Происшествия Три волоса с золотой макушки Читы

Три волоса с золотой макушки Читы

«Радуйтесь теперь!» - крикнула, проходя мимо нас по коридору, родственница Куликова. А чему тут радоваться? Ну, посадили одного и пока держат под арестом другого. А остальные-то работают.

«Да хоть бы правду писали, а то какого-то сына там приплели», - незнакомая женщина чуть ускоряет шаг, чтобы догнать нас, когда мы заходим в зал заседаний. О каком сыне и какой публикации речь – непонятно. Заходим. Раздражённая дама садится на третий ряд за спину бывшего заместителя мэра Читы Анатолия Куликова, которому сегодня предстоит услышать приговор по делу о взяточничестве.

Рядом с ним на скамье подсудимых – его коллега, также до выхода на пенсию занимавшая пост заместителя мэра, Любовь Клейнос. Она была замом по аппарату, Куликов же курировал строительство. По правую руку от Куликова – бывший прораб компании «Артстрой» Александр Балыбердин, который обвиняется по одному из эпизодов в посредничестве при даче взятки Куликову. Здесь же, в изолированной камере, находится предприниматель и руководитель федерации дзюдо Забайкальского края Михаил Михайлов, который арестован по подозрению в вымогательстве. По этому делу он так же, как Балыбердин, проходит обвиняемым в посредничестве при даче взятки.

Кого и за что судят

Главными обвиняемыми процесса являются бывшие чиновники Анатолий Куликов и Любовь Клейнос. С застройщика торгового центра «Панорама», руководителя компании «Артстрой» Юрия Шаликова при посредничестве Михаила Михайлова они потребовали офисное помещение площадью 65,5 квадратных метра за ввод здания в эксплуатацию.

Во время обысков в 2013 году в квартирах Куликова и Клейнос арестовали имущество на 8 миллионов рублей. Так, у экс-заммэра по строительству обнаружили нож из золота и латуни с именной дарственной надписью от одной из строительных организаций Читы, более 14 тысяч долларов и 250 тысяч рублей.

Куликова также судят за получение отката в 7,5% за контракт стоимостью 57 миллионов рублей на детской консультации в посёлке Восточный и получение взятки от Шаликова через Александра Балыбердина гаражными воротами.

Любовь Клейнос с должности заместителя мэра Читы ушла на пенсию в 2009 году, Анатолий Куликов отправился на заслуженный отдых в октябре 2013 года.

Дорогая «Панорама»

Зал полон. Обычно на заседаниях по этому делу было не больше десяти-пятнадцати человек, если считать с подсудимыми. Места на всех лавочках заняты.

«Не фотографируйте, съёмка запрещена!» - разворачивается к щёлкнувшему фотографу кто-то из родственников подсудимых. Вся толпа в зале начинает гудеть, как улей. Вместе с тем, разрешение на съёмку было получено заранее, и присутствующие в зале фотографы ничего не нарушают.

В зал входит судья Любовь Копаева и начинает озвучивать выводы суда по всем эпизодам, первый из которых – история с торговым центром «Панорама».

По версии следствия, с которыми согласился суд, и Куликов, и Клейнос воспользовались своими служебными полномочиями, получив от застройщика помещение, которое в начале строительства стоило более 2 миллионов рублей, а после сдачи здания в эксплуатацию его цена составила 3,8 миллиона рублей.

Как утверждала сторона защиты, Куликов и Клейнос не знали, что их родственники, которые ранее не общались, вдруг решили напополам купить офисное помещение по очень выгодной цене. Очень выгодной – это за 12 тысяч рублей квадратный метр, хотя свидетели в процессе говорили о том, что рыночная цена квадратного метра в здании в то время была не меньше 50-60 тысяч рублей за квадратный метр, а к окончанию строительства достигала 90 тысяч рублей.

«Искажены интересы общества и государства, подорван авторитет органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления были дискредитированы в глазах населения», - произносит судья.

Анатолий Куликов наклоняет голову чуть ниже, сидящие за ним начинают промакивать около глаз.

Помещение было оформлено на невестку Любови Клейнос и дочь Анатолия Куликова, которой на момент «покупки» офиса было 19 лет. Каждая сторона за новую собственность якобы заплатила порядка 400 тысяч рублей. В зале заседания прозвучало, что на невестку Клейнос собственность записали потому, что и сама Любовь Никифоровна, и её сын были муниципальными служащими. После развода сына офис переоформили на его друга, а после выхода на пенсию Любовь Клейнос переписала помещение на себя – закон уже не мешал.

Куликов вину полностью не признал, утверждая, что к выбору места для, как заявлялось на заседаниях ранее, блинной дочери он отношения не имел. Цена в 12 тысяч рублей за квадратный метр его не смутила. Чиновник на пенсии полагал, что Шаликов его оговорил.

Дочь Куликова во время судебного разбирательства заявила, что не знала, кто будет совладельцем, а фамилию «Клейнос» якобы услышала только в день подписания документов.

Тот факт, что первые документы дочь Куликова и невестка Клейнос получили в 2005 году, как и разрешение на строительство, он отвергал, уверяя, что документы были подписаны в 2006 году. Несуразности в дате он объяснял просто: застройщик Шаликов подделал документы. Почему оба покупателя проплатили покупку в один день, обвиняемые толком не объяснили, зато объяснил пострадавший. С его слов, дать взятку для гарантии дальнейшей спокойной работы Куликову и Клейнос ему предложил инвестор строительства Михаил Михайлов. Отказаться от этого, со слов Шаликова, было нельзя, потому что Куликов контролировал всё строительство в городе и, не сыграй он по этим правилам, у него могли быть серьёзные неприятности как на этом объекте, так и в будущем. Оформлялась сделка через юриста Михайлова.

«За то, чтобы работать в строительном бизнесе в Чите, нужно отдавать какие-либо помещения в виде взяток», - звучит в зале.

«Панораму» построили и сдали спокойно.

Организованная профессиональная группа поддержки

Мы – в последнем ряду, все стоят. Как только фотограф делает пробный снимок, мужчина в синем свитере впереди нас оглядывается, потом смотрит на стоящего в камере Михайлова и встаёт так, чтобы перекрыть на него вид. Находящийся рядом с ним пожилой мужчина, оглянувшись на фотографа, недовольно морщится и встаёт плечом к плечу к соседу. Мол, перекрыли вид на Михайлова, теперь его никто не сможет снимать. Почему – непонятно. Интересна и логика тех, кто считает, что фотограф для съёмки не сможет поменять ракурс.

Второй щелчок.

«Слушай, - к нам оборачивается другой крепкий слушатель, - ещё один снимок, и я заберу фотоаппарат».

Испугать не удаётся, и он пытается договориться «по-хорошему», а потом отворачивается. Несговорчивые пошли журналисты. Стоящий в нашем ряду около окна мужчина начинает громко колотить ребром ладони о другую ладонь. Наверное, работа нервная. Мы продолжаем не обращать внимания и работать. Так как заседание долгое, можно снимать с чувством, с толком, с расстановкой, не суетясь и не обращая внимания на то, что чьи-то друзья или родственники всем видом показывают, насколько они не привыкли к публичности. Действительно, рассматривающиеся сегодня дела явно творились в тишине и при минимальном количестве свидетелей.

Судья тем временем переходит ко второму эпизоду. Любовь Клейнос устаёт стоять и присаживается на лавочку, за ней садятся Куликов и Балыбердин. Наконец, садится и самый стойкий из подсудимых, Михайлов, друзья которого, видно, тоже устали стоять, но, оглядываясь на фотографа «Чита.Ру», терпят.

Второй эпизод – это взятка Куликову в 7,5% от стоимости работ на строительстве здания детской консультации городской больницы №2 в посёлке Восточный, строившейся по городской программе и финансировавшейся из бюджета Читы. Максимальная цена контракта составляла 31 миллион рублей, заявки подали четыре компании, в том числе и «Читинское городское строительство», у которой, по данным суда, на тот момент не было ни собственной рабочей силы, ни техники, ни оборотных средств для строительства поликлиники.

Комиссия в администрации Читы отклонила три заявки потому, что строители потребовали задаток. Единственным участником конкурса, таким образом, осталась компания «Читинское городское строительство», которая за 30,6 миллиона рублей обязалась сдать здание до 31 декабря 2008 года.

В 2007 году стало понятно, что у компании проблемы: на исполнение контракта она набрала кредитов. Анатолий Куликов, по словам свидетелей, не менее двух раз в неделю приезжал на стройку. В итоге затраты на строительство поднялись до 50,2 миллиона рублей.

«Из документации следует, что конкурса фактически не было. «Читинское городское строительство» фактически предложило наихудшие условия. Компания фактически не имела других строительных объектов», - читает Любовь Копаева.

По данным, озвученным во время заседаний, Куликову за этот объект в общей сложности передали деньгами и выполнили работами откат в 2,5 миллиона рублей.

«Если деньги Куликову бы не были переданы, то для «Читинского городского строительства» наступили бы сложные времена, компания попала бы в чёрный список», - читает судья показания свидетелей. Куликов отрицательно качает головой.

«Занёс Куликову не один миллион за то, что у него была возможность строить. При уменьшении сметы таким образом страдает строительство поликлиники», - продолжает озвучивать материалы Любовь Копаева.

Все подсудимые встали. Клейнос смотрит на судью, Куликов опёрся на руки о стойку впереди него и смотрит в пол, Балыбердин облокотился на подоконник и разглядывает что-то за окном.

«Эй, убери телефон!» - мимо меня пролетает рука моего соседа справа к нашему фотографу. Разговор о законах ни к чему не приводит, мужчина явно считает, что он спокойно может распускать руки и эйкать кому угодно. После перерыва судья разъясняет присутствующим, что такое «открытое заседание» и что она не возражает против видео- и фотосъёмки. В зал заходят коллеги с видеокамерой, и эйканье прекращается. Когда камера разворачивается в сторону лавочек, треть зала ложится на спинки лавочек, закрывая лица.

В суде удалось доказать, что Куликову привозили 200 тысяч рублей взятки наличными, а также ремонтировали его дом, поставляя стройматериалы. В итоге суд признал недоказанной передачу Куликову взятки в 3 миллиона рублей. Подтвердилось получение им 200 тысяч рублей наличными, передача стройматериалов на 118 тысяч рублей и строительные работы на 268 тысяч рублей.

Михайлов начинает закрываться от фотоаппарата. В итоге не выдерживает.

«Чё надо?» - и тут же отворачивается спиной.

Женская часть группы поддержки в зале успевает шёпотом показывать фотографу изящество владения матерной бранью и обещать много интересного.

Факт передачи Шаликовым гаражных ворот на 18 тысяч рублей Куликову через Балыбердина также находит подтверждение.

Отличные организаторские способности

В рамках этого уголовного дела допрашивали и экс-мэра Читы, а теперь главу читинской гордумы Анатолия Михалёва. Он охарактеризовал своего помощника Анатолия Куликова как профессионала с высокими организаторскими способностями, хорошо отозвался и о Любови Клейнос. Уточнял ли Михалёв, что именно Куликов может отлично организовать и за чей счёт – неизвестно. При этом бывший глава города в своих показаниях уточнял, что Куликов курировал только муниципальное строительство. Как показал случай с «Панорамой», это было не так.

Отличные способности проявили и следователи, получившие разрешения на прослушивание телефонных разговоров фигурантов дела. Например, Любовь Клейнос в разговоре со своей невесткой заявляет: «Допустим, взятку Куликова ещё можно рассматривать. А с меня? Какое сейчас может быть разбирательство, 7 лет прошло. Тяжело доказывается, кому и кто давал». «Кто знает, что у нас с Куликовым были дружеские отношения? Четыре человека знают. За что меня могут посадить, 7 лет прошло, - продолжает она. - Там такая борьба была за место. Документы все оформлены в ажуре. О чём разговор? И об этих вещах знает только небольшой круг: ты, я, Вася и он. Михайловские не пойдут на такую низость. Что с Куликовым в паре – кто об этом знает?».

Невестка на одну из реплик отвечает: «Понятно. Он взяточник ещё тот. Коттедж – взятка, гараж – взятка, квартира дочери - взятка». Угадайте, о ком идёт речь.

Дочь Анатолия Куликова в разговоре с сестрой говорит, что помещение по Журавлёва, 20, (торгово-офисный центр «Панорама» - Ю.С.) - «это папино».

Жена Куликова в разговоре с дочерью, на которую было оформлено помещение, говорит: «Ты не знала, и всё, когда оформляла. Они все надоели. Люди миллиардами ворочают, а тут нельзя. Пусть всё забирают, уже всё надоело».

«Радуйтесь теперь!»

Анатолия Куликова признали виновным в получении взятки гаражными воротами, но в силу незначительности суммы и истечения срока давности освободили от ответственности, как и Александра Балыбердина, который ему эти ворота передавал.

Куликова признали виновным в получении взятки офисным помещением в «Панораме», стройматериалами, работами и деньгами – за контракт на строительство детской консультации. Путём частичного сложения наказаний суд в итоге назначил ему 5 лет в колонии строгого режима со штрафом в 2,5 миллиона рублей. Изъятые во время обыска в квартире Куликова 14,9 тысячи долларов суд постановил сохранить до выполнения бывшим чиновником требований приговора. Экс-заммэра ещё повезло – прокуратура просила 10 лет в колонии строгого режима, в реальности же наказание получилось ниже самых низких сроков, предусмотренных статьями.

Прорыдавшая всё заседание Любовь Клейнос после огласки её наказания утёрла слёзы: её приговорили к 3 годам 10 месяцам условного наказания со штрафом в 1,6 миллиона рублей. Офисное помещение в «Панораме» изъяли в доход государства.

Михайлова оштрафовали на 3 миллиона рублей, Балыбердина – на 200 тысяч рублей.

«Радуйтесь теперь!» - крикнула, проходя мимо нас по коридору, родственница Куликова. А чему тут радоваться? Ну, посадили одного и пока держат под арестом другого. А остальные-то работают. Обрадуемся, конечно. Но только тогда, когда пересадят всю золотую макушку хотя бы в масштабах Читы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления