Политика Альтер-эго гордумы Читы

Альтер-эго гордумы Читы

Если говорить о персональной ответственности, то депутаты уже несут её за то, что умеют, ничтоже сумняшеся, в течение одного месяца менять плюсы на минусы...

23 января депутаты гордумы Читы единогласно проголосовали за внесение изменений в устав города, согласно которым выборы депутатов гордумы будут проводиться по 30 одномандатным округам. Всё бы ничего, но 10 дней назад те же самые депутаты очень уверенно голосовали за принципиально другую схему, отвергая решение, принятое сегодня, как крайне коварную и затратную альтернативу.

В новейшей истории региона немало случаев, когда политики самостоятельно подставлялись под артиллерийский огонь критики, выставляя себя в, мягко говоря, не самом лучшем свете. Многие, к примеру, до сих пор помнят достаточно проходное высказывание мэра Читы Анатолия Михалёва, который, говоря про проблемы большого числа бомжей, с образным сожалением заявил, что у властей нет лицензии на отстрел такой категории лиц. Цитату подхватили коллеги, она в два шага проскочила через региональные информационные агентства на федеральный уровень, где Михалёва в текстах быстро изрубили в политический фарш. История эта – невиданное дело – вынудила Михалёва публично извиняться, и слово «бомжи» из публичного лексикона Михалёва, по-моему, исчезло навсегда.

Случаев массового помешательства за последние годы в регионе почти не было. Политика, конечно, давно превратилась в фарс, участники которого всё прекрасно понимают, но ничего не в силах изменить. Все действующие лица привыкли делать хорошую мину при плохой игре, годами подменяя конкретику общими фразами.

Чего стоят хотя бы стройные ряды вчерашних сторонников и даже ближайших соратников первого губернатора Забайкальского края Равиля Гениатулина, которые сразу после 28 февраля 2013 года потянулись в армию почитателей назначенного президентом Константина Ильковского. В рядах этих поначалу царило смятение, но достаточно быстро те, кто посноровистее, задали темп и показали растерянным товарищам, как правильно сохранять лицо – неприятная процедура прошла со скрипом, но без очевидных провалов.

Тем не менее, и на старуху бывает проруха, что доказала история, произошедшая 25 ноября 2009 года во время утверждения заместителей председателя правительства, которое тогда возглавлял губернатор Равиль Гениатулин. Депутаты с первого раза отказались утверждать заранее, понятно, согласованную кандидатуру Алексея Кошелева – претендента на должность вице-премьера, курировавшего финансово-экономический блок. Итоги голосования, насколько я помню, шокировали даже самих депутатов. Но дело в руки быстро взял командовавший парадом Гениатулин, и депутаты после перерыва провели новое голосование, итоги которого сильно отличались от первого – Кошелев был утверждён. Математика подсказывала, что как минимум 10 депутатов за несколько часов кардинально изменили своё отношение к будущему кандидату в губернаторы. А если серьёзно, то это значило, что права решающего голоса - пусть даже одного из 50 - в заксобрании депутаты не имели. Это было понятно и до злополучной процедуры, но в данном случае депутаты на несколько часов открылись и, как самый знаменитый киногерой Эдварда Нортона, пропустили публичный удар в лицо, нанесённый своим же кулаком.

В начале 2014 года «Бойцовский клуб» нежданно-негаданно устроили в гордуме Читы. В 2013 году краевые власти изменили закон о муниципальных выборах, по сути запретив всем муниципалитетам региона проводить выборы в представительные органы не только по пропорциональной (по партийным спискам), но и по смешанной (половина депутатов избирается по одно- или многомандатным округам, вторая – по спискам партий) системе. В кои-то веки трансформация избирательной системы на уровне региона была вполне логичной – вряд ли кто будет спорить с тем, что по спискам партии часто протаскивают в парламент самых разных деятелей, преследуя цели, не имеющие никакого отношения к интересам избирателей. Выборы в заксобрание, прошедшие в сентябре прошлого года, - самый замечательный тому пример.

Гордума Читы до этого избиралась именно по смешанной системе – 15 депутатов избирались по 15 одномандатным округам, ещё 15 – по спискам. Главный редактор ИА «Чита.Ру» Екатерина Шайтанова подробно разбиралась с этим в тексте «Год выборного сурка». Изменения, внесённые в краевой закон, требовали соответствующих изменений в уставе Читы, причём вносить их надо было оперативно – уже в сентябре 2014 года жителям Читы предстоит избирать не только мэра, но и депутатов гордумы.

Сразу после январских праздников гордума эти изменения, как и ожидалось, подготовила и вынесла на общественные слушания. Власти города преподнесли первый политический сюрприз 2014 года, предложив избирать депутатов по 15 двухмандатным округам. Я, откровенно говоря, не мог поверить тому, что говорил 13 января на публичных слушаниях заместитель мэра Александр Глущенко. Всё было чрезвычайно логично. Заместитель мэра говорил о том, что нарезка к уже существующим 15 округам ещё 15 потребовала бы дополнительного финансирования и технических проблем при нарезке округов. Двухмандатная система даст возможность попасть в парламент города тем кандидатам, которые заняли второе место, и процент голосов, отданных за двух лидеров, был бы гораздо больше, чем процент, доставшийся единственному победителю. Это, по мнению разработчиков поправок, позволило бы представить в парламенте интересы гораздо большего процента избирателей. Напрямую про это не говорилось, но было совершенно очевидно, что новая система открывала прямую дорогу в гордуму оппозиционным партиям, которые часто занимают второе место в округе. В общем, это было какое-то чудо, и если бы не прожитый 2013 год, я бы поверил в то, что в крае наступила политическая оттепель.

Мэр города Анатолий Михалёв достаточно агрессивно попросил коллег предложенные поправки максимально оперативно поддержать и утвердить. С первой частью депутаты блестяще справились, единодушно проголосовав за двухмандатную систему.

Комментировавший журналистам ситуацию спикер гордумы Александр Зенков повторил основные тезисы Глущенко, заявив, что город выполняет политический курс на минимизацию политики в муниципальных делах. Мой коллега Андрей Коптеев спросил, не будет ли размываться спрос с депутатов, но суть ответа заключалась в том, что «всё зависит от личности»: «Всё определяется людьми, которые будут голосовать. Голосуйте за лидера и будете жить, так скажем... Ну, в шоколаде не будете, но хотя бы ту работу, что требуется от органов местного самоуправления, будем стараться исполнять».

Источники в правительстве края говорят о том, что инициатива властей Читы вызвала резкое недовольство федерального центра. Руководитель регионального отделения «Единой России» Сергей Михайлов также не был в восторге от предложенной городскими изобретателями схемы. Оно и понятно – установленная тем же Михайловым для «Единой России» планка в 30 из 30 имеющихся мандатов при двухмандатной системе была недостижима. Понятно, что Михайлов утрировал, говоря о 100-процентном показателе, но при условии нарезки 30 одномандатных округов единороссы вполне могли рассчитывать на абсолютное большинство в гордуме. Двухмандатная система давала серьёзные шансы парламентской оппозиции.

Уже на следующий день стало понятно, что Михалёв протащил через гордуму инициативу, не согласованную с краевыми властями. Или согласованную, но не с теми. А гордума выполнила привычную функцию статиста, без особых размышлений подмахнув предложенную схему. Истинные причины этого удивительного явления узнать невозможно, но в условиях отсутствия информации можно предположить, что или добро победило зло, или схема рисовалась под самого Михалёва. Мэр, который не может идти на третий срок, вполне может претендовать на место в гордуме, где он при согласии старших политических товарищей вполне бы мог сменить Александра Зенкова. Вероятность попадания Михалёва в гордуму при двухмандатной системе, понятно, гораздо выше, чем при одномандатной. Но это всё теория заговора – правда, вероятно, хранится совсем в другом ящике, ключи от которого есть у узкого круга посвящённых.

Через 10 дней после общественных слушаний на заседании гордумы депутаты так же единогласно, как 13 января голосовали за 15 двухмандатных округов, проголосовали за 30 одномандатных. Чьё-то недовольство было так сильно, что мэр сразу после публичных слушаний написал спикеру письмо, в котором «выясняется, что одномандатная система имеет определённые преимущества». Среди них персональная ответственность одномандатников, меньшая территория округа, которая позволяет народным избранникам быть ближе к народу, отсутствие того самого размывания полномочий, с которым Зенков не соглашался две недели назад. «Таким образом, депутат будет «ближе» к избирателю, и каждый избиратель будет знать «своего» депутата», - резюмировал Михалёв. Отсутствующую в письме запятую перед «и» я поставил сам, а вот кавычки на «ближе» и «своего» были в исходнике и как бы намекали на иллюзорность обоих слов. Если говорить о персональной ответственности, то нынешние депутаты уже несут её за то, что умеют, ничтоже сумняшеся, в течение одного месяца менять плюсы на минусы. Так они, видимо, представляют интересы своих избирателей, которых, по-моему, в открытую держат за дураков.

Комментировать непоследовательность своих коллег 23 января опять взялся Зенков. И это были удивительные комментарии – человек, который 10 дней назад всеми руками поддерживал 15 двухмандатных округов, сегодня теми же руками поддерживал 30 одномандатных: «…сокращается количество избирателей на округе. Двухмандатный округ всё-таки в два раза больше. У нас будет 30 одномандатных округов, где прямым голосованием наши горожане будут выбирать депутата, который будет представлять их интересы в думе шестого созыва. Одномандатники работают более качественно. Отстаивают интересы, пишут запросы. Если два человека являются депутатами по округу, то их ответственность размывается. Это понятно и ясно». Две недели назад были ясны прямо противоположные вещи. Тут же выяснилось, что Зенков сразу говорил, что «одномандатная ситуация, так скажем, интереснее».

Журналисты взялись напоминать Зенкову о том, что говорилось 13 января, и спикер сразу «развалился». Например, в первой серии утверждалось, что два депутата из одного округа будут представлять большее число горожан, и логика была ясна. Во второй Зенков заявил, что «поднятие руки одного депутата решит вопросы большого количества горожан», и было совершенно не понятно, что он имеет в виду.

На вопрос о том, где город будет брать деньги на нарезку новых округов и формирование новых избирательных комиссий – средства эти не закладывались в бюджет, Зенков заявил, что всё будет: «Вы зря говорите, что не запланированы. Средства запланированы в бюджете 2014 года, не больше, не меньше, сколько запланировано, столько израсходуем», - пояснив, что останется 15 комиссий, каждая из которых будет обслуживать два округа.

Также журналисты припомнили Зенкову рассуждения о том, что при нарезке 30 округов некоторые дома придётся «пилить» пополам, но оказалось, что на выборах гордумы предпоследнего созыва уже было 30 округов: «Сегодня такая нарезка существует, к ней можно вернуться. И я думаю, что проблемы в пилении и ещё чего-то такого необычного не произойдёт». Тут стало ясно, что или 13 января депутаты заговаривали зубы сами себе, то ли 23 января Зенков заговаривал зубы журналистам.

Зенкова можно понять – наверняка не он это придумал, не он втаскивал в гордуму, и не он разворачивал машину на 180 градусов. С другой стороны, Зенков много лет принимает активное участие в фарсе, которым чаще, чем хотелось бы, подменяют саму идею местного самоуправления – уж не до политики. И Зенков, как кандидат физико-математических наук, должен знать, что чем больше мыльный пузырь, тем громче он лопается. Хотя складывается впечатление, что законы физики в вопросах политики в России давно отменены за ненадобностью, и бал правит не наука, а жуткая серая посредственность.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления