Я не помню, о чём нельзя было спрашивать губернатора Равиля Гениатулина - наверное, обо всём можно было, но упорно не отвечал он на вопрос о том, когда у него появится блог. Тогда модным был «Живой журнал», Дмитрий Медведев с его любовью к айфонам был в зените президентской славы, а главы регионов шли в цифровое общение с избирателями толпами.
Колонка впервые опубликована в субъективном обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 22 ноября 2020 года.
Константин Ильковский отличался редким талантом реагировать на критику спокойно: объяснять, подходить здороваться на выездах, отвечать на сообщения вместо того, чтобы создавать гору анонимных каналов, где поливали бы грязью журналистов и не проплачивать из дутых фондов публикации в местных СМИ после очередного расследования «Чита.Ру».
С Натальей Ждановой открытость и объяснения закончились - уж слишком глава региона не переносила журналистов и их вопросы, на которые, когда прозвучи они, надо было стараться отвечать без надменности. А это было очень сложно.
Время Александра Осипова как будто принесло с собой тягу к этой самой открытости, но на самом деле — как раз тренд на лицемерие, когда публично заявляется о полной подотчётности власти избирателям и говорится о возможности задавать любые вопросы, а на самом деле информацию о тратах бюджета скрывают подчас так, что хочется уголовных дел.
Например, в марте я запросила данные по командировкам всех членов правительства с расходами на них, перелётами и местами проживания. В ответ пришёл неперсонифицированный список на несколько листов. С просьбой расписать, кто и куда из членов правительства ездил и сколько на это тратил, мы работали ежемесячно до июля — на Чайковского, 8, в ответ на запросы уверенно твердили, что всё требовавшееся предоставили, а руководитель пресс-службы правительства Вячеслав Кулаков, которого сейчас назначили руководителем ЦУРа, то забывал уточнить про запрос, то проконтролировать его качество, то вовсе выпадал в другую реальность и не понимал, о чём речь.
В итоге прокуратура обязала пресс-службу и её руководителей в администрации устранить нарушения. Данных о перелётах, проживании и тратах чиновников в редакции до сих пор нет.
По пути боязни публичных отчётов пошёл и протеже Александра Осипова сити-менеджер Александр Сапожников. Сначала он отказался отвечать на вопрос о его премиях за ликвидацию пожара на полигоне в Ивановке и за борьбу с коронавирусом. Последнюю, кстати, выписали в апреле, когда до пика даже первой волны было далеко. Впрочем, далеко было и до мая, когда Сапожников на улицах строго спрашивал граждан, почему они не соблюдают самоизоляции, а те в ответ едва ли не матом крыли. Сколько за этот особо опасный труд получил глава администрации города, мы не знаем.
Зато мы в курсе, что в сентябре Александр Сапожников вместе с руководителем управления ГО и ЧС города Геннадием Комаровым летал в гости к серому кардиналу последних губернаторских выборов в Забайкалье Сергею Нехаеву, который теперь конструирует политические вселенные на Камчатке. Сапожников и Комаров как будто бы полетели «для обмена опытом» с руководством Петропавловска-Камчатского.
Мы спросили, сколько из городского дефицитного бюджета на этот перелёт потратили. В ответ Александр Сапожников подписал документ о том, что эти данные не подлежат разглашению, а для надёжности и на этот список наложил гриф «Для служебного пользования». Это ж как с сейфом: придумай один пароль — вскроют, а закрой сейф в ещё один сейф — уже жить спокойнее, пусть и в созданной двумя Александрами Михайловичами атмосфере лицемерия и заигрываний с открытостью. И плевать им с большой колокольни на то, что есть закон, который запрещает скрывать расходы бюджета в принципе, а на такие странные поездки — в особенности.