Гордума Читы ожидаемо выбрала сити-менеджером Читы Александра Сапожникова, который полгода занимал этот пост в статусе исполняющего обязанности. Тем временем глава УГИБДД по Забайкалью признал, что в регионе мало сотрудников ДПС, а сроки строительства Каштакского моста в Чите отползли на 2021 год. Об этих и других событиях недели — в разборе редакции «Чита.Ру».
Андрей Козлов: Любовь в вопросах государственного строительства
На неделе выяснилось, что мост между Каштакским и Романовским кольцом, который смыло в июле 2018 года, построят не к 2020 году, а к концу 2021-го. Вместе со сроками выросла стоимость – сразу в 1,5 раза - до 440 миллионов рублей. На время строительства планируется установить временный мост.
Чувствуется, что новые власти города и края не контролируют происходящее и вряд ли в полной мере понимают значимость Каштакского моста для города. Может, это связано с тем, что новый губернатор и мэр никогда не сажали картошку в Смоленке, не имеют привычки и опыта поездок за рулём или просто поездок на Арахлей в пятницу вечером и возвращения в город во второй половине дня в воскресенье. Они вряд ли едят позы в Угдане. Я сомневаюсь, что у них есть знакомые в Смоленке, к которым можно сгонять в баню или просто посидеть за столом (иначе они бы не устроили этот трэш с дальневосточным гектаром).
Вряд ли они набирают воду в Карповке, и я сомневаюсь, что кто-то из них купался в Карповских озёрах, собирал вокруг них грибы или просто жёг там костёр на берегу, болтая о том, остатки чего видны на дальнем берегу озера. Нет у губернатора велика, на котором можно прокатиться от Каштакской развязки через Смоленское кольцо к посту ГИБДД на Чернышевской трассе.
Не меняют они резину на Ковыльной в мае и конце сентября. Не собирают малину в дачных кооперативах за Романовским кольцом. Не загорают на крышах дачных домиков тёплыми летними вечерами. Не стоят в пробках. Не помнят, как было раньше. Вряд ли думают о том, как тут будет через 5, 10, 20 лет.
Кажется же, что Каштакский мост – это про деньги, экспертизы и договорённости. А он нет. Он – про тёплые летние вечера и смех в забитой друзьями и детьми машине.
Чтобы построить Каштакский мост к 2020 году, нужно было всё любить. Судя по тому, кто и куда уехал – не любили.
Новая власть всё это не полюбит. Поэтому Каштакского моста в 2020 году не будет. Дай бог, рядом с ними окажутся люди, которые убедят воткнуть там временный мост (только где они были летом 2019 года?), а в 2021-м новые выборы – они в вопросах государственного строительства иногда бывают сильнее любви.
Пока же новая власть может попробовать перестать лукавить – хотя бы не говорить того, во что всё равно никто не верит.
Потому что чувствуется, любят – исключительно на публику.
Татьяна Пояркина: Идиотское решение говорить про идиотские решения
Губернатор Забайкальского края Александр Осипов, поддерживающий философию «мягкий с народом, жёсткий с чиновниками», на этой неделе вновь рвал и метал на заседании правительства.
«Ваши идиотские решения никому не интересны, из-за которых просрочиваются, массово срываются все объекты. Для чего ничего не объясняющие объяснения ваши?» — сказал Осипов.
Так он прокомментировал заявление минстроя о том, что ведомство с сентября не спроектировало детсады на следующий год, так как пыталось провести аукцион одним лотом. Но, видимо, не вышло.
Вся эта публичная расправа и унижение своих коллег не просто надоела — опротивела. Причём она становится всё более изощрённой, дожили до идиотов. Может быть, Осипову пора брать в руки ремень и на заседаниях правительства пороть нерадивых министров? С их идиотскими решениями, не построенными тёплыми туалетами, планирующими не дальше своего носа. А в этот момент губернатору можно плакать, у него это хорошо получается.
Яна Сазонова: Победил на готовеньком
Депутаты думы Читы 28 ноября назначили Александра Сапожникова главой городской администрации. Выбирали из трёх кандидатов, которые подготовили 10-минутные выступления и рассказали, чтобы они смогли улучшить в городе.
Военный ветеран Сергей Караев и бизнесмен Сергей Паршаков действительно предлагали что-то новое. При этом учитывали резонансные темы, которые поднимались в СМИ, а вот главный герой того дня — победитель Александр Сапожников — представил в своей программе то, что уже выполнили в 2019 году или к чему уже приступили.
Пойдём по порядку. Караев, например, из актуального взял мусорную реформу и предложил провести конкурс среди читинцев «Чистый двор — чистый район», по которому победители могли бы получить новую площадку или льготу на тариф по вывозу мусора.
Его соперник Паршаков высказал идею по избавлению города от гаражей-ракушек. Он считает, что спасти ситуацию могут многоуровневые парковки или же просто увеличение парковочных мест на улицах.
Оба кандидата предлагали работать над озеленением, строить новые парки, создавать конкуренцию управляющим компаниям для снижения тарифов и уходить от точечной застройки. Караев даже предложил дать Чите статус города воинской славы.
Практически всё в их программах было новое и решало давние проблемы Читы. Но Сапожников, который читал свои заготовки как робот, явно схитрил.
Он упомянул про троллейбусы, линии для которых и так уже проектируются. Вспомнил про реконструкцию котельных — над ними работают по федеральному нацпроекту «Экология». Рассказал про пристройки к детсадам — их начали строить без него, про парки на Черновских и в Северном, которые люди выбрали ещё в феврале, когда Сапожников руководил «Удоканом».
«Моя мечта — достичь такого же уровня благоустройства в Чите, как в Москве», - сказал во время выступления новый сити-менеджер и продолжил выдавать сделанное и придуманное до него в своей программе.
Конечно, Сапожникова поддержали почти единогласно: 24 из 25 кандидатов проголосовали за его назначение. Только что даст городу человек, который не предложил абсолютно ничего нового, а только взял чужие наработки и победил на готовеньком?
Диана Арнольд: Исполняющий обязанности главы администрации Читы Александр Сапожников и его 5 настроений во время тестирования.
Екатерина Шайтанова: Люблю гаишников. А лангольеров не люблю
На этой неделе стало явным не очень тайное - оказалось, что гаишников в городе мало и становится меньше. В частности, начальник УГИБДД края Эдуард Белобровый вспомнил, что сегодня численность всех автоинспекторов в Забайкалье сравнима с тем, сколько 10 лет назад служили в батальоне под его руководством.
По словам Белобрового, каждый год ведомство сокращает до нескольких десятков штатных единиц, чтобы снизить показатели неукомплектованности. На следующий год число уволившихся сотрудников превышает набор, и Госавтоинспекция снова уменьшает штатную численность в Забайкалье. В 2019 году уже сократили 30 ставок.
Собственно, это не новость для всех, кто в качестве водителей или пассажиров перемещается по городу - в нём не осталось гаишников.
С мест сообщают, что живых инспекторов - тех, кто с жезлом и в зелёных жилетах тормозят нас - лейтенант Такой-то, проверка документов - осталось 50 человек. Это с учётом того, что кто-то в отпуске, на больничном, на учёбе. И все они дежурят на постах, сдав город камерам видеофиксации. Ещё с мест сообщают, что кто-то им пообещал повышение зарплаты на 40%. Это звучит немного фантастично, но на фоне этих бесконечных сокращений вполне может оказаться правдой.
Мне кажется, что они тают на глазах так, что скоро кончатся. Будут вдоль дорог стоять брошенные посты - как на 9-м километре за Дарасуном, где в моём детстве всегда дежурили симпатичные парни в форме, а теперь едешь мимо - и стойкое ощущение, что их сожрали лангольеры. И подбираются к городу. Потом, после трёх постов в окрестностях Читы, сожрут выдачу водительских удостоверений, потом - регистрацию машин, камеры видеофиксации на перекрёстках, «арены», конкурсы детских рисунков на тему безопасности дорожного движения... Дорогие лангольеры, начните хотя бы с конкурсов.
«Редколлегия»: Доколе Забайкалкрайстат будет рисовать безумные зарплаты врачей
Средняя зарплата врачей в Забайкалье выросла ещё на 200 рублей и составила 68,3 тысячи рублей, сообщается в ноябрьском отчёте, опубликованном на сайте Забайкалкрайстата. Больше других зарабатывают врачи Борзинского района — 74,1 тысячи рублей. У врачей Читинского района самый маленький уровень средней зарплаты — 44,9 тысячи рублей. Также на 200 рублей выросла зарплата среднего и младшего медицинского персонала. Теперь она составляет 34,1 тысячи рублей. Мы порассуждали о том, до каких пор Забайкалкрайстат будет рисовать зарплаты, которые почти никто не видит в реальности.
Юлия Скорнякова: Лучшие врачи Забайкалья
Минздрав Забайкальского края выбрал 35 лучших врачей 2019 года - это традиционный конкурс накануне Нового года, когда принято подводить итоги и называть тех, кто особо отличился. Тридцать пять человек поднялись на сцену за благодарностями и улыбались камерам, но на самом деле их в десятки раз больше.
Этот конкурс - не событие недели даже, а всего года, причём победители тут часто остаются известными в узких кругах своих пациентов.
«Дыши, - сухо командует Галина Александровна Позлутская из седьмой поликлиники, у которой почти 50 лет медицинской практики. Сначала можно подумать, что это очень строгий врач, улыбок вряд ли дождёшься, но к ней не за улыбками приходят. - Тут хрипит. Купи этот флакон, дышать надо так, как будто на небо смотришь, голову вот так держи».
И мы с разговорами о небе и бесконечными «дыши-не дыши» лет 15 назад прошли путь от пациента с толстой амбулаторной картой до здорового пациента.
Или вот в дорожной больнице одна из врачей просит прислать результаты обследования, когда она будет в отпуске, и даёт свой сотовый - это ведь не про деньги, не про карьеризм, а про настолько внимательное отношение к людям, что хочется обнять.
А кому бы из медработников лично вы дали звание лучшего?
Алексей Малашенко: Где мусорный пиар?
С 1 января в Забайкалье краевые власти должны запустить мусорную реформу с загадочными пока тарифами на вывоз отходов, территориальной схемой и большими планами по уничтожению незаконных свалок по всему региону. А тут в Красночикойском районе почти 3 тысячи жителей подписываются под коллективным заявлением против реформы.
«Очистные сооружения не работают и неизвестно, когда будут введены в строй. Состояние дорог, мягко говоря, желает капитального ремонта. До некоторых деревень нашего района можно добраться только на высокопроходимом транспорте, а расстояние между населёнными пунктами и самими домами отличаются большой протяжённостью», — говорится в обращении, которое улетело губернатору, а также в заксобрание края и региональное минприроды.
По большей части всё, на что жалуются авторы письма, и минприроды, и региональный оператор «Олерон+» разъясняли много раз. Например, совладелец компании Александр Благодатских ещё в августе 2018-го говорил, что в труднодоступные сёла, где жители производят мало мусора, машина будет приезжать только раз в год и забирать отходы со специально оборудованной площадки. Жителям Красночикойского района это разъяснили плохо, и теперь минприроды отправляет туда просветительский десант.
Боюсь, что такая же ситуация с пониманием сути реформы сложилась практически во всех районах Забайкалья, и точечными отправками специалистов это уже не исправить. Для столь кардинальных изменений в сфере бытовых отходов нужно было думать не только о технических тонкостях, но и о настоящей пиар-кампании.
Для подобной миссии можно перенять опыт пиар-кампании Александра Осипова перед выборами губернатора. Создать общественное движение типа «Забайкалье – наш дом». Создать общественные организации, чтобы они поочерёдно заявляли, как поддерживают мусорную реформу. Устроить концерты в районах с приглашёнными звёздами. Подключить проправительственные телеграм-каналы.
И всё, мусорная реформа зайдёт в Забайкалье с поддержкой 89% населения. Жаль, что не занялись этим год назад.
«Редколлегия»: Что за мусорная реформа и почему её боятся в Забайкалье?
Мусорная реформа должна заработать в регионе, но как, по каким правилам, где и исчезнет ли от неё мусор вдоль дорог и свалки за посёлками Забайкалья - непонятно. Редактор «Чита.Ру» Андрей Козлов и журналист Алексей Малашенко пытаются объяснить то, что в настоящий момент знают сами, а в одном месте даже уповают на бога.
Екатерина Рахманова: Приберитесь в головах чиновников
Кандидат в сити-менеджеры Читы Сергей Караев предложил провести мусорную реформу не только во дворах, но и в головах читинцев. Оно, может, и правильно, ведь город начинается с меня, тебя и того парня, что швырнул окурок куда-то в кусты на обочине. Только с чего бы ему его бросать, если бы рядом стоял мусорный бак, правда?
Ежедневные прогулки от центра города до Соснового Бора убеждают меня в том, что если и проводить реформу в головах, то точно не у жителей города, а у тех, кто им управляет. Это они создают ту самую инфраструктуру, которую мы должны беречь. Только за весь путь длиной в 5 километров мне почему-то встречается урны четыре. Вот и шагаешь всю дорогу с обёрткой от мороженого.
Подтверждение тому, что люди готовы нести мусор в урны – осенние истории с вазонами, которые горожане ошибочно посчитали мусорками. Они-то ежедневно заполнялись фантиками и бутылками.
Другой, не менее показательный случай, когда весь город вышел на субботник и тщательно собрал мусор в пакеты. А потом эти пакеты ещё несколько недель грустно лежали на обочинах, раздуваемые ветром.
Посыл прост – не требуйте от людей того, чем не можете их обеспечить. Это как ждать, что собака когда-нибудь принесёт к дивану тапки, если каждый день ей про них напоминать.
Но когда я буду знать, что по дороге домой мне не нужно нести в руке надоедливый фантик несколько километров, что маршрутка остановится только в положенном месте, что кто-то не присвоит себе половину тротуара, тогда и правила соблюдать захочется. Точно захочется.
Андрей Затирко: 13 лет без снега, но с минспорта
На этих выходных в Чите начали открываться места активного зимнего отдыха. На Высокогорье уже заработали каток и в усечённом режиме горнолыжный спуск, проблемы с открытием пока только у лыжно-биатлонной трассы – не хватает снега. Его на трассу накидывали вручную, а на следующей неделе подключат тяжёлую технику – планируется завезти с КСК 40 КамАЗов искусственного снега. Засыплют 2,5-километровый участок, и, скорее всего, на следующих выходных откроют прокат лыж.
Ну, нет у нас снега зимой. Это не новость ни для кого, его не было почти никогда. Зато к счастью, есть у нас, пусть и небольшая, но спортивная инфраструктура – катки, спуски, та же лыжная трасса. Нужно лишь готовить их к сезону и содержать, и число занимающихся спортом людей будет расти само по себе.
Чтобы приготовить то же Высокогорье к зиме, завозить туда приходится не только искусственный снег, но и воду для заливки стадиона. Водовозками! И всё бы хорошо, смекалка спасает читинцев от безделья и излишней алкоголизации в праздники. Жалко лишь потраченные деньги и усилия, так как источник воды и пушка для производства снега на горе есть!
«Скважину делала «Служба единого заказчика» в 2006-2007 годах, тогда туда уронили коронку, с помощью которой бурили. Вода есть, но её мало. Нужно её реанимировать. Тогда бы мы сами могли делать искусственный снег, не пришлось бы его завозить», - сожалеет держатель лыжной трассы, директор спортшколы по биатлону Сергей Дмитриев.
По оценке директора, цена вопроса смешная – 400 тысяч рублей.
К 2021 году на Высокогорье должен появиться лыжно-биатлонный комплекс предварительно стоимостью в 700 миллионов рублей. Там планируют принимать сборные России по разным видам спорта перед Олимпиадой в Пекине. Скважина же этим проектом не предусмотрена. Как не предусмотрен резко континентальным климатом на Высокогорье снег.
Проблему со скважиной к 2021 году точно решат. Вопрос лишь в том, почему после попыток 2006-2007 года сначала областные, а потом и краевые власти забили на этот вопрос при наличии целого министерства спорта? Если бы сложить все зарплаты в минспорта за эти 12-13 лет, то можно было бы на эти деньги на Высокогорье протянуть трубопровод.
Вероятно, просто были заняты какими-то более важными вещами. Например, развитием плавания. Сейчас вот минспорта во главе с вице-премьером по соцвопросам Аягмой Ванчиковой, наконец, закроют говорливую федерацию плавания, создадут дружественную во главе с депутатом-единороссом Игорем Лихановым, раздадут спортшколам олимпийских статусов. А когда с развитием плавания закончат, может быть, доберутся и до Высокогорья.
Роман Шадрин: Внезапно — книга
На закате осени в редакцию «Чита.Ру» с бумажным свёртком в руках зашёл Фёдор Николаевич Машечко, один из самых известных, лучших фотографов в истории Читинской области — Забайкальского края. В свёртке оказалась новая, ещё пахнущая типографской краской и клеем, полная новых и уже известных, но важных именно сейчас фотографий книга «Забайкалье». В мире быстро сделанных, наспех опубликованных и равнодушно лайкнутых, пропущенных через стандартные фильтры снимков, эти фотографии, вся эта книга — смелая, взывающая к памяти редкость.
Дальше я мог бы написать о чудовищной, драконовской дороговизне типографских услуг и о затратах, на которые решился фотограф ради появления этого издания в нашем виртуально-материальном мире. Можно было бы дать первую рецензию на новую книгу или сосредоточиться на описании одной из нескольких сотен фотографий. Но сегодня, в первый день зимы, я просто хочу пожелать вам больше тепла, любви и мудрости, из которых соткано полотно книги «Забайкалье».
А ещё, в контексте наступающего Нового года, напомнить, что книга - это отличный подарок, а хорошая, редкая книга, одна из тиража в тысячу экземпляров - подарок исключительный.
Зайдите в «Экспресс-издательство» на Полины Осипенко, 25, подержите «Забайкалье» в руках, полистайте, и вы поймёте, что мы не зря включили её выход в разбор самых значимых событий недели.