Политика Оксюмороны агитации

Оксюмороны агитации

Комитет гражданских инициатив (КГИ) экс-министра финансов Алексея Кудрина 2 сентября опубликовал третий доклад по мониторингу избирательной кампании, которая проходит перед выборами 8 сентября. Доклад посвящён косвенной агитации, спойлерским и маскировочным технологиям.

Выводы экспертов комитета напрямую касаются кампании в Забайкальском крае – одном из немногих регионов, где выбирают не только заксобрание, но и губернатора.

Авторы третьего доклада напоминают выводы первого – назначенные на 8 сентября выборы поставили в неудобное положение малоизвестных кандидатов, которые были вынуждены заниматься агитацией в сезон отпусков. Впрочем, в том же положении оказались и лидеры, которые в этих условиях, по мнению КГИ, начали агитационную кампанию задолго до её официального начала 10 августа – ещё весной, в значительной степени свернув её на пике отпусков в июле, и возобновив активность уже в августе.

Этот вывод в полной мере касается и Забайкальского края за исключением того, что многие избирательные штабы в нашем регионе и не думали сворачивать активность в июле. Средства массовой информации в середине лета – в мёртвый, по сути, сезон - были забиты материалами о работе временно исполняющего обязанности губернатора Константина Ильковского и регионального отделения «Единой России». Часть этой информации была откровенной политической джинсой весьма невысокого качества, которая вряд ли работала на оплачивавших её кандидатов. В августе поток этой информации, напротив, иссяк. И связано это не столько с активностью кандидатов, большинство из которых и не думали её сворачивать, а неготовностью многих СМИ работать по июльской схеме.

В докладе КГИ отмечено, что в ряде регионов сделана ставка на низкую явку избирателей, при этом нужный результат стремятся достигнуть через мобилизацию преимущественно административно зависимого электората с одновременным использованием технологий по дискредитации альтернативных партий и кандидатов. Одновременно сделан упор на снижение явки критически настроенных к власти избирателей. «Подобная стратегия ведет к общему снижению общественной легитимности избираемых органов власти, что является крайне опасным с точки зрения долгосрочных политических последствий. При этом риск делегитимизации выборов из-за низкой явки может быть еще больше усилен попытками компенсировать её технологиями искусственной накрутки явки как через принуждение к участию в выборах части избирателей, так и через различные электоральные махинации», - сказано в докладе комитета.

В Забайкальском крае работа по снижению явки если и проводится, то её крайне сложно отследить. А вот мобилизация административно зависимого электората – это про нас. Организаторы такой мобилизации оперируют теми же терминами, что и эксперты КГИ. Так, например, в Краснокаменске начал действовать одноимённый проект, кураторы которого в комментариях подтверждают выводы доклада в части затягивания на участки зависимого электората при невнимании к электорату независимому. Других озвученных в СМИ примеров в эту кампанию не было, но не приходится сомневаться, что на крупных предприятиях и в бюджетной системе такие прецеденты есть, и мигрируют они из опыта всех предыдущих региональных кампаний, прежде всего референдума по объединению Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

Эксперты отмечают активное применение спойлерских технологий - как на выборах по партийным спискам, так и в мажоритарных округах «через участие в выборах партий со схожими до степени смешения названиями, выдвижение кандидатов-однофамильцев, выдвижение дополнительных списков и кандидатов с аналогичным электоральным позиционированием с целью распыления голосов».

В Забайкальском крае все эти технологии цветут пышным цветом, начиная с подборов кандидатов в губернаторы. Руслан Балагур – кандидат от партии «Гражданская сила», никому в регионе не известный, но сумевший пройти сложнейшее сито муниципального фильтра и выдвинувший кандидатом в представители региона в Совете Федерации сторожа, по мнению многих, - типичный спойлер, то есть кандидат, включённый в кампанию для обеспечения спокойствия другого кандидата. Всё бы ничего – обычная технология, но в крае, по-моему, гораздо больше людей, которых можно было бы выдвинуть для тех же целей с меньшим презрением в адрес жителей края.

Немало спойлеров в парламентской кампании. Самый красивый – партия «Коммунисты России», вторым номером в списках которой идёт хорошо известный в регионе бывший единоросс Виктор Дибирдеев. Он известен не только карьерой в региональном подразделении Росстата, но и результативной работой в заксобрании первого созыва, где он не только творил законы и являлся заместителем спикера, но и успешно управлял аппаратом парламента. Теперь вот Виктор Измайлович с головой погрузился в политику, и я хоть и молод, но мне всё равно удивительно, как взрослые люди умеют топтать собственную биографию. Первый номер списка «Коммунистов России», кстати, житель города Дзержинска Илья Ульянов.

Не менее удивительный спойлер – первый номер списка Коммунистической партии социальной справедливости Павел Мерзликин, однофамилец лидера настоящей коммунистической партии Николая Мерзликина. Здесь, кроме личности москвича Мерзликина, стоит учитывать и аббревиатуру партии – КПСС, которая явно направлена на то, чтобы путать сторонников КПРФ. Зато настоящим коммунистам повезло с номером в бюллетене – партии досталась тройка, что можно считать локальной победой. Вокруг коммунистов вполне настоящие «Патриоты России» с настоящим Геннадием Щукиным, и хоть и пустышка, но никак не коррелирующая с коммунистами Демократическая партия. Гораздо меньше повезло «Гражданской платформе» Михаила Прохорова – она мало того, что на 13-м месте, так ровно над ней в бюллетене стоит «Гражданская позиция». При этом если у первой партии в значке нарисовано «+Я», то у «Гражданской позиции», которая на 12-м месте – «+R». Это то ли тотальное невезение с удивительным совпадением целого ряда факторов, то ли грамотная и продуманная работа по вырезанию и без того немногочисленных сторонников Прохорова, Черепянко и иже с ними.

В докладе КГИ отмечено активное применение «маскировочных технологий», отвлекающих внимание от конкретных партий с использованием, как они названы в докладе, «политических симулякров», от имени которых ведётся агитация. В качестве примеров приведены эфемерные общественные движения и кампании вокруг тех или иных инициатив, имитация представителями действующей властью протестной риторики, риторики обновления и попытки представить их объектом давления.

Этот блок выводов также совпадает с кампанией в Забайкальском крае. Риторика обновления – это про региональную «Единую Россию», которая пообещала сменить больше половины состава в заксобрании, оставив, однако, во главе и списка, и самого парламента возрастного Степана Жирякова. Штаб лидера предвыборной гонки Константина Ильковского на старте начал химичить со сложносоставными эфемерными коалициями, которые совершенно бессмысленно пытаются выдать за надпартийное объединение настоящих патриотов. Из той же серии – история про программу развития Забайкалья, которую обсуждали в июле, продекларировав участие в мероприятии всех конструктивных сил, но превратив в итоге в серию мелких партхозактивов в худших традициях 2000-х годов без напрашивавшегося к концу кампании выхлопа.

«Единая Россия» к концу кампании завязла в серии скандалов, на аккуратный выход из которых у партии нет ни специалистов, ни, по-моему, особого желания. В итоге, партия власти бессмысленно бултыхается в нападках, используя почти единственный тезис про то, что противники накануне выборов пытаются сбить их рейтинг самыми грязными методами. Ну, да, противники пытаются, но мне грезится, что большинство из них находятся не за пределами, а внутри партии. И протест этот часто направлен не против партии, у которой кроме Владимира Путина нет никакой идеологии – в 2013 году даже про стабильность ничего невозможно сказать. Направлен он против конкретных людей в руководстве партии.

В КГИ говорят о дифференциации агитационной активности по регионам, в зависимости от степени реальной конкуренции, включая Забайкальский край в число регионов, где отмечены активные кампании.

С этим выводом московских экспертов согласиться довольно сложно. Губернаторская кампания в Забайкальском крае совершенно мертва – в ней полноценно присутствует только Константин Ильковский, остальные кандидаты не заходили в кампанию с целью победить или набрать серьёзные проценты, а потому ведут себя пассивно, делая упор, в основном, на партийные лознуги. В кампании по выборам депутатов весело в основном в одномандатных округах, а на уровне партийных списков это та же самая возня без особого смысла и очертаний. В том же Улан-Удэ накал политической борьбы настолько выше, что по улицам с непривычки непросто ходить от обилия разнородной агитации.

Эксперты комитета отмечают активное применение технологий, связанных с развитием научно-технического прогресса и революцией социальных сетей.

Но в Забайкальском крае прогресс обошёл кампанию стороной – здесь никто не собирал пожертвования через интернет, а слабые попытки штабов внедряться в соцсети заканчивались в лучшем случае бессмыслицей. История с попыткой зачем-то засунуть кандидата в губернаторы от «Гражданской платформы» Алексея Кошелева в «Википедию» закончилась публичной поркой неведомых активистов модераторами свободной энциклопедии и удалением страницы снятого в итоге с выборов кандидата. Единственным успешным проектом можно назвать встречу Константина Ильковского с блоггерами, от которой последние пришли в восторг, о чём рассказали в блогах. Это крайне узкая - даже с учётом трансляции постов в социальные сети – аудитория, но всё равно опыт был неожиданно удачным. Особенно на фоне бездарных попыток появиться в соцсетях.

Логичным действием любого штаба в 2013 году было бы, например, создание лёгких, симпатичных, наполненных актуальным контентом сайтов кандидатов или избирательных объединений. В случае с существующими сайтами необходимо было изменить политику подбора и генерации контента, вычистить смысловой мусор и сделать их реально полезными для пользователей. Например, выборочно транслировать продукцию с интересных сайтов, которые могут привлечь внимание читателей. В общем, делать какую-то работу, которая хоть как-то отличается от обычного размещения пресс-релизов. Сделано этого не было. Например, на сайте «Единой России» - в целом, вполне удачном шаблоне единого федерального проекта – продолжают публиковаться стандартные пресс-релизы, как будто ничего не происходит. В списках политсовета значится известный коммунист России Дибирдеев. Фотографии многих знатных единороссов перекошены так, что вызывают тремор в указательном пальце, который управляет левой кнопкой мышки. А видео со Степаном Жиряковым в главной роли висит в качестве заглушки уже несколько месяцев. У остальных партий с сайтами ещё большая беда.

Говоря об особенностях агитационной компании, в КГИ первым делом выделяют косвенную агитацию. Например, не урегулированную законодательством предварительную агитацию или систематические встречи чиновников с избирателями под видом профессиональной деятельности, в том числе на режимных предприятиях и в образовательных учреждениях, куда их оппоненты попасть не могут.

В Забайкальском крае флагман косвенной агитации – временно исполняющий обязанности губернатора Константин Ильковский, который в связи с участием в избирательной кампании в отпуск не ушёл и в сумасшедшем режиме ездит по краю в статусе главы региона. Режимные предприятия, образовательные учреждения, совещания с федеральными руководителями – это всё из той же серии. Единственное исключение заключается в том, что оппоненты Ильковского вряд ли куда-то хотят попасть, кроме законодательного собрания. На избирателей, закрыв глаза на статус кандидата в губернаторы, плохо отрегулированным потоком льют скучные отчёты об этих перемещениях, не сообщая о том, что материалы оплачены из фонда кандидата. И чистого нарушения в этом нет, потому что материалы вполне могут быть не оплачены, да и сам Ильковский в данном случае – не кандидат в губернаторы, а лишь врио губернатора. Всё это ничем не отличается от привычки руководителей российских регионов на полную катушку использовать для избрания себя и своих политических друзей административный ресурс, рассказывая привыкшему к оксюморонам населению о том, что никакого административного ресурса нет.

Ещё одна особенность региональных кампаний - маскировочные технологии, направленные на отвлечение внимания от негативного образа конкретных партий и расширение электоральной базы через использование в ходе кампании «виртуально-эфемерных» образований и инициатив.

«Единая Россия» в Забайкалье так пыталась устроить массовый опрос населения. Людям якобы предлагались анкеты, обработка которых якобы позволила бы партии власти определить основные направления развития региона. «Анкетки», как их называл на пресс-конференции в правительстве края Степан Жиряков, имели какое-то мутное отношение к программе развития Забайкалья Ильковского. При объявлении старта этой работы присутствовал представитель Общероссийского народного фронта, про который после выборов президента в Забайкалье вообще ничего не было слышно. Но вся эта идея и задумана была так криво, и реализована так бездарно, что конечным итогом якобы существовавшей аналитики по анкетам явилась передача этой информации в коалицию «За Забайкалье!»

Ещё один метод политической борьбы, выделенный в докладе КГИ, - негативная агитация, под которой понимается, прежде всего, чёрный пиар: «…нарушение законодательства о выборах, распространение ложной информации, незаконных и анонимных агитационных материалов. Кроме того, существуют и манипулятивные технологии - стремление запутать избирателя с помощью существующих легальных механизмов, не обязательно связанных с агитацией. Например, технология выдвижения кандидатов-однофамильцев, особенности оформления бюллетеня».

В эту категорию в Забайкалье попадают уже перечисленные истории про однофамильцев и коммунистов России, 12-е и 13-е место в бюллетене «Гражданской позиции» и «Гражданской платформы». Самой крупной и заметной информационной кампанией в КГИ называют историю про баннеры газеты «Вечорка» из серии «Незваный гость хуже татарина». Авторы доклада полагают, что размещение баннеров являлось политической технологией, предпринятой штабом кандидата в губернаторы Кошелева. К той же негативной агитации комитет относит нападки «Вечорки» на Ильковского, которого сравнивали с Керенским. Про остальные развлечения издания в докладе ничего не сказано. А они были.

Следующий пункт - незаконные агитационные материалы и чёрный пиар.

В Забайкальском крае от чёрного пиара больше всего пострадал первый номер списка «Единой России», спикер заксобрания и лидер регионального отделения партии Степан Жиряков. За две недели до 8 сентября неизвестные вылили в социальные сети видео и фотографии, на которых похожий на Жирякова мужчина занимается сексом. В самом процессе не было ничего чрезмерного – все мужчины хотят заниматься сексом, желательно до глубокой старости, но сделано всё и подано было так, что мало Жирякову явно не показалось. Особенно с учётом того, что произошедшее вполне могло быть выходкой не очень довольных действиями Жирякова коллег.

В регионе таких историй ещё не было, или я про них ничего не знаю. «Единая Россия», которая и в менее сложных ситуациях не могла грамотно из непростой ситуации вырулить, в данном случае не нашла ничего лучше, чем просто промолчать. Случившееся спустили на тормозах, спрятав сделанные выводы внутри партии. Откровенно говоря, за две недели до выборов крайне сложно придумать какой-то другой выход из ситуации: последствия любых телодвижений со списками, равно как и почти любых комментариев по теме в столь среднесрочной перспективе почти невозможно предсказать. Так что смогла ли эта провокация как-то повлиять на позиции Жирякова, станет ясно только после выборов – предположительно, во время борьбы за место спикера заксобрания.

Были в регионе и призывы не ходить на выборы, но вопрос об авторстве этих произведений остаётся открытым. Довольно жёсткая борьба идёт в некоторых одномандатных округах, где неизвестные режут и жгут баннеры уважаемых людей и партий, а криминальные авторитеты со страниц краевых газет обвиняют их в разного рода грехах.

Не обошёл КГИ такие технологии, как подкуп избирателей, лотереи и благотворительность в предвыборной агитации, отметив, что целый ряд сообщений могут восприниматься как завуалированный фактический подкуп избирателей.

В Забайкальском крае на подкуп избирателей «Единой Россией» жаловались «Зелёные», но дело не выгорело. Опосредованно кандидаты обвиняли друг друга в подкупе местных депутатов и глав при прохождении муниципального фильтра, но до прямых обвинений дело не дошло.

Из всего написанного выше может сложиться впечатление, что в агитационной кампании участвует только «Единая Россия» и Константин Ильковский. Это, конечно, не так. Но, к сожалению, соперники партии власти и врио губернатора не смогли составить достойную конкуренцию даже тому, что было предложено лидерами гонки.

Хотя все возможности для этого летом 2013 года были.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления