В конце октября в соцсетях появилось фото людей, отдалбливающих лёд в водопропускной трубе под железнодорожными путями в Антипихе. Нет, это были не ответственные за неё работники ЗабЖД, а жители расположенных здесь же дачных кооперативов. Они расчищали единственный альтернативный проезд к своим домам — расположенный здесь же железнодорожный переезд через Транссиб регулярно перекрывают.
На дачу для ПМЖ
Дачные участки между железнодорожной линией и Ингодой в посёлке Антипиха начали появляться с 60-70-х годов. Сейчас там находятся пять садоводческих товариществ с общей численностью больше 2 тысяч членов (читайте домов) - «Луч №31», «Машиностроитель №2», «Объединение», «Восход» и «Ранет».
Транспортной проблемы здесь не было ровно до тех пор, пока Конституционный суд в 2011 году не разрешил гражданам прописываться на дачах. Председатель самого крупного товарищества «Объединение» Сергей Соснин уверен, что эта мера спровоцировала рост строительства на дачных участках жилых домов и массовый переезд туда людей на постоянное место жительства.
«Много переезжает из деревень, где нет работы. Квартиру купить не могут, берут участок и начинают строиться. У нас в кооперативе нормальный участок с документами от 250 тысяч рублей и выше, участок с пригодным для жилья домом — от 450-500 тысяч. Конечно, всё зависит от состояния дома, наличия на участке хозпостроек, но это уже не цена квартиры. На прошлый год у нас было прописано 234 человека, не прописанных проживает как минимум ещё столько же», - объясняет Соснин.
Разумеется, приток постоянных жителей серьёзно увеличил нагрузку на существующую транспортную инфраструктуру и повысил требования к ней. Теперь сюда ездят не только дачники в тёплое время года по выходным, но и работающие читинцы — ежедневно и круглогодично.
Убей машину, и ты дома
Чтобы попасть домой, жителям дачного района регулярно приходится делать выбор — или тратить на 1,5-километровый участок лишние 30-40 минут, или рисковать машиной. Во втором случае приходится преодолевать настоящую полосу препятствий, вполне достойную колёс внедорожников из «Диверсанта».
Стартует она на перекрёстке улицы Казачья и Аптечного проезда. Отсюда до переезда два пути — по асфальтированной улице Каларской или через Аптечный проезд по грунтовке.
Автолюбители, естественно, всегда предпочитали более комфортный путь, пока в мае на нём не перекрыли мост через ручей Антипиха, объявив его аварийным.
Предложенная в качестве альтернативы грунтовая 1-я Оранжерейная настолько хуже асфальта, что многие продолжают ездить по Каларской, вброд преодолевая ручей. Пока я фотографировал закрытый мост, таким образом до переезда проскочило две машины. На грунтовке не встретил никого.
Администрация Читы в ответе на запрос ИА «Чита.Ру» заверила, что проектирование и строительство моста запланировано на 2020 год, напомнив про установленную там схему объезда.
Пробка на переезде
Ещё метров 100 по грунтовке и упираешься в железнодорожный переезд. Перед ним вправо уходит съезд к водопропускной трубе, украшенной знаком предельной высоты. Через трубу по пробитым машинами во льду колеям журчит ручей Антипиха.
Переезд закрылся спустя пару минут после моего приезда. У шлагбаума начали скапливаться машины. Спрыгнувший с Toyota Land Cruiser мужчина заинтересовался устроенной мной фотосъёмкой. Узнав, что говорит с журналистом, оживился.
- Почти каждое утро и вечер приходится ждать минут по 30-40 на переезде. Летом ещё можно проехать под путями, но сейчас уже опасно из-за льда. Кто-то ездит, но даже я не рискую, - кивнул в сторону своей машины.
Следом за иномаркой перебрался через пути по трубе, аккуратно шагая по намёрзшему вдоль стен льду. С другой стороны переезда выстроилась своя автоколонна.
- Вы вечером приезжайте, посмотрите, что здесь творится, - с вызовом пригласил водитель Toyota Caldina.
Переезд открылся, машины поехали, и тут же начал закрываться вновь. Знакомому Land Cruiser чуть не проскоблили крышу шлагбаумом, водитель едва успел прошмыгнуть под ним, маяча мне и активно артикулируя.
Пока (!) без жертв
Жители дачных товариществ уже давно пытаются привлечь внимание к своей проблеме. Уже приглашали журналистов, публиковали петицию с требованиям отремонтировать проезд под путями, но эффекта никакого. По словам председателей «Объединения» и «Луча», они неоднократно обращались к властям, но всё бесполезно.
По информации ЗабЖД, водопропускная труба является элементом путевой инфраструктуры и используется для сохранения русла ручья Антипиха, пропуска паводковых и ливневых вод. Передать её кому-либо они не имеют права.
«Организация проезда автомобилей при этом не входит в список работ по техническому содержанию трубы. Существующие объёмы движения автотранспорта через водопропускную трубу не представляют угрозы её состоянию. В целях предотвращения движения негабаритных транспортных средств ЗабЖД установлены знаки ограничения высоты», - уточнили на дороге.
Как пояснили в ЗабЖД, для организации движения у них уже существует полностью оснащённый для работы переезд, время и частота закрытия которого зависит от движения поездов по Транссибу.
В администрации на запрос ИА «Чита.Ру» объяснили, что не могут благоустроить проезд по трубе, так как она принадлежит РЖД и для проезда машин не предусмотрена — это будет нецелевым расходованием средств.
Несмотря на всё это, никто вешать «кирпич» там не спешит. А без ограничений знаками ГИБДД нарушений в проезде под путями не видит. Более того, накатанный съезд к трубе и знак с габаритами обеспечивает дачников первоначальной инфраструктурой для проезда, провоцируя на риск.
Такая полумера в целом устраивает многих, в том числе смелую часть жителей и мэрию Читы. Только представьте, какой поднимется вой, если проезд под путями закроют и стоять в очереди у переезда придётся всем. Пострадает даже ЗабЖД — бесплатно чистить трубу больше никто не будет. Единственная проблема — машины спецслужб: скорая, пожарные, полиция. За переездом проживают тысяча, а то и 2 тысячи человек, есть пенсионеры и дети. Естественно, люди там могут болеть, гореть, убивать друг друга.
Председатели крупнейших садоводческих товариществ «Объединения» и «Луча» без привязки к датам вспоминают истории с пожарными машинами, которые из-за габаритов не могут заехать в трубу и вынуждены стоять на переезде, пока горят дома. Но оба отмечают, что пока громких последствий у этой проблемы не возникало. Пока!
Долбите и ждите
ЗабЖД в этой истории ведёт себя максимально человечно, насколько могут им позволить полномочия. Установили знак, оставили не перекрытым проезд. Более того, у них даже есть предложение по решению проблемы — построить мост через пути. Единственное — реализовывать проект должен край, как положено согласно федеральному закону.
В администрации Читы пока от конкретных предложений воздерживаются, но обещают, что идея для решения проблемы будет уже к концу 2019 года. Сейчас на исполнении у подрядчика находится контракт на разработку транспортной схемы организации дорожного движения.
«По результатам работ будут определены оптимальные пути решения «разгрузки» наиболее проблемных участков улично-дорожной сети, в том числе на пересечении дорог с Транссибом, в Антипихе (проезд к дачным кооперативам), в Железнодорожном районе - в районе улицы Проектная, в Черновском районе - в районе улицы Александра Булгакова. Определена необходимость и возможность строительства транспортных развязок, определены этапы реализации дорогостоящих проектов», - уточнили в мэрии.
Конечно, вряд ли подобное может обнадёжить горожан, ежедневно продирающихся по ледяным ухабам через водопропускную трубу под Транссибом. Но что ещё остаётся делать?