Город Дважды в одну реку — как в Забайкалье камеры видеофиксации не устанавливают

Дважды в одну реку — как в Забайкалье камеры видеофиксации не устанавливают

Минстрой Забайкалья второй раз за два года заключает контракт с «Евро Инвестом», и тот срывает контракт.

Санкт-петербургская компания «Евро Инвест» в 2021 году второй раз подряд нарушила условия контракта на установку камер видеофиксации ПДД на забайкальских дорогах регионального и межмуниципального значения. Подрядчик срывает сроки - камеры не появляются в нужных местах в оговорённое договором время. Служба единого заказчика, с которой заключён контракт, разрывает его, а через год снова заключает такой же с тем же «Евро Инвестом». Всё это ставит под удар реализацию федерального нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД), работы по которому край должен выполнить к 2024 году.

Краевой минстрой к середине 2021 года дошёл до трансляции в СМИ очевидной лжи — курирующее проект БКД ведомство в ответе на официальный запрос ИА «Чита.Ру» сообщило, что все камеры по контракту 2021 года «Евро Инвестом» установлены. Мы проверили и не нашли ни одной - местами на обозначенных в госконтракте точках не было даже столбов под эти камеры.

Камеры в Чите

Автоматизированная система видеоконтроля дорожной ситуации и рассылки уведомлений нарушителям в Чите уже создана «Ростелекомом» (РТК) — в 2015 году по концессионному соглашению с правительством Забайкальского края. РТК был единственным участником конкурса на торгах и выиграл их. Компания купила оборудование за свой счёт, установила его и начала эксплуатировать. Все штрафы, взыскиваемые с помощью этого оборудования, зачисляются в краевой бюджет, а «Ростелеком» получает по 350 рублей с каждого выписанного постановления — именно такой принцип компенсации вложений заложен в концессионное соглашение.

В этом и суть концессии - сначала всё делаешь за свои деньги, потом по тем или иным схемам возвращаешь деньги.

Концессия заканчивается в 2022 году. После этого через электронный аукцион будет определяться подрядчик для обслуживания установленных камер.

Бутина - Амурская
Источник:

Камеры в Забайкалье

Федеральный проект, устанавливающий необходимое количество камер видеофиксации в Забайкалье на дорогах федерального, регионального и местного значения, называется «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». К 2024 году количество камер на всех дорогах Забайкалья должно вырасти с 89 до 188. С 2019 по 2021 год их количество в паспорте документа указано одинаковым — 123 штуки. В 2022 году их должно стать 148, в 2023-м — 168, в 2024-м — 188 камер. Камеры на федеральных дорогах устанавливаются на средства федерального бюджета, на остальных дорогах — за счёт регионального.

Проходит такая установка по следующей схеме — подрядчик, как и «Ростелеком» в Чите, должен установить всё за свои деньги, сдать их в аренду Забайкальскому краю с правом выкупа, обслуживать их во время всего срока аренды, а взамен получить разбитые на части выплаты — оговорённую по контракту сумму ежегодно.

Камера видеофиксации "Лобачевского", установленная подрядчиком в Забайкалье. 6 августа 2021.
Источник:

В 2020 году Служба единого заказчика объявила аукцион на установку 60 камер видеофиксации на региональных и муниципальных дорогах. Начальная цена контракта была установлена в 267,3 миллиона рублей. Подрядчик должен был установить оборудование и оказывать услуги по аренде комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД и обеспечивать их работоспособность до 2024 года.

Контракт заключили с санкт-петербургской фирмой «Евро Инвест». Она обошла двух конкурентов, предложив меньшую стоимость - 233 миллиона рублей. В аукционе участвовали «Аэль-Ртс» Инжиниринг» из Нижнего Новгорода, половина которого принадлежит компании «Меттех», и «Национальный Центр Информатизации» из Татарстана (бывшая компания корпорации «Ростех», сейчас её владельцем стала «Объединённая Приборостроительная Корпорация» из Москвы).

«Евро Инвест» сначала сорвал сроки установки камер, после чего получил претензию и требование выплатить неустойку в 1,1 миллиона рублей. В итоге Служба единого заказчика не увидела ни камер, ни денег — ей пришлось разорвать контракт. «Евро Инвест» до сих пор оспаривает расторжение договора — уже в Арбитражном суде. Последнее заседание прошло 3 августа, следующее назначено на 21 октября.

В региональном министерстве строительства после срыва установки камер в 2020 году заявили, что сдвиг сроков некритичный, так как в 2019 году было установлено 34 комплекса на федеральных дорогах, и это позволило достигнуть показателя, установленного на 2020 год. Действительно, к 89 камерам прибавляем 34 и получается 123 камеры — показатель, заранее установленный на 2020 и 2021 годы. Больше до 2024 года камер на федеральных дорогах устанавливать не будут — всё всецело в руках забайкальских властей.

Подъезд к селу Беклемишево 28 км 900 м - камеры не установлены. 6 августа 2021.
Подъезд к селу Беклемишево 28 км 900 м. 6 августа 2021.
1 из 2
Подъезд к селу Беклемишево 28 км 900 м - камеры не установлены. 6 августа 2021.
Источник:

После полной неудачи с установкой оборудования в 2020 году Служба единого заказчика направила сведения о «Евро Инвесте» в УФАС по Забайкальскому краю для включения подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков. Служба в обращении к УФАС указала такую причину одностороннего расторжения контракта: «Исполнитель выполнял работу настолько медленно, что окончание её к сроку явно невозможно, в ходе оказания услуг стало очевидно, что они не будут выполнены надлежащим образом в установленный контрактом срок».

У «Евро Инвеста» нашлось своё объяснение ситуации — представители компании рассказали УФАСу, что минстрой провёл 22 июля 2020 года совещание, на котором поручил Службе единого заказчика доработать техническое задание, согласовать его с Центром видеофиксации ГИБДД УМВД по Забайкальскому краю (ЦАФАП) и подготовить проект дополнительного соглашения к контракту. Всё это должно было быть сделано до 23 июля. Но к этой дате «Евро Инвест» ничего не получил и 5 августа отправил уведомление о приостановке выполнения контракта.

Здесь интересны даты и последовательность. Служба единого заказчика решила расторгнуть контракт с подрядчиком 17 августа, это решение подписал председатель комиссии, директор службы Павел Рогалёв. А 8 сентября состоялось заседание, посвящённое проблемам реализации госконтракта. На нём присутствовал губернатор края Александр Осипов, тогда ещё исполняющий обязанности первого вице-премьера правительства Андрей Кефер, замминистра строительства Станислав Ким и тот самый Павел Рогалёв.

Губернатор на этом совещании поручил в течение недели согласовать изменение технического задания с ЦАФАП с привлечением к обсуждению представителей «Евро Инвеста». Однако к этому времени контракт с «Евро Инвестом» уже был разорван, и почему там не поднимался этот вопрос — загадка. Мы пытались узнать ответ, но специалисты минстроя до момента публикации этого текста так и не смогли предоставить никакой информации по этому поводу, откровенно, с моей точки зрения, затягивая процесс.

Дальше «Евро Инвест» уверил УФАС, что к ним никто не обращался, и они получили уведомление о том, что контракт расторгнут только 16 сентября. Компания даже посчитала недополученные деньги в бюджет Забайкальского края от неустановки камер — примерно 1,5 миллиона рублей ежедневно с одного адреса. По их данным, столько штрафов можно было получать благодаря подключению одной только камеры на участке дороги Смоленка — Карповка.

УФАС устроили объяснения и предоставленные «Евро Инвестом» доказательства того, что компания хотела приступить к работе. Поэтому управление решило, что его вины нет, и включать его в реестр недобросовестных поставщиков не нужно.

Подъезд к селу Беклемишево 24 км 600 м - камер нет. 6 августа 2021.
Подъезд к селу Беклемишево 24 км 600 м. 6 августа 2021.
1 из 2
Подъезд к селу Беклемишево 24 км 600 м - камер нет. 6 августа 2021.
Источник:

Исполнение федерального законодательства, нацпроекта БКД и его регионального подпроекта по госконтракту проверила в 2020 году и прокуратура Забайкальского края. Ведомство 11 августа 2020 года внесло минстрою представление о нарушениях: они допустили установку промежуточного сервера для хранения и обработки полученной информации об участниках дорожного движения, что противоречит требованиям Федерального закона «О персональных данных».

Очень условно: оборудование РТК не предполагало промежуточных звеньев между камерами и серверами ЦАФАПа, что соответствует закону и полностью устраивает МВД (ЦАФАП — подразделение регионального УМВД). Оборудование «Евро Инвеста» требует наличия промежуточного сервера, что создаёт проблемы с обработкой получаемой с камер информации с точки зрения закона и принятой МВД практики работы.

Кроме того, техническое задание не содержало условий об информационной безопасности создаваемой системы передачи данных. Также прокуратура установила, что на 5 августа 2020 года из 60 камер была установлена только одна — в селе Смоленка. Это ставило под угрозу исполнение нацпроекта БКД. Тогда же ведомство выявило, что Служба единого заказчика не направила требование об уплате неустоек и никак не принуждала «Евро Инвест» исполнять контракт. Так как это сделал минстрой региона, прокуратура решила, что больше никак вмешиваться в дело не нужно.

Информацию о том, что установка промежуточного сервера между комплексами фиксации нарушений на дорогах и ЦАФАП запрещена, подтвердили в полиции. Вся информация должна идти по защищённому каналу связи. Установка промежуточных серверов может обернуться утечкой информации, а также несанкционированным доступом к серверу федеральной информационной системы ГИБДД-М и получением конфиденциальной информации посторонними лицами.

Сейчас в Забайкальском крае устанавливается специальное программное обеспечение «Паутина», разработанное МВД России. Эта система создаётся для автоматизации работы центров фиксации нарушений ПДД — туда будет стекаться информация со всех камер наружного наблюдения, система будет защищена, и оттуда нельзя будет удалить данные. Эта система тем более исключает возможность существования каких-либо промежуточных серверов.

Дежавю

Рассмотрение дела о включении «Евро Инвеста» в реестр недобросовестных подрядчиков УФАСом состоялось в октябре 2020 года. А уже в декабре 2020 года Служба единого заказчика объявила новый аукцион на установку и обслуживание тех же 60 камер — начальная стоимость контракта составляла 256 миллионов рублей. И в нём «неожиданно» снова заявляется «Евро Инвест». Более того — снова выигрывает.

Компания снова уронила цену - до 250,8 миллиона рублей. На этот раз «Евро Инвест» обошёл компании «Русробот», «Ростелеком» (обе зарегистрированы в Питере) и «Центр Защиты Информации «Спецпроект-Крым» из Севастополя.

Первые 15 камер по новому контракту должны были установить не позднее 30 апреля, ещё 45 камер — до 31 июля 2021 года. Срок окончания оказания услуг по концессии был указан 30 апреля 2024 года, а 250,8 миллиона рублей арендных платежей были разбиты по контракту на равные части: первые 3 года по 68,6 миллиона рублей, в 2024 году — 45 миллионов рублей.

Неизвестно, стало ли это для кого-то неожиданностью, но «Евро Инвест» снова не установил и не подключил в срок первые 15 камер. Также компания нарушила требование технического задания, по которому должна была обеспечить передачу информации с камер в ЦАФАП «через канал связи, обеспечивающий криптографическую защиту (Обеспечение конфиденциальности, контроля целостности и подлинности данных) передаваемой информации».

Служба единого заказчика снова направила претензию о нарушениях контракта и требование выплатить новую неустойку в 2,5 миллиона рублей. «Евро Инвест» ответил, что не согласен с применением штрафных санкций, и не выплатил неустойку. Теперь Служба единого заказчика может обратиться в суд. Однако минстрой региона официально заявляет, что вопрос о расторжении контракта с «Евро Инвестом» не рассматривается.

При этом минстрой официально же заявлял, что, несмотря на просрочку, все 60 камер уже установлены, их просто подключают, и они должны заработать до конца года. Это утверждение не прошло проверку — достаточным оказалось проехаться 6 августа и найти места, указанные в контракте. Ни камер, ни опор для них не было как минимум по пяти адресам. И намёка на камеры не было на подъезде к селу Беклемишево — на 4,7; 24,6 и 28,9 километра дороги в сторону Арахлея. Также камер не было на 557,5 и 537-м километре дороги Улан-Удэ — Романовка — Чита.

Список адресов для установки камер из технического задания контракта
Список адресов для установки камер из технического задания контракта
1 из 2
Список адресов для установки камер из технического задания контракта
Источник:

Минстрой объяснил и это — на момент поступления запроса от ИА «Чита.Ру» Служба единого заказчика якобы осмотрела камеры, которые должны были установить по первому этапу работ, и выявила, что все камеры на месте и подключены, но не передана информация в ЦАФАП. А «Евро Инвест» устно им сказал, что к 1 августа контракт будет исполнен, а оставшиеся 45 камер уже установлены и находятся на стадии подключения.

Служба единого заказчика всё же проверила установку камер и обнаружила, что из оставшихся 45 камер не установлено 27. Ведомство сейчас не приняло ни одной камеры.

Улан-Удэ - Романовка - Чита 537 км. 6 августа 2021.
подъезд к селу Беклемишево 24 км 600 м. 6 августа 2021.
Улан-Удэ - Романовка - Чита 557 км 500 м. 6 августа 2021.
Подъезд к селу Беклемишево 28 км 900 м. 6 августа 2021.
Подъезд к селу Беклемишево 4 км 700 м. 6 августа 2021.
1 из 5
Улан-Удэ - Романовка - Чита 537 км. 6 августа 2021.
Источник:

Что такое «Евро Инвест»?

Настойчивая компания «Евро Инвест» образована в 2002 году. Считается микропредприятием: в штате три сотрудника, уставной капитал составляет 10 тысяч рублей. Генеральный директор — Голубев Константин Андреевич. У компании 18 зарегистрированных видов деятельности, среди них — монтаж промышленных машин и оборудования, ремонт электронного и оптического оборудования, оптовая и прочими бытовыми товарами торговля, аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.

В отношении «Евро Инвеста» выносилось судебное решение Арбитражного суда Саратовской области о взыскании 22,8 тысячи рублей за просрочку установки стационарных комплексов автоматической фиксации нарушений правил проезда пешеходного перехода, их монтаж и подключение. Контракт этот был на 6,5 миллиона рублей. Первоначально комплексы не приняли из-за того, что они не соответствовали техническому заданию. Комплексы всё же сдали, но через 19 дней после нужной даты.

В Забайкальском крае «Евро Инвест» устанавливает камеры видеофиксации «Лобачевский». Минстрой утверждает, что они соответствуют требованиям контракта и технического задания. Как решился и решился ли вопрос с ненужным и незаконным сервером для этих камер — неизвестно.

Подъезд к селу Шишкино 1 км 500 м. 6 августа 2021.
Подъезд к селу Шишкино 1 км 500 м. 6 августа 2021.
1 из 2
Подъезд к селу Шишкино 1 км 500 м. 6 августа 2021.
Источник:

Что в итоге

Всё происходящее удивляет своей абсурдностью. «Евро Инвест» упорно борется за госконтракт, который не может выполнить. Служба единого заказчика и забайкальский минстрой не могут от этого подрядчика отказаться и, по-моему, должны готовиться к ещё одному судебному разбирательству, чтобы получить неустойку за срыв второго контракта. Минстрой сначала пытается признать подрядчика недобросовестным поставщиком (по весьма понятным причинам), но потом всем миром находятся доводы, которые позволяют «Евро Инвесту» не только не попадать в этот скорбный реестр, но и вновь выигрывать контракт, который не был выполнен годом ранее.

Разорвать контракт второй раз скорее всего не решатся — очевидно, что в минстрое покрывают недоработки подрядчика и откровенный саботаж условий госконтракта «Евро Инвестом». Для столь странной тактики нет никаких оснований, но реальность говорит сама за себя — «Евро Инвест» как будто окружён защитным экраном, от которого отскакивают любые попытки как-то повлиять на подрядчика.

Пока ситуация не является критичной — край соблюдает установленные нацпроектом нормативы по количеству камер. Но БКД - это не только камеры. Проблемы у минстроя не только с ними, а отвечать за финальный результат будет вовсе не «Евро Инвест», и даже не руководство минстроя и Службы единого заказчика.

Однако более глобальная проблема даже не в срыве сроков конкретного госконтракта или всего нацпроекта БКД. Проблема в вопиющих нарушениях, которые у никому неизвестного тут подрядчика старательно не замечают не только в региональном минстрое, но и во всех контролирующих структурах.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
«Я все думала, почему их сюда сослали, здесь же хорошо». Андреева о ссыльном Забайкалье и не только
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Гурулев: «С божьей помощью, конечно, можно сделать, но без денег не получится»
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Почему хочется бросить читать в Чите? Колонка книгоголика
Алексей Го-шин-тан
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления