Политика Закулисные игры Лазуткина

Закулисные игры Лазуткина

Я могу предположить, что принципиальный и уважаемый в региональном здравоохранении Лесков стал заложником закулисных игр.

27 сентября исполняющий обязанности министра здравоохранения Забайкальского края Михаил Лазуткин уволил главного врача краевого онкодиспансера Сергея Лескова. Министерство завуалировало причины увольнения, как для общественности, так и для самого Лескова с помощью Трудового кодекса РФ, ограничившись сухой формулировкой - «по инициативе работодателя».

Необоснованное молчание

Надо отметить несколько моментов, которые влияют на оценку достаточно серьёзного решения Лазуткина.

Во-первых, Лазуткин работает исполняющим обязанности министра и вполне может покинуть свой пост уже к 1 ноября. Именно эта дата заявлена губернатором Забайкальского края Константином Ильковским в качестве дедлайна, к которому будет сформировано новое правительство. Разумно ли принимать такие категоричные решения, не имеющие аналогов в практике регионального здравоохранения, находясь в подобном статусе? Да и вообще, разве может пусть и высокопоставленный, но всего лишь чиновник – человек, нанятый жителями региона для исполнения тех или иных обязанностей, нарушать выстроенную систему управления огромного краевого медучреждения накануне своего возможного увольнения?

Во-вторых, Сергей Лесков, судя по биографии и интервью для ИА «Чита.Ру» трёхгодичной давности, специалист не того уровня, чтобы с ним так поступали. Начав с должности хирурга в 1981 году, он уже более 30 лет работает в системе забайкальского здравоохранения. Его профессиональные качества подтверждает не только огромный послужной список, статус врача-хирурга высшей категории и звание заслуженного врача России, но и признание коллег из других городов страны. В последний раз они его оказали не так давно, избрав Лескова членом правления Ассоциации онкологов России.

Ведущий научный сотрудник НИИ детской онкологии, гематологии и иммунологии имени Димы Рогачёва Сергей Абашин так прокомментировал увольнение Лескова: «Я и мои коллеги в полном шоке от того, что произошло с Сергеем Васильевичем. Мне не известно, с чем это связано, но я уверен, что специалисты с таким опытом не совершают ошибок, за которые их можно наказывать таким образом. Если такими кадрами не дорожить, то я не знаю, к чему движется российское здравоохранение. Организатора такого уровня для медучреждения даже чисто теоретически невозможно подготовить за короткий срок. Эта информация уже известна всем ключевым специалистам России в области онкологии, и я уверен, что все они отреагировали на неё так же, как и я».

Судя по всему, у Лазуткина были очень веские причины для увольнения Лескова. Никто не запрещал их уточнять, даже несмотря на Трудовой кодекс. Но секретарь Лазуткина три дня игнорировала мои попытки получить комментарий исполняющего обязанности министра бесконечными обещаниями дать возможность поговорить с ним по телефону. Вероятно, Лазуткин официально говорить на эту тему не готов.

Когда жалующиеся не правы

Сам Лесков от комментариев по поводу причин своего увольнения отказался. Туман из молчания минздрава по поводу этого крайне странного увольнения развеял источник в краевом правительстве: «Онкодиспансер по национальной программе онкологии получил в 2013 году деньги на закупку дорогого высокотехнологичного оборудования, в частности комплекса оборудования для лучевой терапии, который стоит более 200 миллионов рублей. Открытый конкурс по закупке этого комплекса и стал причиной увольнения Лескова». Источник утверждает, что руководство минздрава якобы пыталось устными распоряжениями заставить главврача онкодиспансера купить оборудование у фирмы «Юникс», но тот отказался. После этого его и уволили.

Открытый конкурс, о котором рассказал источник, был опубликован департаментом государственных закупок Забайкальского края 15 июля. Начальная максимальная цена поставки оборудования равнялась 249 миллионам рублей (позже снижена заказчиком до 229 миллионов).

Буквально сразу после публикации заказа в УФАС России по Забайкальскому краю одна за другой начали поступать жалобы на действия онкодиспансера. Медицинские компании «Медконтиненталь» и уже упомянутая «Юникс» посчитали, что заказчик, составляя техническое задание, ограничивал количество возможных участников торгов, так как их оборудование не подходило. Антимонопольщики обе жалобы признали необоснованными, пояснив, что онкодиспансер был вправе заявить то оборудование, которое ему было необходимо.

Несмотря на то, что оборудование «Медицинской компании Юникс» (город Екатеринбург) не подходило онкодиспансеру, она всё же подала заявку на участие в конкурсе. Это сделала и компания «МСМ-Медимпэкс» (город Королёв Московской области). В ходе рассмотрения заявок комиссия признала обе их не соответствующими условиям конкурса и отказала компаниям в допуске к торгам. Подмосковной фирме по формальным признакам, екатеринбургской — по формальным и из-за несоответствия оборудования, заявленному в техзадании. В итоге, открытый конкурс не состоялся.

«Так как конкурс не состоялся, мы имели право в качестве подрядчика выбрать компанию, оборудование которой соответствовало нашему техзаданию. Этой компанией оказалась «МСМ-Медимпэкс». С ними по согласованию с финиспекцией края главврач Сергей Лесков 11 сентября заключил контракт по цене, предложенной компанией при подаче заявки (195 миллионов рублей)», - сообщила ИА «Чита.Ру» юрист онкодиспансера Юлия Галифастова.

Руководитель финансовой инспекции края Светлана Бебякина подтвердила, что представители онкодиспансера соблюли все правовые процедуры, поэтому контракт с «МСМ-Медимпэкс» был заключён законно.

Казалось бы, весьма стандартная ситуация для процедуры госзакупок, если бы не документ, копия которого имеется в распоряжении редакции. Речь идёт об информационном письме от «Медицинской компании Юникс» в адрес Михаила Лазуткина, Сергея Лескова и исполняющего обязанности руководителя краевого департамента госзакупок Натальи Комаровой.

Заботливый «Юникс»

1 из 3

Начинается это письмо с рассказа о заслугах екатеринбургской фирмы, в том числе по поставке высокотехнологичного оборудования в рамках нацпрограммы по онкологии. Затем её специалисты сообщают, что техническое задание в заказе на поставку оборудования для лучевой терапии имеет ряд нарушений.

«Проведя силами собственных специалистов, а также привлечённых экспертов детальный анализ опубликованного открытого конкурса, был выявлен ряд пунктов, по нашему мнению, ограничивающих объективную и добросовестную конкуренцию и нарушающие действующее законодательство», - сообщается в письме.

Для ликвидации нарушений в сообщении предлагается пересчитать стоимость контракта, взяв помимо цен на оборудование «Elekta» (единственный поставщик в России - «МСМ-Медимпэкс») цены на оборудование «Varian Medical Systems» («Медицинская компания Юникс»), подкорректировать техническое задание для появления возможности к конкуренции с «Elekta» для оборудования «Varian Medical Systems».

По мнению «Юникса», все вышеуказанное ведёт к ограничению конкуренции, к нарушению действующего законодательства и не позволит приобрести действительно клинически эффективное оборудование за наименьшие бюджетные средства.

Не прозорливый и.о.

Подобное письмо сложно назвать объективным, так как невооружённым взглядом видна попытка компании, изменив конкурсную документацию, расширить возможности для своего более дешёвого и не подходящего онкодиспансеру оборудования участвовать в конкурсе. А уже в ходе него задавить ценой «МСМ-Медимпэкс» с более дорогой медаппаратурой. Для этого не нужно быть экспертом. А если вернуться в его начало, то можно и вовсе усомниться в законности этого письма, так как датировано оно 18 июня при том, что заявка на проведение конкурса была опубликована только 15 июля. Откуда у компании заблаговременно появилось техзадание — загадка.

1 из 3

Эти факты показались бы любому более чем странными. Тем не менее, Лазуткин 8 августа переслал письмо Лескову с требованием принять меры к устранению нарушений законодательства в течение 2-3 дней. Оценить действия чиновника смогут только правоохранительные органы.

У Лескова уже не было полномочий, чтобы переписать документацию заново. Единственное, что он мог сделать и сделал — это пересчитал сумму контракта, уронив её с 249 миллионов рублей до 229. В остальном, всё осталось по-прежнему. Позже, как я говорил выше, аргументы «Юникса», поддержанные Лазуткиным, УФАС признал незаконными.

По информации источника в правительстве, после того, как конкурс не состоялся и перед Лесковым встал вопрос о выборе компании для прямого подписания контракта, руководство минздрава вновь якобы дало устное распоряжение сотрудникам онкодиспансера не подписывать контракт с «МСМ-Медимпэкс»: «Они посоветовались с главврачом, на тот момент находившимся на съезде ассоциации онкологов за пределами края, и проигнорировали приказ и.о. министра, подписав контракт с «МСМ-Медимпэкс». За это по возвращению из командировки Лесков был уволен».

На заметку Ильковскому

С чем связано столь предвзятое отношение Лазуткина к екатеринбургской фирме, сложно сказать. Если полистать новостные ленты федеральных информагентств за несколько прошлых лет, то можно сделать несколько предположений. Оставим это право за читателями.

Генеральный директор «Медицинской компании Юникс» Арам Бекчян проходил подозреваемым по нескольким коррупционным уголовным делам, связанным с закупкой медоборудования. Самое громкое из них, по информации «Коммерсанта», было возбуждено в следственным отделом СКР по Кургану в 2010 году. Как было установлено следствием, в 2008 году главный эксперт Минздравсоцразвития РФ Илья Касьяненко, замгендиректора ФГУ «Российский научный центр ВТО» Александр Федотов и военный пенсионер Игорь Плахотников совместно с Бекчяном провернули аферу, купив томограф у компании «Юникс» за 92,15 миллиона рублей при его реальной стоимости в 46 миллионов. За это Бекчян передал чиновникам в качестве взятки 15% от суммы контракта, то есть 13,8 миллиона рублей. В мае 2011 года Касьяненко, Плахотников, Федотов и Бекчян были задержаны, а затем арестованы. В ходе допросов последний довольно подробно рассказал следователям обстоятельства этой истории, за что был освобождён от уголовного преследования. В результате Басманный суд Москвы приговорил Игоря Касьяненко к шести годам колонии общего режима, Игоря Плахотникова — к четырем годам, а Александра Федотова — к четырем годам условно. Кроме того суд удовлетворил солидарный гражданский иск к осуждённым со стороны государства на сумму 46 миллионов рублей, а также постановил взыскать с Касьяненко и Плахотникова 13,8 миллиона рублей по иску Арама Бекчяна.

Я могу предположить, что принципиальный и уважаемый в региональном здравоохранении Лесков стал заложником закулисных игр. Считаю, что факты, обозначенные в этом тексте, вполне могут являться поводом для проверки, в связи с чем прошу считать его официальным обращением в правоохранительные органы.

В заключение же добавлю, что подобный прецедент в действиях Лазуткина может вполне стать правилом. В подтверждение тому можно ознакомиться с распоряжением, в котором Лазуткин требует от медучреждений согласовывать с минздравом техзадания перед публикацией аукционов.

В случае, если оно не будет проверено на законность и будет иметь юридическую силу, кто-то, возможно, будет им пользоваться для передачи заказов конкретным подрядчикам, чего, по примеру с Лесковым, пока удаётся делать не всегда.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления