Происшествия Режим огня: Как Забайкалье будет гореть в 2015-м?

Режим огня: Как Забайкалье будет гореть в 2015-м?

Параллельно со взрывами в Большой Туре в 2014 году мог взорваться ещё один склад в Колочном и склад горюче-смазочных материалов под Читой. Сам краевой центр оказался практически не защищённым из-за пожаров в пригороде.

Параллельно со взрывами в Большой Туре в 2014 году мог взорваться ещё один склад в Колочном и склад горюче-смазочных материалов под Читой. Сам краевой центр оказался практически не защищённым из-за пожаров в пригороде. 154 миллиона рублей убытков и почти 237 миллионов рублей затрат – с такими итогами Забайкальский край подошёл к финишной прямой лесопожарного периода 2014 года. Впереди – март 2015 года, когда Забайкалье вновь засветится огненными точками на картах.

Режим повышенной готовности был введён в Забайкальском крае с 28 марта 2014 года, 15 апреля был объявлен режим чрезвычайной ситуации. После взрывов военных складов в посёлке Большая Тура Карымского района 1 мая в регионе был объявлен особый противопожарный режим. Помощь в тушении огня в районах оказали пожарные десантники из пяти регионов России. Было зафиксировано два трансграничных пожара, пришедших из Монголии и Бурятии. Общий ущерб по сравнению с 2013 годом увеличился в семь раз: с 24,7 до 154 миллионов рублей, затраты на ликвидацию огня возросли в шесть раз: с 32 миллионов рублей в 2013 году до 236,9 миллиона в 2014-м.

Ревизию начинать с себя

«Это 29 апреля, территория Сибирского федерального округа от Томской области до Забайкальского края, - сотрудник управления МЧС России по Забайкальскому краю Олег Скопич показывает участникам совещания по итогам лесопожарного периода 2014 года очередной слайд. - Чуть-чуть есть возгораний в Иркутской области, ни у кого огня нет, в Забайкальском крае смотрите, что происходит. Этот день у нас был более-менее спокойным до 17 часов. После этого у нас мог сначала взорваться склад в Колочном, могли сгореть поселения Колочное-1, Колочное-2, после этого мог взорваться склад ГСМ, и мы бы потеряли не 11 погибших, а 1011. Лесной пожар прокатился тогда недалеко от склада горючего, там все молились. От чего произошло возгорание? Это человеческий фактор. Железобетонно».

Железобетонные аргументы – это более чем в 70% случаев огненных палов вина жителей, многие из которых предпочитают отжигать сельхозучастки не осенью, когда возможность пожара кратно уменьшается, а весной, в самый ветер.

«Мы разули читинский гарнизон для ликвидации угроз в Застепи, Колочном, Смоленке. Работала вся пожарная техника. Чита была практически оголена. Бытовым пожарам в Чите открывался зелёный свет. Как только ветер 5 метров в секунду, лесных пожаров нет, как только ветер 20 метров в секунду – лесных пожаров 20. Каждый считает своим долгом подготовить сельхозугодье во время ветра, чтобы оно быстрее сгорело. Но пламя уйдёт в лес и, не дай бог, к населённому пункту. Мы всё время ждём весну. Менталитет у нас такой», - говорит Скопич собравшимся – руководителям отделов Гослесохраны края в районах. Они молчат – из-за такой «встречи» на огородах и сенокосах сами не раз соревновались с кромкой огня: кто быстрее, сильнее, настойчивее и живучее.

Возмущение Олега Скопича чувствуется в каждом слове: только в Забайкалье бывает так, что сотрудники МЧС, прибывшие ликвидировать ледовый затор, бросают всё и бегут спасать от огня жилые дома: «Мы были в Ингоде на ликвидации ледового затора, загорелась трава, чуть не сгорело несколько домов. Мат старшего добровольного пожарной команды стоял на всю деревню. Оказалось, мужчина вышел в отхожее место. Вместо того, чтобы бычок бросить в баночку с водой, он бросил его в траву. Посмотреть, как полетит. А потом не знал: то ли семью спасать, то ли дом тушить».

До сих пор не решён вопрос, кто и как будет тушить степные пожары: в 2014 году выгорели тысячи километров степей. Огонь, уничтожая всё живое, не раз заходил в лес, создавал угрозы для населённых пунктов. По словам представителей Гослесслужбы края, проблема обсуждалась с участием первого вице-премьера регионального правительства Алексея Шеметова, однако «сейчас всё затихло».

Ошибки на миллионы рублей

Тем не менее, людская халатность была и будет всегда. Проблема в другом: судя по докладам работников «Забайкаллесхоза» и Гослесслужбы края в целом, сегодня в отрасли огромное число проблем, главные из которых – отношение к рядовым работникам и недофинансирование.

Профессионалы уходят из отрасли, потому что условия работы – адовы, а зарплаты оставляют желать лучшего. На работниках лесхоза сегодня – обязанность не только выезжать на пожары, но и расчистка лесных и дорожных полос, посадка молодой поросли, которая когда-то в будущем закроет образовавшиеся пепелища, и много чего ещё. На них же – отчётность по всем проделанным работам, которые из-за обилия обязанностей вряд ли может быть оценена на «отлично»: слишком большой разброс сил, слишком много причин, от них, работников, не зависящих.

Начальник управления государственного лесного контроля и охраны леса Пётр Острик сообщил, что спутниковая связь, которой должны быть обеспечены все выезжающие на возгорание пожарные – в начале пожароопасного периода попросту не была оплачена. Выяснилось это только в апреле, спустя несколько дымных недель. Было такое, что вместо сообщения каждые 2-3 часа группа пожарных передавала информацию раз в сутки: тогда, когда приезжала на базу или оказывались в зоне уверенного приёма сотовой связи. «Глухих» территорий в Забайкалье больше, чем зон «слышимости», поэтому передававшаяся информация к моменту доклада уже устаревала, по ней принимались изначально не верные решения.

Горело ещё и из-за нерасторопности пожарных, и из-за сломанных автомобилей, и из-за отсутствия бензина. Мониторинг как воздушный, так и наземный был слабым и не давал должного результата. Здесь всё упирается в деньги: 91 миллиона рублей, выделенного авиабазе охраны лесов на содержание и обеспечение полётов, мало, заявил Острик.

«На сегодняшний день остаётся непогашенной задолженность за выполненные работы по авиамониторингу в 2011-2012 годах 18,7 миллиона и в 2014 году 7,7 миллиона. И по тушению пожаров - 104 миллиона», - уточнил Острик.

В ответ на его критику нерасторопности наземных служб работники «Забайкаллесхоза» ответили рассыпающейся техникой: 70% от машин, указанных в планах тушения, полностью изношены. Через одну неисправны и вышеупомянутые рации спутниковой связи.

Гореть будем

По прогнозам специалистов, лесопожарный период в Забайкальском крае весной 2015 года начнётся в середине либо конце марта. Готовиться нужно кратно больше, чем в 2014 году: зима обещает быть бесснежной, весна – традиционно сухой и ветреной.

«На 2015 год определённая работа проведена по аренде воздушных судов, и госзадание практически готово; проведено обучение руководителей тушения лесных пожаров, на зоны распределены земли лесного фонда, подготовлен приказ о разработке плана тушения», - сказал Острик. Чуть помолчал и попросил собравшихся включать в планы тушения реальных людей и реальную технику: в 2014 году этот урок был преподнесён уж слишком явно: во время опасности указанные на бумаге техника и люди оказывались просто строчками для галочки.

У спортсменов есть состояние, когда до старта остаётся несколько дней. Вроде и соревнования ещё не начались, но несколько месяцев упорных тренировок уже должны вывести на пик формы, менять сейчас тактику подготовки - поздно. Так же и с пожарами. Февраль будет предстартовым месяцем, когда нужно будет доделывать оставшееся, все работы должны вестись уже сейчас. От того, насколько качественно и продуманно они будут выполнены, зависит, сумеет ли Забайкальский край обогнать пожарища и удержать зелёный цвет на своей летней карте.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления