Михаил Широков — мировой рекордсмен по пауэрлифтингу, спортсмен, который установил множество рекордов России, и бывший учитель физкультуры в Чернышевске. Человек, который погружён в своё дело целиком и не видит никаких препятствий. Михаил нам рассказал о своей жизни, пути к чемпионству и работе учителем.
— Михаил, со скольки лет вы начали заниматься спортом и какой именно вид спорта это был?
— Вырос я в деревне, там не было никаких секций, и спортом я не занимался. Переехал в Чернышевск после 9 классов школы и начал заниматься именно пауэрлифтингом в 15 лет. Моя история началась, когда мне было 15. Кто бы знал, как обернётся простой поход с друзьями в спортивный зал.
— Как вы попали в пауэрлифтинг?
— Жил в простом студенческом общежитии. Ребята сказали: «Ну что, пошли хоть в зал сходим». Вот и пошли всей толпой в зал, по итогу я там остался один, привык к штанге, и тренажёрный зал стал моим вторым домом.
— Где-то проходили обучение? Был тренер ли или всего пришлось достигать самому?
— Был очень грамотный тренер в Чернышевске в детской юношеской спортивной школе — Семёнов Максим Михайлович. Он подготовил много чемпионов за время своей работы, у него на счету около 20 мастеров спорта, 45 кандидатов в мастера спорта и 4 мастера спорта международного класса. Также он подготовил двух спортсменов категории «Элита». Я у него учился, 6 лет пробыл в той школе.
У нас с тренером были одни цели — соревнования, мы находились в прекрасных отношениях, по итогу я остался у него жить и домой не ехал. Мы оба работали и откладывали деньги на соревнования, после чего занимали призовые места. Сейчас он тренирует в посёлке Чернышевск, как и я. У меня есть несколько учеников, но так как я переехал и начал работать недавно, то время свободное есть.
— Что же вы чувствовали, когда получили свою первую награду?
— Первые соревнования были в Чите, мы поехали большой командой, в тот раз я занял второе место, и на тот момент мне было 16 лет. Ощущения были «блин, какие все здоровые, а я слабый», меня эти соревнования очень замотивировали тренироваться, достигать высот. Начиная со следующих соревнований я начал занимать исключительно первые места. Что чувствовал — радость, как без этого? На соревнованиях постоянное ощущение зашкаливающего адреналина в крови, чувство бешеной мотивации, мандража. Во время награждения всегда чувствую, что мог сделать лучше, поднять больший вес, хотя бы на 3–4 килограмма больше, чем поднял.
В пауэрлифтинге 3 направления: присед со штангой, становая тяга и жим лёжа. Самый максимальный присед, который я выполнил в Новосибирске под судейство в 2019 году — 380 килограммов. Сейчас это самый большой вес, который зафиксирован в Забайкалье, также это был рекорд мира по юниорам. Лучший жим в экипировке у меня 335 килограммов, без экипировки — 260 килограммов, лучшая становая тяга — 370 килограммов.
— Недавно вы установили 8 рекордов по России. Что вы почувствовали в этот момент? Сразу же поняли, какого результата достигли?
— Не было эффекта «вау». Просто пошёл на соревнования, поднял вес. Моё первое достижение было тогда, когда я выполнил мастера спорта в 17 лет, в тот момент я установил 15 мировых рекордов. Поэтому такие достижения просто радуют, я выполняю свои цели и ставлю новые. Тяжело, что соревнования не поддерживаются финансово государством. Чтобы участвовать, необходимо оплатить взнос, не говоря уже о расходах на проживание и проезд.
— Какой у вас режим дня? Что едите, чтобы поддержать себя в форме?
— Питание у меня хорошее, я сам люблю готовить. Когда мы жили с тренером, распорядок был простой: подъём в 6 утра, завтрак — рис с курицей, макароны, после завтрака работа, обед, работа, в 16.00 приходил в зал и тренировался, а в 22.00 был ужин. В основном много жирного и сладостей, например, чай я пью с 5 ложками сахара, чтобы поддерживать высокий уровень калорий, никаких ограничений в питании нет, потому что всё моментально сгорает. Потолстеть — нереально. Приходится съедать много еды, чтобы не худеть и прогрессировать дальше.
— Что вы можете посоветовать молодым спортсменам как человек с опытом в спорте и достижении целей?
— В нашем виде спорта самое главное — техника исполнения, если вы будете неправильно выполнять упражнения, то получить травму очень просто. Поэтому советую начать свой путь в спорте с поиска квалифицированного и опытного тренера, поставить технику. А после этого останется уже тренироваться, ведь в спорте 90% успеха — это усердие на тренировках и упорство, только тогда будет результат. Ну и нельзя исключить желание, если человек хочет достичь успеха, то он его достигнет.
— Были ли травмы из-за спорта?
— Конечно, начиная от простой невралгии и заканчивая мелкими травмами. Сейчас болят колени и мениски из-за работы с большими весами.
— Какая ваша цель в спорте?
— Сейчас я подготавливаюсь на кубок чемпионов мира, который будет 6 марта в Благовещенске. Там стоит задача набрать в сумме трёх движений 1 037 килограммов, если я достигаю этой планки, то федерация присвоит мне звание «Элиты», то есть самое высшее. Думаю, что всегда есть куда расти и останавливаться я не собираюсь.
— Какое будущее у пауэрлифтинга вы видите?
— Пауэрлифтинг хорош тем, что он доступен всем, нет ограничений по возрасту, то есть любой человек может прийти и заниматься. Если не выходить на профессиональный уровень, то можно сохранить здоровье и даже его улучшить. Минус пауэрлифтинга — незрелищность, мало кому интересно смотреть на больших мужиков, которые поднимают штангу. Надеемся, что когда-нибудь этот вид спорта станет олимпийским и будет какое-то развитие.
— Как семья отнеслась к тому, что вы ушли в этот тяжёлый вид спорта?
— Семья довольна, потому что постепенно начал обретать популярность. Мать была в шоке, когда к ней пришли соседи. Они читали статью от «Чита.Ру», где объявлялись результаты конкурса «Человек года». И соседка говорит: «Вот, я проголосовала за парня, Михаил Широков вроде», а мама ей отвечает: «Так это мой сын!». В общем, семья довольна, мама не против, а даже за.
— Сколько раз в неделю вы тренируетесь?
— Я тренируюсь 6 раз в неделю, и тренировки длятся 4–6 часов.
— Какие установки у вас в жизни?
— Хочу развиваться в фитнес-индустрии и в спорте, пытаюсь совмещать приятное с полезным — тренировать заинтересованных людей, делиться опытом и развиваться дальше самому. Вот такая установка, которой я придерживаюсь уже несколько лет.
— Вы были учителем физкультуры в школе, нравилось ли работать с детьми? И почему вы вообще пошли туда преподавать?
— В школу пришлось идти, чтобы была возможность учиться и получать образование. Я заключил договор со школой, а это удобно, так как работа официальная и уже шёл стаж. Работа позволяла тренироваться и заниматься спортом, поэтому я и выбрал эту профессию.
Вёл я младшие, средние и старшие классы. Дети не пугались моего вида «грозного» и большого мужика, наоборот, радовались, когда меня видели, а совсем маленькие бежали обниматься.
Было много ребят в Чернышевске, у которых был потенциал и они хотели заниматься пауэрлифтингом. Некоторые даже участвовали в соревнованиях и занимали призовые места. Но всё упирается в финансы.
У меня есть совет к родителям — поддерживайте своих детей, пусть они занимаются любимым делом и, возможно, когда-то оно будет приносить им заработок приятным бонусом.
— Как коллектив в школе относился к тому, что вы профессиональный спортсмен и уделяете много времени тренировкам?
— Сначала все относились уважительно, а потом стали против, так как я ездил на соревнования, брал отпуск. Были возгласы, мол зачем ты тратишь так много времени и денег на спорт, мог бы чем-нибудь и получше заниматься. Впоследствии все относились с презрением, хотя изначально хвалили и поддерживали. Но я просто шёл к своей цели и делал своё дело.
— Помимо спорта есть какие-то увлечения и хобби?
— Спорт — моё всё, но также мне нравится кулинария, она связана со спортом. Моё любимое блюдо для приготовления — макароны. Макарон много не бывает.
— Были ли ситуации, когда физическая сила пригодилась в жизни?
— Мало случаев было, но в быту постоянно носил сумки, что-то передвигал. Один раз была ситуация, когда мужики разбирали двигатель и не могли его впятером перенести, а я один утащил. Сейчас физическая сила редко нужна в жизни, потому что всё автоматизировано.
— Ровесники упрекали вас в увлечении спортом?
— Конечно, это началось ещё тогда, когда я жил в общежитии. Все ребята звали пить, курить, ходить по клубам, а я как дурак каждый день шёл на тренировку 3–4 километра до зала. Все думали, что я занимаюсь ерундой. Но моя целеустремлённость не позволяла отступить от заданной цели. Я с детства презрительно относился к вредным привычкам, поэтому меня никогда не привлекали такие предложения. Я влюбился в штангу и спорт, зачем ещё что-то нужно? Сейчас я тренер в тренажёрном зале Trend, участвую в соревнованиях и делаю то, что мне по душе. Думаю, я сделал правильный выбор в пользу спорта.