В истории жизни моей ближайшей подруги ничего не предвещало резких перемен. Жили вдвоём с дочкой, дружно, всё по плану: у подруги — работа, у Даши — учёба, летом — отпуск… Но ветер перемен пришёл в виде мужчины. Катерина была в разводе, когда встретила Андрея. С виду неказистый, он очаровал её уверенностью в себе, впечатлил ответственностью — при живой и здоровой бывшей жене он сам воспитывал сына, крутился как мог — вёл небольшой бизнес. После жизни с мужем, которого о помощи по дому и заработке нужно было умолять, перспектива отношений стала манящей.
Это блог крестьянской газеты «Земля» с её лучшими материалами. Газету можно купить в одном из читинских киосков или по подписке (индекс: П3631). Также тексты издания доступны на сайте газеты. Автор текста — Ольга Громова, в колонке автора материал выходил под названием «Спасибо тирану».
Принц на «лексусе»
Отношения закрутились быстро, Андрей ухаживал, помогал делом и советом. Добр, отзывчив с ней, твёрд, принципиален при необходимости с окружающими — Катерина не верила своему счастью. Очаровал подруг. «Как он внимателен к тебе, заботлив», — вздыхала, мечтая о таких же отношениях, одна. «У него такие добрые глаза», — резюмировала своё впечатление мама.
Влюблённость, совместное романтическое путешествие, одобрение близких сыграли свою роль. Когда Андрей сделал предложение, Катя, конечно же, ответила согласием, к тому же, как выяснилось через неделю, она была беременна. Стали жить вчетвером — Катя, Андрей, Даша и сын Андрея Игорь.Совместная жизнь стала подсвечивать то, что раньше было неявно выражено или что не хотела замечать влюблённая Катя. Так вот, шестилетний Игорь часто был взвинчен, мог материться, конфликтовал со сверстниками, не слушал и не слышал то, что ему говорят. Катя интересовалась у мужа, что с ребёнком, почему он так нервно себя ведёт.
Андрей сначала делал вид, что всё в порядке, потом полетели шишки в адрес матери ребёнка — она неуравновешенная, кричала, ругалась на сына, отсюда такие последствия. Таковы были объяснения. Катя понимала, что ребёнку нужны время, внимание и забота, чтобы он успокоился и пришёл в себя. Чтение книг, совместные прогулки, секция, игры… Катя и Игорь подружились. Теперь много времени Катя уделяла ему.
Познакомилась с воспитателем в детском саду и без удивления узнала, что у мальчика проблемы с коммуникацией, что не слушается, бегает, буквально срывая занятия, а проснувшись после сончаса, не встаёт, пока его не обнимет воспитательница. Та, кстати, разоткровенничавшись, рассказала, что мать развитием Игоря не интересуется, необщительна и отстранена.
У Кати сложилась полная картина. И на тот момент она была уверена, что Игорь обделён вниманием мамы. А уж когда в минуту откровения Андрей рассказал, что бывшая, будучи ещё в браке, бросила их, убежав к любовнику в другой город, а потом к другому любовнику, Катя была шокирована и убеждена, что все проблемы Игоря — из-за отстранённой, равнодушной матери…
Муж, ты ли это?
А потом… Андрей торжественно объявил, что все обязанности мамы лежат теперь на Кате. А когда она не справлялась с Игоревым темпераментом во время занятий по логопедии, предъявлял претензии. Катя сама не заметила, как претензии заполнили пространство их дома больше, чем доброта и любовь. Купила не такую игрушку в сад — порицание, не так накормила — замечание. Катя удивлялась и сначала пыталась найти всему объяснение, иногда оправдывалась: «Не знала, что ты не любишь рыбу»… Иногда пыталась отстаивать свои границы: «Не нравится игрушка — купи сам». Она стала искать причины претензий в себе…
Он не кричал, он просто делал замечания холодно, высокомерно. Со временем Катя стала понимать, что знакомится с Андреем заново, и нет того доброго парня, что был с ней полгода назад. Ещё она стала замечать, что поселилось в ней напряжение, не стало лёгкости, расслабленности… Пришло желание угодить, чтобы всё было «так». Моя наивная Катя тогда ещё не понимала, что все попытки угодить закончатся провалом, ведь когда человек хочет найти повод психологически наказать, он найдёт, а Андрей его искал, и в этом он был профи.
И суд, и слёзы, и любовь
Бежать с семейного корабля Катя не хотела, пыталась сохранить семью, не скандалила и всё ещё любила Андрея, храня в памяти дорогое совместное прошлое. Да и Андрей не всегда пребывал в плохом настроении, белые полосы в отношениях были. С трепетом ждали рождения сына, выбирали имя, роддом, врача. Рожать Катя пошла платно, к лучшему врачу, в лучший роддом. Роды были совместными, родился Егор. Маме и сыну определили отдельную палату, и Андрей мог навещать их.
Рождению сына он был очень рад, светился от счастья и гордости, глядя на маленького богатыря. Тем временем вернулась из странствий мама Игоря, и между ней и Андреем развернулась нешуточная борьба за сына. В ход пошли все психологические приёмы и манипуляции, причём с двух сторон.
Андрей припоминал бывшей, что она без работы не прокормит сына, она в ответ вспоминала, что видела Игоря в ужасной кепке, непричёсанного, и-де «твоя жена не справляется с обязанностями». Разговоров было много, разных. Под замес попала и Катя. И хотя ей было не до этого сразу после рождения Егора, жить в аду междоусобных войн пришлось.
Начались суды за право воспитывать ребёнка. Кате вспомнилось, как однажды они с Игорем лежали на кровати, мечтали, говорили о планах, и он сказал, что скучает по маме… Да, ему не хватало именно её, а «заменитель» мамы, какой бы он хороший ни был, — не мама. Андрей даже слышать об этом не хотел. Разборки продолжались, суды, визиты специалистов из комитета образования, свидетельства…
В это время Катя с горечью узнала, что Андрей может быть очень жесток. В своей мести бывшей за обиду он был беспощаден, и на этой войне для него были хороши все средства. После развода с Мариной он скрывал свои доходы, переписав весь бизнес на тётю, Игорю переводились жалкие несколько тысяч алиментов. А во время судебной тяжбы Андрей подал иск о взыскании алиментов с бывшей супруги в пользу сына, так как сын жил с ним. Марина подала встречный иск об ограничении общения отца и сына.
Свидетелем позвали и Катю, где она, обессиленная от бессонных ночей с маленьким Егором и разборок, в которые её постоянно вовлекал Андрей, честно сказала, что её внимание сейчас приковано к младшему сыну. Суд принял сторону Марины. Андрей теперь мог видеть сына лишь раз в неделю. Ну и зол же он был! Досталось и моей подруге. Он желал, чтобы она очернила Марину в глазах судьи. А что она скажет? Вся информация — со слов мужа, из фактов — то, что Марина пропадала, терялась, сын ждал, но её не было рядом.
Но одумалась же! Не алкоголичка, имеет своё жильё, устроилась на работу. Кстати, устраиваться на работу и покупать жильё ей пришлось срочно, чтобы доказать в суде, что она дееспособный родитель, ведь Андрей делал акцент, что она не имеет работы и жилья, и сына ей не отдадут. А Катин муж, имея в городе десяток квартир, которые он тоже записывал на тётю, папу, просто издевался над бывшей, зная о её плачевном материальном положении.
Ушла она от него с одним чемоданом, горой обид и ненавистью. Об этом Катя узнала, поговорив откровенно с Мариной. Она рассказала, что Андрей издевался над ней. Говорил одно, делал другое, бесконечно проявлял недовольство, сегодня за что-то хвалил, послезавтра за это же карал. Уговаривал уйти с работы. Если Марина рассказывала о проблемах на работе, тут же старался обострить её отношение к ситуации.
Она ушла. О чём сильно пожалела, ведь так она полностью попала под его власть. Её психика была на пределе. Катя находила сходство с тем, как Андрей стал относиться к ней. Женщину он пытался обезволить, чтобы управлять ей, дёргая за нитки страха обесценивания и потери… Ловушками были первоначальные учтивость, игра в доброго, искреннего человека и верного спутника жизни. И обе женщины в разное время попались на них.
Дочка умоляла бежать!
Дочка Даша, видя страдания своей мамы, не могла оставаться в стороне. Однажды она стала просить, умолять, чтобы они ушли от Андрея. Самой Даше тоже было несладко в напряжённой атмосфере. Андрей со временем изменил отношение и к Даше. Он делал вид, что её нет, а если и есть, то для чего-то, по принципу «принеси, подай, уйди, не мешай». Слёзы дочери, «дрессировки» Андрея, вечно беспокойный Егор… Катя собрала чемоданы и ушла. Андрей каялся, говорил, что всё понял… Умолял. Катя надеялась, что он искренне раскаивается, и вернулась. «Медовый» месяц продлился недолго — через несколько недель Андрей устал играть, естество проступило наружу.
Катя сначала винила его в своих страданиях. Потом стала задавать вопросы сама себе: «Почему выбрала его? Для чего?» Ответы пришли не сразу. Идеализация, наивность, инфантильность были спутниками её жизни. И Андрей «лечил» эти «болезни». Ответив себе на вопросы, для чего он дан, — чтобы не бояться брать ответственность за свою жизнь, чтобы любить себя и мир по-настоящему, не подменяя понятия и не идя на компромисс со своими принципами и совестью, не зависеть от мнения окружающих и идти вперёд, Катя подала на развод.
Со стороны Андрея были и шантаж, и провокации, но Катя решила не устраивать войну, разменной фигурой в которой мог стать сын. Договорились об алиментах, общении. Катя преодолела страх быть никому не нужной «разведёнкой с прицепом».
Не обмануть себя
Через два года после развода Катя уехала в другой город, там встретила Сашу. Теперь она знала, как видеть человека без розовых очков, как любить и принимать любовь. Дашу и Егора Саша принял, сумел найти с ними контакт. Ездят на рыбалку и за грибами, играют в настольные игры, даже готовят вместе! Сейчас Катя и Саша воспитывают ещё двоих детей, у них родилась двойня — мальчик и девочка.
Вот так в 40 лет Катя стала многодетной мамой. А ещё счастливой женщиной. Андрей же старался с ней помириться, но оставил свои попытки, когда узнал о рождении детей. Подруга моя говорит, что то прошлое сделало её настоящее, и благодарит себя за силу и веру в лучшее, а своего «учителя» — за урок.