Наверное, почти каждый взрослый читинец хотя бы раз просил остановить маршрутку не там, где положено по правилам. Часто так удобнее для пассажира, но совсем неудобно для маршрутчика. Сейчас это понемногу уходит в прошлое. О том, хорошо ли это, порассуждала колумнистка Любовь Никитина. Далее — от первого лица.
В 12-м городке в 07:30 утра собирается больше десяти машин. Возле магазина со скользкого пятачка 61-й маршрут стартует по графику, собирая полный салон пассажиров уже с конечной остановки.
В темноте урчит белый «Форд». Сквозь шум мотора едва слышно музыку из кабины, но не разобрать, кто поет. Да это и неважно.
В салон зашли школьники с рюкзаками за спиной — две девочки и мальчик. Дети редко снимают рюкзаки в транспорте. Чаще они с трудом, но пробираются на свободные места, если эти свободные места еще остались.
Во вторник мест не осталось и водитель по времени, которое устанавливают между собой маршрутчики, тронулся в новый день.
На «Автошколе» зашли еще двое пассажиров. Дверь салона едва закрылась, собирая в гармошку мужские пуховики.
— Не облокачивайтесь на дверь, а то она отвалится, — эту фразу водитель повторит еще не раз в утренний и вечерний часы пик.
— На остановке, — коротко просит школьница и пересчитывает монеты на ладони.
На остановке «Гаюсана» многолюдно. Толпа людей напоминает темную тучу, которая настойчиво атакует двери, практически не давая прохода тем, кому надо выйти.
— Здесь еще выходят, — предупреждает водитель будущих пассажиров, пока пассажиры бывшие протискиваются с хвоста «Форда».
Две девочки тоже вышли на остановке. В окнах 25-й школы загорается свет, в кабинете английского скоро включат разноцветные гирлянды, праздничное мерцание которых видно с улицы.
— «Училище культуры» — есть на выход? — спросил водитель и осторожно вклинился в утренний поток машин.
— Напротив школы остановите! — отозвался мальчик-школьник.
В салоне не было свободного пространства, и детские слова застряли в плотной стене из пуховиков и сумок. Женщина рядом повторила просьбу, но водитель уже проехал «напротив школы», не остановился и на «Училище культуры». Пассажиры в салоне мгновенно поделились на добрых и злых.
— Мальчик просил напротив школы! — ругались злые.
— Была же остановка на Гаюсана, там до школы сто метров, — защищали водителя добрые.
А водитель резко надавил педаль тормоза, и машина послушно остановилась за светофором. Сначала вышли человек пять тех, кому запрещали опираться на двери, потом вышел школьник, и снова зашла та пятерка.
Споры в салоне продолжались. Одни считали, что ребенку приходится в темноте возвращаться до школы, а это далеко и холодно. Другие рассуждали, что пройти по тротуару до пешеходного перехода от обозначенной остановки — это по правилам и безопаснее.
— Зачем возвращаться по морозу с «Училища культуры»? Выходить положено на Гаюсана, — возмущались они. — Опасно останавливаться посреди дороги и выпускать ребенка в сугробы вдоль тротуара.
И, чтобы выпустить, надо сперва выгрузиться доброй половине людей из маршрутки. На этот нюанс мало кто обратил внимание.
На метеостанции громко попросили остановку. На Шилова попросила я — тоже громко. Сначала пробралась сквозь зимние пуховики в салоне, чуть не оставив свой. Потом через толпу людей, которые плотной стеной стоят перед дверью, готовые занести выходящего обратно в салон.
Вспоминаются те времена, когда водителей маршруток просили остановиться «вот тут» или возле магазина. Открывали двери на перекрестке за три секунды до зеленого сигнала светофора со словами: «Да я успею». И за секунду успевали создать аварийную ситуацию.
В будни наблюдаю один и тот же сценарий с неизменным названием «напротив школы». Сегодняшнее утро, казалось, ничем не отличается от ноябрьского или с прошлого вторника. Все сидячие места заняты, в кармане 35 рублей, скользкий участок дороги, с которого стартуют маршрутки.
— Рюкзаки снимаем на входе!
Как оказалось, показалось.
В словах водителя чувствовалась настойчивость. Он наблюдал в зеркало, пока школьник стягивал портфель чуть меньше его самого.
По сигналу бригадира маршрутка тронулась в новый день.
— Школьники выходят здесь! — громко объявил водитель на остановке «Гаюсана».
На зеленый сигнал светофора дети шли к 25-й школе. Как положено, по правилам безопасности. А остановки «напротив школы» нет.