Центральный районный суд Читы 28 марта вынес приговор сразу четырём большим чиновникам Забайкалья. Бывшие министр финансов Марина Кириллова и министр территориального развития Виктор Паздников обвиняются в сокрытии налогов Забайкальской топливно-энергетической компании (ЗабТЭК) на сумму 265 миллионов рублей. Соучастниками по делу проходили экс-руководитель Фонда развития региона Евгений Степанов и бывший глава самого ЗабТЭКа Андрей Юдаев. При этом, по словам министров, они поступили так не ради собственной выгоды, а для того, чтобы не сорвать отопительный сезон в районах. Что произошло и почему? Мы расскажем.
Кто такие?
Виктор Паздников
С августа 2011 года занимал должность руководителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, в 2016 году был назначен министром территориального развития региона. И. о. вице-премьера краевого правительства стал в конце мая 2019 года после разделения минтерразвития на два ведомства: минстрой и минЖКХ. В 2019 году, за несколько дней до задержания, вице-премьер правительства Паздников ушёл в отставку, объяснив уход личными причинами.
Марина Кириллова
Была министром финансов Забайкалья с 2016 года, но в 2019 году избралась от «Единой России» в заксобрание на довыборах по Нерчинскому округу. В ноябре 2019 года она вошла в комитет по социальной политике. Впервые на заседание заксобрания Забайкальского края Кириллова пришла в октябре 2019 года, когда на неё уже было возбуждено уголовное дело о сокрытии налогов. Летом 2021 года депутаты заксобрания собрались лишить Кириллову депутатского мандата из-за того, что она с опозданием подала декларацию о доходах, однако ещё до этого она подала в отставку.
В чём дело?
Экс-чиновников обвиняют в создании схемы, по которой ЗабТЭК, который обеспечивает теплом 11 районов края, в 2017–2018 годах получал бюджетные деньги не на свои счета, а на счета другого юрлица, что позволяло ему рассчитываться с поставщиками, имея серьёзную задолженность по налогам в 60 миллионов рублей. По словам одного из обвиняемых, чиновники действовали не ради собственной выгоды, а для того, чтобы не сорвать отопительный сезон в районах. Если бы деньги поступили на счета компании, то пошли бы на уплату задолженности и ЗабТЭК не смог бы обеспечить край теплом. Но это не отменяет ответственности за нарушение закона.
«Министр финансов Кириллова, зная о наличии у ЗабТЭК задолженности по налогам на сумму более 60 миллионов рублей, разработала схему, которая позволила ЗабТЭК рассчитываться с поставщиками, минуя собственный расчётный счёт. [...] Кириллова привлекла к незаконной схеме [на тот момент] министра территориального развития Паздникова, по указанию которого субсидии, предназначенные ЗабТЭК, были перечислены на счета другого юридического лица», — сообщало осенью 2019 года СУ СКР по Забайкальскому краю.
Из-за такой схемы расчётов в отношении бывших министров возбудили уголовное дело. Свою вину в сокрытии налогов экс-министры в суде не признали. Уголовное дело ввиду особой сложности передали для дальнейшего производства в Центральный аппарат Следственного комитета в Москву.
Итоги
Так как преступление совершено в экономической сфере, судья при оглашении приговора озвучил только вводную и резолютивную часть приговора, минуя подробности.
Суд признал всех четырёх фигурантов дела виновными по статье 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов). Паздникова и Кириллову суд приговорил к штрафу в 1,7 миллиона рублей каждого. Штраф в 1,7 миллиона рублей также получил Степанов. Юдаев при этом получил штраф больше других — 1,8 миллиона рублей.
Марина Кириллова заявила, что намерена обжаловать приговор суда в апелляционной инстанции: «Это дело конъюнктурное. За налоговые преступления отвечает только налогоплательщик. Все аргументы, что фактически сокрытия не было, что завязан был учредитель предприятия, который мог заплатить налоги, если бы не было необходимости оплачивать уголь, что все действия были предприняты для оплаты угля, чтобы регион не замёрз в отопительный сезон — не принимаются вообще».
Другие стороны также выразили готовность подать апелляцию. «Надо получить приговор, посмотреть его. Не совсем понимаю, за что нас осудили. Не всё в этом деле однозначно», — сказал Юдаев.