Политика Первый октябрь

Первый октябрь

Остальные молчали, и я всё ждал, когда заговорит Жданова. И она заговорила, предложив инициативу города поддержать, внеся в законопроект необходимые поправки. Было ощущение, что из овального зала откачали всё электричество – так спало напряжение.

Октябрьская сессия заксобрания – первая для второго созыва, в ходе которой депутаты смогли разобраться с работой в комитетах. Накануне пленарного заседания, назначенного на среду, 16 октября, состоялись заседания профильных комитетов. Каждый из них был интересен не только с точки зрения обсуждавшихся законопроектов, но и с точки зрения того, как на комитетах работали депутаты.

15 октября «Единая Россия» должна определиться с кандидатурами первого заместителя председателя и сенатора, который будет представлять интересы региона в Совете Федерации. Также партии предстоит определиться с тем, кто заменит Степана Жирякова на посту секретаря регионального отделения, но этот вопрос вынесен за рамки работы представительного органа.

Одновременно с ключевыми кадровыми решениями должны быть сформированы четыре партийные фракции и определены трое заместителей Натальи Ждановой, которые будут выбираться из числа председателей комитетов. В соответствии с пакетным соглашением, которое заключалось на старте работы заксобрания, трое заместителей должны были представлять оппозиционные партии: «Справедливую Россию», КПРФ и ЛДПР. Но если последние две своих председателей комитетов получили – Николай Мерзликин возглавил комитет по экономической политике, а Василина Кулиева комитет по демографии, то с эсерами творятся удивительные вещи. Кандидатура Цырендоржи Дамдинова – давнего соратника Константина Ильковского – казалась утверждённой на посту главы комитета по местному самоуправлению ещё до голосования на сентябрьской сессии, но не смогла собрать нужного числа голосов. Теперь перспективы эсеров не ясны, хотя в регионе есть человек, который легко может попросить почти любого депутата голосовать так, как надо.

Острота кадровых вопросов ожидаемо буквально светилась на заседании некоторых профильных комитетов.

Комитет по аграрной политике и потребительскому рынку

На заседании комитета 3 октября решали вопрос о внесении изменений в закон о пчеловодстве и слушали доклад временно исполняющего обязанности министра сельского хозяйства Владимира Вертипрахова по поводу разработки программы по развитию агропромышленного комплекса.

В аграрный комитет вошёл бывший спикер заксобрания Степан Жиряков и бывший сенатор от парламента Константин Сурков. Это вряд ли означает, что оба они решили проникнуться проблемами сельчан – оба ведут борьбу за место члена Совета Федерации, и, судя по интервью Натальи Ждановой, Сурков эту борьбу проигрывает. На заседании комитетов обоих не было, зато явились главы трёх других комитетов – по развитию производительных сил Анатолий Романов, по госполитике Сокто Мажиев и по социальной политике Игорь Лиханов. Присутствовала зампредседателя комитета Элина Акулова и один из двух прошедших в заксобрание в результате борьбы с единороссами одномандатников Геннадий Капустин. Романа Щербакова, выигравшего в Читинском районе, на заседании не было.

Несмотря на отсутствие половины комитета, заседание разыгрывалось, как хороший спектакль.

Вертипрахов доложил о том, что из бюджетного кодекса исключено понятие долгосрочной целевой программы, и отныне планирование будет идти по пути разработки госпрограммы, в которую подпрограммами войдут приоритетные направления. В Забайкальском крае это развитие растениеводства, животноводства, мясного и молочного скотоводства, овцеводства, поддержка малых форм хозяйствования, техническая и технологическая модернизация, развитие мелиорации.

После этого и.о. министра озвучил нерадостные числительные – в 2014 году Минфин региона намерен выделить на развитие АПК 541 миллион рублей, а в 2015 и 2016 году снизить финансирование до 363 миллионов. Тут депутаты начали шептаться, но Вертипрахов попросил не воспринимать озвученное серьёзно и драматично – мол, это предварительные данные. Предварительные данные говорили о том, что предложенная Минфином сумма закрывает потребность программ только на 30%, - в овальном зале правительства края на смену перешёптываниям пришла секундная, но гробовая тишина. Каждый депутат в этот момент мог вспомнить о том, что АПК заведено Ильковским в приоритеты на среднесрочную перспективу, и с 2014 года объёмы финансирования отрасли должны были вырасти в два раза.

Следом Вертипрахов рассказал про комплексную застройку сельских территорий – до 2013 года Забайкальский край, по его словам, был единственным в России, где такой программы не было. Теперь, судя по всему, будет, причём строить Минсельхоз намерен благоустроенное жильё.

Третьим пунктом был вопрос взаимодействия с муниципальными районами. Вертипрахов сообщил, что министерство попросило районные власти ответить на вопрос о планах финансирования сельского хозяйства, но не получило никаких ответов. Это было неожиданно – получалось, что продавливаемая, начиная с Анатолия Квашнина, полпредами президента политика по разработке программ развития территорий, начиная с сельских поселений, к 2013 году разбилась о борта модернизированного министерства сельского хозяйства Забайкальского края.

После этого началось время вопросов. Анатолий Романов спросил о том, почему Минсельхоз не задействует ресурс других министерств, и кто отвечает за развитие на селе транспорта, дорог и связи. Оказалось, что Минтерразвития. Романов заявил, что Вертипрахов действует слишком робко, после чего попросил и.о. министра представить развитие села с хорошей школой, но без дорог и связи. Вертипрахов взялся отвечать, но Романов забрал слово: «Вы, как оператор решения этого вопроса, должны жёстко ставить эти вопросы. Связь – вакханалия творится. Столько вопросов, мы дальше двигаться не можем. Почему вопросы не забиваем в программу? Без этого нет развития села. Инфраструктуры нет. Почему Минэкономики здесь нет? Почему рынком сбыта занимается технологический Минсельхоз? Где Минэкономики. Картофель - в одних районах неурожай, а у меня в Беклемишево скупают по 200 рублей мешок. А где Минэкономики? Я считаю, что надо очень жёстко ставить эти вопросы, если мы говорим о комплексном развитии сельских территорий. Вы приказ издали, всё на себя затащили. По некоторым функциям я бы вытащил его на правительство».

Сергей Михайлов в продолжении разговора спросил Вертипрахова о том, были ли контакты с другими министерствами в ходе разработки программы. Вертипрахов ответил о том, что контакты были на уровне ответственных исполнителей. Депутаты переглянулись – это был нокаут.

Дальше говорить было особо не о чем, но Сокто Мажиев Вертипрахова добил фразами о том, что министерство не дорабатывает, тянет одеяло на себя, плотно не работает с муниципалитетами и не работает должным образом с Минэкономразвития. Михайлов кинул свою горсть, заметив, что озвученные данные по финансированию мало перекликаются с планами губернатора.

Точку поставил всё тот же Мажиев: «Если в бюджете меньше 6% идёт на отрасль, то о развитии речи не идёт». Возражать Вертипрахову было нечего.

Комитет по демографической политике, качеству жизни и трудовым отношениям

Заседание комитета по демографической политике, качеству жизни и трудовым отношениям, который собрал в своих рядах почти всех прошедших в парламент представителей ЛДПР, проводила Василина Кулиева. Присутствовал самый молодой депутат парламента Юрий Волков, главный хирург края, единоросс Алексей Саклаков и соратник Кулиевой и Волкова Георгий Шилин – представитель города Петровск-Забайкальский. Не хватало только гендиректора ООО «Разрез Тигнинский» Алексея Кужикова.

Кулиева заседание комитета вела неуверенно, что усугублялось отсутствием среди депутатов тех, кто мог бы полноценно подхватить обсуждение. Волков был активен, но чувствовалось отсутствие опыта и погружения в обсуждаемую тему – может, не хватило предварительного контакта с разработчиками и отсутствие развёрнутой пояснительной записки. Остальные больше молчали. Приглашённые представители министерства труда и социальной защиты населения на совершенно новых депутатов смотрели как минимум без энтузиазма.

На этом фоне обсуждение свелось к дискуссии между представителями министерства труда и социальной защиты населения и краевой прокуратуры по вопросам технологии расчёта потребительской корзины, размер которой определяет финальную величину социальных пособий. Представитель надзорного органа утверждал, что методика изменилась с начала 2013 года, и министерство должно было переехать на новые рельсы ещё в январе, а пересчитывает в итоге с четвёртого квартала. Представитель министерства утверждал, что методика меняется раз в пять лет, прокурор, по-моему, недоумевал. В итоге внесённый минтруда проект закона решили поддержать, рекомендовав прокуратуре претензии министерству предъявлять в рабочем порядке.

Также обсуждались изменения в закон о порядке установления величины прожиточного минимума и величина прожиточного минимума для детей на 2014 год.

Комитет по местному самоуправлению

Заседание проводил зампредседателя комитета единоросс Вячеслав Ушаков. Опрокинутый с должности главы комитета Цырендоржи Дамдинов сидел по правую руку от своего несостоявшегося заместителя, его соратник по партии Андрей Жидков – по левую, примкнувший к эсерам Игорь Брум довершал доминирование «Справедливой России» в вопросах местного самоуправления.

Все внесённые законопроекты представлял заместитель руководителя администрации губернатора Виктор Першин. Первый предполагал изменение сроков внесения муниципалитетами списков избирателей в избиркомы. Если раньше списки подавались не позднее, чем за 20 дней до выборов, то новая норма сокращала этот срок до 10 дней. Это была даже не инициатива администрации губернатора – правительство региона приводило региональное законодательство в соответствие с законодательством федеральным. Тем не менее, Цырендоржи Дамдинов ринулся в атаку, заявляя о том, что новая норма сужает избирательные права граждан. Представители администрации губернатора говорили о том, что всё наоборот – муниципалитеты получают больше времени на подготовку списков. Дамдинов упорствовал, внося предложения вплоть до того, чтобы закон не принимать и выступить с инициативой о внесении изменений в федеральное законодательство. Спор, субъектом поддержания которого выступал один Дамдинов, продолжался до тех пор, пока ему это самому не надоело. После этого за законопроект проголосовали единогласно.

Весьма занимательной получилась лекция начальника отдела администрации губернатора по поводу порядка формирования регистра нормативно-правовых актов, которые правительство собирает на уровне региона со всех поселений. В существующей схеме регион платит конкретным специалистам в районных администрациях за работу по сбору нормативно-правовых актов с городских и сельских поселений, их обработку и передачу на региональный уровень. Сумма, которую получает этот специалист, сейчас никак не зависит от количества обработанных документов, а привязана исключительно к количеству поселений в муниципальном районе. Если в Читинском районе несколько десятков поселений, то доплата специалисту составляет около 7 тысяч рублей – вне зависимости от исполнительной дисциплины, а в каком-нибудь Тунгиро-Олёкминском районе, понятно, не дотягивает и до тысячи. Средняя сумма составляет 3 тысячи рублей.

Администрация губернатора выступила с инициативой о том, чтобы привязать доплату не к числу поселений, а к количеству нормативно-правовых актов, которые не просто собраны и обработаны на районном уровне, а в итоге и опубликованы в регистре. То есть, объясняли докладчики, теперь важно не просто сидеть на месте, а работать с поселениями, качественно готовить документы с тем, чтобы максимальное их количество было опубликовано для общего доступа в регистре.

Инициатива была логична, её грамотно подали, и депутаты задавали, в основном, уточняющие вопросы, после чего единодушно законопроект поддержали. Из ответов выяснилось, что в настоящий момент ежегодно дисциплинированные районы отправляют в край около 2 тысяч нормативных актов, в среднем по 80 актов от каждого поселения, и с формированием фундамента нормативно-правовой базы районного уровня это число будет сокращаться – будут принимать в основном поправки и изменения. База документов доступна любому гражданину в интернете, и многие уже пользуются этой возможностью, в частности, для отстаивания своих интересов в судах. Мне захотелось сделать интервью с докладчиком – так всё было симпатично.

Наблюдение за депутатами позволяло сделать вывод о том, что народные избранники пока не очень хорошо знакомы с законодательством, которое регламентирует работу органов местного самоуправления. Могу ошибаться, но про работу о формировании регистра муниципальных нормативно-правовых актов, которая ведётся уже много лет, многие услышали впервые. Что уж там говорить про изменения в федеральном законодательстве, которые в полуавтоматическом режиме спускаются органами исполнительной власти в законодательство региональное, и про знакомство с предложенными законопроектами до встречи с разработчиками.

Комитет по бюджетной и налоговой политике

Комитет обсуждал в основном инициативу властей Читы об освобождении от налога на имущество образовательных учреждений. В этом комитете, как и в комитете по местному самоуправлению, не было председателя, и заседание проводил единоросс Алексей Бутыльский. Валерий Альханов, который возглавлял этот комитет в первом созыве, но на сентябрьской сессии не получил одобрения коллег на этой же должности, сидел по левую руку от председательствующего, что в соответствии с доминированием на планете правшей делало ничтожными шансы Альханова добиться желаемого по сравнению с аналогичными шансами того же Дамдинова.

На заседание пришла и председатель парламента Наталья Жданова, которая больше молчала, но в нужный момент говорила именно то, что нужно для поднятия рук в желаемой последовательности. Присутствие Ждановой кроме желания поддержать председателя гордумы Читы Александра Зенкова могло быть продиктовано необходимостью не пустить на самотёк процедуру выдвижения претендента на пост главы комитета.

Зенков доложил об инициативе, сообщив о размере выпадающих доходов, после чего попал под перекрёстный огонь председателя краевой контрольно-счётной палаты Светланы Доробалюк и руководителя краевого управления Федеральной налоговой службы Ирины Войлошниковой. Доробалюк обратила внимание законодателей на то, что они не видят объёма выпадающих доходов по краю. То есть вносившие изменения в закон городские власти свои потери посчитали, а по региону сделано этого не было. В связи с этим, говорила Доробалюк, депутатам предлагают подписаться под неизвестными выпадающими доходами при уже свёрстанном бюджете на 2014 год, который был сверен с федеральным центром в ночь на дату заседания комитета.

Войлошникова Доробалюк поддержала, отметив, что тезис о том, что высвобожденные в результате освобождения от налога средства пойдут на развитие материально-технической базы, не выдерживает критики – средства не являются целевыми, и проконтролировать исполнение этих обещаний нельзя. Кроме того, глава УФНС поддержала главу КСП в том, что эти выпадающие доходы не заложены в бюджет 2014 года.

В этот момент очень чувствовалось отсутствие председателя комитета. Бутыльский к роли модератора дискуссии явно не был готов, Альханов молчал. Основной поток вопросов задавал краснокаменский единоросс Владимир Хорохордин, но чувствовалось, что проект закона он видит впервые и разбирается с ним хоть и быстро, но «с колёс». Остальные молчали, и я всё ждал, когда заговорит Жданова. И она заговорила, предложив инициативу города поддержать, внеся в законопроект необходимые поправки. Было ощущение, что из овального зала откачали всё электричество – так спало напряжение. Бутыльский схватился за предложение Ждановой, как утопающий за соломинку, и инициатива прошла на фоне категорического несогласия КСП и УФНС. По-моему, это был мужской оркестр, которым дирижировали три женщины – это было сколь удивительно, столь и увлекательно.

Чуть позже Доробалюк разгромит краевое министерство территориального развития за проект закона об инвестиционном фонде – так он, по её мнению, не проработан. Толкать в один абзац эту дискуссию смысла не имеет, но моральная победа председателя КСП очевидна и здесь, несмотря на то, что проект закона на комитете утвердили.

Комитет по экономической, инвестиционной политике и собственности

Комитет по экономической, инвестиционной политике и собственности проводил его председатель – коммунист Николай Мерзликин. Присутствовали и другие представители КПРФ – директор Дарасунского завода горного оборудования Сергей Белоногов и дежурный по сортировочной горке станция Карымская Владимир Иванов. Эсеров представлял единственный их одномандатник Владимир Иванченко, единороссов – строитель Александр Филонич и опоздавший директор силикатного завода Андрей Никонов.

Всё было очень камерно и спокойно – тяжеловесы хорошо друг с другом знакомы, вряд ли в этом комитете кому-то надо удовлетворять амбиции, а в способности Мерзликина управлять процессом наверняка никто не сомневается.

Замминистра экономики Ирина Лизунова поздравила депутатов с избранием, понадеялась на продуктивное сотрудничество, после чего представила законопроект о внесении изменений в закон о промышленных парках. Предлагалось дать возможность разбивать промпарки на частной земле – сейчас можно только на государственной или муниципальной. Второе новшество - снижение объёма инвестиций, который позволяет получать статус резидента парка, с 20 до 2 миллионов рублей – иначе не идут.

Промышленный парк у нас в регионе один – Могойтуйский, и замминистра так грустно говорила о его перспективах, что даже самые ярые оптимисты не поверили бы в возможность раскрутки подобных проектов. Оптимистов в зале, по-моему, не было, и депутаты начали терзать докладчика. Филонич рассказал о том, что в Краснокаменске он готов почти даром отдать производственные площади – лишь бы привлечь инвесторов, да никто не идёт. Никонов достаточно категорично для единоросса раскритиковал федеральное правительство во главе с лидером партии Дмитрием Медведевым за повышение налогов для предпринимателей, в результате которых этих предпринимателей не осталось – одни монополисты да олигархи. Белоногов высказал опасения про то, что на территорию региона под новую редакцию закона зайдут китайские инвесторы.

Несмотря на критику, законопроект прошёл под логикой о том, что, как бы там ни было, но принимать закон надо.

Комитет по развитию производительных сил, инфраструктуры и инновациям

Комитет проводил единоросс Анатолий Романов, избравшийся по одномандатному округу от Хилокского и Красночикойского района и имеющий опыт руководства не только комитетом, но и заксобранием, и региональным отделением «Единой России».

Рассматривались вопросы технического характера, которые в отличие от закрытого от прессы первого заседания комитета в начале октября, дискуссий не вызвали. Романов доложил коллегам по комитету о подготовке назначенной на 17 октября видеоконференции по вопросам развития телефонной связи, депутаты обсудили процедурные вопросы и разошлись. Скучно для стороннего наблюдателя, но понятно, что вопросы полномочий в этом комитете, как и в комитете Мерзликина, не стоят.

Комитет по государственной политике

На комитете по государственной политике было четверо мужчин и не было Карины Канунниковой, которая, по информации председателя комитета Сокто Мажиева, находится в служебной командировке – многие победители выборов после 8 сентября нашли пару недель на такие выезды из региона.

В комитете, которому предстояло принять изменения в структуре заксобрания и правительства, - полнейшее единогласие по всем вопросам повестки. Может, мужская солидарность. Два новичка в заксобрании — единороссы Игорь Рыжков и Игорь Мудрак - практически не вступали в дискуссии, хотя именно Рыжков задал основной вопрос исполняющему обязанности вице-премьера краевого правительства Геннадию Чупину: как правительство представляет себе работу заместителей председателя заксобрания на освобождённой основе, и в каких кабинетах их, грубо говоря, их искать.

В основном же, так называемый entertainment на комитете свёлся к многочисленным выступлениям коммуниста Сергея Сутурина, который легко может совмещать депутатскую деятельность учителем жизни — такой у него жизненный опыт и, вероятно, философия общения. Сутурин задавал уточняющие вопросы, всем, кажется, докладчикам, и, если бы не твёрдая рука Сокто Мажиева на пульсе комитета, легко бы превратил заседание в театр одного актёра.

В Мажиеве даже на коротком заседании комитета чувствуется человек, который всю жизнь работает в системе госвласти: он не вздрагивает от словосочетаний «больше корреспондируется» и «переструктуризация структуры», чёток и внятен во всём - от соблюдения регламента до представления всех приглашённых участников.

Комитет по социальной политике

На заседании комитета по социальной политике присутствовала Василина Кулиева, которая, возможно, перенимала опыт ведения заседания у Игоря Лиханова, а может быть комитет Василины Васильевны - по демографической политике, качеству жизни и трудовым отношениям - планирует работать с командой Лиханова в унисон. Разница между депутатами с опытом работы и депутатами-новичками видна сразу. Дарима Доржиева негромко и вкрадчиво задаёт вопросы по делу. Она была хороша во время обсуждения вопроса о детях-сиротах, когда, исполняющий обязанности министра образования Андрей Томских не очень аккуратно рассуждал о том, что дети-сироты - это такая неблагополучная категория людей, которых опасно селить рядом друг с другом. Доржиева говорила о том, что нельзя чесать всех под одну гребёнку - и среди детей-сирот масса благополучных людей, а законопроект о предоставлении детям-сиротам комнат в общежитии в качестве временного жилья нельзя принимать, потому что «нет ничего более постоянного, чем временное».

Игорь Лиханов был спокоен, сдержан, уверен в себе и соблюдал весь регламент заседания. Активное участие он принял в обсуждении проблемы трудоустройства трудных-подростков. Бывший главврач краевой клинической больницы сообщил о беседах с руководителями крупнейших строительных организаций Читы — Лопатиным, Филоничем, Никоновым, которые, как видно, все являются коллегами Лиханова по заксобранию. Если верить Лиханову, его собеседники обещали трудоустраивать у себя на предприятиях несовершеннолетних. Для того, чтобы окончательно решить эту проблему, Лиханову, надо полагать, осталось провести ещё пару сотен бесед с другими, часто гораздо менее сговорчивыми, работодателями.

Из депутатов-новичков самой активной была директор краснокаменской школы Людмила Субботникова, которая едва ли не единственной на всех комитетах заявила о том, что она готовилась к заседанию. Как только заговорили о детях-сиротах, вернее о получении ими квартир, Субботникова перечислила всю статистику по Краснокаменску и спросила представителей министерства образования, получат ли краснокаменские сироты положенные квадратные метры.

Бывший главный тренер футбольного клуба «Чита» Андрей Недорезов не отмалчивался, но внятные монологи у него пока не выходят. Впрочем, заинтересованный взгляд и откровенное неравнодушие к происходящему подкупают. Молчал заместитель директора по кадетским классам Зоргольской средней общеобразовательной школы Вячеслав Антонов. Оживился он на предпоследнем вопросе - о проекте постановления «О награждении медалью «За заслуги перед Забайкальским краем». Антонов вдруг яростно, листая списки с фамилиями потенциально награждённых, почти закричал, что в списках одни читинцы: «А где же сельские учителя?». Антонова успокаивали разъяснением процедуры присуждения наград.

Октябрьская сессия на этапе профильных комитетов показала, что пока далеко не все депутаты поняли, куда именно они попали, и как в этом можно работать. Особенно непросто новичкам, многие из которых растеряны просто от непонимания механизма работы законодательного собрания. Не решённые до конца кадровые вопросы ситуацию никак не улучшают – комитеты без глав болтаются между небом и землёй, и в этом пространстве вперёд их ведут субъекты законодательной инициативы, консультанты аппарата заксобрания или приглашённые гости.

Так же очевидно, что часть даже опытных депутатов избралась в парламент не для того, чтобы принимать законы и что-то менять. Некоторые из них мигрируют из одного созыва в другой, довольствуясь статусом и не оставляя никаких воспоминаний о своей депутатской деятельности. Несколько человек боролись не за депутатский мандат, а за возможности, которые он предоставляет. Задача тех, кто пришёл в заксобрание как раз за тем, чтобы сделать мир лучше, – акцентировать внимание своих избирателей на результативной работе парламента, а не на бездействии тех, кому эта работа не интересна и не нужна.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления