Осенью 2021 года в здравоохранении Забайкалья произошло беспрецедентное событие – ему пообещали выделить в 2022 году 1,8 миллиарда рублей, чтобы закрыть кредиторскую задолженность бюджетных больниц и профинансировать выплату регионального коэффициента к зарплатам работников. Раньше денег на эти цели в таком объеме край не выделял. Однако к концу года эти деньги в результате бюрократических манипуляций испарились.
Бюджетные медучреждения с 2011 года финансируются из средств Фонда обязательного медицинского страхования — это принцип так называемого одноканального финансирования. Взносы в фонд вносят не только страховые организации, но и региональные бюджеты. Регион должен финансировать программу (Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края) государственных гарантий бесплатного оказания медпомощи.
Разница между высоким районным коэффициентом к заработной плате работников учреждений здравоохранения (40%) и коэффициентом, установленным на федеральном уровне (20%), также должна выплачиваться за счет средств бюджета Забайкальского края. В противном случае средства ОМС идут не на расходные материалы или, к примеру, коммунальные услуги, а на зарплату. А именно расходники и коммуналка в последние годы и формируют системную уже просроченную кредиторскую задолженность больниц, которая к тому же постоянно растёт.
Прокуратура края в 2020 году выявила недофинансирование медпомощи и расходов на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате работников медицинских учреждений. В бюджете деньги на эти цели не были предусмотрены и, соответственно, не перечислены министерству здравоохранения.
Прокуроры указывали, что систематически недофинансируются мероприятия по приобретению медоборудования, оказание высокотехнологичной и паллиативной медицинской помощи, льготники не получают лекарств, а беременные женщины и дети по заключению врача не обеспечиваются питанием. Всё это предусмотрено в программе госгарантий. Соответственно, не было и денег на доплаты медработникам.
Вместо того, чтобы тратить на это бюджетные средства, медорганизации расходовали свои деньги, в том числе полученные за платные услуги.
Поэтому прокуратура в декабре 2020 года внесла губернатору края представление об устранении «нарушений бюджетного законодательства и конституционных прав граждан на оплату труда». Представление было отклонено. В декабре же прокуратура внесла замечания на проект бюджета 2021 года в связи с тем, что в нём не было средств на указанные расходы. Параллельно прокуроры обратились в суд.
Центральный суд Читы в апреле 2021-го обязал минфин выделить деньги по иску прокуратуры, а в июле после жалобы министерства это решение оставила в силе апелляционная инстанция Забайкальского краевого суда.
В ноябре эти деньги были заложены в бюджет. О них исполняющая обязанности министра здравоохранения края Оксана Немакина рассказывала ИА «Чита.Ру». Глава минздрава уточнила, что в медицине поменяется финансирование и «впервые за очень много лет бюджет края будет полностью исполнять свои обязательства по финансированию программы госгарантии» и выплатам районного коэффициента.
Немакина при этом сказала, что политическое решение о финансировании принял губернатор. Хотя из дальнейшего развития событий становится ясно, что возглавляемое им правительство отчаянно сопротивлялось выделению средств.
Проект бюджета, рассмотренный заксобранием в первом чтении 2 декабря, был принят с этими деньгами. Документ с суммами опубликован на сайте заксобрания края. Авторы законопроекта особо не акцентировали внимание на этой сумме. Про неё Немакина сказала на публичных слушаниях — она собиралась загасить кредиторку в 2022 году, но между чтениями про деньги забыли и до сего момента не вспоминали.
Вероятно потому, что ко второму чтению бюджета, который рассматривался на сессии 24 декабря, эта сумма пропала. Одновременно на 1,3 миллиарда рублей увеличилось финансирование исполнения судебных актов.
Минфин ко второму чтению переставил деньги между статьями расходов, вероятно, надеясь опротестовать решение суда. Сделано было это как будто немного тайком — на заседаниях комитетов перенос средств из одного угла бюджета в другой никак не обсуждался и разработчиком законопроекта не аргументировался. В итоге бюджет приняли во втором и третьем чтении без этих денег.
Решение Забайкальского краевого суда министерства обжаловали в кассации. Дело было направлено на рассмотрение в Центральный районный суд Читы, где 18 января прокуратуре отказали в удовлетворении иска.
В прокуратуре ИА «Чита.Ру» пояснили, что решение будет оцениваться после получения документа.