Летом в управлении уголовного розыска УМВД по Забайкальскому краю появилось отделение по борьбе с мошенниками, крадущими деньги с банковских карт и разводящими людей на деньги по телефону, в интернет-магазинах и соцсетях. Начальник нового отделения майор Александр Сараев рассказал о своей работе и современных методах обмана.
— Кто чаще всего попадается на уловки мошенников?
— Всё зависит от формы преступления. Если говорить о телефонных мошенниках, то здесь чаще поддаются зрелые или пожилые. Преступники рассчитывают на то, что у них есть дети, внуки. По телефону или в sms говорят, что их родственник попал в беду или его задержала полиция, просят перевести деньги, чтобы решить проблему. Пожилые живут ещё понятиями Советского Союза, где никто не обманывает, все говорят правду.
— Какие сумму обычно просят такие преступники?
— 30-40 тысяч, бывает 50. В июле женщина перевела 150 тысяч рублей. Сейчас над этим делом работаем.
— Получалось уже раскрывать такие мошенничества?
— Это долго, конечно, и не всегда мы можем гарантировать, что всё получится. Все злоумышленники, как правило, находятся в других регионах, а 70-80% из них - в местах лишения свободы.
— Как-то с ФСИН работаете по этому вопросу?
— Взаимодействие идёт, но пока не могу рассказать вам о каких-то результатах.
— Кроме телефонных мошенничеств, чем вы ещё занимаетесь?
— Все подобные преступления идут к нам. Распространено мошенничество на сайтах объявлений Drom и Avito. Мошенники звонят и говорят, что очень хотят приобрести товар, но находятся в другом городе, предлагают перевести деньги на карту, чтобы позже приехать за товаром. Продавец говорит номер карты и все коды, которые просит мошенник, соответственно он получает доступ к электронному счету и снимает деньги. И в обратном порядке: граждане находят объявление, хотят купить определённый товар, продавцы их заманивают, просят залог внести и пропадают.
— Часто обращаются по поводу таких интернет-мошенничеств?
— Заявлений хватает. За этот год зафиксировано 50 преступлений на Avito и Drom. Часто предлагают и на других сайтах. Например, на «Дом-Шины.Ру»: там граждане отправляли предоплату, после чего продавцы на звонки не отвечали. Мы столкнулись с тем, что используются сервера других стран: Украины, Румынии, или злоумышленники находятся в западной части страны.
— Местные местных не кидают?
— В основном, стараются затрагивать другие регионы. Взаимодействие правоохранителей дольше: пока установили телефон, владельца - проходит немало времени.
— Из этих 50 преступлений сколько раскрыли? Сколько злоумышленников поймали?
— Раскрывать подобные преступления сложно, на сегодняшний день раскрыто 5.
— В прошлые годы было много преступлений с банковскими картами, сейчас, кажется, их стало меньше. Так ли это, или ничего не изменилось?
— За 8 месяцев этого года зафиксировано 325 хищений с банковских карт, в прошлом году было 380 - снижение есть. За этот год до суда доведено 67 дел, раскрыто около 100.
— С чем связываете это снижение - люди перестали вестись на уловки?
— Многие граждане стали ответственнее относиться к своим банковским картам. Раньше некоторые писали пароль на обороте карты, приклеивали бумажки, но сейчас поумнее стали. При этом, у многих к телефону подключены «мобильные банки», из-за этого тоже возникают проблемы. Если преступники похищают сотовый телефон и видят, что «мобильный банк» подключён, то совершают вторую кражу - уже денег со счёта.
— И что нужно делать, чтобы избежать кражи?
— При потере телефона сразу блокировать и сим-карту, и банковскую карту.
— При мошенничестве с банковскими картами какие методы чаще всего используют преступники? Может быть, более сложные вроде подделки карт?
— В Забайкалье подобных случаев нет. Чаще всего крадут посредством «мобильного банка». В этом году было преступление: парень подключил «мобильный банк» с карты девушки на свой сотовый телефон, потом они расстались, но когда возникла необходимость в деньгах, парень решил воспользоваться ситуацией и перевёл себе на счёт 8 тысяч рублей.
Подобное хищение было в одном из районов. Молодой человек, отслужив срочную службу, вернулся домой и обратил внимание, что с его карты похищены деньги. Как оказалось, несколько бывших сослуживцев точно так же подключили ему мобильный банк и после демобилизации перевели деньги на свои счета.
— Что делать людям, чтобы не попасться мошенникам?
— Во-первых, никогда не вносите 100-процентную предоплату, пока не посмотрите, что вам придёт тот товар, который нужен. Было зафиксировано несколько случаев, когда люди заказывали сотовые телефоны или бытовые приборы, а приходила какая-нибудь кружка или другая мелочь.
Второе, если имеете дело с сайтами объявлений вроде Drom и Avito не вносите авансы или предоплаты, не называйте реквизиты своих банковских карт, а рассчитывайтесь только при встрече и передаче товара.
— Существует какой-нибудь «чёрный список» площадок, где работают мошенники?
— Как такового списка нет. Мы рекомендуем лишь сотрудничать с проверенными сайтами продаж, перед покупкой почитать отзывы о сайте.
— Как проходит ваша работа: вы сами мониторите сайты или работаете по обращениям?
— Вообще, у нас отделение ещё новое. Работа пока складывается, изучаем практику других регионов. Проблема в том, что у нас много латентных преступлений - граждане не сообщают в милицию, не хотят выглядеть дураками.
Если к нам поступает информация о каком-то случае мошенничества, мы обязательно проверяем её, стараемся отследить преступников.
Кстати, нередки мошенничества, когда создаётся копия страницы гражданина и от его имени другим рассылается просьба перевести деньги. Объясняют, что попали в трудную ситуацию, что не могут по телефону разговаривать.
— Сейчас часто запускают кампании по сбору средств на лечение. Часто встречается мошенничество среди таких кампаний?
— Это, конечно, относится к ведению управления экономической безопасности. Но мне на практике не попадались мошенничества в этой сфере.
— То есть, обычно такие кампании не мошенничество?
— Обычно, да. Повторюсь, мошенники на сайтах продаж - это сейчас большая проблема. Люди отправляют незнакомцам номера карт, пин-коды.
— Советуете людям никогда не давать полную информацию?
— Конечно. В крайнем случае только номер карты и всё. Надо быть более ответственным. По-хорошему, если к телефону привязан «мобильный банк», не нужно открывать подозрительные ссылки и скачивать файлы с неизвестных сайтов - можно подхватить вирус. Антивирусные системы защищают, но всегда может найтись какая-то новая вредоносная программа, которая не учтена.
Есть ещё новый вид мошенничества. Звонит мужчина, представляется инженером или менеджером сотового оператора, и просит набрать комбинацию якобы для проверки телефона. Ни в коем случае нельзя это набирать, иначе вы подключите управление своей сим-картой на другой телефон. После этого за ваш счёт могут и звонить, отправлять sms, как будто бы с вашего номера, могут получить доступ к «мобильному банку».
— А если звонит действительно работник сервисной службы, как отличить его от мошенника?
— Он никогда не будет просить набирать какие-либо комбинации. Спросит, как связь работает, довольны или нет. У нас пока таких преступлений нет - только на западе, но мы бы хотели предупредить граждан заранее.