Политика Звоните депутатам

Звоните депутатам

Каждый депутат заксобрания Забайкальского края вправе нанимать на должность помощника кого угодно: жену, родственников, друзей и знакомых. При этом ситуация с распределением средств на эти нужды весьма противоречива.

По закону Забайкальского края о статусе депутата Законодательного собрания, принятому в 2011 году, каждый депутат для получения организационно-технической, правовой и другой помощи вправе иметь помощников, работающих как на основании договора оказания услуг, то есть на платной основе, так и на общественных началах.

Сколько человек взять в помощники, какими правами и обязанностями их наделить, что от них требовать и как благодарить — каждый депутат решает самостоятельно, но, конечно, в соответствии с нормами и ограничениями закона. Назначение помощников депутатов оформляется распоряжением председателя заксобрания края на основании заявлений депутатов. Как правило, все помощники имеют прямое отношение к той или иной партии, в которой состоит депутат. Региональные отделения, по словам их членов, за счёт помощников получают деньги в казну партии. То есть все помощники являются сотрудниками аппарата; средства, предназначенные для выплат за их услуги, собираются в общую сумму на счету партии, после чего в качестве заработных плат доходят до законных получателей. Даже если депутат по каким-то причинам не имеет помощника, то, скорее всего, формально один у него всё же есть — через него деньги попадают в общий котёл и пускаются в оборот. По информации источников ИА «Чита.Ру» в региональных отделениях парламентских партий, такая схема действует в КПРФ и «Единой России». Но и в партиях, и в отделе государственной службы и кадровой политики заксобрания отвечают обратное: «Деньги не идут в партии, всё отправляется прямо на карточки помощникам». На любые дальнейшие вопросы ответ один: «Звоните депутатам».

Основа платная, работа трудная

Есть несколько вариантов работы помощником депутата Законодательного собрания. Чтобы работать на платной основе, необходимо, официально являясь помощником депутата, имея удостоверение единого образца, не занимать никакой другой должности на государственной бирже труда. При этом работа в коммерческих организациях, не принадлежащих государственному аппарату, не возбраняется.

Каждому депутату ежемесячно полагается 30 тысяч рублей на содержание и оплату услуг помощников. При учёте всех налоговых сборов 30 тысяч превращаются примерно в 25. Естественно, работа за такую зарплату может подойти одному сотруднику, но, как правило, не для каждого депутата один помощник физически сможет выполнить всю необходимую работу, не уходя в неё с головой и не забросив все остальные виды деятельности и заработка. Поэтому на деле ситуация обстоит таким образом: у каждого представителя заксобрания края на платной основе занято два-три человека. Для каждого из них такая работа не является основным источником дохода, при этом должности в государственных учреждениях они не занимают. Оплата их услуг в размере 30 (25 - с учётом налогов) тысяч рублей распределяется на усмотрение депутата: средства могут быть распределены поровну, а могут и так, как сочтётся нужным, в зависимости от объёма работы, личного отношения или же просто желания работодателя. Некоторые депутаты, в основном те, которые имеют дополнительные источники дохода, оплачивают работу помощников, не опираясь на имеющиеся по закону средства.

В законе сказано, что у каждого депутата может быть до 10 помощников. При этом никаких ограничений по поводу кандидатур нет: помощниками могут быть жёны, родственники или друзья. Но, несмотря на это, в отделе государственной службы и кадровой политики Законодательного собрания края отвечать на вопрос о том, кто является помощниками депутатов, отказались: «Списки у нас, конечно, есть. Количество депутатов и помощников с именами и должностями имеются, но эту информацию мы, естественно, сообщать не будем. Если хотите узнать — звоните депутатам».

У помощника депутата Законодательного собрания по закону Забайкальского края о статусе депутата обязанностей достаточно много. При этом, если помощник один, — всё возлагается на него. Если несколько, то, как правило, работа распределяется по направлениям, и каждый занимается исключительно своим делом. Но, по словам депутата Юрия Волкова, по сложившейся практике в Забайкальском крае помощники, в большинстве своём, занимаются организацией работы с избирателями. У депутатов-«одномандатников» деятельность помощников уходит в организацию связи с жителями округа. У партийных - помощники включают в свою деятельность обеспечение работы всего избирательного объединения. Это позволяет организовать своеобразную экспертную группу по широкому кругу вопросов — по избирательному и гражданскому праву, по работе с органами местного самоуправления, по бюжетному законодательству. Если работа идёт успешно, качество деятельности фракции в целом значительно повышается.

У заместителя председателя комитета по местному самоуправлению депутата Вячеслава Ушакова помощник не один. У них разные направления деятельности, и сотрудники практически не сталкиваются в процессе работы, если это не требуется целенаправленно. Ольга Алиева работает у Ушакова, являясь при этом студенткой пятого курса ЗабГУ. По её словам, помощников много, каждый отвечает за свои аспекты деятельности депутата. При этом, помимо основных, есть и неравнодушные активисты среди студентов и жителей проблемных районов, которые имеют непосредственное отношение к тем или иным вопросам в поле зрения Вячеслава Ушаков.

Безвозмездная работа - для опыта и для статуса

Помимо помощников на оплачиваемой основе есть и так называемые активисты-общественники. За свою деятельность никакой заработной платы эти люди не получают, при этом имеют право работать где угодно, в том числе и в государственных учреждениях. Помогают депутату эти добровольцы в свободное от основной деятельности время. Плюсов в такой работе много: доступ в органы государственной власти и местного самоуправления, представление интересов депутата, встречи с людьми и руководителями ведомств. Определённая строчка в биографии, которая положительно окрашивает деловые и личностные характеристики и при приёме на работу, в том числе в государственных структурах.

Станислав Новолоцкий, являясь на общественных началах помощником председателя комитета по экономической, инвестиционной политике и собственности депутата Николая Мерзликина, говорит о своей деятельности именно как о дополнительном источнике развития опыта и статуса. При этом обязанности помощника на безвозмездной основе ничем не отличаются от обязанностей того, услуги которого оплачиваются из казны фракции. Деятельность помощника-добровольца также регулируется законом Забайкальского края о статусе депутата заксобрания.

Стадия формирования или «пока ничего не ясно»

Сейчас Законодательное собрание находится в стадии формирования, и не все депутаты имеют помощников. Кто-то их ещё не назначил официально, а кто-то выбирает человека, который сможет организовывать деятельность. Например, в региональном отделении ЛДПР у каждого депутата сейчас по одному помощнику. Ещё формируются списки, собираются документы для официального оформления остальных активистов в районах по конкретным вопросам.

В «Единой России» ситуация, по всей видимости, обстоит иначе. К примеру, у депутата Элины Акуловой четыре помощника, трое из них работают на платной основе. Пресловутые 25 тысяч рублей при этом распределяются на троих, каждый помощник имеет основную работу, которая не является государственной должностью.

Звонок в приёмную «Единой России» с вопросом о том, как обстоят дела с помощниками у других представителей партии, как распределяются средства, и работает ли эта схема, ответили неоригинально: «Звоните депутатам». А потом добавили: «Или в заксобрание». Очень сомнительно, что в партии этой информацией не обладают.

Организация работы, а соответственно, и результат — это продуманная каждым депутатом схема. Одним требуется один человек, во всём разбирающийся, постоянно находящийся рядом и готовый заменить работодателя в любом вопросе. Другие строят схему работы помощников так, что каждый занимается лишь одним направлением деятельности. Какая схема действенней и продуктивней, сказать невозможно — всё зависит от конкретных депутатов, помощников, преследуемых целей и поставленных задач.

Пока и в заксобрании, и в партиях заявляют, что говорить о приемлемом количестве помощников, которое обеспечит продуктивную работу депутатов и их команд, рано. Всё должно устаканиться до января 2014 года, тогда и можно будет оценивать эффективность работы депутатов и их помощников. Может быть, тогда же станут известны имена помощников. Пока в большинстве случаев - это тайна за семью печатями. Причины такой секретности не всегда лежат на поверхности, но понятно, что чем больше секретов, тем дальше организация работы помощников от здравого смысла. И всё бы ничего, если бы работа этих помощников не оплачивалась за счёт бюджетных средств.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления