Город Здоровье «Ты не такой, как другие» - что делать родителям детей с задержкой развития

«Ты не такой, как другие» - что делать родителям детей с задержкой развития

Неразвитая речь и память, нарушения письма и чтения, гиперактивность и другие задержки развития доставляют малышу дискомфорт. К каким специалистам обратиться за помощью и как сохранить крепкую семью?

Неразвитая речь и память, нарушения письма и чтения, гиперактивность и другие задержки развития доставляют малышу дискомфорт и снижают его уверенность в себе. Как помочь, а, главное, не навредить ребёнку, нам рассказали логопед и дефектолог центра интеллектуального и речевого развития «Оникс» Юлия Скрябина и Галина Байбородина.

- Насколько в Чите развита помощь детям с нарушениями в развитии?

Галина: Раньше не было принято говорить открыто о проблемах детей с нарушениями интеллектуального, речевого, психического развития. Но в последнее время эта тема чаще поднимается в СМИ и в обществе, люди перестали закрывать на это глаза. Сейчас малышей с нарушениями в развитии много, и этот процент, к сожалению, увеличивается. Они не всегда могут получить помощь в государственных учреждениях, поскольку не хватает специалистов.

Поэтому в нашем городе есть коммерческие центры, которые могут помочь детям с какими-либо отклонениями в развитии. Но таких центров недостаточно. На наш город нужно ещё около 50, чтобы принять всех нуждающихся в помощи малышей.

- Как родители узнают о нарушениях в развитии ребёнка?

Юлия: Часто родители, сравнивая своего ребёнка с другими, замечают у него задержки в развитии речи и приходят сначала к логопеду. Тогда специалист спрашивает, какой диагноз поставил ребёнку невролог. И тут выясняется, что в последний раз малыша водили к врачу, только когда ему был год. Но ведь существуют возрастные нормы. Если ребёнок в два года не говорит, это повод задуматься о походе к неврологу, не дожидаясь планового приёма.

Галина: Бывает, что проблему замечают не сами родители. Иногда о нарушениях в развитии могут просигнализировать воспитатели в детском саду или родственники, которые замечают, что ребёнок отличается от своих сверстников.

- С какими заболеваниями чаще всего встречаются дети?

Галина: Сейчас много малышей с речевыми, интеллектуальными нарушениями, гиперактивностью, синдромом Дауна, ДЦП. Всё чаще встречаются дети с комплексными нарушениями, когда одновременно идёт интеллектуальная и речевая задержка.

- С какими трудностями сталкиваются дети с задержками в развитии?

Юлия: Главная трудность – в общении. Если ребёнок отличается, с ним иногда не играют и не общаются другие дети. Поэтому и он, и зачастую его родители чувствуют себя некомфортно. Часто ребёнок не может объяснить словами, что ему нужно. Тогда начинается речевой негативизм - полный или частичный отказ ребёнка от речи. Малыш превращается в молчуна, становится неуверенным в себе. В этом случае нужно обращаться к психологу.

1 из 3

Галина: Если есть задержки в психической сфере - не сформирован контроль, внимание, то в школе ребёнок не может усвоить программу. Школьнику будет тяжело воспринимать информацию из-за того, что нет слухового внимания. Если же в детстве вовремя не заметили то, что ребёнок не слышит звуки, возникает дисграфия – нарушение письма.

На всё это нужно обратить внимание в дошкольном периоде, когда отклонения ещё можно скорректировать. Да и ребёнку в более старшем возрасте будет психологически трудно вернуться к изучению того, что он проходил ещё в детском саду, появляются комплексы.

- Как вести себя родителям детей с задержками в развитии?

Юлия: Иногда родители усугубляют ситуацию и говорят ребёнку: «Посмотри, другие ребята уже могут это делать, а ты нет». От этого самооценка малыша падает ещё больше. Каждый родитель, конечно, будет сравнивать своего сына или дочь со сверстниками, но не стоит говорить: «Ты отличаешься от других». Нужно просто помочь ему стать лучше, но не кого-то другого, а самого себя.

1 из 4

- К каким специалистам стоит обратиться?

Юлия: Конечно, стоит сходить на приём к психологу. Он занимается эмоционально-волевой сферой ребёнка и помогает побороть страхи, подростковые проблемы и правильно выстроить детско-родительские отношения. Это важно даже в воспитании здоровых детей. Психолог объяснит, что можно и нельзя говорить ребёнку, как вести себя во время детских истерик. Многие родители совершают массу грубых ошибок, когда общаются со своими детьми. Психолог поможет родителям встать на сторону малыша и понять его.

Если у ребёнка есть задержки в развитии, то роль психолога значительно возрастает. В таком случае помощь нужна ещё и взрослым. Когда рождается малыш с отклонениями, у родителей может быть отторжение ребёнка, семьи, мира, состояние часто доходит до депрессий. Чаще это происходит с отцами, и они уходят из семьи. Поэтому важно как можно раньше обратиться к психологу. Специалист проведёт работу по сплочению семьи и поможет справиться с первыми трудностями.

Юлия: Если у ребёнка проблемы с развитием речи, то идти нужно к логопеду. Он поможет сформировать правильное звукопроизношение у ребёнка, развить грамотность в речи и письме. Также важное значение имеет фонематический слух – правильное восприятие звуков. Его развитие начинается с самого рождения, когда мама поёт малышу колыбельные.

Часто родители приводят детей школьного возраста, которые делают, как им кажется, глупые ошибки. А ребёнок просто путает звонкий и глухой звук, например, «б» и «п». Это значит, что у него не развит фонематический слух.

1 из 2

Галина: С интеллектуальной сферой и психическими функциями работает дефектолог. Он развивает мышление, внимание, память, воображение ребёнка. Специалист работает с конкретными нарушениями – дисграфией, нарушение письма, чтения. Если ребёнок не успевает по школьной программе, дефектолог помогает догнать одноклассников. Но в отличие от репетитора, он не только сделает с ребёнком задания, но и разовьёт у него психические функции.

В центре «Оникс» принимают психолог, логопед и дефектолог. Сюда приводят малышей от 1,5 лет с нарушениями речевого, интеллектуального, психического развития, функций письма, чтения, сейчас занимается уже более 100 ребят. Занятия проводят индивидуально или в небольших группах. Так, малыши с нарушениями в развитии начинают общаться и учатся взаимодействовать с другими детьми.

Даже если невролог не говорит о необходимости лечения, но вы чувствуете беспокойство, приходите к специалистам центра. Они помогут малышу социализироваться, подготовиться к детскому саду или школе, стать уверенным в себе.

Центр «Оникс» находится по адресам: микрорайон Октябрьский, 1, а также Костюшко-Григоровича, 23, 2-й этаж, кабинет 21. Подробную информацию вы можете узнать по телефонам: 23-70-07, 8-914-460-5461, 8-924-295-1000.

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления