Власти Забайкалья считают, что к 2027 году в регионе может возникнуть энергодефицит из-за возросшей потребности в мощностях. Для решения этой проблемы рассматривается вариант строительства атомной электростанции (АЭС) рядом с Читой. Мы спросили геолога, экономиста и бывшего главу региона о том, насколько реален и необходим такой план.
По прогнозам, учтенным в схеме и программе развития Единой энергетической системы России, с учетом планов по развитию Восточного полигона и исполнению поданных заявок на технологическое присоединение, к 2027 году потребность Забайкальского края в мощности увеличится на 437 МВт по отношению к 2021 году.
Заслуженный геолог России Геннадий Шевчук рассказал, что в Забайкалье нет связанных с геологией причин, по которым нельзя было бы построить атомную электростанцию. Однако подобные планы всё же могут быть преждевременными:
— В первую очередь надо понимать, есть дефицит электроэнергии или нет. Если есть, тогда надо принимать решение: либо откуда-то завозить электроэнергию, где дефицита нет, — например, из Иркутской области, либо что-то строить. Прежде чем понять, существует ли дефицит электроэнергии сейчас и будет ли существовать в будущем, надо понимать, какая программа социально-экономического развития региона. Это всё взаимосвязано. Первый вопрос — для чего АЭС? Следующий вопрос — какие объекты будут с высоким потреблением электроэнергии, куда пойдет электричество?
Геолог добавил, что существуют альтернативные варианты преодоления энергодефицита, если он будет обнаружен.
— Были давние идеи построить ГЭС на Витиме и абсолютно реальные планы построить тепловую электростанцию на двух объектах — на Апсатском и Читкандинском угольных месторождениях (находятся в Каларском округе. — Прим. ред.). И то, и то не осваивается. Может быть, проще построить там ТЭЦ и забыть, что нам нужна атомная электроэнергия. <...> Слава богу, на Харанорке построили второй и третий энергоблок и обеспечили весь юго-восток электроэнергией. Может быть, на Харанорке еще четвертый энергоблок построить? Это же значительно проще, дешевле, надежнее и безопаснее.
Третий блок Харанорской ГРЭС мощностью 225 МВт запущен в эксплуатацию в Забайкалье в 2012 году. Станция расположена в поселке Ясногорск Оловяннинского района на реке Онон.
Заслуженный экономист России Валерий Ломако считает, что говорить о планах строить АЭС в Забайкалье преждевременно.
— Про энергодефицит я впервые слышу. Мощности Харанорской ГРЭС проектировались сразу так, что там должно было быть шесть блоков. Построены не все. Поэтому говорить о том, что нужно строить атомную электростанцию, рановато. Дешевле построить и ввести блоки Харанорской ГРЭС, — сказал Валерий Ломако.
Он отметил, что дороже всего было построить в 1994 году первый блок.
— Ввести первый блок означало подготовить всё для открытия всех шести энергоблоков. И нам удалось построить это в самых сложных условиях 90-х годов, — добавил экономист.
Он добавил, что в советское время уже велись разговоры о строительстве атомной электростанции, однако от этой идеи отказались, так как ставка делалась на горнорудные предприятия, а не на химические:
— Забайкалье уникально по распределению объектов, которые имеют большую значимость для страны. Горнорудные предприятия — это наша специализация. У нас и так не очень хорошая экология, особенно в воздухе. Поэтому от идеи строительства АЭС отказывались.
По мнению специалиста, проблема проведения до Забайкалья газа намного важнее, чем планирование строительства АЭС.
— Эта проблема уже обсуждается лет 50. Когда строился трубопровод «Сила Сибири» в Китай, первоначально он проходил рядышком с Байкалом. Экологи начали возмущаться, и трубопровод отодвинули на 40 километров, мы лишились газа, который хотели получить. Сейчас вторая задача стоит — об этом говорил [губернатор Забайкальского края Александр] Осипов, от первого трубопровода строится «Сила Сибири — 2» мимо Улан-Удэ. Это ближе к нам и вполне реально.
Первый губернатор региона Равиль Гениатулин рассказал, что во время его работы вопрос о строительстве атомных электростанций не поднимался.
— В серьезных документах, таких как «Программа развития производительных сил Дальнего Востока, Забайкалья и Республики Бурятия», составленная в 1987 году, были записаны другие станции: должны быть построены гидростанции на Шилке и Витиме, достроены все шесть блоков Харанорской станции, третья очередь Читинской ТЭЦ-1. Было завершено строительство ЛЭП-500 Иркутск — Чита, и построена половина блоков из запланированных на Харанорской станции. Этого на данном этапе пока достаточно.
Экс-губернатор добавил, что считает, что энергодефицита в Забайкалье сейчас нет.
— Он был в 90-е годы. Были веерные отключения, пока второй энергоблок не заработал на Харанорской станции. Не думаю, что в нынешних условиях кто-то решится начать строить АЭС.