
Для выяснения общественного мнения независимый профсоюз провел опрос среди таксистов
Законопроект, подготовленный ко второму чтению в Госдуме, предлагает ужесточить требования к локализации автомобилей, используемых в такси. Новые требования вызвали опасения среди таксистов Забайкалья и других регионов. Независимый профсоюз «Новый труд» провел опрос, чтобы узнать, что беспокоит водителей.
Законопроект устанавливает, что с 1 октября 2025 года в такси смогут работать только автомобили, произведенные после 1 июля 2019 года и соответствующие требованиям по локализации. Она предполагает, что автомобиль сделан с высокой долей отечественных комплектующих или в рамках специнвестконтрактов, заключенных в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. На данный момент этим требованиям соответствуют лишь 3 модели АВТОВАЗа, 2 модели «Москвича» и электрокары «Моторинвеста». В результате это может ограничить использование иномарок и даже российских автомобилей более раннего года выпуска в сфере таксомоторных перевозок.
В опросе, проведенном региональным отделением независимого профсоюза «Новый труд», приняли участие таксисты из Читы. Большинство водителей сообщили, что работают на личных автомобилях японского и европейского производства. На вопрос о том, готовы ли они сменить свои машины на российские аналоги, ответы были одинаковыми: «Нет».
Основные причины опасений — высокая стоимость российских автомобилей и запчастей, а также сомнения в их надежности. Водители считают, что отечественные автомобили не подходят для интенсивной работы в такси, где важны как низкие эксплуатационные расходы, так и высокая надежность. Участники опроса также отметили, что затраты на обслуживание российских автомобилей могут значительно превысить их доходы. Высокие цены на запчасти и сложности с ремонтом создают дополнительные проблемы для таксистов. Такие расходы могут «съесть» всю прибыль, а льготные кредиты не решат ситуацию.
Если в результате принятия законопроекта многие таксисты прекратят свою работу, это приведет к дефициту водителей и повышению стоимости услуг. По данным «Опоры России», отток водителей может составить до 35% за несколько лет. А рост цен на поездки в таком случае превысит 40% — в первую очередь, в некоторых городах Сибири и Дальнего Востока. Всё это может затруднить пассажирам поиск доступного и качественного такси. Участники опроса, для которых работа по извозу является основным источником дохода, боятся, что переход на российские автомобили обрушит их финансовое положение.
Председатель Забайкальского регионального отделения независимого профсоюза «Новый труд» Бочкарников Вячеслав подчеркнул, что законопроект не учитывает реальные финансовые возможности водителей и специфику работы в различных регионах. Он отметил, что это создает риски не только для водителей, но и для их семей, а также для пассажиров, которым в случае принятия законопроекта будет сложно найти комфортное и надежное такси.