С компанией РЖД у меня неожиданно случилась почтовая переписка. А дело было так.
Колонка впервые была опубликована в разборе недели от журналистов «Чита.Ру» 19 января.
Вечером 30 декабря мне надо было уехать на новогодние праздники поездом №602. Сначала о посадке объявили, мы вышли на перрон – её отменили. По морозу с детьми мы пошли через пешеходный переход снова на вокзал. В переходе не горело ни одной лампы, и было страшно – выручили фонарики на телефонах.
Какое-то время пробыли в толпе народа на вокзале, потом посадку снова объявили, сообщив, что отправка поезда задерживается по техническим причинам. Колесо у него спустило или руль вылетел – не сказали. Всё оказалось проще.
Дело в том, что к Чите с большим опозданием ехал поезд Москва – Владивосток, в котором были 42 пассажира нашего поезда. На пересадку в Чите они не успевали, поэтому руководство ЗабЖД решило притормозить поезд с несколькими тысячами людей. Ждать пришлось в вагоне без света, первые полтора часа кутаясь в кофты и куртки.
Проводники делали всё возможное: включили огромный фонарь, поставили его в проход, топили печку, но это в первые часы мало спасало. Туалет не работал, потому что не био, приходилось проситься в соседние вагоны. Был вариант с шестого пути одеться и бежать в туалет на вокзале, снова через переход или в давивший мороз по виадуку, но это был садизм.
Забавно, что через 2 часа задержки поезда по телефону горячей линии три оператора в Москве уверяли, что задержки нашего поезда нет и что он едет по графику. Я смотрела на ледяные от мороза перила виадука на читинском вокзале и грустила, пока меня переключали от одного к другому специалисту.
С операторами мы проговорили час. В конце концов мне удалось убедить, что поезд задержали в Чите, на что мне рассказали, что за каждый час задержки компания возвращает проценты от стоимости билета.
Сумма на одного человека была крохотной, но при пересчёте на целый состав людей, которые несколько часов ждали 42 пассажиров, она вырастала прилично. Тут нужно оговориться, что, по словам проводников разных вагонов, с которыми общались, и пассажиров, все предыдущие дни «сотка» опаздывала, и все дни целый состав ждал её пассажиров, которые, видимо, ехали в Китай.
Вопрос не в том, что надо было бросить людей, а в том, что РЖД, чтобы не тратиться на автобус для них из-за собственных недоработок, предпочитает держать в филиале ада тысячи людей, после не возмещая им за это ни копейки.
На исходе часа разговоров с операторами горячей линии РЖД молодой человек составил от моего имени заявление с требованием компенсации. Соседи по купе оживились и тоже захотели такое написать. А на этой неделе мне пришло письмо с подписью начальника забайкальской региональной дирекции железнодорожных вокзалов А.А. Костельковского о том, что о задержке поезда нам объявляли по громкоговорителю и о приносимых этим письмом извинениях.
Я перечитала его на два раза. Три часа стояния вот в таких вот условиях, час непонятно каких разговоров с оператором, бесконечные переключения от специалиста к специалисту, холодный вагон с закончившейся к Карымской воде, закрытые туалеты – ребята, вы реально считаете, что за те деньги, которые вы берёте за билеты, за такое достаточно сказать какому-то сотруднику извиниться письмом?