В 2015–2018 годах прошла реконструкция парка Победы и Мемориала боевой и трудовой славы забайкальцев. Она сопровождалась одним крупным скандалом, но в остальном прошла более или менее спокойно. И вот, спустя год после окончания работ, на рядовой читинской стройке в качестве стройматериала всплыли демонтированные с мемориала плиты с табличками-списками погибших на Великой Отечественной войне забайкальцев. Как подобное произошло и что с этим делать — разбиралось ИА «Чита.Ру».
Как мемориальные доски попали на стройку
В редакцию ИА «Чита.Ру» поступили фотографии плит, облицованных теми самыми мраморными табличками. Очевидец обнаружил их на стройке в лесу выше улицы Коханского, за бывшим диагностическим центром (ныне клинический медцентр Читы — А.З.). Он переживал, что таблички с плит могут стать частью здания, особенно полом.
Собственник участка Виталий Шляхта появление плит на своём участке объяснил случайностью: «Я на участке строю физкультурно-оздоровительный комплекс. Нам нужны были плиты, мои сотрудники их купили. Сегодня от вас узнал, что они с мемориала и на них таблички с фамилиями ветеранов».
Предприниматель предоставил контакт продавца. Ответивший по телефону мужчина представился Кареном Повсепяном. Он признался, что эти плиты сам приобрёл: «Где-то в километре от мемориала. Видимо, вывозили, потом надо было территорию убирать, они продали их. Блоки другие люди покупали, плиты я брал. Это было 3–4 года назад, летом. Я дом строил, базу, оставил их. Потом у меня попросили плиты, я на «КамАЗе» привёз».
Как раз те самые 4 года назад, 2 июня 2015 года, «Чита.Ру» писало о том, как строители в самом начале реконструкции мемориала разрушали эти мемориальные плиты. Их в итоге заменили на новые, что стало со старыми - не сообщалось.
«Новые доски сделали. В чём проблема?»
Согласно контракту на реконструкцию мемориала с сайта госзакупок, мемориал за 115 миллионов рублей реконструировала краснодарская строительная компания «Конкурент», принадлежащая Вардану Серобяну.
По указанному в системе «Контур-Фокус» номеру ИА «Чита.Ру» ответил мужчина, с акцентом представившийся прорабом. Изначально он заявил, что плиты были захоронены. Но, услышав, что они всплыли на стройке в качестве стройматериала, зарапортовался — начал твердить, что ничего о них не знает, а затем и вовсе перешёл в атаку.
«Вам какая разница? Вам новую сделали, правильно? Да. А в чём проблема?» — вспылил «прораб».
На просьбу дать контакт директора, он заявил, что фирма уже закрылась: «Обанкротились, там же столько денег вбухали. Это же минусовая работа».
По информации системы «Контур-Фокус», фирма действует до сих пор, исков о банкротстве к ним никто не предъявлял. До сентября 2018 года она участвовала в госзакупках. В данный момент судится с комитетом градостроительной политики — компанию пытаются заставить исправить недоделки в капитально отремонтированном ими подъезде дома по улице Труда, 12.
Исполняющий обязанности председателя комитета градостроительной политики Читы Денис Ярушин на момент демонтажа плит ещё не работал в администрации, а когда в 2017 году вошёл туда, мемориал уже был обновлён.
«Утилизация плит контрактом не была предусмотрена. Со слов начальника отдела, по договорённости с подрядчиком плиты должны были быть закопаны. Частично он видел, но не весь объём», — оперативно уточнил Ярушин после запроса информации.
Как сообщил ИА «Чита.Ру» источник в городской власти, плиты могли быть проданы не из-за неуёмного желания наживы, а ради сохранения предприятия-подрядчика на плаву: «Реконструкция началась при Константине Ильковском, он обещал помочь с финансированием. Ильковский ушёл. Правительство Ждановой ни копейки не выделяло, и город тянул всё сам, несмотря на свой скудный бюджет. Расчёт с ними был долгий и тяжёлый. Возможно, в какой-то момент им и пришлось продать плиты, чтобы выплатить зарплаты».
Ценности нет, мораль есть
Исторической или сакральной ценности в мемориальных досках опрошенные «Чита.Ру» спикеры не увидели, но при этом все высказались за изъятия самих табличек со стройки и аккуратную утилизацию.
Специалист по историко-культурному наследию Читы Ирина Куренная: «Эти плиты — это первый опыт города и военкомата по обнародованию списков погибших в ВОВ забайкальцев. Там было 48 тысяч имён, но не были учтены многие — кто без вести пропал, кто в концлагере был, кто был в действующей армии. Люди не находили своих родственников, с разрешения сами выбивали фамилии, чуть ли не гвоздём. Они были в очень плохом состоянии. Их нужно было обновлять, как и весь мемориал».
При этом, с её слов, заменить сами доски было невозможно: «Они были выполнены из мраморной крошки и нанесены на бетонные плиты. Снять и обновить их было невозможно. При любой попытке они раскалывались. Во время реконструкции эти стенды подлежали утилизации. Иначе действовать было нельзя».
Куренная не видит сейчас уже никакой исторической ценности в плитах, но с моральной стороны выступает против их применения в строительстве, только за грамотную утилизацию — «чтобы дорогие, священные для забайкальцев имена нигде не высвечивались».
Настоятель храма Возрождение в посёлке КСК, протоиерей Роман Витюк также не одобрил возможное использование мемориальных досок в качестве стройматериала.
«Определения «сакральный», «священный», «освящённый» в ветхозаветное время означали что-то изъятое из употребления и посвящённое Богу. По аналогии, можно сказать, что сакральными, с точки зрения чувства патриотизма и долга памяти о войне, являются места воинских захоронений и мемориалы. С этой точки зрения безнравственно пользоваться имуществом, которым увековечивали память о подвиге и страданиях народа. Здесь есть подобие религиозного благоговения, но только подобие», — считает он.
Ценности нет, мораль есть
Как рассказал ИА «Чита.Ру» случайно ставший собственником мемориальных досок Виталий Шляхта, он уже встретился со священником и обсудил с ним, как лучше поступить в этой ситуации. В итоге решил, что собьёт мраморные таблички с плит, измельчит их и утилизирует, но так, чтобы люди по получившейся массе не ходили. Пока остановился на варианте — заложить в фундамент строящегося здания.
Подобную идею в разговоре с «Чита.Ру» поддержали и протоиерей Роман Витюк, и краевед Ирина Куренная, и председатель краевого совета ветеранов войны, труда, вооружённых сил и правоохранительных органов Иван Печенин.
Сейчас можно сказать, что ситуация разрешилась хорошо. К счастью, информация своевременно поступила в редакцию, и мы вовремя сфокусировали на ней внимание собственника. Но что, если бы таблички попали в более укромное место — к кому-то на дачу или в закрытое для всех помещение? Тогда я не исключаю, что непредусмотрительность городской администрации могла вылиться в очень неприятную ситуацию. Чита бы потом не отмылась от неё, особенно в канун 75-летия Победы. Обошлось.