миллиарды транспортная развязка постепенно наполнится ещё большим количеством машин, которые встанут в очередную пробку.

Каштакская развязка. Вид со стороны Каштака

Михайлов не видел пути обустройства в Чите велосипедных дорожек из-за зауженных улиц.

«О велосипедных дорожках и речи не может быть. Ширины улиц не хватает. Да, и когда кататься на велосипеде — 3 месяца в году? Всё остальное время у нас зима. Конечно, некоторые любители и зимой катаются, но это экстремалы. Можно сделать велосипедные дорожки в отдельных местах: на Мемориале, например, или на СибВО, где-то в новых районах, в новостройках, где-нибудь на КСК», - говорил он.

Не одобрял Михайлов и инициативных жителей, которые яро выступали против застройки той или иной территории. Почти всегда за этой застройкой стояла вырубка деревьев.

«Когда делаешь какое-то дело, то часть людей, которая видит, что это правильно и хорошо, молчит. А маленькая группка, которая против всего, начинает создавать ложный ажиотаж, трагедию. Мол, общество возмущено. Вот строительство домов для медиков. У нас было 1,9 тысячи подписей «за» и 120 «против». Результат — отменить. Вообще, на месте Читы был лес, но мы создавали условия для жизни людей», - объяснял свою позицию Михайлов.

Тем не менее нельзя сказать, что у Михайлова не было красивых предложений по благоустройству города. Были. Среди них - создание исторического квартала в районе улиц Амурская — Селенгинская — Столярова, с пешеходной улицей, сувенирными лавками, музеями и кафе.

Приезд в регион этой весной блогера-урбаниста Ильи Варламова, который беспощадно прошёлся не только по улицам Читы, но и по местным чиновникам, не добавил Михайлову популярности. Его коллеги-архитекторы выступили в защиту, но она смотрелась моськой рядом со слоном критики. Новое звание «мусорная столица России» отчасти повлияло на увольнение с должности сити-менеджера Олега Кузнецова. А пришедший на его место Александр Сапожников через 3 месяца убрал и Михайлова.

Перед этим Михайлов успел невпопад сказать, что несуразные вазоны, которые горожане приняли за урны, имеют хороший эстетичный вид. А зафиналила его карьеру история с розовым домом, где главного архитектора сделали козлом отпущения, обвинив его в решающей подписи на документе о выборе цвета.

Но это, конечно, скорее всего, повод. Не причина. Говорили, что Сапожников предлагал Михайлову уйти ещё в начале лета. Но Михайлов держался. В мае ему исполнилось 60 лет. Но, судя по новой пенсионной реформе, до выхода на пенсию ему нужно было отработать ещё полгода — до ноября.

Сам экс-главный архитектор Читы на телефонные звонки журналистов не отвечает и своё увольнение не комментирует.

В интервью ИА «Чита.Ру» год назад он говорил: «Всё у нас впереди».

Но уже, видимо, без него. Конечно, обвинять Михайлова в недобросовестной работе нельзя. К тому же вся его деятельность была очень ограничена, да и должность архитектора очень уязвима, угодить всем невозможно. Поэтому сейчас увольнение Михайлова в большей степени смотрится зарабатыванием очков для Сапожникова, чем заботой о городе.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления