В 2019 году в Читу поступило 42 новых автобуса, призванных решить транспортную проблему жителей отдалённых районов Читы. Из них по городу ездят только 16. Бо́льшая часть простаивает в холодных боксах на территории «Забайкалспецтранса». В 2020 году поступит ещё 31 автобус, но гарантии, что они сразу выйдут на маршруты, нет. Как нет пока и обещанного автобусного парка, который в идеале должен взять под крыло новый транспорт.
Сейчас 16 автобусов, которые курсируют по Чите, работают в составе автоколонны Троллейбусного предприятия. Говорили, что это временная и вынужденная мера до того момента, пока не заработает автобусный парк. Только создавать его не торопятся.
В ответе на официальный запрос ИА «Чита.Ру» в пресс-службу мэрии указано, что сейчас только рассматривается возможность его открытия.
«В дальнейшем при увеличении парка автобусов рассматривается возможность создания предприятия на территории АО «Забайкалспецтранс» в Сухой пади», — говорится в ответе.
То есть, более 70 автобусов ещё недостаточно для отдельного предприятия. В ноябре 2019 года на публичных слушаниях по бюджету и. о. вице-премьера правительства Забайкалья Андрей Кефер заявил, что содержание автобусного парка в Чите обойдётся в 300–350 миллионов рублей. Он отметил, что город предложил несколько других вариантов и попросил время всё просчитать.
«После этого будет представлен более выгодный проект», — добавил Кефер.
Но, судя по ответу из мэрии, проект остался тот же — Сухая Падь. И он по-прежнему никак не реализуется.
По-хорошему, автобусный парк нужно было создать ещё до поступления в город новых автобусов, чтобы сразу грамотно выстраивать работу: передать автобусы, набрать штат сотрудников, организовать диспетчерские службы. Этот необходимый фундамент не сделали до сих пор. И даже сейчас не торопятся. Бо́льшая часть прибывших в город автобусов стоят без движения. Мёртвым грузом.
Причиной простоя администрация называет нехватку водителей и кондукторов. Почти на каждой понедельничной планёрке в мэрии сити-менеджер Александр Сапожников говорит об этой проблеме, но ничего не меняется. В декабре даже проходила встреча с потенциальными водителями автобусов в троллейбусном управлении, на которой рассказали о жизни предприятия, требованиях к работникам, уровне зарплаты, режиме работы, социальных гарантиях.
Губернатор Забайкалья Александр Осипов предлагал искать водителей через конкурс «Забайкальский призыв».
«Вы умеете разговаривать с людьми, выйдете в люди, сделайте «Забайкальский призыв», призовите добросовестных, настоящих водителей, которые будут ездить по городу с уважением, с любовью даже к пассажирам, к участникам дорожного движения. Организуют правильную эксплуатацию этих автобусов, будут бережно к ним относиться, и даже сами станут предлагать, как улучшить маршруты», — говорил Осипов.
Но выбирать между любящими пассажиров водителями и не любящими — не приходится. Нет никаких.
Сити-менеджер Читы Александр Сапожников справедливо отмечал, что могли бы работать водители из районов края, но проблема с жильём.
Мэрия публиковала данные о зарплатах водителей, кондукторов и количестве вакансий.
По данным на январь, требовалась 126 водителей. Зарплата — 28,2 тысячи рублей. У кондукторов уровень зарплаты ниже — 22 тысячи рублей, не хватало 108 человек. Помимо этого, есть масса вакансий механиков, ревизоров, билетных кассиров, диспетчеров.
В ответе на официальный запрос в мэрию уже в феврале указано, что информация о вакансиях находится в открытом доступе в СМИ, а также в центре занятости населения.
Видимо, ничего критично не изменилось. Приезжих из районов водителей, которым нужно снимать квартиру, такой доход вряд ли устроит.
Проблему с нехваткой кондукторов планируют решить бескондукторной системой оплаты проезда. Начальник дорожно-транспортного управления администрации Читы Евгений Гуцул говорил, что попробуют запустить эту систему в тестовом режиме.
«Проведена встреча со Сбербанком по запуску бескондукторной системы на новых автобусах. Это позволит увеличить заработную плату водителей, так как сейчас основная проблема при приёме на работу — это заработная плата», — отмечал он в середине февраля.
Пока информации о результатах тестового запуска не было.
В ответе на запрос указано, что сейчас автобусы ходят по пяти маршрутам: №17, 8, 20, 30, 41. Также установлен новый маршрут №87 сообщением ТСЖ «Энергия» — КСК — Дорожная клиническая больница.
Конечно, часть пассажиропотока они забирают на себя. Но не тот, который могли бы при грамотной организации процесса, если бы заранее была скоординирована их работа. Это было очевидно ещё в августе, когда только пришли первые автобусы, а мэрия вместе с минстроем не понимали, кто теперь за них в ответе. Но самое поразительное, что до сих пор автобусы остаются беспризорниками. И новая партия из 30 штук видимо тоже обречена простаивать в боксах «Забайкалспецтранса». С глаз долой.