Деревянный одноэтажный дом на улице Полины Осипенко в Чите не привлекает особого внимания, он похож на многие, слегка неухоженные избушки, коих в краевой столице десятки, а то и сотни. Но если дать себе шанс остановиться и приглядеться, то можно увидеть памятную табличку, информирующую, что в доме провёл своё детство известный советский и российский джазмен, композитор и дирижёр Олег Лундстрем.
ИА «Чита.Ру» в рамках нового проекта «Здесь был Вася» продолжает знакомить читателей с примечательными постройками столицы Забайкалья через истории известных людей, которые в них жили или работали.
Дом детства маэстро
Здание на Полины Осипенко, 33, построено в 1905 году. По словам библиографа-краеведа Ирины Куренной, дом дошёл до нас как объект исторического наследия. Это единственный сохранившийся в Чите из шести домов большой семьи Лундстремов, в которых она проживала в начале XX века. Красивое деревянное здание с брандмауэрной стеной и резными барельефами – архитектурная жемчужина города. Олег Лундстрем вместе с родителями, которые, окончив петербургские университеты, приехали в Читу и преподавали в городских гимназиях, жил здесь с малолетним братом в течение 3 лет.
Долгое время родовым гнездом Лундстремов ошибочно считался дом Шериха на 9-го Января, 46 — здесь располагалась первая редакция газеты «Забайкальский рабочий». В здании даже собирались открыть музей Олега Лундстрема. Дед джазмена, действительно, жил в одном из домов Шерихов, но то здание было снесено в 1970-е при строительстве ресторана «Аргунь».
Ирина Куренная рассказала, что жили Лундстремы в этом доме в 1917 году, это подтверждается и архивными документами, и справочниками старой Читы: «По этому поводу работала целая группа архивистов. И нашли перепись, в которой указана вся семья. В 17 году здесь жили Леонид, Галина, маленький Олег и его брат, которому было несколько месяцев».
Когда домовладелец Иван Яковлевич Бабич продал этот дом известной читинской предпринимательнице Марии Виноградовой, Лундстремы были вынуждены искать другое жильё. И только потом, в суровые годы Дальневосточной республики, они выехали в Харбин.
Теперь это памятник историко-культурного наследия, и сегодня под его крышей живут сразу три семьи.
22 мая 2018 года на доме появилась информационно-охранная доска. Она выполнена из искусственного камня забайкальским скульптором, членом Союза художников России Валерием Башировым по заказу комитета культуры администрации города под патронажем Государственной службы охраны объектов культурного наследия Забайкальского края и Центра по охране и сохранению историко-культурного наследия края министерства культуры Забайкальского края.
Тогдашний министр культуры Елена Михайлова на церемонии открытия доски говорила: «Меня всегда в восторг приводят люди, которые несмотря на свою принадлежность к какому-то городу провинциальному, месту, они с гордостью говорят о нём. И вот Олег Леонидович всегда гордился тем, что он родился в Чите, он очень любил Забайкалье, часто возвращался сюда».
Возвращался не только сам, но и в музыке. Часть его произведений, в том числе и джазовых, взращена на забайкальских мотивах.
Великий джазмен и дирижёр
По информации «Энциклопедии Забайкалья», родился Олег Лундстрем 2 апреля 1916 года в Чите в семье преподавателя Читинской гимназии Леонида Францевича Лундстрема и его жены Галины Петровны.
Дети Леонида Францевича – Игорь и Олег, названные так в честь древних киевских князей, вместе с отцом в 1921 году переехали в Харбин (Маньчжурия) – «столицу» русского землячества в Китае, в числе советских специалистов, занятых на обслуживании КВЖД, куда отца пригласили на работу сначала преподавателем физики в средней школе, а позже – лектором Харбинского политехнического института.
Родители были музыкантами-любителями. В доме часто звучала музыка Баха, Бетховена, Чайковского. Академический подход ко всему, за что бы он ни брался, сложился у Лундстрема ещё в детском возрасте. Однажды, услышав в 12-летнем возрасте полюбившийся фокстрот, он безошибочно расписал его на трио – с мелодией, басом и аккомпанементом. Он увлекал живописью, учился играть на скрипке. В 1932 году Олег после обучения в коммерческом училище поступает в Политехнический институт и одновременно – в музыкальный техникум, который оканчивает по классу скрипки в 1935 году.
В 1936 году Лундстрем решает испытать судьбу в Шанхае. Он подписывает первый профессиональный контракт в отеле «Янцзы», затем в 1937 году – в Циндао. У Лундстрема уже в эти годы созрела мысль, что можно исполнять в джазовой обработке и русские песни. Он сделал аранжировки «Песни о капитане» И. Дунаевского, песен: «Чужие города» А. Вертинского, «Катюша» М. Блантера и др. 1940 год – вершина популярности, когда проходит выступление в самом престижном боллруме «Парамаунт», тогда в оркестре уже было 14 человек, где Лундстрем – дирижёр. Оркестр стал одним из лучших в Шанхае. Пресса называла его «королём джаза Дальнего Востока».
Послевоенные годы – годы нового творческого подъёма. В его оркестре уже 19 человек, полный биг-бенд. К концерту в театре «Лайсеум», посвящённому окончанию Второй мировой войны, Лундстрем пишет своё первое самостоятельное произведение «Интерлюдия», используя Рахманиновские интонации. Позже – пьесу «Мираж» на восточные мотивы, продолжая попытки внести свой вклад в джаз.
В 1947 году Олег Лундстрем вместе с музыкантами оркестра переезжает в СССР, в Казань. Этот город был выбран потому, что там была консерватория. Первоначально приехавший оркестр решают сделать джазовым коллективом ТАССР. Но из-за постановления ЦК КПСС об опере Вано Мурадели «Октябрь» в 1948 музыкантов распределяют в оперный театр, в оркестры кинотеатров.
Лундстрем поступает в Театр оперы и балета в качестве скрипача, а осенью 1948 года вместе с большой группой приехавших музыкантов становится студентом Казанской государственной консерватории. В 1953 году Лундстрем оканчивает консерваторию по классу композиции и факультативно – по симфоническому дирижированию, оставшись там преподавать теоретические дисциплины и вести студенческий симфонический оркестр.
Но джаз не был забыт. В 1955 году оркестр записывает на радио и на грампластинки целую серию пьес татарских композиторов в обработке для джаза Олега Лундстрема и при помощи директора Татарской государственной филармонии Боголюбова даёт серию концертов в помещении Казанского драматического театра, которые прошли с большим успехом и обратили на себя внимание московских концертных организаций.
1 октября 1956 года приказом министра культуры РСФСР на базе коллектива под руководством Олега Лундстрема создаётся концертный эстрадный оркестр в системе ВГКО (позже Росконцерта). Началась большая гастрольно-концертная жизнь. Почти за 40 лет коллектив объездил более 300 городов нашей необъятной Родины и десятки за рубежом. Сотни тысяч зрителей посетили концерты, миллионы слушали по радио и смотрели по телевидению блестящий оркестр Олега Лундстрема.
Маэстро считал язык джаза современным эсперанто, ломающим любые национальные, социальные и политические предрассудки, сближающим людей, дающим возможность общения и диалога. Он всегда ориентировался на настоящий джаз, и линия его жизни показывает, как, несмотря на все внешние и внутренние препятствия, он и его оркестр, отдав в своё время дань прикладным жанрам джаза, танцевальным и эстрадным композициям, последние 20 лет играли исключительно классический и современный джаз.
В 1990-е и начале 2000-х годов Лундстрем неоднократно приезжал в Читу, город посещал и оркестр. Заведующий центром китайской культуры в Забайкальской краевой библиотеке имени Пушкина, экс-начальник управления по внутренней политике губернатора Александр Тарасов вспоминал, как произошла его встреча с маэстро:
«В счастливые 1980-е, когда к нам в Читу в первый раз приехал оркестр Лундстрема, то ему не нашли другой площадки, кроме клуба ПВРЗ. Это был паровозовагоноремонтный завод – сейчас не знаю, право слово, как это и зовётся. На конечной остановке третьего маршрута троллейбуса, если кто помнит. А я как раз был принуждён судьбой поселиться в вольном городе Забайкальске, но взял у строгого начальства три дня за свой счёт и прикатил в родной город на встречу с легендой.
Так вот, в клубе этого ПВРЗ зрителей собралось не больше, чем оркестрантов на сцене. Но легенда вышел лёгкой походкой к малочисленному зрителю, изящно помахивая в такт походке дирижёрской палочкой, и сказал, что, хотя нас и не много, но в зале собрались истинные любители джаза. Лундстрем пригласил всех пересесть в передние ряды, и оркестр на ура отыграл шикарную двухчасовую программу».
В фондах Забайкальской краевой универсальной научной библиотеки им А.С. Пушкина хранится фильм читинских документалистов Александра Тарасова и Ивана Баландина «Харбинский дебют русского джаза». Он посвящён харбинскому периоду жизни Лундстрема, его увлечению джазом и созданию оркестра, который ныне называется Государственным оркестром джазовой музыки имени Олега Лундстрема.
В центре сюжета – первое успешное выступление оркестра осенью 1934 года. Сценарий построен на сочетании коротких фрагментов записей воспоминаний О.Л. Лундстрема, посвящённых его жизни в Харбине, из фильмов разных лет, а также экранизации мемуаров маэстро и его саксофониста Владимира Серебрякова о поворотном моменте в их жизни в сторону музыкальной карьеры. Использованы малоизвестная китайская хроника 1930-х гг., а также фото русского Харбина и харбинцев того времени (часть фото предоставлена Государственным оркестром джазовой музыки имени Олега Лундстрема).
Тексты мемуаров звучат голосами артистов Забайкальского краевого драматического театра в сопровождении записей оркестров Олега Лундстрема и Дюка Эллингтона.
***
Скончался музыкант и дирижёр 13 октября 2005 года в Москве. В 2016 году во время проведения фестиваля «Чита Джаз» Забайкальской краевой филармонии присвоили имя Лундстрема, а в 2020 году на торце здания по улице Профсоюзная, 25, на Театральной площади, появилось граффити с изображением молодого Олега Лундстрема.
Вот так, казалось бы, неприметный дом на Полины Осипенко, 33, погрузил нас в джазовый мир начала и середины XX века. Присмотритесь, может, и вы проходите мимо домов, чья история вас удивит.