Город мнение Заклятые друзья. Что сказал Ведерников на суде у вора в законе Углавы

Заклятые друзья. Что сказал Ведерников на суде у вора в законе Углавы

Все реверансы авторитета Ведерникова в адрес вора в законе выглядят не более чем театральными жестами.

В Забайкалье вернулся Ведера. Лидер преступной группировки «Меценатовские» Дмитрий Ведерников был этапирован в Читу из Красноярского края. В 2017 году Забайкальский краевой суд приговорил его к 22 годам за множество тяжких и особо тяжких преступлений (в основном убийств) в составе ОПС «Осиновские». На прошлой неделе он вновь предстал перед судом, давая показания в качестве свидетеля по делу преступного сообщества вора в законе Георгия Углавы (Тахи).

Это блог газеты «Вечорка» на сайте «Чита.Ру», здесь размещаются лучшие материалы из опубликованных в издании. Материал про криминальных авторитетов вышел в №51 от 16 декабря.

Подписаться на газету можно по индексу: П2259, купить в супермаркетах «Читинка», «Продмикс», «Привоз», фирменных киосках и в редакции газеты по улице Кастринская, 3. Также тексты издания доступны на сайте газеты.

Откуда есть пошел Ведера

За откровениями бывшего лидера «Меценатовских» корреспонденты «Вечорки» пристально наблюдали на прошлой неделе. На нашем Youtube-канале вышло (на момент вёрстки номера — авт.) уже четыре видеосюжета о выступлении Ведерникова на суде у Углавы и его людей.

Стилистика подобных материалов заставляет нас начинать повествование с экскурса в историю. Не будем нарушать традицию. Давайте посмотрим, с чего начинал свой криминальный путь герой этого материала.

Будущий автор книг «Зеркало» и «Отражение» родился в октябре 1971 года в Чите. Жил в районе ЗабВО. С юных лет начал заниматься спортом. При этом очень активно гоповал. Сколотил бригаду, которая занималась кражами и грабежами первых торговцев на Старом рынке Читы. Как он сам писал в одной из книг, на некоторое время вынужден был покинуть Читу, иначе гарантированно бы загремел за решётку. Жил в Киеве. Профессионально тренировался там джиу-джитсу. В Забайкалье вернулся в начале 90-х и сразу же примкнул к зарождающейся организованной преступности.

С 1995 года — в составе осиновской преступной группировки. Активно участвовал в криминальных разборках и крышевании предпринимателей. Параллельно пытался внедриться в легальный, а точнее, полулегальный бизнес. Занимался продажей автомобилей. К моменту задержания в январе 2010 года имел устоявшееся реноме одного из самых успешных автоперекупщиков, специализирующихся на дорогих авто.

Тёмной стороной биографии Ведерникова стало его лидерство у «Меценатовских» — силового крыла ОПГ-ОПС «Осиновские». Когда забайкальская полиция задержит несколько десятков бандитов, и они постепенно начнут давать признательные показания и заключать досудебные соглашения о сотрудничестве, Ведера неожиданно обскакал всех.

Он признал все самые тяжкие и чудовищные деяния (14 умышленных убийств и четыре покушения на них). Поведал следствию о преступлениях «Осиновских» и «Меценатовских». Помимо этого он и раскрыл криминальную подоплеку деятельности других преступных группировок города. В частности, во многом именно на показаниях Ведерникова строится уголовное дело банды профессиональных угонщиков из середины 2000-х, делавших деньги на возвращении машин за выкуп.

Предполагается, что этот криминальный бизнес делался под кураторством вора в законе Тахи, а одним из смотрящих за этим процессом был сам Ведерников. Сколько эпизодов было в этом деле, непонятно до сих пор. Официально — около 90, полуофициально — 150, а неофициально — больше тысячи. В 2007-2009 года угоны машин под выкуп были настоящим бичом тогдашней Читы.

Монолог длиной в жизнь

Постаревший Ведера, явно не сломленный 11 годами нахождения за решёткой, выступал на суде несколько часов. В наручниках, под охраной не только конвоя, но и спецназа Росгвардии, глава «Меценатовских» спокойным тоном и почти литературным русским языком, который сегодня редко встречается даже на воле, рассказывал о забайкальской криминальной истории 2000-х.

Правда, акценты он расставлял совсем не те, о которых ранее говорил на следствии и писал в обеих своих книгах.

Например, от своего участия в возвратах машин за выкуп он теперь категорически отказывается. Ну то есть машины он возвращал, но исключительно бесплатно. По просьбе представителей криминала, силовиков и забайкальских бизнесменов. Дескать, личное знакомство с угонщиками, криминальный вес и жизненный опыт позволяли ему совершать эти весьма альтруистические поступки.

Согласно судебному выступлению Ведерникова, все его предыдущие показания в части угонов и выкупов — это результат его договорённостей с другим фигурантом дела криминальным авторитетом Колычем (Андрей Колычев) и сотрудниками МОБОП, которые вели оперативное сопровождение дела. При этом он красноречиво называл не только фамилии высокопоставленных офицеров полиции, но и некоторые знаковые детали: подсудимых во время следствия приводили в ИВС на беседу с обвиняемыми.

Открестился Ведера и от знакомства с большинством фигурантов, проходящих вместе с Углавой по делу о создании организованной преступного сообщества (статья 210 УК РФ). Хотя, как мы предполагаем, в действительности они знакомы. Криминальный мир Читы — он тесен.

Судья задает вопросы Дмитрию Ведерникову.

— Углава Георгий Омарович (Тахи — авт.). Вы с ним знакомы?

— Ну, просто знаю этого человека, но близко не знаком.

— Буглак Николай Юрьевич?

— Тоже близко не знаком.

— Гвишиани Гогита Анзорович (Джоник — авт.)?

— Нет, не знаком.

— Цыпылов Александр Сергеевич (Саша бурят — авт.)?

— Не знаком.

— Гончаров Евгений Владимирович (Женя большой — авт.)?

— Не знаком.

— Трудолюбов Владимир Анатольевич (Трудолюб — авт.)?

— Не знаком.

Судья называет еще несколько фамилий, Ведерников отвечает, что с этими людьми он не знаком.

— В качестве потерпевшего Колычев (Колыч — авт.) здесь находится…

— Знаком. Давно не виделись. На момент последней встречи были ровные отношения.

Дмитрий Ведерников даёт показания по делу Георгия Углавы

Явно заранее взвесив каждое слово, глава «Меценатовских» последовательно развенчал АУЕ (запрещённая в России организация), калёным железом прошёлся по воровской идеологии, а в конце признался, что никогда не слышал о том, что «Осиновские» дарили в Чите квартиру Углаве. А они дарили. И Ведерников сам об этом в повести «Зеркало» и писал.

Один из адвокатов задает вопросы Ведерникову.

— Как часто Вы общались с Георгием Омаровичем?

— Один раз. Я с ним и не общался, просто познакомился.

— Вы присутствовали при встрече Георгия Омаровича при освобождении из ИК-5 в 2003 году?

— Нет.

— Вы присутствовали при праздновании в кафе «Мимино»?

— Нет, в кафе «Мимино» никогда не был. Ну, может, заезжал, но точно не с Георгием Омаровичем.

Дальше адвокат задал несколько вопросов о том, предлагал ли Углава образовать сплоченное преступное сообщество, ставил ли задачи по формированию общака и насаждению криминальной субкультуры. На все вопросы Дмитрий ответил: «Нет».

Ну и вишенка на торте. Все предыдущие показания он якобы давал под давлением оперативных сотрудников.

«Мадам Дюпо» *

Во время допроса с Ведерой беседовал в том числе и Андрей Колычев. Он просил его вспомнить о том, в каком он был состоянии, когда они с Ведерниковым встречались в ИВС для формирования показаний в части угонов и выкупов.

— Вы были, я считаю, возможно, под воздействием психотропных веществ. Я могу только оценивать, ваша честь, я не эксперт. Но могу сказать одно, что и ко мне применялись психотропные вещества в виде уколов, — сказал Ведера Колычу.

— Здесь, в Чите? — спросил судья.

— Нет, в красноярской колонии. Если сравнивать с моим состоянием, то после избиения меня укололи и сказали, что ещё три-четыре таких укола… На жаргоне там у них называется укол «Мадам Дюпо». Три-четыре таких укола, и человек превращается в овощ. Я 15 суток не мог прийти в себя, не понимал, что происходит и где я нахожусь.

Я никогда не думал, что, заключив досудебное соглашение с этим государством, рассказывая и помогая в расследовании преступлений, которые совершил я и другие лица, ко мне отнесутся подобным образом. Я вам скажу больше, что это был, наверное, не фашизм, а страшнее, чем фашизм. Потому что у фашистов хотя бы идея в голове была — пусть мерзкая и неправильная, но идея. Но люди это творят за зарплату, может, за звёздочки, а может потому, что по природе они садисты.

Ведерников отметил, что во время предыдущего допроса, который проходил по видеосвязи, к нему в колонию приехали два оперативных сотрудника, которые «в ультимативной форме сказали», что Ведерников должен подтвердить данные ранее показания, в противном случае пообещали пытки.

Дмитрий Ведерников в зале суда

Он вернётся?

Ведера честно признал, что через несколько месяцев он может получить право выйти по УДО. За решёткой он с января 2010 года, при этом большую часть времени провел в следственном изоляторе, где, как известно, один день идёт за полтора.

Ведера об АУЕ ** (организация запрещена в России)

— Там (в ранее данных Ведерниковым показаниях — авт.) речь идёт о пресловутом АУЕ, о котором я в том числе и СМИ забайкальские говорили еще в 2013 или каком году о том, что скоро среди малолетних детей это станет настоящей эпидемией. Что нам ответила пресс-служба УМВД? Она сказала, что такого нет. Так вот я объясняю, что сейчас АУЕ названа экстремистской организацией — это не более чем интернет-мошенники, которые «коронуют» по интернету, присваивают статус каких-то «бродяг» и так далее.

Но их цель — собирать деньги якобы для помощи заключённым. Если вы говорите об общаке и о том, что такое АУЕ на самом деле, то это расшифровывается не более чем «арестантский уклад един». Это правила жизни в тюрьме. Человек попадает в незнакомую для себя среду, где 30-100 человек. Ему говорят — есть такой уклад: не бери чужого, не суй свой нос в чужие уголовные дела. Это элементарные нормы поведения, этикет человеческий, чтобы остаться в тюрьме даже в таких условиях человеком, а не превратиться в животное.

В конце своего монолога Дмитрий привёл в пример то, как заключенные делятся друг с другом передачками, назвав это взаимовыручкой.

В этой связи не совсем понятен отказ от предыдущих показаний. Ведь, как и в случае с бандитом Колычем (он, кстати, тоже был в суде вместе с Ведерой — авт.), это может аукнуться отменой досудебного соглашения и автоматическим увеличением срока. Ведерников явно не дурак, чтобы пойти на такой опрометчивый шаг.

С большой долей вероятности в рукаве у профессионального бандита есть козыри, которые позволят ему последовательно раскачивать тему оперского произвола, разваливая тем самым уголовное дело по автоугонам, которое во многом строится на его признательных показаниях. А тут ещё и право на УДО. На этом фоне у профессионального бандита Ведерникова появляется весьма непризрачный шанс оказаться на свободе уже в 2021 году.

Вопрос одного из адвокатов о «Тахинских»:

— Исходя из того, что вы сами пояснили, что так или иначе имели отношение к криминальному миру. Вам известно, на территории Читинской области, позже Забайкальского края, когда-либо существовала группировка «Тахинские»?

— Нет.

Все его реверансы в адрес вора в законе на этом фоне выглядят не более чем театральными жестами. Когда на кону хотя и сомнительная, но все же возможность оказаться на свободе, заклятому врагу можно наговорить массу добрых слов. Продолжая при этом держать камень за пазухой.

*«Новая газета» в 2018 году писала о том, что в учреждения ФСИН России вернулась карательная психиатрия. Помимо привычных пыток заключённым якобы вкалывают «Модитен Депо» — раствор для внутримышечного введения при шизофрении. Ведерников, судя по всему, назвал укол неверно — «Дюпо».

** Верховный суд России признал российское неформальное объединение «Арестантское уголовное единство» (АУЕ) экстремистской организацией и запретил его деятельность на территории страны. «Вечорка» никогда не пропагандировала и не пропагандирует какие-либо криминальные ценности.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления