
Инициатором и главным двигателем проекта выступила Краевая клиническая больница
В феврале бригада врачей Краевой клинической больницы — хирург, сосудистый хирург, анестезиолог-реаниматолог и два бесстрашных ординатора — уехала почти за 400 километров от Читы. Медики на неделю отправились в село Шелопугино, где помощь порой приходится ждать годами, а иногда и вовсе искать ее в краевой столице.
О том, почему такие выезды — глоток свежего воздуха для жителей и медиков, как их хотят превратить в регулярную программу, а также о ситуации с кадрами поговорили с одним из инициаторов и участников поездки — заведующим кафедрой хирургии читинской медакадемии Максимом Михайличенко, а также с Викторией Логиновой, которая тоже вернулась из этой командировки.

Максим Михайличенко всей душой болеет за проект

Виктория Логинова боялась ехать, но теперь знает, что напрасно
Почему Шелопугино?
Хирург в Шелопугинской районной больнице (ЦРБ) есть, но один. А объемы работы огромные: в близлежащих селах Александровский Завод, Газимурский Завод, Нерчинский Завод, Калга и в Приаргунске хирургов нет вообще. Всё, что успевает медик в Шелопугинской ЦРБ, — прооперировать экстренных больных. В 2024 году у него была 71 операция, из них плановых только шесть.
Максим Михайличенко признается, что проще сказать, где в центральных районных больницах Забайкалья хирурги есть, чем назвать учреждения, остро в них нуждающиеся. Большинство ЦРБ Забайкальского края остро нуждаются в специалистах хирургического профиля.
— В Газимурском Заводе штатного хирурга нет примерно два года. Это большой район, плюс там несколько ГОКов, а экстренную помощь оказать некому. Случается ножевое или ДТП — всех везут в Читу. Ехать 8–9 часов на автомобиле, летом — 12 часов. В Нерчинском Заводе хирург есть, но нет анестезиолога. Поэтому хирург выполняет другие функции, и оказать специализированную помощь возможности нет. Все пациенты, которым нужна операция, уезжают в Краснокаменск — 8 часов на машине скорой помощи. В ряде случаев в ургентной хирургии, например при остром аппендиците и осложненном геморрое, можно успеть помочь. А вот жизнеугрожающая патология — кровотечения различной локализации, травма живота и груди с повреждением внутренних органов, осложненное акушерство и гинекология — не будет устранена, что приведет к трагедии. Время в любой описанной ситуации уже упущено. Это скажется на качестве оказанной помощи и конечном результате. Специалист — заложник обстоятельств. А это огромная ответственность, — описывает ситуацию врач.

Люди там боятся болеть, они понимают, что нельзя этого делать.
Пациентов из Нерчинского Завода, Александровского Завода, Калги и Приаргунска везут в Краснокаменскую краевую больницу № 4. Для четырех хирургов, которые там работают, это невероятно большой объем работы.
Три цели: люди, ординаторы, кадры
Для того чтобы поддержать коллег и помочь пациентам, решили попробовать вахтовые выезды бригад из Читы. В Шелопугино состоялась первая поездка этого проекта.
— Идея появилась 5–7 лет назад. Этот проект предложила исполняющая обязанности главврача Краевой клинической больницы Юлия Зверочкина, будучи еще заместителем министра. Учитывая тяжелую ситуацию с кадрами по краю, особенно с оперативными специальностями в хирургии, урологии, акушерстве и гинекологии, возникла идея организовать выезды бригады врачей краевой больницы в проблемные районы, где до нашего приезда набирались бы плановые пациенты, — рассказал Михайличенко.
Приехавшие врачи делают операции и наблюдают пациентов в самые опасные первые послеоперационные часы. После стабилизации уезжают. Никакого оборудования медики с собой в дорогу не берут.
— Больницы, в которые мы приезжаем, выбирались с необходимым минимальным базисным хирургическим оборудованием. В этих стационарах есть хорошая оснащенная операционная по меркам ЦРБ, которая может обеспечить объем плановых операций. И есть реанимационные койки на случай осложнений, — рассказал хирург.
Подобные больницы, кроме Шелопугино, есть в Петровске-Забайкальском, Могоче и Чернышевске. Шелопугинская ЦРБ была удобна тем, что там работает опытный хирург, который сможет наблюдать пациентов в послеоперационный период, а потом выписать.
Михайличенко признается, что оснащение больниц в районах отличается от того, что есть в Чите, однако на оказании помощи это не сказывается:
— Этого оборудования вполне хватает для того, чтобы на необходимом уровне оказать пациенту плановую помощь, если потребуется — экстренную. Работает высококвалифицированный средний и младший медперсонал. Больше нам ничего не надо.
В выездные бригады обязательно включают ординаторов ЧГМА: одного по специальности «хирургия», второго — по профилю «анестезиология реанимации».
— Мы знакомим наших ординаторов с работой ЦРБ, а также с ситуациями, с которыми придется столкнуться в будущем, учим принимать правильные и быстрые решения, от которых зависит жизнь человека. Они знакомятся с районной бытностью, потому что почти все — целевые из районов (учатся за счет больницы, в которой после окончания медакадемии должны будут проработать 5 лет. — Прим. ред.). У некоторых, когда они заканчивают, возникает шок — они не хотят ехать, потому что боятся. Мы их обучаем сейчас и будем поддерживать в будущем на рабочих местах в районах, — поделился хирург.
Такие поездки направлены на то, чтобы, во-первых, помочь людям получить своевременную, по возможности специализированную помощь, во-вторых, помочь ординаторам применять теорию на практике, в-третьих, чтобы подготовить кадровый потенциал для районов.
Проект удалось реализовать благодаря поддержке и взаимодействию Министерства здравоохранения, читинской медицинской академии и Краевой клинической больницы. Поддержал проект и помог директор Забайкальского территориального центра медицины катастроф Руслан Долгов.
— Без Руслана Валерьевича мы бы не справились. Обеспечены комфортные и безопасные условия поездки, — поделился врач.

В будущем врачи планируют добираться на вертолетах и до Чары
Переполненная больница в Чите
Сначала местные врачи отнеслись к приехавшим с опаской, думая, что визит только добавит им дополнительной работы.
— В начале работы врачи ЦРБ отнеслись к нам настороженно. Имели место определенные фобии в резко увеличенном объеме работы. Однако наша бригада быстро и оперативно влилась в лечебный процесс. Впоследствии врачам ЦРБ очень понравился новый ритм работы и обмен опытом. Жители удаленных сёл и деревень пошли на прием, — рассказал Максим Михайличенко.
Врачи осмотрели 139 пациентов за неделю, сделали 23 операции: 21 плановую и 2 экстренные.
— Было 11 паховых грыж. У одного пациента не всё пошло по плану, что в нашей профессии неизбежно. Потребовалась повторная операция, которая закончилась успешно. Сейчас у него всё хорошо. Мы проводили сложные операции на сосудах, а также амбулаторно-поликлинические вмешательства, — перечислил проделанную работу хирург.
Некоторых пациентов не взяли на операцию, так как у них обнаружили сопутствующие патологии. Поэтому в Шелопугино планируют вернуться в апреле, поедут уже на 10 дней. Но и на этом не остановятся, а сделают визиты плановыми.

Мы приехали в воскресенье, уехали в субботу. Не успели прооперировать всех, кого хотели.
В апреле вторая хирургическая бригада отправится в Петровск-Забайкальский. Выезды планируются раз в два месяца, на неделю или полторы. Выбрать хотят 4–5 самых проблемных и отдаленных районов, где нет плановой хирургической и урологической помощи.
Из-за того, что работающие на весь район хирурги не успевают делать плановые операции, пациентам приходится приезжать в Читу:
— Краевая клиническая больница перегружена плановыми операциями, которые могут быть выполнены в условиях ЦРБ. Ведущий стационар края должен концентрировать в себе сложнейших хирургических больных с тяжелой сопутствующей и осложненной патологией, а также выполнять плановые высокотехнологические операции.
Мощный стимул для ординаторов
Сейчас в ЧГМА 12 ординаторов-хирургов первого года обучения. Все они по очереди съездят в районы для того, чтобы почувствовать и по возможности глубже понять специальность, которой собираются посвятить свою жизнь. На втором году они сформируют уже свои группы и поедут работать самостоятельно под руководством и с помощью коллектива кафедры хирургии факультета дополнительного профессионального образования.
Всего планируется создать пять основных групп врачей, которые будут ездить по районам. В них будут меняться стажеры.
Хирургии нельзя учить по книжке
Ординатор Виктория призналась, что нервничала перед поездкой:
— Далеко от дома. Хоть и со знакомыми людьми ехала, но всё равно это всегда как-то страшно. Плюс думала, что больница будет не такая благоустроенная, как оказалось на самом деле. Инструменты, думала, будут намного хуже. С нами ездила Ксения, ординатор второго года по анестезиологии. С ней мы не были знакомы, но удалось влиться, и всё прошло удачно.

В следующем году Виктория сможет оперировать самостоятельно
Утром ординаторы отправлялись в поликлинику, вели прием с докторами. После обеда проводились операции.
— Ассистировала на всех, которые были. Но я их не считала. Все операции были знакомые. Отличались местом и людьми: новый коллектив, медсестры, доктора, санитары. Пациенты другие — мне они показались более благодарными. Простые очень, комфортно было с ними. Даже просто анамнез собирать, чувствовалась простота. И поэтому комфортно, — рассказала Виктория.
Теперь эстафету примут другие ординаторы курса.
— У нас амбициозный курс. Максим Игоревич изначально мотивацию задал, дисциплину и показал уровень, к которому нам надо стремиться. У всех глаза горят. Поедут все по очереди. Конечно, есть те, кто хочет больше, чем другие, сначала поедут они. А потом уже все на себе это испытывают.

Мне очень понравилось, даже не ожидала. С людьми расставаться было тяжелее всего.
Виктория рассказала, что по своему целевому договору она должна будет работать в Краевой клинической больнице. Если же места не будет, то нужно будет придумать другой план действий. Но постоянно жить в районе края она бы не хотела:
— Я очень люблю деревни, сёла, природу. Но постоянно жить там не хочу. Я очень энергичная, эмоциональная, мне нужно движение: сходить на тренировку или на концерт. Месяц или два, конечно, прожить смогу. Поэтому в командировки поеду с радостью. Хочется новые районы посмотреть, на самом деле.
По ее словам, ординаторы, которые заключили целевые договоры с ЦРБ, спокойно относятся к тому, что им нужно будет там работать.
Спасение районной медицины и людей
Главное, что помогло этому проекту появиться, — неравнодушие врачей. Их сила духа и желание сделать всё возможное для помощи пациентам, даже если для этого придется проехать тысячи километров, поможет преодолеть любые преграды.

Доктора не просто профессионалы, но еще и люди с большим сердцем, сподвижники! Проект принесет большой вклад в увеличение доступности медпомощи населению края.