Как обычный работник понимает премию? Делаешь что-то хорошо, добиваешься поставленных целей — можешь рассчитывать на поощрение в конце месяца или квартала, если такое предусмотрено трудовым договором. За особые услуги работодатель может отблагодарить сотрудника внеочередной выплатой премиальных. В общем, должен быть очевидный результат, который может оценить руководитель. А кто оценит его самого?
Колонка впервые опубликована в обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 30 января 2022 года.
К частной организации вопросов нет, но к государственному учреждению появляются всегда. В случае с действующим министром строительства Забайкалья Дмитрием Ватагиным, который до этого возглавлял Госэкспертизу края, ответ напрашивался по принципу подведомственности. Так как Госэкспертиза находится в ведении регионального минстроя, то согласовывать размер стимулирующих выплат для Ватагина, по идее, должно было именно министерство.
Но на деле никакого согласования не было, как и не оценивалась эффективность работы руководителя, что позволило ему самовольно приказами выписать себе премий на общую сумму около 16,5 миллиона рублей.
Несложно посчитать, что в среднем за месяц работы в Госэкспертизе (в течение 2 лет) Ватагин поощрял себя почти на 700 тысяч рублей. И это при ежемесячном окладе в 14 560 рублей, который чуть позже ему подняли до 15 626. По данным прокуратуры, руководитель государственного учреждения воспользовался тем, что долгое время министерство строительства не могло принять на своём уровне документы, которыми бы регламентировало в том числе и назначение премий начальнику подведомственной организации. Документы были приняты весной 2021 года, но и это не помешало Дмитрию Ватагину продолжать выписывать премии самому себе.
Так же после него поступила и пришедшая на место Ватагина Наталья Журавлёва. Она самовольно выписала себе премий более чем на 500 тысяч рублей. Поскромнее. Интересно ещё и то, что прокуратура обнаружила полнейший бардак в выплатах премий и рядовым сотрудникам Госэкспертизы края. А потом мы и вовсе узнали об уголовном деле о халатности, по которому Дмитрий Ватагин был приговорён к исправительным работам. И это опять же за события на прошлом месте работы.
Получается, что сам Дмитрий Ватагин за 2 года работы в Госэкспертизе Забайкальского края неустанно и очень высоко оценивал свои достижения, даже не утруждаясь советоваться на этот счёт с курирующим министерством. Трудился так, что привело это к прокурорской проверке и уголовному делу. Но премия сама себя не выпишет. Теперь, правда, все эти деньги, скорее всего, придётся вернуть — прокуратура требует рассмотреть этот вопрос в ближайшее время.
Но никого не смущает тот факт, что и действующий руководитель государственного учреждения продолжил действовать по тому же сценарию? О возврате ею премий в представлении прокуратуры речи не идёт. Вероятно, это будет отдельный вопрос.
Нет сомнения, что к подобной ситуации привели действия минстроя, который долго не мог ввести внятный порядок премирования для руководителя подведомственной организации, чем давал ему место для манёвра. Но это же вообще не повод внаглую оценивать свой труд премиями, в десятки раз превышающими оклад. Государственное учреждение и деньги получает государственные, а затем, как видно, щедро тратит их на зарплату начальника. И вот поступает просьба — деньги вернуть. Но разве этого достаточно?
К сожалению, есть основания полагать, что перед нами всего лишь пример того, как на самом деле некоторые чиновники переоценивают свой труд и вклад в развитие региона. Но надо признать, что в таком случае высокую оценку они себе дают мастерски. Чего не скажешь об исполнении их прямых обязанностей, когда губернатор, например, чуть ли не на каждой приёмке свежепостроенного объекта в крае захлёбывается в возмущении или критикует формалистские отчёты министерств. Но ведь построили же. Может, тогда ещё премию?