Гулять по местам памяти лучше в тишине. А когда меньше шанс встретить людей? В снежный, ветреный и холодный день. Раньше я никогда не оказывалась на Мемориале в Чите одна, чтобы вокруг только серо-белая пустота. Очень прочищает голову.
Продолжаем цикл неочевидных прогулок — по чудным местам или в странное время. Первой в серии вышла прогулка в зябкий сентябрьский день по задворкам Каштака.
На входе в Парк Победы работают техника и человек, убирая снег. Метлы и скребки сложены в мотоблок с прицепом. Странным образом шум исчезает, стоит миновать ворота.
Под снегом и белесым небом Мемориал кажется еще более огромным, чем на самом деле. Из-за голых веток всё выглядит воздушным и замершим.
Раньше для меня Парк Победы всегда ассоциировался с весной, праздником и развлечением. Это усвоилось из детства, когда на 9 Мая мы ходили с семьей на парад, а после него гуляли по парку. Тогда там еще были аттракционы.
Вот так, глубокой осенью, которая уже начала притворяться зимой, пространство воспринимается по-другому. Особенно если ты одна и слышишь что-то, только когда идешь.
Если остановиться и прислушаться, кажется, что где-то звучат приглушенные выстрелы. Оказывается, это хлопает на ветру флаг России. С другой стороны широкого поля перед стелами ему вторит еще один — советский.
Военная техника под снежными шапочками почему-то не кажется внушительной. Скорее печальной и озябшей.
Торжественность обстановки разбавляю традиционной зимней игрой в трактор и динозавра.
Сегодня очень-очень холодно, тем более я именно в этот день умудрилась легко одеться. Возле Вечного огня стою в раздумьях, не погреть ли у пламени руки. Не решаюсь.
С моего последнего визита на Мемориале появился «Лес Победы» — высаженные в честь героев Великой Отечественной кустики с табличками. Издалека это выглядело как стихийное мини-кладбище. Может, с зеленью было бы повеселее.
Островки елей позволяют сфотографироваться так, будто ты в лесу. Удивительно обильные шишки на них висят — видимо, на Мемориале елям живется неплохо.
Танк с надписью «На Берлин» на самом деле указывает дулом куда-то в центр Читы. Можно было сделать еще кадр, будто под Октябрьским стоят танки, но я суеверно не стала такое снимать.
Стелы с именами павших в боях на снежном фоне — пример лиминального пространства. Это когда помещение или пейзаж безлюдные, будто покинутые и вызывают ощущение смутной тревоги, неправильности. Плюс хруст снега отражается от гранитных плит, и кажется, что за спиной кто-то ходит.
Колокол периодически сам собой звонит от ветра.
Мемориал стоит посреди дикого поля, отделенный от него бетонным заборчиком.
По этому полю тоже интересно бродить, но на такой подвиг я не решаюсь из-за неподходящей обуви.
Когда-то не было Октябрьского, а на его месте располагалась так называемая поляна, где гуляли собачники. Между поляной и Мемориалом был водозабор, и там ребятня часто бродила летом и зимой. Зимой можно было отогреться возле труб теплотрассы, а летом — своровать где-нибудь картошку и тут же на поле ее запечь в костре. Это не я, это мне рассказывали.
Если выйти за забор, сразу станет снова шумно и немного суетно.
Мое единение с парком прерывают трое дворников со снегоуборочными лопатами. Разговоры и шкрябанье разрывают пелену тишины Мемориала, но чуть дальше в аллейке снова становится легко думать о мрачном и прислушиваться к тому, чего на самом деле нет.
Совершенно выбивается внезапный спортзал. Я до сих пор не могу привыкнуть, как они везде торчат в неожиданных местах.
Выхожу и на пути к остановке любуюсь замерзающей суровой Читинкой. Она заметно притихла по сравнению с летом. Вот такая красивая.
Холода будет еще много, серых дней — тоже, пользуйтесь случаем. Рекомендую прогуляться в Парке Победы в компании самих себя. Это бомба.