Прокуратура Сибирского военного округа (СибВО) закончила расследование и направила в суд дело четверых пограничников, которые в марте этого года дезертировали из части, после чего убили троих сослуживцев и троих попытавшихся их задержать милиционеров.
Как выяснилось во время следствия, побег с заставы убийцы совершили потому, что не хотели отвечать за неуставные отношения.
Побег
Эта история в буквальном смысле слова повергла в шок жителей Забайкалья. Поэтому слова губернатора Читинской области Равиля Гениатулина, который, выражая соболезнования семьям погибших, сказал: "Погранзастава и местные жители подверглись тяжелейшему и беспрецедентному по своей жестокости испытанию", - вовсе не выглядят преувеличением.
Как установило следствие, все началось с того, что на заставу "Амурская" погранслужбы УФСБ по Читинской области (воинская часть №9797) приехал оперуполномоченный ФСБ России по Сретенскому погранотряду капитан Александр Курочкин. Он должен был проверить имеющуюся у контрразведчиков информацию о неуставных отношениях среди пограничников-срочников. Проверяющий установил, что среди тех, кто регулярно издевался над "молодыми" солдатами, были два ефрейтора - уроженец Иркутской области Дмитрий Марченко и Руслан Тюрин из-под Архангельска.
Все шло к тому, что вскоре обоим предстояло предстать перед следователями и, возможно, судом. Ефрейторам такая перспектива не понравилась и они решили из части убежать. При этом их не останавливало то обстоятельство, что служить обоим оставалось несколько месяцев.
В ночь с 14 на 15 марта этого года Марченко и Тюрин подошли к своему приятелю и сослуживцу рядовому Альберту Юзееву, который находился в карауле, и отобрали у него автомат. После направились в здание погранзаставы, где расстреляли начальника "Амурской" заставы старшего лейтенанта Дениса Мармылева, его заместителя по воспитательной работе старшего лейтенанта Вячеслава Марченко, а также находившегося вместе с ними проверяющего Александра Курочкина. После чего ефрейторы вскрыли комнату для хранения оружия и похитили оттуда еще три автомата АК-74 и более 500 патронов к ним. Всех других военнослужащих, кто в это время находился на пограничной заставе, под угрозой оружия злоумышленники заперли в одной из комнат, после чего вышли на улицу, сели в служебный УАЗ-469 и на нем выехали за пределы заставы. Вместе с ними отправился и уроженец Кемеровской области Юзеев, который испугался, что ему придется отвечать за то, что отдал во время караула автомат, из которого было совершено убийство трех человек. Присоединился к дезертирам и призванный из Кургана рядовой Александр Екимов. Что его подвигло на этот поступок - так и осталось неустановленным.
Спустя некоторое время после случившегося запертым в комнате здании погранзаставы военнослужащим удалось выбраться и сообщить о случившемся. Немедленно по тревоге подняли личный состав милиции трех близлежащих сельских районов Читинской области, были созданы мобильные группы из числа сотрудников органов внутренних дел, транспортной милиции, а также регионального УФСБ.
Погоня
Операция по поиску и поимке дезертиров продолжалась всю ночь. Завершилась она трагически. Натро на дороге в районе села Таптугары, в нескольких километрах от федеральной трассы Чита-Хабаровск, беглецы наткнулись на наряд милиции. Стражи порядка попытался их остановить и поставили свою служебную автомашину поперек дороги. Однако дезертиров это не смутило - они протаранили милицейский автомобиль и, не выходя из салона, прямо через проем разбившегося лобового стекла открыли стрельбу из автомата.
Как было позже установлено, огонь по милиционерам велся с расстояния всего около двух метров, то есть практически в упор. Оперативники пытались отстреливаться из табельных пистолетов ПМ. Однако против АК-74 это не помогло. Начальник ГИБДД Могочинского района подполковник милиции Виктор Малов и два оперуполномоченных уголовного розыска - старший лейтенант милиции Игорь Крупа и лейтенант милиции Цырен Цыренжапов погибли на месте. Даже бронежилеты, в которые были одеты милиционеры, не смогли спасти им жизни. При осмотре места перестрелки криминалисты позже насчитали более 60 пулевых пробоин в милицейской машине.
Расстреляв милиционеров, дезертиры, один из них получил ранение в ногу, продолжили движение в сторону федеральной трассы по направлению к Хабаровску на автомобиле с простреленными шинами. Проехав несколько километров, они бросили машину, и, разделившись по двое, пошли пешком в разных направлениях.
Вскоре солдат-убийц блокировали в лесу другие группы сотрудников правоохранительных органов, также завязалась перестрелка. При этом один из дезертиров, рядовой Екимов, покончил с собой, выстрелив себе в голову. Остальных удалось взять живьем. Похищенные ими автоматы Калашникова были изъяты.
Для установления истинных причин дезертирства, сбора необходимой доказательной базы, проведения всех необходимых следственных действий и предъявления обвинения военной прокуратуры СибВО потребовалось 8 месяцев. Назначенные в рамках следствия комплексные психолого-психиатрические экспертизы признали обвиняемых ефрейторов Марченко и Тюрина, а также рядового Юзеева вменяемыми. Таким образом, было установлено, что они отдавали отчет в своих действиях. В результате расследования им было предъявлено обвинение по нескольким статьям УК РФ: погранчиникам вменяются умышленные убийства, дезертирство, посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов, нарушение уставных правил отношения между военнослужащими. Комментируя произошедшее, губернатор Читинской области Равиль Гениатулин заявил, что действиям дезертиров "нет оправдания ни с точки зрения морали, ни с точки зрения закона". Теперь уголовное дело направлено в Восточно-Сибирский окружной военной суд, который в ближайшие дни должен приступить к его рассмотрению.