Шкафы для обмена книгами придумали для того, чтобы жители одного города могли делиться прочитанными книгами друг с другом. По крайней мере, я себе это представляю так. А ещё для того, чтобы не копить в квартире единожды прочитанное и оставленное. Я прогулялась по городу и проверила своё предположение — в читинских шкафах оставляют то, что самим не нужно, но жалко выбросить.
Первый пункт — шкаф в Пионерском парке. На нём, как и на всех последующих, висит объявление о том, что и книги, и шкаф обрабатывают, чтобы читатели не подхватили коронавирус. Я сильно сомневаюсь, что это происходит, поэтому советую чаще мыть и обрабатывать руки.
На полках нашлось немного классики — Иван Бунин, Марк Твен. Если вы сторонник личных библиотек мировых шедевров у себя дома, то можете их взять. Есть там ещё и «Хождение по мукам» Алексея Толстого в двух экземплярах.
Обнаружила я там и странные экземпляры — календари за 2011 и 2019 год, руководство к медицинскому аппарату, рецепты к мультиварке, сомнительную брошюру религиозного содержания.
Часть книг просто устарела — в основном это касается учебников. Это будет верно для всех книжных шкафов, которые мне дальше встретятся. Всё, что издано до какого-нибудь 2015 года, уже неактуально. Что уж говорить об учебнике 1988 года издания. Книга «О Владимире Ильиче Ленине» может вызвать у кого-то чувство ностальгии, но вряд ли окажется интересным чтением.
Затем я пришла в Шахматный парк. Здесь мне стало больно от того, в каком состоянии лежат книги. Если уж книга так хороша, что ей нужно поделиться, то почему бы её не склеить прежде, чем отдавать? Это же шкаф, а не мусорный бак. Создаётся впечатление, что люди и не думали, что кто-то будет это читать. Там лежит даже разорванная пополам книга, у которой нет начала.
Снова здесь встретился Алексей Толстой. Но в целом все полки заставлены книгами, напечатанными в советское время. Когда открываешь дверцы, запах чувствуется специфический. Стоят здесь ещё Бальзак и Достоевский.
Несколько книг мне просто понравились названиями и обложками.
Шкаф на площади Ленина выглядел бедно после двух предыдущих. Либо туда мало приносят, либо быстро разбирают. Полки шкафа очень грязные, что заставляет ещё раз усомниться в еженедельной уборке.
«Хождение по мукам» в этом шкафу тоже есть. Лежат устаревшие пособия и даже каталог косметики за 2013 год. Единственное, что взяла бы себе, — роман Гончарова.
Шкаф на вокзале отличался от своих собратьев тем, что кто-то аккуратно и с любовью разложил на одной из полок детские книги и листовки, призывающие любить чтение.
Здесь стоит собрание Джека Лондона, две книги Александра Грина и в целом неплохая подборка классики. Опять же — самим книгам не одно десятилетие.
На нижней полке лежит что-то откровенно старое.
Шкаф у собора Казанской иконы Божией Матери стоит пустой. Один из просящих милостыню мужчин сказал, что книги приносят, но сразу и разбирают.
В шкафу около Пушкинской библиотеки выбор ничем не отличается от остального. Хоть о какой-то современности говорит только одна книга Дарьи Донцовой да откуда-то взявшаяся брошюра Сбербанка.
Скорее всего, сюда попадают списанные фонды библиотеки.
Есть там два справочника, в которых ещё не всё устарело.
В сквере любви и верности оказалось несколько не очень старых учебников и бесконечно устаревшие пособия о компьютерах.
Ждёт тут кого-то и школьный дневник с символикой ЛДПР.
И традиционно — «Хождение по мукам» и каталог косметики.
Настроение после ревизии шкафов скверное. Либо они все наполняются списанными библиотечными книгами, либо читинцы, затеявшие генеральную уборку в книжном шкафу, приносят ненужное сюда. В итоге эти шкафы не несут пользы, в них не чувствуется уважения к книге и другим читателям. Возможно, советский и российский человек воспитан с убеждением, что книги нельзя выбрасывать. А по-моему, от старого нужно осознанно избавляться. Не уговаривать себя, что кому-то понадобится календарь за 2011 год или инструкция по работе с компьютерами, которых больше не существует.
Я бы вообще предложила каждому подойти к своим книжным полкам и честно спросить себя, что из этого вы когда-нибудь будете перечитывать. Всё, на что сердце говорит «нет», отдать. Кто знает, может быть, эти книги скрасят чей-то вечер или даже изменят жизнь.