Политика Интервью Какой район перестанет быть дотационным, где найти уголь для губернатора, и кто доживёт до Удокана - интервью с Евгением Вишняковым

Какой район перестанет быть дотационным, где найти уголь для губернатора, и кто доживёт до Удокана - интервью с Евгением Вишняковым

Вице-премьер, который едва не до четвёртой запятой держит в голове «столько цифр, сколько надо держать» и рискует быть выгнанным из дома за бесконечные командировки в Москву, дал интервью ИА «Чита.Ру».

Вице-премьер, который едва не до четвёртой запятой держит в голове «столько цифр, сколько надо держать» и рискует быть выгнанным из дома за бесконечные командировки в Москву, дал интервью ИА «Чита.Ру».

Уголь на-гора

- Губернатор поручил лично вам поиск угольного месторождения с достаточными запасами угля для полного покрытия потребностей региона в топливе. Почему возникла эта необходимость, и есть ли в крае такие месторождения?

- Будем искать. Необходимость вызвана не совсем корректной позицией крупных угледобывающих предприятий края. Их ведь не так много: компания СУЭК, разрабатывающая Харанорский и Восточный разрезы, и ППГХО, разрабатывающее разрез Уртуйский.

По действующему законодательству процесс ценообразования на уголь не подлежит госрегулированию. Безусловно, компании вправе определять цену самостоятельно, но это вызывает у нас определённые проблемы. Объём потребления угля бюджетными организациями края и ООО «Коммунальник» - около 900 тысяч тонн в год. По большому счёту, это не так много, но увеличение с начала отопительного сезона СУЭКом отпускных цен на уголь, по самым скромным подсчётам, - это дополнительно более 60 миллионов рублей из бюджета края. При этом бюджет на 2010 год утверждён. Нужно будет вносить соответствующие изменения, либо накапливать долги.

Кроме закупок для нужд бюджетных организаций есть и проблема роста тарифов на электро- и теплоэнергию для промышленных предприятий и населения. Федеральная служба по тарифам ежегодно доводит до нас лимиты, в пределах которых тарифы могут повышаться. Как правило, это не больше 10-15%. Львиную долю в затратах энергокомпаний занимает топливная составляющая, суммы по которой ежегодно растут опять же из-за позиции основных поставщиков угля. А на какие средства проводить ремонт и модернизацию оборудования? Поэтому, как ни парадоксально, несмотря на имеющиеся на территории края существенные угледобывающие мощности, производители электроэнергии и тепла вынуждены поднимать вопрос о собственной добыче топлива.

Не говоря о процессе получения лицензии, разработка угольного месторождения – это достаточно сложное и дорогостоящее мероприятие. Поэтому правительство края намерено привлечь одну из энергоснабжающих организаций для совместного решения данного вопроса. До конца года мы озвучим планы работы в этом направлении.

Обрезанная дорога

- Что изменило решение инвесткомиссии по поводу внесения изменений в паспорт проекта Нарын — Лугокан?

- Дорога стала вдвое короче, и это, на мой взгляд, закономерные вещи. Изменения также коснулись объёмов финансирования, наименования субъекта Российской Федерации – Забайкальский край, сроков реализации проекта – 2007–2016 годы, и количества обогатительных фабрик – две, а не пять.

Экономический кризис серьёзно повлиял на цены цветных металлов. В результате инвестор заявил о неэффективности разработки трех из пяти заявленных в проекте месторождений – Култуминского, Лугоканского и Солонеченского и нецелесообразности строительство дороги в полном объёме. Практически реализация проекта была приостановлена, нависла угроза его полного прекращения. Объёмы перевозок по трём оставшимся месторождениям не представляют интереса для «Норникеля», и компания ищет возможных покупателей на Култуминское, Лугоканское и Солонеченское месторождения. Следует отметить, что пока сроки, прописанные в лицензионных соглашениях, по данным объектам не нарушены, компания-инвестор в праве самостоятельно распоряжаться своими активами. И если в планы «Норникеля» - крупнейшей в стране горнодобывающей компании с впечатляющими объёмами добычи - не входит заниматься «мелочёвкой», то эти месторождения могут быть вполне привлекательны для других инвесторов.

При этом с двумя месторождениями – Бугдаинским и Быстринским - всё абсолютно понятно, процесс идёт: начато проектирование фабрик, выполнены проекты подстанций и участков ЛЭП, проектируются подъездная железнодорожная ветка и автодорога к Быстринскому ГОКу.

- Убыточно или, наоборот, более экономически эффективно «обрезание» дороги?

- В связи с тем, что финансовые затраты на реализацию проекта со стороны государства уменьшились примерно на треть, бюджетная эффективность этого проекта стала выше. Объём перевозок трёх «отрезанных» месторождений в случае выхода на проектную мощность составляет примерно четвёртую-пятую часть от того, что вывозится с двух оставшихся. Когда затраты на этот участок были исключены из проекта, с учётом совместного финансирования подешевела государственная часть, а учитывая практически сохранившийся объём перевозок - весь проект стал эффективнее.

В кризисное время рассматривался и вариант ветки Борзя – Александровский Завод, которая бессмысленна: отсутствуют объёмы перевозки, уносится всё, что плохо лежит, в общем – выброшенные на ветер государственные деньги. Именно поэтому бились за то, чтобы дорога дошла до Газимурского Завода, и проект будет продолжаться. Годовой объём работ по строительству железной дороги в направлении Газимурский Завод на данный момент осуществлен за счёт средств генподрядчика – «Корпорации Инжтрансстрой». Подразделения корпорации находятся на месте и продолжают работу. В связи с этим существует вероятность увеличения финансирования проекта даже в текущем году за счёт средств федерального бюджета.

- В прошлом году ставилась задача начать рабочее движение на участке Борзя - Александровский Завод до 2010 года. Можно ли заявлять о перспективах дороги до Газимурского Завода?

- Этот участок сам по себе сложнее предыдущего: протяжённость такая же, но рельеф другой. И, если всё будет хорошо, рабочее движение откроем до конца 2011 года.

Корпорация китайская, технология австралийская, месторождение - Берёзовское

- Можно ли будет впоследствии использовать дорогу для освоения Берёзовского месторождения в Нерчинско-Заводском районе?

- В начале октября новую технологию добычи руды на Берёзовском месторождении презентовала китайская корпорация «Си Ян». Это очень серьёзная компания, её президент Чжоу Фужень входит в мировой список «Форбс». «Си Ян» намерена впервые в мире полноценно использовать австралийскую технологию AusIron, основанную на использовании некоксующегося угля для выплавки чугуна из железорудного порошка, при этом по сравнению с традиционным доменным производством на порядок снижен выброс вредных веществ в атмосферу. Это будет инновационный суперсовременный проект по производству около миллиона тонн железа в год.

Надо понимать, что Берёзовское месторождение с 2004 года выставлялось на конкурс федеральным агентством по недропользованию дважды. И ни одного претендента на его освоение не было. Оно не является уникальным - аналогичное по свойствам и характеристикам месторождение есть, к примеру, в 50 километрах от Читы. Находится в крайне неудобном с точки зрения наличия трудовых ресурсов и инфраструктуры месте. Разрабатывать традиционными технологиями его невыгодно и неэкологично. После того, как лицензия была продана китайской компании «Лунэн», они несколько лет не принимались за разработку. Ситуация несколько изменилась со сменой собственника. Компания «Си Ян» активно вела поиск технологии переработки руды. Велись переговоры с рядом ведущих мировых компаний, которые реализуют подобную технологию, но прецедентов по чёрным металлам до месторождения Берёзовское не было.

Интересно, что при восстановлении чугуна одновременно будет вырабатываться тепло и электричество: в печь вдувается воздух, закладываются измельчённые до трёх сантиметров железная руда и до пыли измельчённый уголь, при пережигании остатков тепловая энергия преобразуется в электрическую. Чугун стекает вниз, шлак - в сторону, и из него будет возможно производить дополнительные продукты, в частности - цемент. А конечной продукцией будут чугунные болванки, которые в дальнейшем планируется перерабатывать в металлопрокат.

Потребность в буром угле, которого в крае достаточно много, на самой первой стадии будет составлять от 1,5 до 2 миллионов тонн. То есть это 1,5-2 миллиона тонн грузов, которые будут перемещаться по ветке Борзя - Газимурский Завод и дальше автомобильным транспортом. Кроме того, компания рассматривает возможность строительства подъездных железнодорожных путей непосредственно до месторождения.

- Какой объём налоговых поступлений в краевой бюджет планируется при выходе производства на проектную мощность?

- Трудно сказать навскидку, такие вещи надо считать. Я думаю, что налоговые поступления от разработки Берёзовского месторождения будут составлять примерно третью часть от проекта освоения Быстринского и Бугдаинского. Это только мои прикидки, но о том, что Нерчинско-Заводский район перестанет быть дотационным, можно говорить уверенно.

Большие и непонятные будущие

- Сможет ли использовать железнодорожные подъездные пути, если они дойдут до конца, Новоширокинский рудник?

- Да, конечно. Они, безусловно, ждут завершения строительства железной дороги, ввод в эксплуатацию которой существенно улучшит логистику предприятия, его экономические показатели. Хотелось бы отметить, что Новоширокинский рудник - это очень хорошо организованный бизнес: у них постоянно совершенствуется технология, приобретается современное оборудование, на территории бывшего СССР набраны достойные специалисты. У этого предприятия, вне всякого сомнения, большое будущее.

- А какое будущее у Вершино-Дарасунского рудника?

- Там ситуация сложнее. Если во время кризиса, в тяжёлый для «Южуралзолота» момент, предприятие поддерживалось из краевого бюджета, это позволило сохранить, не затопить рудник, то сейчас собственник там беспрестанно меняет руководителей, и, я так думаю, предпринимает действия, направленные на его продажу. Но кризис прошёл. Цена на золото стабильная. Стабильно высокая. И у рудника тоже есть перспективы.

«Дочки» «Интергео»

- Как вы оцениваете работу в регионе компании «Интергео»?

- У них несколько рудных площадей в отдалённых северных и восточных районах края, среди которых Савкинское и Наседкинское месторождения. На Савкинском, лицензия на разработку которого принадлежит ООО «Ильдиканзолото», утверждены запасы - порядка 6 тонн, имеется опытно-промышленная фабрика. Выпуск товарной продукции при опытно-промышленной отработке на Савкинском месторождении на сегодня составил более 740 килограммов химически чистого золота, и компания начала проектные работы по строительству второй очереди предприятия с выходом на выпуск не менее 2 тонн золота в год.

ООО «Дальцветмет» приступило к проектированию ГОКа производительностью по руде 1,5 миллиона тонн в год на месторождении Наседкино. Проведён международный аудит запасов, в 2010 году в ВТБ открыта кредитная линия для финансирования строительства на базе месторождения золотодобывающего предприятия.

Нельзя не сказать, что, придя в эти районы, «дочки» «Интергео» обеспечили занятость и нормальный уровень зарплаты местному населению.

Ориентация - север

- Какова судьба месторождений севера края? Наши они или наших потомков?

- На Удоканском месторождении идёт очень важная стадия проекта, практически закончено предварительное технико-экономическое обоснование, и сейчас важно, используя накопленный мировой опыт, определиться с технологией добычи. Торопиться не стоит. От этого решения будет зависеть очень многое в будущем проекта.

Защиту запасов Удокана планируется провести по международным стандартам, в процесс активно вовлечена имеющаяся в Каларском районе опытно-промышленная фабрика. В ближайшее время партия руды будет направлена в Австралию для глубокого и всестороннего анализа в лаборатории SGS - к сожалению, в России такого оборудования нет.

Все работы идут в рамках условий, прописанных в лицензионном соглашении, «Металлоинвест» активно участвует в реализации социально-экономических программ края, в целом, и Каларского района, в частности.

По Апсатскому месторождению угля работает, хоть это немного и не их профиль, «дочка» «Итеры» - компания «Арктические разработки». Они пересчитывают и переутверждают запасы, для проведения дополнительных геологоразведочных работ привлекали сибирскую компанию. Нарушения лицензии там нет, добыча запланирована на 2017 год.

С Чинейским месторождением сложнее. Если по участку Рудный «Союзметаллоресурс» продолжает геологоразведочные работы, то на участке Магнитный особого движения не происходит. Имеет место нарушение лицензионного соглашения. До сих пор не решён вопрос с судьбой последнего участка железной дороги Чара – Чина. Но северные месторождения очень сложны, и я считаю, пусть будет хоть какой-то инвестор, чем никакого. Высказываются идеи: «Давайте отзовём лицензию!» Ну, давайте отзовём. И тогда долго ничего не будет на этом месте. Кризис заканчивается, правительство края поддерживает в рамках своих полномочий инвестора и рассчитывает на скорейшую активизацию работ на этом месторождении.

Уранофобия и уранонефобия

- Чем вызвана ярко выраженная уранофобия в Красночикойском районе? Почему тема разработки урана в нём пересекается с темой национального парка «Чикой»?

- Нацпарк и урановое месторождение - два абсолютно разных понятия. Как бы хорошо я ни относился к Красночикойскому району, нельзя не признавать, что в нём имеет место ложный конфликт - между администрацией и советом депутатов, между группами влияния, которые манипулируют темой разработки месторождения Горное для решения своих внутренних вопросов.

Пока на повестку дня не встал вопрос о разработке уранового месторождения, создание национального парка было абстрактной, вялотекущей инициативой. Хотя, если бы население района так же бережно относилось к своим природным ресурсам, как 20-30 лет назад, может быть, и не было бы необходимости в его организации.

Сейчас по национальному парку «Чикой» мы получили положительное заключение федеральной экспертизы, подготовлен в полном объёме и официально направлен в Министерство природных ресурсов пакет документов по его организации. Кроме того, правительство края обратилось с предложением создания данной особо охраняемой природной территории в ближайшее время.

На месторождении «Горное» заканчиваются геологоразведочные работы, потом будет проведён детальный анализ полученных результатов, и только после этого принято решение: каким способом и в какие сроки будет разрабатываться месторождение. При этом надо учитывать, что «Атомредмедзолото» – крупнейшая в стране государственная компания, которая ни при каких обстоятельствах не будет нарушать закон, и паника в районе по этому поводу абсолютно неоправданна. В ближайшее время в Красночикойском районе пройдет очередной этап общественных обсуждений по этому вопросу.

Совершенно по-другому, конструктивно, реагируют на разработку аналогичных месторождений жители Чернышевского и Улётовского районов, связывают с ними перспективы трудоустройства и существенное пополнение бюджета. По Оловскому месторождению уже закончено предварительное технико-экономическое обоснование.

- Насколько выгодно для региона освоение мелких урановых месторождений?

- Очень выгодно - суммарные налоги в бюджеты всех уровней существенно превысят поступления от всей лесной промышленности края. Но очень капиталоёмко - особенно, если традиционный способ добычи. Именно поэтому разработка всегда идёт медленно.

Отзвуки киргизских беспорядков

- Решит ли «Нефтехиммаш», выкупивший активы Забайкальского горно-обогатительного комбината, 20-летние проблемы Первомайского?

- Делаем всё возможное для этого, и считаю, что есть определённые перспективы. С распадом Советского Союза основная продукция, производимая комбинатом, перестала быть востребованной. В течение последующего времени были отозваны лицензии на добычу других полезных ископаемых. В последние годы ЗабГОК с переменным успехом добывал лишь плавиковый шпат в Республике Бурятии и перерабатывал его на своих мощностях в Первомайском. Дальнейшие перспективы предприятия были весьма туманны: суды, долги, состояние постоянного банкротства - пока в конце 2009 года активы предприятия не выкупил «Нефтехиммаш», заявив о привлечении инвестиций в комбинат и внедрении новых технологий с целью производства сурьмяного концентрата, а в дальнейшем - пятиокиси тантала и ниобия, сплава золота. Были проведены опытно-промышленные испытания производства концентратов из руд Хара-Шибирского сурьмяного месторождения. На основании полученных результатов были модернизированы линии основного производства, подписан контракт с крупной казахской компанией (у которой возникли некоторые проблемы в Киргизии с Кадамжайским сурьмяным комбинатом) на совместное производство более 100 тысяч тонн сурьмяного концентрата в год.

В дальнейшем планируем переработку на ЗабГОКе сурьмяных руд ближайших месторождений. Как вариант рассматривается и Солонеченское месторождение, принадлежащее компании «Норильский никель».

В настоящее время «Нефтехиммаш» проводит работу по реструктуризации задолженности, получению крупного кредита на развитие этого бизнеса. Правительство края окажет Забайкальскому ГОКу государственную поддержку. Имеются все возможности возобновить в ближайшее время в Первомайском работу пережившего нелёгкие времена предприятия, и первые результаты мы намерены получить уже до конца этого года.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления