Антибиотики стали известны человечеству около 100 лет назад и существенно повлияли на развитие человеческой цивилизации. За столетие разработано более 20 классов антибактериальных препаратов, про антибиотики рассказывают еще в школе, названия базовых антибиотиков знают даже дети, но серьезный процент населения до сих пор уверен, что ими можно лечить почти что угодно — и грипп, и ОРВИ, и что-нибудь еще.
Около 100 лет назад британский микробиолог Александр Флеминг открыл пенициллин — антибактериальный препарат, который стал одним из величайших открытий человечества. А в 1942 году успех Флеминга повторила Зинаида Ермольева, создательница первого антибиотика в СССР крустозина. Эти два открытия спасли десятки миллионов раненных во время войны и изменили подход к лечению бактериальных заболеваний на десятки, а то и сотни лет.
Ошибки в применении антибиотиков, к сожалению, могут приводить и приводят к катастрофическим последствиям. Касается это не только лечения отдельных пациентов, но и в целом восприимчивости к антибиотикам мира бактерий, который существует с человечеством в тесной связке. Грубо говоря, бактерии привыкают к антибиотикам, мутируют под них и перестают на них реагировать. То есть антибиотики перестают работать — бактерии приобретают резистентность (сопротивляемость) к препаратам, которые выдумывают умные люди (масштабность использования антибиотиков привела к тому, что эффективность даже самых продвинутых антибиотиков сейчас кратно ниже, чем 95 лет назад). Чтобы продолжать лечить антибиотиками болезни, вызванные бактериями (да-да, антибиотики лечат только бактериальные инфекции), приходится изобретать новые препараты. И это бесконечный процесс — проблема, которая давно приобрела планетарные масштабы.
Ситуацию усугубляет массовость использования антибиотиков. В России купить почти любой антибиотик можно в простой аптеке безо всякого рецепта (хотя законом это и запрещено, но на практике фармакологи почти никогда не требуют рецепты). Многие граждане выписывают себе антибиотики сами и лечат ими порой всё подряд.
Опрос, проведенный в телеграме «Чита.Ру» в конце марта, продемонстрировал глубину проблемы. Из 1886 человек, которые приняли в нем участие, 34%, или 633 человека, не понимают или не знают, с чем позволяют бороться антибиотики (правильный ответ — с бактериями). Почти 80% уверены в том, что лекарства в аптеках надо продолжать выдавать без рецептов. Только 30% полагают, что контролирующие структуры обязаны жестче наказывать аптеки, которые выдают рецептурные препараты без рецептов. И, что самое главное, 70% выбирают препараты для лечения самостоятельно — не обращаясь к врачам.
Это огромная проблема, связанная не только с восприятием антибиотиков в современном (в том числе и российском обществе), но и с доступностью первичной медицинской помощи, с уровнем образования населения, с принципами контроля за работой аптек и массовости рекламы фармацевтической продукции.
«Чита.Ру» совместно с Министерством здравоохранения Забайкальского края и краевой клинической инфекционной больницей в марте провели в «Точке кипения» в Чите круглый стол, посвященный проблемам восприятия в обществе и бесконтрольного употребления антибиотиков. Мы уверены в том, что проблема давно вышла за рамки кухонных разговоров о том, чем лучше лечить простуду или насморк, и требует широкой разъяснительной работы с населением.
На круглом столе выступили:
кандидат медицинских наук, доцент Читинской государственной медицинской академии (ЧГМА), главный врач Краевой клинической инфекционной больницы Сергей Анатольевич Лукьянов;
доктор медицинских наук, главный специалист по инфекционным болезням Минздрава, завкафедрой инфекционных болезней и эпидемиологии ЧГМА Альвина Николаевна Емельянова;
главный клинический фармаколог Минздрава Светлана Михайловна Труфанова.
Антибиотикорезистентность: как устойчивость к антибиотикам ведет к гибели цивилизации
Кажется логичным: ну привыкают бактерии к антибиотикам, препараты на них не действуют, нужно просто создать новые антибиотики. Но не всё так просто. Количество вновь синтезируемых антибиотиков стало уменьшаться. Чтобы создать новый антибиотик, нужно 10–12 лет от начала его разработки до запуска на масштабное производство. С 2010 по 2020 год появилось всего 2 новых класса антибактериальных препаратов, и человечество просто не успевает синтезировать антибиотики настолько быстро, насколько бактерии приобретают к ним устойчивость.
Сергей Лукьянов рассказал, как бактерия учится противостоять антибиотику:
— Ситуация следующая: человек заболел, ему диагностировали ОРВИ, из симптомов у него температура и, например, головные боли. И тут он начинает принимать антибиотики — тогда, когда они совсем не нужны. Или еще хуже: на приеме у врача настаивает на назначении антибиотиков. Из-за их частого приема у бактерий вырабатываются механизмы устойчивости, и в тот момент, когда антибиотик действительно нужен, он не работает. И у пациента в организме появляется эта крутая бактерия, которая выжила после лечения антибактериальными препаратами. Она уже имеет мутацию в своем ДНК, благодаря которой она синтезирует определенный фермент, разрушающий антибиотик. Остальные бактерии умерли, а эта передала свой устойчивый ген потомкам. Так бактерии стремительно становятся устойчивыми к препаратам, и антибиотики просто перестают помогать человеку. Так формируется антибиотикорезистентность.
Какие последствия может вызвать чрезмерный прием антибиотиков, рассказала Светлана Труфанова:
— На данный момент появилась опасная тенденция применения пациентами антибиотиков по самоназначению. Бесконтрольный прием может иметь последствия для жизни и здоровья человека. Антибиотики становятся творцами новых инфекций, и, помимо устойчивости микроорганизмов, есть другие последствия: дисбактериоз, который проявляется газообразованием, вздутием живота и жидким стулом; поражения печени, гепатиты токсические, нефриты, почечная недостаточность, могут возникать даже проблемы со слухом. Антибиотики убивают как вредные, так и полезные микроорганизмы, что приводит к развитию гнилостной микрофлоры в кишечнике и снижению иммунной защиты организма. В отсутствие полезной флоры могут развиваться дрожжи. Так иммунная система слабеет, возникают частые простуды, которые по незнанию продолжают лечить антибиотиками.
Лукьянов описал проблему антибиотикорезистентности со стороны экономики:
— Британский экономист Джим О’Нил в 2014 году опубликовал исследование влияния антибиотикорезистентности на экономику в мировом масштабе. Основные медицинские технологии, которые внедрены в практику, увеличивают мировое ВВП на 4% — это 120 триллионов долларов прибыли. А антибиотикорезистентность, напротив, снижает. По данным экономиста, из-за нее к 2050 году мы потеряем 7% ВВП, и все инновации, технологии и открытия сведутся на нет. Если ничего не делать, показатель материнской смертности вырастет в 50 раз и из-за случаев неэффективности антибиотиков к 2050 году будет примерно 10 миллионов смертей ежегодно, а экономические потери будут составлять до 100 триллионов долларов в год. Уже сейчас 700 тысяч человек ежегодно умирает из-за того, что инфекция не поддается антибиотикам.
Лукьянов рассказал про исследование, которое проводилось для выявления базовых знаний людей по поводу приема антибиотиков. В его рамках опросили 3 тысячи человек, и вот что выяснилось:
Убивает ли антибиотик вирусы? Около 46% ответили, что да (на самом деле нет — антибиотики не оказывают никакого влияния на возбудителей вирусных инфекций).
Принимаете ли вы сейчас лекарства и знаете, что антибиотики помогут? Половина опрошенных ответили, что да.
Ожидаете ли вы, что врач назначит вам антибиотик. Около 83% ответили «да».
Только четверть опрошенных считает, что чрезмерное употребление антибиотиков несет вред для общества.
Большинство людей даже не догадываются, что они вредят своему организму и даже будущим поколениям, принимая антибиотики без назначения.
Сергей Лукьянов отметил, что в ситуации, когда большинство людей неверно понимают принципы работы антибиотиков и почти при любом заболевании буквально упрашивают врача выписать антибиотики, важна верная постановка диагноза. Для того чтобы верно вычленять возбудителей вирусных заболеваний и бактериальных инфекций, используется самое современное оборудование. Флагман этой работы в Забайкальском крае и Восточной Сибири — именно Краевая клиническая инфекционная больница, которая работает на весь регион:
— Нужно четко знать проблему антибиотикорезистентности, распространенность резистентных штаммов в наших стационарах, и с этим нам помогает баклаборатория третьего уровня — единственная на Дальнем Востоке. У нас есть возможность изучить возбудителя за 2 дня, знать резистентность и даже то, какие гены возбудитель несет.
К примеру, в Забайкалье остается высокий уровень летальности от пневмонии, а по России этот показатель и вовсе неуклонно растет. Благодаря открытию нашей баклаборатории мы можем оперативно выявлять бактериальных возбудителей и изучать механизмы их устойчивости, что позволяет своевременно найти нужный антибиотик и спасти больше жизней. Но наши старания ни к чему не приведут, если не оповещать население и медработников. Мы хотим, чтобы эта проблема выходила за рамки врачебного сообщества.
Не нужно принимать антибиотики при вирусных инфекциях: они просто не помогут и приведут к резистентности
Альвина Емельянова отметила, что человечество живет с множеством микроорганизмов, в том числе с бактериальными агентами — такова природа вещей. Мы живем в эпоху вирусных инфекций, грибов и простейших возбудителей. Антибиотики сработали в пользу вирусов, которые заняли нишу задавленных антибиотиками бактерий. Теперь она занята вирусами, которые вызывают острые респираторные заболевания, энтеровирусы, герпетические вирусы, не поддающиеся антибактериальным препаратам.
— Причиной острых респираторных заболеваний практически в 90% случаев являются не бактерии, а вирусы, на которые не действуют антибиотики. И у них банальная клиника: кашель, чихание, насморк. На грибы и простейшие тоже не влияют антибактериальные препараты, для которых нужен совершенно другой подход в лечении. На примере коронавируса: всего в 3% случаев к нему присоединяются бактериальные агенты. Более того, на сегодняшний день мы столкнулись с хантавирусами, которых до 2020 года не было в Забайкальском крае, и в 2020-м появились летальные исходы. Почему? Потому что медработники неправильно начали лечить население антибактериальными препаратами.
Емельянова отмечает, что инфекции дыхательных путей лишь в ряде случаев вызваны бактериальными агентами, у которых есть свои клинические показатели — менее выраженный симптом интоксикации, желтая или зеленая мокрота, кашель, наложения гнойного характера на миндалинах. Для вирусных же инфекций характерно острое начало: быстрый подъем температуры, ринит, фарингит, ларингит, трахеит — то, чего нет при бактериальных инфекциях.
— Если бесконечно принимать антибиотики, то нарушается микробиома кишечника, появляются злые микроорганизмы, которые приводят к инфекционным проблемам — диарейному синдрому, который не поддается лечению, ведь в организме уже появилась другая микрофлора. От этого синдрома бывают летальные исходы даже у молодежи. Некоторые последствия можно заметить только спустя какое-то время, — говорит доктор наук.
Антибиотиками не лечатся вирусные инфекции, а 70% возбудителей — вирусные агенты. Нельзя принимать антибиотики без рецептов от врача, не нужно самолечением антибактериальными препаратами тренировать бактерии, чтобы они не привыкли к нему.
— Насколько антибиотики важны? Никакая большая медицина и хирургия просто невозможна без них. Мы не сможем проводить операции без эффективных антибиотиков, ведь человек просто не выживет. Мы не сможем выхаживать новорожденных, не сможем лечить онкобольных. Не будет антибиотиков — мы потеряем много людей. И антибиотикорезистентность — действительно та проблема, от которой зависит, выживет человек или нет, — заключил Сергей Лукьянов.