В 2014 год Забайкальский край вступает с противоречивыми настроениями. Год предыдущий был окрашен в пастельные тона романтических ожиданий региональной политической революцией, которую краю предложил президент Владимир Путин. Революции этой ждали очень многие, и Константин Ильковский для них стал символом осмысленных перемен.
Ильковский после назначения на должность временно исполняющего обязанности губернатора этими настроениями вольно или невольно воспользовался и без особенных проблем выборы выиграл, за 10 месяцев практически полностью перестроив под себя региональную систему управления. В 2013 году новому главе региона прощалось всё – оптимисты количеством и восторженностью задавили скептиков, которых на общем фоне почти не слышали.
В 2014 году от Ильковского начнут ждать результата и, надо признаться, почва для того, чтобы получить его или его имитацию, новым главой региона заложена.
Добиться каких-то качественных и масштабных рывков в экономике вряд ли удастся – особенно на фоне стагнирующей российской экономики. Регион, как и в 2013 году, будет вынужден тащить на себе неподъёмный без федеральной помощи груз по выполнению социальных обязательств, раздутых майскими указами президента.
Рост доходов бюджета покрыть увеличивающуюся социальную нагрузку не в силах. К тому же, рост этот весьма относителен. Бюджет-2013 начинался с доходов в 37,4 миллиарда рублей, за год эта сумма выросла до 43,5 миллиарда – на 6,1 миллиарда рублей или на 16%. В 2012-м действующий бюджет за год вырос на 24% или на 7,5 миллиарда рублей: с 31,5 до 39 миллиардов. Выбивать деньги из федерального центра становится всё сложнее, да и собственные доходы растут не так быстро, как хотелось бы.
Стартовые показатели бюджета 2014 года – 40,2 миллиарда рублей, это всего на 7,4% больше начальных показателей 2013 года. «Всего» - в сравнении с ростом доходов 2013 года к доходам 2012-го, который составлял 18,7%. Динамика, как видно, оптимизма не добавляет.
Насколько вырастут доходы бюджета в течение 2014 года – вопрос открытый, но очевидно, что рост этот смогут обеспечить только трансферты из федерального бюджета. Минфин России на увеличение помощи регионам идёт со всё большим и большим скрипом. В масштабах года это и не увеличение вовсе, а сокращение.
Несмотря на эти тенденции, правительство Ильковского в 2013 году продемонстрировало намерение выбивать деньги из федерального центра всеми правдами и неправдами. Министр финансов Андрей Кефер провёл в Москве все последние месяцы года, а Ильковский не единожды подчёркивал важность работы с федеральными министерствами по получению дополнительных финансовых ресурсов на выполнение возложенных на регион полномочий.
Тем же самым занималось и правительство Равиля Гениатулина, но для нового кабинета министров это чуть ли не основной акцент. Возможно, это связано с другой идеологией решения финансовых вопросов, но вообще-то правительство Гениатулина работало в совсем других условиях.
Российская экономика, частью которой является экономика Забайкальского края, после почти 8-процентного падения в 2009 году росла по нынешним меркам приличными темпами – 4% в 2010-м, 4,3% в 2011-м, 3,5% в 2012-м. Ещё полгода назад ожидалось, что экономический рост в 2013 году не превысит 1,8%. Но к концу года прогнозные показатели были понижены до 1,4%, а для исполнения майских указов президента стране нужен экономический рост хотя бы на уровне 2010 года – 4%. При этом в 2014 году ситуация может ещё ухудшиться – самые оптимистичные прогнозы дают экономике 1,5-1,8% роста, самые пессимистические - гарантируют падение, от которого за последние годы успели отвыкнуть.
Понятно, что в этих условиях договариваться с федеральным руководством о выделении дополнительных финансовых ресурсов становится всё сложнее, что усугубляется серьёзными проблемами при формировании собственной доходной базы – например, фатальное падение сборов налога на прибыль и обнуление роста тарифов естественных монополий, которое это падение только усугубит.
Сергей Чернышов в «Эксперте» отмечает, что «бюджетный кризис ставит перед регионами две альтернативы: технический дефолт или рост эффективности бюджетной политики»: «Второй путь по-настоящему способны осилить лишь немногие». Автор называет два варианта роста эффективности бюджетной политики – механическое снижение расходов или качественно иная организация работы министерств.
В конце 2013 года Ильковский пошёл по первому пути, проведя сквозное секвестирование по всем министерствам. Но собираемые по крупицам высказывания министра финансов Андрея Кефера и первого заместителя губернатора Алексея Шеметова говорят о том, что Ильковский не прочь пойти всё же по второму варианту, и получить первые результаты уже в 2014 году.
Сделать это будет непросто – придётся менять идеологию, а это, пожалуй, посложнее, чем выполнить майские указы президента. Но Шеметов проводит с министерствами сессии стратегического планирования, а Кефер продолжает попытки зажечь огонь в глазах людей. Примерно то же самое делали и их предшественники – например, Алексей Кошелев, который несколько лет метался по районам, пытаясь разбудить муниципальные власти и местный бизнес. Особого успеха он не добился, несмотря на кипучую деятельность – во многом воспитанник Кошелева Кефер говорит о том, что все до единого муниципалитеты продолжают механически просить у края денег. Им есть на кого равняться – точно так же край просит деньги у федерации. И это почти замкнутый круг.
Если вдруг команде Ильковского удастся сдвинуть с места эту телегу со старыми лекалами, то это будет подороже любых миллиардов. Но пока нет ощущения, что сделать это удастся, хотя в глазах у Шеметова, кроме уверенности, хватает и искр от горящего пламенем желания ситуацию изменить. Исполнители-то те же, взять новых негде. А вокруг вполне логичной активности с зажиганием глаз шуршит какая-то малопонятная ересь, которую продвигают непонятные люди.
Кроме борьбы за макроэкономические показатели Ильковский логично расставляет по году имиджевые проекты, которыми вполне можно отвлечь внимание от остальных проблем. Год начался с Рождественских игр на призы губернатора, летом в Чите пройдёт студенческий фестиваль стран Шанхайской организации сотрудничества, проектирование придуманного ещё Гениатулиным лукодрома, джазовый фестиваль, строительство нового парка в Чите, история с реконструкцией площади Декабристов, серьёзные вливания в развитие инфраструктуры Читы – и для фестиваля ШОС, и в рамках освоения средств Дорожного фонда. Это далеко не все проекты, которые автоматически привлекают всеобщее внимание, и наверняка появятся другие.
Проблема может возникнуть с реализацией проектов. Фестиваль ШОС провести плохо вряд ли возможно, но уже прошедшие Рождественские игры вполне могли быть организованы совсем на другом уровне, и для этого не надо было ничего особенного выдумывать или искать дополнительные деньги.
Странная манера Ильковского периодически привлекать к самой разной работе людей, которые либо не имеют к ней никакого отношения, либо явно не тянут возложенную на них ответственность, известна. В 2013 году это обернулось, в частности, быстро купированной катастрофой с Минсельхозом. Доподлинно не известно, какие выводы сделал губернатор из этой истории, хотя нелогично рассчитывать, что Ильковский начнёт менять отношение к жизни и работе в 50 лет. Но саммит ШОС – это не рождественские игры, и даже не эксперименты с региональными министерствами. И рано или поздно кривая организация и странные исполнители – если их не заменить на нормальную организацию и грамотных исполнителей - начнут материализовываться в гораздо более серьёзные проблемы, чем негативные публикации в СМИ и считающиеся выкриками неудачников посты в социальных сетях.