Картонная упаковка, пластиковые бутылки, отработанная офисная бумага — всё это люди ежедневно отправляют в мусорку. Казалось бы, обычное дело. Но мало кто задумывается, что вместе с ненужной упаковкой мы каждый день выбрасываем собственные деньги. Как получать доход от сдачи вторичного сырья и почему организациям, магазинам и простым людям стоит пересмотреть своё отношение к неорганическим отходам, рассказал представитель компании «ВторсЭко» Дмитрий Руденко.
Сколько стоит мусор?
— Дмитрий, как из мусора можно получить прибыль?
— Давайте сразу определимся с терминами. Наша компания не работает с мусором как таковым. Мы занимаемся вторичным сырьём — материалами, которые можно переработать и использовать в производстве повторно.
Мы живём в век упаковки, и сейчас практически всё, что поступает в магазины, завёрнуто и расфасовано в картон, пластик и плёнку. И дальше то, что попадёт в мусорный контейнер, станет мусором. При этом каждый человек или организация ещё и заплатят региональному оператору за его вывоз. А всё, что люди сортируют, складывают должным образом и сдают — станет вторсырьём. За это уже заплатит наша компания.
Всегда есть выбор, будет ли мусор гнить на полигоне и превратится в канцерогенные соединения, будучи сожжённым. Либо обретёт вторую жизнь, принеся к тому же не плохой доход тому, кто не поленится донести его до пункта приёма вторсырья.
— У кого принимаете вторсырьё и есть ли какие-то ограничения по объёму?
— Мы работаем как с частными лицами, так и с организациями. И работу выстраиваем со всеми индивидуально. Сейчас у нас на обслуживании находится 80% сетевых магазинов города, торговые центры, базы, медицинские учреждения, транспортные, производственные, строительные и другие компании. Вторичное сырьё у таких клиентов мы забираем сами. У нас свой автопарк машин, которые каждый день выходят на маршрут с нашими экспедиторами и грузчиками.
Кроме того, клиенты могут сами привезти макулатуру или иные виды вторсырья к нам на базу. Тут по весу никаких ограничений нет — принимаем от килограмма, и к тому же при доставке силами клиента цена за сырьё будет выше. В случае отсутствия собственного транспорта мы сами можем организовать вывоз, но уже на других условиях.
Единственное требование для выезда нашей машины: вторсырьё должно быть подготовлено к транспортировке — рассортировано и компактно сложено.
— Как происходит расчёт и сколько платите?
— Мы платим за каждый килограмм независимо от объёма. Расчёт производим как наличным, так и безналичным способами.
Что касается цены — жёстко фиксированного прайса у нас нет. В каждом конкретном случае мы обсуждаем стоимость индивидуально. Здесь многое зависит от количества и качества того, что нам хотят сдать, от удалённости клиента и от других нюансов.
Так, например, нижний ценовой порог на макулатуру — картон, архивы, книги, газеты и другое — составляет от 7 рублей и выше за килограмм. Плёнку принимаем от 15 рублей за килограмм, а полипропилен — от 8 рублей за килограмм. Биг-бэги (Большие и мягкие контейнеры – тара для логистики сыпучих материалов. Применение биг-бэгов позволяет автоматизировать погрузочно-разгрузочные и прочие складские работы и повышает степень сохранности грузов.) покупаем от 8 рублей за штуку. Здесь мы говорим о минимальных ценах, при этом итоговая стоимость на каждую позицию может быть выше. Мы заинтересованы в сырье и предлагаем оптимальные цены, удобные способы расчёта и специальные предложения для крупных поставщиков.
Какое вторсырьё покупают за деньги?
— Расскажите, какие виды вторсырья принимаете?
— У нас довольно большой перечень, но можно выделить основные категории:
макулатура: газеты, журналы, тетради, отработанные белые листы, архивы, буклеты и любая другая бумажная продукция. Не принимаем картонные втулки от рулонных материалов, например, пищевой фольги, линолеума, плёнки и так далее, фольгированный картон — тетрапаки и чековые ленты;
полиэтилен высокого давления или иначе — плёнка ПВД. Это весь полиэтилен, который не шуршит, к нему относится упаковочная, термоусадочная, пузырьковая и стретч-плёнки;
строительные биг-бэги, иначе мягкие контейнеры (МКР);
пластиковые корзинки из-под овощей и пластиковые канистры. И прочие изделия из пластика маркировки «РР» (Полипропилен — из него изготавливают одноразовую посуду, пищевые лотки, стаканчики для йогурта, кухонные принадлежности, ведра, садовые ящики и другое.) и «HDPE» (Полиэтилен высокой плотности — пластик, который используют при изготовлении пластиковых пакетов, одноразовой посуды, пищевых контейнеров, пакетов для молока и тары для моющих и чистящих средств.). Пластик с другими маркировками рассматриваем индивидуально, в зависимости от его пригодности к переработке;
ПЭТ-бутылки (Прозрачные бутылки из-под воды, молока, йогуртов и других напитков, флаконы для косметики и шампуней.) принимаем преимущественно большими объёмами от 30 килограммов и выше.
— Дмитрий, если говорить про макулатуру, документы с персональными данными тоже принимаете? И как обеспечиваете конфиденциальность?
— Да, мы работаем со списанными документами, которые могут содержать персональные данные, не предназначенные для разглашения. На нашей базе, помимо дробилок и прессовальных станков, есть промышленный шредер. По желанию клиента перед запрессовкой макулатуры мы пропускаем её через этот измельчитель, переводя документацию в нечитаемое состояние. Потом вся масса бумажных опилок фасуется в мешки и прессуется в большие кубы.
Мы достаточно давно на рынке и успели себя зарекомендовать как надёжного партнёра. Сейчас с нами работает много разных учреждений, которым систематически нужно освобождать архивы от списанных документов. Мы заключаем договоры и по запросу предоставляем все документы и акты.
Цена на архивную бумагу варьируется не только от объёма, но и от степени её загрязнения разными канцелярскими включениями: скрепками, скобками, шнуровкой, закладками и прочим. Чем меньше посторонних предметов, тем выше закупочная цена. Это правило распространяется в целом на все виды вторсырья, которое мы принимаем.
— Нужно ли сортировать вторсырьё или забираете как есть?
— Чем чище будет сырьё, которое предлагает клиент, тем больше мы готовы платить. Конечно, мы можем забрать и как есть, но, возможно, это будет бесплатно.
У нас нет чётких рамок, что всё должно быть перевязано, сложено, утрамбовано и так далее, главное, чтобы сырьё было подготовлено к транспортировке и занимало минимум места. Мы понимаем, что не каждый клиент по разным причинам может это обеспечить. Такие ситуации не редкость, а для нас — не повод отказа в сотрудничестве, всегда есть варианты решений для любых неординарных случаев.
Как организациям меньше платить за вывоз мусора?
— Дмитрий, как считаете, оправдана ли такая переработка и вообще стоит ли людям и организациям заморачиваться со сбором вторичного сырья?
— Конечно, оправдана, просто у нас ещё нет такой культуры, а переработка не организована в крупных масштабах. До сих пор я встречаю людей, которые не знают, что в нашем городе можно за деньги сдать макулатуру или ПЭТ-бутылки. Поэтому мы объясняем и наглядно показываем, что вторичное сырьё — это не мусор, а живые деньги.
Сейчас мы работаем с большинством крупных организаций города. Владельцы бизнеса и грамотные руководители понимают выгоду от сотрудничества с нами. Ведь для юридических лиц сдача вторсырья — не просто возможность заработать больше, а ещё и способ сократить издержки на вывоз мусора региональным оператором.
Кроме того, сдача вторсырья — это ещё и забота об окружающей среде. Если просто убрать со свалок всё, что можно переработать, они сократятся примерно наполовину, а может, и больше. К тому же свалки как официальные, так и стихийные периодически поджигают, и тогда в воздух попадают токсические продукты горения, выделяемые из пластика и другого мусора. А это, как известно, большой вред для здоровья всех, кто вдыхает эти канцерогенные соединения.
— Вы сказали, если организации будут сдавать вторсырьё, то смогут сократить расходы на вывоз мусора региональным оператором, как это работает?
— Любое предприятие может платить меньше за вывоз мусора. Для этого достаточно перейти на раздельное накопление отходов — то, что подлежит переработке, сдавать как вторичное сырьё. Так, организация получит дополнительный доход, при этом уменьшит общий объём твёрдых коммунальных отходов, а значит заплатит меньше за их вывоз и утилизацию.
Для обычных людей вторсырьё тоже может быть дополнительным источником дохода. Макулатуру, плёнку, пластиковые канистры и бутылки, картонные коробки не нужно добывать какими-то хитрыми и полукриминальными способами, как, например, цветные металлы. Всё это сырьё буквально валяется под ногами, никаких законов нарушать не нужно. Собирай, сдавай и зарабатывай.
Зачем столько сырья и что с ним делают дальше?
— Что вы делаете с тем, что приняли у людей и организаций?
— Наша основная задача — сбор и подготовка сырья для дальнейшей переработки. Собственно этим и занимаемся. Всё, что поступает к нам в виде разрозненных фракций, проходит сортировку, если надо — измельчается и прессуется в кубы примерной массой по 500 килограмм.
— А что дальше? Аккуратно складируется до лучших времён?
— То, что кубы из прессованного сырья аккуратно складируется, это верно. Но лежат они на базе недолго. После того как мы накопили достаточный объём, отправляем их фурами на заводы, где сырьё превращается в новые изделия и обретает вторую жизнь.