Общество Происшествия Сломанный «Березкой» хребет Первомайской ОПГ

Сломанный «Березкой» хребет Первомайской ОПГ

С чего начинала и чем закончила одна из самых первых первомайских банд

Первомайская ОПГ в широком смысле стала первой бандой Забайкалья. Конечно, знатоки уголовного мира вспомнят еще несколько бригад. Однако есть несколько причин поставить «первомайцев» на это место. Они шагнули не только на межрайонный, но и на межрегиональный уровень, плотно связались с бизнесом, не прекращая заниматься разбоями, открыли возможность нападения на перегонщиков машин.

Лидеры банды — братья Иконниковы — одними из первых в стране избежали высшей меры наказания, которую старшему Олегу заменили пожизненным лишением свободы, а младшему Эдуарду — 15 годами колонии.

Олег Иконников первым написал биографическую книгу и ступил на путь «благоразумного разбойника». Книга «Большая медведица» в настоящее время является библиографической редкостью, и найти ее не так-то просто. Произведение начинается предисловием, в котором бандит раскаивается в совершенных грехах и подытоживает: «Мою уголовную хребтину сломал стыд».

1 из 2

Этим текстом мы начинаем цикл текстов об организованной преступности Забайкалья. Зачем это надо? Во-первых, мы хотим упорядочить эту информацию. Во-вторых, истории группировок — это почти всегда хороший жизненный урок. Хотя люди за тысячелетия своего существования почти не усваивают подобный опыт, будет нелишним сказать, что ребята, которые шли к успеху сквозь чужие слезы, кровь и страх, оказались в камере смертников, в числе сотрудничающих со следствием, а в большинстве своем и вовсе скоропостижно попали в могилы. Наконец, криминалитет, хотели бы мы этого или нет, оказал влияние на все сферы нашей жизни — экономику, политику, культуру, — и нам интересно увидеть его следы.

Читинец Олег Иконников в 80-е годы освободился из колонии, отбыв 10-летний срок. Первую судимость он получил довольно рано, так как в подростковом возрасте с друзьями вскрыл магазин и с пачкой денег покатил к морю на поезде.

Эдуард и Олег Иконниковы в 90-х

Связи с криминалом он намеревался порвать, устраивался на работу, испытывая проблемы из-за судимости. В 25-летнем возрасте Иконников женился, устроился на работу шофером в управление торговли, но полностью от преступного заработка отказаться не смог — сначала это были эпизодические квартирные кражи и воровство перевозимого товара.

Речь в его книге идет и про употребление морфия, и про угоны машин, и про кражу из сельского магазина. Описания преступлений перемежаются с шепотом совести: «Видимо, не насиделся ты еще, ублюдок. Нары в местах не столь отдаленных скучают, бедные, по твоей синей шкуре. Или по жизни поганой меня прет так, что не остановишь».

Но всё это было детским лепетом по сравнению с тем, что началось после перестройки. Крушение Советского Союза братья Иконниковы встретили рабочими старательской артели, после чего вернулись в Первомайский, где Олег успел обосноваться. В 90-х там началась другая жизнь.

Первой добычей банды, попробовавшей себя в роли рэкетиров, стал кооператив «Юникс». Согласно сервису «Контур.Фокус», в Первомайском в 1996 году было образовано закрытое акционерное общество «Оникс», которым владел Михаил Миловидов (в книге он представлен Миловиловым). Предприятие существовало до 2009 года, а затем было реорганизовано, судя по всему, в ООО «Оникс», работающее до сих пор.

С Миловидовым и «Ониксом» связано много других коммерческих проектов — производство кондитерских и молочных изделий, торговля, сельское хозяйство, ремонт компьютеров. Причем интересы распространялись не только на Забайкалье — Борзинский, Могойтуйский и Шилкинский районы, но и на Республику Алтай.

По поводу первого «дела» в книге приводится любопытная история. После того как Иконников-младший в роли представителя читинских криминальных кругов потребовал денег у коммерсантов, они обратились в милицию. Там им предложили всучить вместо денег подделки и задержать бандитов. Фальшивые купюры якобы печатала на ксероксе жена Иконникова-старшего, работавшая в конторе ГОКа. От нее муж и узнал, что милиция готовится накрыть появившихся в поселке рэкетиров. Женщина, судя по всему, и не догадывалась, для кого печатала приманку.

Забегая вперед, надо сказать, что преступники все-таки убили председателя «Оникса» по фамилии Мынто.

Первое вымогательство сорвалось, но более привычные кражи и грабежи банда совершала одно за одним. По нынешним временам, добыча бандитов кажется убогой — двухкассетные магнитофоны, тушенка, сгущенка, кофе, посуда и хрустальные люстры. Однако в 90-е при дефиците, задержках зарплат, отсутствии работы это казалось богатством.

Постепенно бандиты объединились с другой первомайской группировкой и вместе стали брать под контроль коммерческие предприятия в поселке и районном центре — городе Шилке. Размах был уже совершенно не разбойничий, так как ОПГ начала влиять на итоги аукционов и помогать созданию новых акционерных обществ. Тем не менее «первомайцы» занялись и совершенно новым промыслом: обирали перегонщиков иномарок, которые двигались из Владивостока.

Но разбои тем не менее уходили в прошлое. Иконников, если верить его признаниям в книге, намеревался консолидировать криминальные силы и плюсом взять под контроль всю промышленность и развивающийся бизнес Читы.

Однако к этой цели стремилась и группировка чеченских бандитов, появившихся в Чите. Их внимание привлек в том числе строящийся аэропорт, через который планировался транзит грузов. Местные бандиты справиться с чеченами решили кардинально и прибегли к помощи «дикой» первомайской бригады.

Криминалитет спланировал нападение на спортбазу «Березка», где обитали гости с Кавказа, но дело не выгорело. Противников в помещении не оказалось, бандиты зацепили посторонних людей, ранение получил и лидер — Олег Иконников. Бесчувственного его задержали в больнице, а после лечения началось следствие.

Олег Иконников в колонии

В 2020 году Олег Иконников давал интервью «Московскому комсомольцу», рассказав о том, как поменялись его мысли: «Я надеялся, что меня организованная преступность вытащит из больницы. Но вместо этого ко мне послали киллера. Это сделал Осина (вероятно, речь идет про главу Осиновской ОПГ Игоря Осинцева. — Прим. ред.). Добить хотел — так, на всякий случай, чтобы я не дал показания. «Осиновские» потом убили наших. Вот почему я всегда говорю теперь молодым ребятам: в организованную преступность не лезьте никогда. Там только преступления совершают организованно, а дальше каждый спасается как может. И там своих же убивают. Были киллеры, которые специализировались только на том, что «"подчищали" неугодных лидеру».

Младший брат Эдуард в тюрьме уверовал в Бога и вышел на свободу другим человеком и тоже написал книгу «По правую руку», в которой много говорится про нравственность.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления