Происшествия Страсти детдомовские

Страсти детдомовские

Ещё одна воспитатель ранее неоднократно применяла физические наказания к детям дошкольного возраста - наказывала лишением еды, укладывала спать на голом полу, шлёпала.

Ноябрьские истории об издевательствах в детдоме №1, он же теперь Читинский центр помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, всколыхнули Россию. Друг за другом, как ловушки для мышей в мультфильмах, замыкаются новые уголовные дела. Но шокирующая ситуация, к сожалению, в учреждении повторяется не первый раз, а те, кто должен был принять меры сразу, молчали и закрывали глаза.

В клетку за конфетку

История о том, как воспитательница Читинского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей (в прошлом – детдом №1 Читы – авт.), закрыла 6-летнего ребёнка в клетке для пожарного инвентаря из-за двух похищенных им конфет и банана, всплыла в ноябре, но на деле произошла ещё в августе 2015 года. Руководитель регионального отделения «Союза добровольцев России» Кристина Рахманова рассказала, что на их организацию вышла одна из уже уволенных воспитательниц центра, не желающая скрывать факты бесчинств в детдоме. Добровольцы вместе с собеседницей в этот же день отправились к уполномоченному по правам ребёнка Забайкальского края, тогда ещё Владимиру Шадапову, в надежде выяснить ситуацию, правда этот поступок оказался ошибочным. По итогам проверки, заключение о которой есть в распоряжении «Чита.Ру», расследование было проведено вместе с инспектором подразделения по делам несовершеннолетних Ингодинского района, были опрошены воспитатели лагеря «Молоковка», проведено медицинское освидетельствование 6-летнего воспитанника. Руководством детского дома было проведено служебное расследование в отношении двух воспитательниц, и только одна из них в последующем была уволена. «Факт физического наказания имел место, когда она нашлёпала по рукам 6-летнего мальчика в наказание за воровство из тумбочек детей», - говорится в тексте ответа.

Помимо истории с мальчиком в тексте письма говорится о случае с 9-летней девочкой, которая была обожжена щипцами для укладки волос девочки-соседки. Омбудсмен объяснил в заключении, что воспитанница якобы взяла их без спроса и не отдавала 11-летней хозяйке, за что та, пытаясь вырвать их из рук, оставила ожоги на её руках. Воспитатель разняла девочек, провела воспитательную беседу, отвела пострадавшую в медпункт, где ожоги были обработаны. Примечательно, что в медицинское учреждение воспитатель не обратилась, поскольку врач не сочла ожоги значительными и пролечила ребёнка сама. Помимо этих случаев Шадапов цитирует данные, полученные им от руководителя учреждения – ещё одна воспитатель ранее неоднократно применяла физические наказания к детям дошкольного возраста - наказывала лишением еды, укладывала спать на голом полу, шлёпала. О том, какие санкции были применены к воспитательнице, детский омбудсмен не уточняет.

В итоге решая проблему насилия, Шадапов переговорил с тем же руководством центра, взял ничего не значащие объяснительные воспитателей и получил на руки приказ на увольнение одной из воспитательниц. Не отправляя данные в правоохранительные органы, омбудсмен фактически заморозил ход дела.

Добровольцы из Читы написали письмо главе «Союза добровольцев России», члену Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Яне Лантратовой. Когда она приехала в Забайкалье в октябре на Гражданский форум, то пообщалась с бывшими воспитанниками интерната, уже уволенными сотрудниками и теми, кто ещё живёт в центре. Все страшные истории, которые удалось собрать правозащитнице, показал федеральный телеканал Life News. Он же обнародовал интервью с той бывшей сотрудницей детдома, которая первой рассказала о проблемах добровольцам. Девушка в эфире уверяла, что местные власти в лице Шадапова молчат об издевательствах. Сама Лантратова в эфире канала предположила, что после проверки омбудсмена с детьми стали разбираться воспитатели: «По словам воспитанников, их отправляли в психушки и обкалывали психотропными препаратами».

Глава СДР подчеркнула, что всю информацию она сразу передала в правоохранительные органы, также информация поступила в управление СКР по Забайкальскому краю, несмотря на то, что туда она должна была поступить намного раньше. По материалам представителя управления СКР Владимира Маркина, после проверки следователями только в ноябре было возбуждено уголовное дело в отношении 57-летней воспитательницы центра, которая ещё в августе запирала мальчика в пожарный ящик и била палкой. Для исключения любого воздействия на потерпевшего ребёнка следствием инициирован вопрос о его переводе в другое учреждение, а сама женщина была отправлена под домашний арест по ходатайству суда.

После появившихся сообщений СМИ в Читу 13 ноября выехала рабочая группа из Центрального аппарата СКР, курирующая расследования уголовных дел, совершаемых в отношении несовершеннолетних, чтобы оценить эффективность предпринимаемых мер в регионе и скоординировать работу местных следователей и организации межведомственного взаимодействия. Кроме того, следователи вылетели в Читу с намерением дать оценку действиям должностных лиц и уполномоченных осуществлять защиту прав детей в Забайкальском крае. Для этого 14 ноября в министерстве соцзащиты края, подразделении по делам несовершеннолетних УМВД по Чите, комиссии по делам несовершеннолетних Читы и аппарате уполномоченного по правам ребёнка в Забайкальском крае следствие провело обыски. Факт, что Шадапов знал о насилии, но ничего не предпринял, вскрылся.

Неуловимые защитники

В настоящее время должность детского омбудсмена в Забайкалье остаётся вакантной. Владимир Шадапов занимал этот пост чуть больше года - с апреля 2014 года по сентябрь 2015-го. Весной его признали виновным в незаконном получении премии на общую сумму более 94 тысяч рублей во время работы главным врачом «Забайкальских санаториев». По решению суда Шадапову на 4 года запрещено занимать должности на государственной гражданской службе и в органах государственной власти. Начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодёжи прокуратуры края Евгений Синельников в мае сообщил, что заксобрание региона должно будет принять решение о досрочном снятии Владимира Шадапова с должности. Несостоявшийся омбудсмен 21 сентября направил своё заявление в комитет по госполитике заксобрания, и председатель комитета Сокто Мажиев внёс это заявление на заседание парламента. На секундочку - самого Шадапова на заседании не было. Впрочем, с неуловимым чиновником до сих пор не удалось переговорить ни главе СДР Лантратовой, ни местным добровольцам. Доподлинно неизвестно, смогли ли следователи встретиться с ним.

Между тем уполномоченный по правам ребёнка России Павел Астахов в своём Twitter написал, что случаи жестокого обращения и жалобы детей из Читинского центра относятся к периоду почти двухгодичной давности, что по сути только усугубляет ситуацию. Астахов сообщил, что обсудил жалобы на жестокое обращение с детьми с главой региона Константином Ильковским, на что тот ему рассказал, как с апреля 2015 года в крае идёт процесс передачи всех этих учреждений из министерства образования в систему соцзащиты. «Случаи жестокого обращения и жалобы детей, по утверждению руководства Забайкалья, относятся к периоду полутора-, двухгодичной давности. О них стало известно именно в процессе реформирования учреждений и смены подведомственности. Ведётся проверка. Губернатор держит на контроле»,- написал Астахов.

В министерстве соцзащиты Забайкалья от беды практически отмахнулись. «Что происходило ранее, мы не можем прокомментировать. Педагогические коллективы остались практически в том же составе, не исключено, что такие случаи и раньше происходили. Не может быть такого, что раз, и началось. Мы поставили ситуацию на контроль, и это приоритетная задача», - прокомментировала 13 ноября замминистра социальной защиты региона Зинаида Пояркова.

Кристина Рахманова в разговоре со мною обмолвилась, что все проблемы появились с момента, когда началась реорганизация. Прошлый директор был уволен, и теперь никто не занимается детьми.

«Реорганизация ни к чему хорошему пока не привела. Минсоцзащиты – скорее хозяйственники, а минобразования смотрят за воспитательской работой. Было бы хорошо, чтобы оба ведомства следили за такими учреждениями. Сейчас дети толком не учатся, нерегулярно ходят на занятия. Никто их не подтягивает по учёбе. Нас же не пускают к сотрудничеству - мы написали уже больше 500 предложений, что бы подключить студентов к репетиторству. Но зато детей приучают к трудотерапии – две недели они копали картошку вместо того, чтобы ходить в школу», - сказала Рахманова.

Любой потенциальный преступник – это ребёнок, который ничем не занят. Процесс перевода детских центров, которые теперь называть детдомами некорректно, начался весной в нескольких регионах. Подобную практику внедрили в том числе в Бурятии, Иркутской области и Забайкалье. Однако ситуацию внутри учреждений это не изменило, а сделало хуже - дети остались предоставленными сами себе и в итоге превращаются в малолетних преступников, терпя издевательства и безразличие со стороны некоторых воспитателей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления