Даурский избирательный округ был с самого начала никому не важен. Не с того начала, когда «Единая Россия» в июне подняла победившего на праймериз генерал-лейтенанта и вице-премьера Андрея Гурулёва в партийный список, снова отдав этот округ — ну кому там нужно, Кулиевой? А с самого начала, с 1993 года, когда в новейшей истории современной России появилась Госдума.
Колонка впервые опубликована в обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 26 сентября 2021 года.
До объединения Агинского округа с Читинской областью в 2007 году избирательных округов на территории нынешнего Забайкалья было три — Агинский, Читинский и Борзинский.
Агинский был самый невероятный. Первые два созыва в нём избирался Баир Жамсуев, потом, когда он на втором сроке вернулся в округ главой, за него в Госдуме остался народный артист Советского Союза Иосиф Кобзон, ставший тем самым легендарным для региона и родным для агинчан депутатом. Вместе они, задействовав имеющиеся на тот момент личные связи, подняли округ из руин и быстро превратили в праздник. С зоной льготного налогообложения и концертами уровня «Олимпийского» посреди степи.
Читинский округ, находившийся в непосредственной близости к региональному центру, на протяжении всего времени остаётся самым благополучным. Его не разменивали и не сдавали без боя. А в последние годы ещё и тщательно зачищали, позволяя заранее определённым и согласованным политическим тяжеловесам избираться без особых проблем.
От него сначала избирался молодой местный руководитель Фонда имущества в администрации области Сергей Маркидонов. «Если бы Сергей был жив, безусловно, сегодня он был бы одним из руководителей экономического блока государства, я в этом не сомневаюсь. Он бы сделал очень много полезного для нашей страны», — отзывались о нём коллеги с «Заб.Ру» в 2009 году.
После того как Маркидонов был убит в Петровске-Забайкальском в ходе избирательной кампании, от Читинского округа в Госдуму прошёл Виктор Курочкин. К моменту выборов он уже был известен в регионе — 39-летний редактор «Комсомольца Забайкалья», а впоследствии — оппозиционной «Народной газеты», был ещё и общественником. Курочкин инициировал сооружение в Чите памятника погибшим заключённым — жертвам политических репрессий.
В Государственной думе активно занимался вопросами прав человека, освобождения российских военнопленных в Чечне, был в числе участников освобождения заложников в Будённовске в июне 1995 года. Впоследствии вернулся в Забайкалье, в 2000 году баллотировался на пост губернатора Читинской области, занял четвёртое место.
После Курочкина был Войтенко — экс-командующий Забайкальским пограничным округом, генерал-полковник. Виктор Войтенко работал депутатом на протяжении трёх созывов, до 2011 года. До этого был помощником губернатора Читинской области, советником, заместителем министра путей сообщения РФ, курировал связи с регионами.
Когда в дальнейшем от схемы одномандатных округов отказались, выборы шли по партийным списком.
В 2016-м одномандатники вернулись, и в Читинском округе на выборах победил действующий к тому моменту депутат Госдумы, профессор, доктор медицинских наук, известный в регионе, а особенно в медицинском сообществе, врач-психиатр Николай Говорин.
В 2021 году победу на округе без единого мало-мальски значимого конкурента одержал начальник ЗабЖД Александр Скачков.
Скорее всего, вы знаете все эти фамилии, а если нет, то вам меньше 25 лет. Но тогда вы не дочитали до этого места, а давно листаете ленту Instagram (запрещённая в России экстремистская организация).
Борзинский округ, ставший Даурским после 2007 года путём слияния с Агинским, — бедный родственник. Никому не нужное и неприкаянное поле политических игрищ в последние годы, чёрная дыра в предпоследние. Избравшиеся депутаты по факту или были случайными людьми, не имеющими ни авторитета, ни желания для решения реальных проблем юга Забайкалья, или сильными местными хозяйственниками, не умеющими использовать этот опыт в Государственной думе.
В 1993 году от Борзинского избирательного округа избирается Владимир Суренков. Я погуглила за вас — это 45-летний уроженец Красноярского края, главный геолог комбината «Балейзолото», замдиректора объединения «Забайкалзолото». Суренков уехал в Госдуму и, судя по информации из открытых источников, в регион не вернулся.
В 1995-м на юге Забайкалья побеждает Виктор Колесников. Помните такого? Я тоже нет. Хотя вообще-то это председатель совхоза «Целинный», где я прожила первые пять счастливых лет своей детской жизни. Колесников, судя по всему, вернулся и до сих пор работает в сельском хозяйстве.
Фамилия Ярослава Швыряева, ставшего депутатом в 1999 году, вам, скорее всего, известна по истории с выборами — в 1996 году он баллотировался на пост губернатора, но проиграл Гениатулину. Был заместителем начальника «Братскгэсстроя», генеральным директором компании «Читаэнергострой». После Госдумы остался в Москве и продолжал работать в энергетике.
Швыряева на посту сменил Юрий Лосский, но всего на год. Лосского знают, потому что он до этого возглавлял Краснокаменск. А ещё потому — что летом 2004 года он умер в гостинице посёлка Ясногорск после встречи с избирателями, которым задерживали зарплату.
Вместо Лосского в Госдуме от Борзинского округа стал работать Евгений Блохин — глава Шилкинского района, который после депутатства вернулся в родной район и возглавил районный совет.
После возвращения выборов по одномандатным округам, с 2016 года, несчастный Даурский округ превратился в разменную монету. «Единой России» эта территория перестала быть интересной, от него одномандатником прошла Василина Кулиева от ЛДПР в 2016 году, когда её одновременно прислонили к фигуре тогдашнего губернатора Натальи Ждановой и тянули силами коллеги по партии Юрия Волкова.
Кулиева с небольшой долей вероятности прошла бы даже и в 2021 году, если бы из Якутии не приехал Юрий Григорьев и не залил бы тут всё деньгами и технологиями, хотя, скорее всего, победу бы одержала единоросс Екатерина Фисун или олимпийский чемпион и внезапно коммунист Дмитрий Носов.
Даурский округ — отличная демонстрация реального отношения федерального центра к проблемам региона. Решение о том, кому «отдавать» округ и как в этом округе себя вести партии власти, явно принимаются не в Чите, а в Москве. Решения эти к региону обычно не имеют никакого отношения — округ является частью политической игры, в которой нет места интересам жителей Забайкальского края.
Кампания 2021 года в этом смысле ещё более показательна. В регионе было как минимум несколько кандидатов, которые имели все основания для того, чтобы быть полноценно поддержаны властью. Это мог быть депутат Госдумы Николай Говорин, вице-премьер Андрей Гурулёв или руководитель регионального исполкома «Единой России» Екатерина Фисун.
Но Москва демонстративно устроила в Даурском округе полигон для освоения сотен миллионов рублей, явно запутав местных кураторов выборного процесса, а через них и исполнителей процесса в том, кого именно нужно поддерживать. Результат всем известен.