Политика обзор Частные детсады, ГИА, смс-ки из суда - изменения законов в феврале

Частные детсады, ГИА, смс-ки из суда - изменения законов в феврале

...для получения загранпаспорта с 1 января 2015 года нужны будут отпечатки двух пальцев рук будущего владельца документа, а Минобр пересмотрел порядок проведения государственной итоговой аттестации для 9-классников и выпускников. ...для получения загранпа

Информационное агентство «Чита.Ру» продолжает публиковать обзоры федерального законодательства на базе еженедельного мониторинга, который готовят специалисты справочно-правовой системы «ГАРАНТ».

В феврале мы предлагаем выборку из еженедельных обзоров «ГАРАНТа», в которой постарались затронуть изменения в федеральном законодательстве, наиболее, по нашему мнению, актуальные для жителей и организаций Забайкалья.

Подборка включает ряд законов и постановлений федеральных органов власти, большинство из которых приняты в феврале и вступают в силу в разные периоды 2014 года. Изменения разбиты по основным направлениям деятельности — налоги и сборы, правопорядок, семейное право и так далее.

В России продолжается военная реформа. С февраля 2014 года в армии официально появляется военная полиция, статус которой теперь закреплён в законе. Она будет выполнять примерно те же функции, что и обычная полиция, но только в Вооружённых силах. Руководит военной полицией министр обороны. Военным полицейским предоставлено право применять в определённых случаях физическую силу, в том числе боевые приёмы, спецсредства, огнестрельное оружие, боевую технику.

Тем временем, законодатели решили вернуть детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, льготу, дающую право на внеконкурсное поступление в вуз на бюджетное место при успешной сдаче вступительных экзаменов. Такая льгота действовала раньше - до того, как прежний Закон об образовании 1 сентября 2013 года утратил силу. Новый закон предусматривал другие гарантии для сирот, например, приём на подготовительные отделения вузов. В изменениях оговаривается, что прежняя льгота возвращена не навсегда, а только до 1 января 2017 года.

Изменения коснулись уголовного и административного кодексов. Была усилена уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности. Минимальный штраф за публичные призывы к экстремистской деятельности установлен в сумме 100 тысяч рублей, а вот верхний предел не изменился — 300 тысяч. Максимальный срок лишения свободы за данное преступление увеличен с 3 до 4 лет. Также существенно увеличены штрафы за неиспользование сельхозземель по назначению. Для организаций они доходят до 100 тысяч рублей. Как поясняют юристы «ГАРАНТа», данная мера призвана стимулировать собственников эффективно использовать земли сельхозназначения и позволит вовлечь неиспользуемые участки в сельскохозяйственный оборот. Рассматривать дела об указанных нарушениях будет Россельхознадзор.

Суды шагают в ногу со временем. Теперь участникам гражданского, уголовного и административного судопроизводства будут присылать необходимые извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела в виде СМС.

Кроме того, с 30 апреля 2014 года на сайте Федеральной налоговой службы России в обязательном порядке будут ежедневно размещаться подробные сведения о регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако правительство страны собирается облегчить жизнь налогоплательщикам — планируется, что сроки представления всех видов налоговой отчетности продлят на пять дней, а для подачи в электронном виде - на 10 дней.

Ожидаются изменения и в сфере тарифообразования. Летом в России вырастет оптовая цена на сжиженный газ для бытовых нужд. Использование газовой плиты в доме, соответственно, будет обходиться дороже, чем прежде, но розничная стоимость топлива не должна значительно увеличиться.

Также важно знать, что для получения загранпаспорта с 1 января 2015 года нужны будут отпечатки двух пальцев рук будущего владельца документа, кандидаты и доктора наук будут получать «корочки» нового образца, а Минобр пересмотрел порядок проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) для девятиклассников и выпускников школ. Все эти и другие нормативно-правовые акты с пояснениями юристов справочно-правовой системы «ГАРАНТ» можно найти в обзоре.

Налоги и сборы, бухгалтерский учёт

Государство планирует облегчить жизнь налогоплательщиков - Распоряжение Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. №162-р.

Читать пояснения к распоряжению

Утверждён план мероприятий по совершенствованию налогового администрирования. Он касается 2014-2015 гг.

План направлен на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса (предпринимателей) и органов власти в части подачи и формирования налоговой отчётности, а также усовершенствования принципов документооборота.

К целям относятся сокращение временных и материальных затрат на подготовку и представление налоговой отчетности, уплату налогов, сближение правил налогового и бухгалтерского учета, стимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот. Также предусмотрены повышение эффективности механизмов администрирования НДС, совершенствование администрирования специальных налоговых режимов, применяемых отдельными категориями налогоплательщиков.

Так, новые стандарты бухучёта планируется публиковать не менее чем за 6 месяцев до даты начала отчётного периода, за который отчётность составляется по новым правилам.

Сроки представления всех видов налоговой отчетности продлят на 5 дней, а для подачи в электронном виде - на 10 дней.

Порог перехода на обязательное представление налоговой отчётности в электронном виде снизят со 100 до 50 человек.

Планируется, что социальные налоговые вычеты по аналогии с имущественными можно будет получать у работодателей (налоговых агентов).

Предусмотрена разработка проекта закона, регулирующего налоговое консультирование и ответственность налоговых консультантов, при сохранении необязательности таких услуг.

Хотят разрешить использовать счета-фактуры в качестве первичных документов при указании в них дополнительных реквизитов, предусмотренных Законом о бухучёте.

Планируется снять ограничения в части возможности применять УСН организациями, имеющими представительства.

С 30 апреля 2014 года на сайте ФНС России будут ежедневно размещаться сведения о регистрации организаций и ИП - Приказ Минфина России от 5 декабря 2013 г. №115н «Об утверждении состава сведений о государственной регистрации юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, подлежащих размещению на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет, и порядка их размещения».

Читать пояснения к приказу

Определён состав сведений о регистрации юрлиц, К(Ф)Х и ИП, размещаемых на официальном сайте ФНС России.

В отношении организации указываются её наименование, способ образования, размер уставного (складочного) капитала, данные об учредителях, сведения о полученных лицензиях, информация о ликвидации (реорганизации) юрлица и так далее.

В отношении ИП и К(Ф)Х отражается следующая информация. Это ФИО лица (главы К(Ф)Х), его гражданство, ОГРН, коды по ОКВЭД, дата и способ прекращения деятельности, и прочее.

Сведения размещаются ежедневно. При этом указываются дата и номер записи, которой данные внесены в ЕГРИП. Приказ вступает в силу 30 апреля 2014 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 2014 г. Регистрационный № 31152.

Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

Снижены ставки импортных пошлин на некоторые виды бумаги и картона - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 января 2014 г. №9 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов бумаги и картона».

Читать пояснения к решению Коллегии

Уменьшены ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды бумаги и картона. Так, с 15% до 5% снижены ставки пошлин на отдельные виды беленых бумаги и картона, покрытых каолином или слюдяным порошком, а также на крафт-бумагу и крафт-картон, кроме используемых для письма, печати или других графических целей (коды ТН ВЭД ТС 4810 31 000 0, 4810 32 100 0 — 4810 39 000 0, 4810 99 100 0 — 4810 99 900 0).

Ставка пошлины на мелованную легковесную бумагу в рулонах шириной более 15 см или в листах с размером одной стороны более 36 см и размером другой стороны более 15 см в развёрнутом виде (код ТН ВЭД ТС 4810 22 100 0) вместо 12,5% составляет 10%. Отметим, что ранее временно (с 20.04.2013 по 19.01.2014 включительно) в отношении указанного товара применялась пониженная ставка 5%.

С 15% до 10% снижаются ставки пошлин на отдельные виды бумаги и картона, используемые для письма, печати или других графических целей, не содержащие волокон, полученных механическим или химико-механическим способом, или с содержанием таких волокон не более 10% от общей массы волокна (коды ТН ВЭД ТС 4810 13 800 9, 4810 19 900 0). Причём в отношении этих товаров с 01.03.2014 по 31.08.2014 включительно будет действовать ставка в размере 5% (как и в период с 20.04.2013 по 19.01.2014 включительно).

Решение вступает в силу через 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Промышленность, топливно-энергетический комплекс

С 1 июля 2014 года оптовая цена на сжиженный газ для бытовых нужд вырастет на 422 рубля - Приказ Федеральной службы по тарифам от 10 декабря 2013 г. №231-э/2 «Об утверждении оптовой цены на сжиженный газ для бытовых нужд».

Читать пояснения к приказу ФСТ

С 1 июля 2014 г. оптовая цена на сжиженный газ для бытовых нужд составит 10 480 руб. за тонну (без НДС). В настоящее время она равняется 10 058 руб. за тонну.

Данная цена является предельной максимальной, если в результате краткосрочных или сезонных колебаний регулируемые оптовые цены на сжиженный газ начинают превышать рыночные.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 января 2014 г. Регистрационный №31171.

Производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: отражаем в декларации сведения о лицензиях - Информационное сообщение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 11 февраля 2014 г. «О порядке отражения в декларациях сведений о лицензиях».

Читать пояснения к информационному сообщению

Разъяснены некоторые особенности заполнения деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.

Сведения о лицензиях отражаются в декларациях в соответствии с сопроводительными документами, оформленными на поставку продукции.

К документам, подтверждающим легальность оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, относятся товарно-транспортная накладная, а также справки к таможенной декларации (ТД) и товарно-транспортной накладной (ТТН).

Таким образом, сведения о лицензиях указываются в декларациях в соответствии с п.8 раздела "А" и п.3 раздела "Б" справки к ТТН либо п.8 раздела "А" и разделом "Б" справки к ТД.

Закупки для государственных и муниципальных нужд

Госзакупки для обороны и безопасности государства: как подтвердить, что требуемый товар не производится в нашей стране? - Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 27 декабря 2013 г. №2161 «Об утверждении Правил проведения экспертизы отсутствия производства на территории Российской Федерации товаров, указанных в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 №1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».

Читать пояснения к приказу

С 1 января 2014 г. действует контрактная система закупок для государственных и муниципальных нужд. В её рамках сохранен запрет на закупку иностранных товаров, работ и услуг для обороны и безопасности России. Исключение сделано для товаров (работ, услуг), которые не производятся в нашей стране или не соответствуют требованиям госзаказчиков.

Пересмотрен порядок проведения экспертизы, подтверждающей отсутствие российского производства вышеуказанных товаров.

Государственные (муниципальные) заказчики не позднее 5 числа текущего месяца представляют в Минпромторг России заявление о выдаче заключения об отсутствии производства. В нём указываются название, полные коды ТН ВЭД ТС и ОКП. Прикладывается информация о технических характеристиках товара по определенному перечню показателей.

Документы оформляются на бумажном и электронном носителе отдельно на каждый товар. Они должны быть подписаны руководителем (уполномоченным лицом) и заверены печатью заказчика. Грифы секретности не допускаются.

Для проведения экспертизы создается специальная комиссия. Об этом издаётся приказ Министерства.

Комиссия не позднее 27 числа текущего месяца принимает решение о возможности/невозможности выдачи заключения об отсутствии производства.

Отрицательное решение выносится, если в представленных документах обнаружена недостоверная информация.

В 7-дневный срок со дня принятия решения готовится проект заключения либо уведомления об отсутствии возможности выдачи заключения.

В течение трёх дней после подписания заключения (уведомления) оно направляется заказчикам.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 января 2014 г. Регистрационный №31162.

Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ

Загранпаспорт: электронный носитель информации должен содержать изображение папиллярных узоров двух пальцев рук владельца - Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. №94 «О внесении изменения в перечень персональных данных, записываемых на электронные носители информации, содержащиеся в основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию».

Читать пояснения к Постановлению Правительства

Расширен перечень персональных данных, записываемых на электронные носители информации, содержащиеся в основных документах, удостоверяющих личность гражданина России, по которым возможен выезд из страны и въезд в неё.

На электронный носитель информации заносится помимо прочего изображение папиллярных узоров двух пальцев рук владельца документа (биометрические персональные данные).

Постановление вступает в силу с 1 января 2015 г. Для дипломатических представительств и консульских учреждений России - с 1 января 2016 г. (до этого момента постановление применяется по мере их оснащения соответствующими программно-техническими средствами).

Коррективы обусловлены поправками, внесёнными в конце 2013 г. в Закон о порядке выезда из России и въезда в неё.

Признание беженцем и получение временного убежища в России: новый порядок - Приказ Федеральной миграционной службы от 19 августа 2013 г. №352 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

Читать пояснения к приказу ФМС

Утверждён новый административный регламент, регулирующий оказание госуслуги по рассмотрению ходатайства о признании беженцем и заявления о предоставлении временного убежища в России.

Это обусловлено пересмотром общих правил разработки и принятия административных регламентов, а также изменением законодательства о беженцах.

Госуслуга предоставляется ФМС России и её территориальными органами (до этого речь шла о госфункции).

Уточнён перечень заявителей. Это иностранцы и лица без гражданства, желающие получить статус беженца, а также те, которые имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются просьбой предоставить им возможность временно пребывать в России.

Ранее обратиться за госуслугой могли те лица, которые из-за опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, национальности, политических убеждений и пр. находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этого государства или не желают ею пользоваться вследствие таких опасений.

Если ходатайство подано в нашей стране, оно рассматривается территориальными органами ФМС России; если за её пределами (в дипломатические представительства или консульские учреждения РФ) - самой Службой.

Как и прежде, заявителю предоставляются услуги переводчика. Установлено, что они оплачиваются за счёт федерального бюджета.

Ходатайство о признании беженцем рассматривается территориальными органами и Службой максимум 3 (при продлении - 6) и 2 месяца соответственно. Решение о предоставлении убежища (об отказе в этом) принимается территориальными органами ФМС России в течение 3 месяцев.

Лицо подаёт ходатайство (заявление) и документ, удостоверяющий личность. При наличии у членов семьи разных фамилий нужно подтвердить родственные отношения (например, свидетельством о рождении). Документы должны быть переведены на русский язык. Заполняются анкета и опросный лист. Приведены их формы. Также необходимо пройти обязательное медосвидетельствование с выдачей медсертификата. Документы подаются лично либо через ОВД или пограничный орган. Электронная форма не предусмотрена.

Перечислены основания отказа в предоставлении госуслуги. Например, если в отношении заявителя возбуждено уголовное дело за совершение преступления в России.

Госпошлина не взимается.

Прежний административный регламент 2007 г. утратил силу.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 января 2014 г. Регистрационный № 31098.

Как получить вид на жительство без лишних проволочек - Приказ Федеральной миграционной службы от 22 апреля 2013 г. №215 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации».

Читать пояснения к приказу ФМС

Установлена новая процедура выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в России. В целом она должна стать более быстрой и удобной.

Обратиться за получением указанного документа вправе совершеннолетние лица, имеющие разрешение на временное проживание в нашей стране. Высококвалифицированным специалистам, членам их семей, гражданам Белоруссии и иностранцам, которым в России предоставлено политическое убежище, для получения вида на жительство указанное разрешение не требуется.

Несовершеннолетним или недееспособным лицам вид на жительство выдается по обращению их родителей (усыновителей, опекунов, попечителей).

Сокращён перечень документов, подаваемых заявителем в миграционный орган. Так, не требуется представлять разрешение на временное проживание. Кроме того, миграционный орган самостоятельно запрашивает в соответствующих ведомствах копию декларации о доходах заявителя, сведения о наличии у него недвижимости в России (в отношении лиц, с момента приезда которых прошло более 3 лет), данные об уплате госпошлины. Заявитель может представить эти документы по своей инициативе, но не обязан.

Сокращено максимальное время ожидания в очереди при подаче документов.

Общий срок оформления вида на жительство остался прежним — 6 месяцев. Однако для некоторых категорий заявителей он меньше (например, для высококвалифицированных специалистов, членов их семей, граждан Белоруссии — 3 месяца).

Вид на жительство иностранному гражданину выдаётся на 5 лет (высококвалифицированному специалисту и членам его семьи - на срок действия разрешения на работу).

Прописан порядок оформления лицам без гражданства вида на жительство на новых бланках с электронным носителем информации.

Сокращён срок рассмотрения жалоб на действия и решения должностных лиц территориальных органов ФМС России.

Приведены актуальные адреса и телефоны миграционных органов.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 января 2014 г. Регистрационный №31077.

Как иностранцу получить визу - Приказ Федеральной миграционной службы от 30 октября 2013 г. №430 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства».

Читать пояснения к приказу ФМС

Регламентировано, как ФМС России предоставляет госуслугу по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранцам и лицам без гражданства. Госуслуга оказывается иностранному гражданину, обратившемуся лично либо через принимающую его в России сторону. Можно посетить уполномоченное подразделение или территориальный орган (по месту постановки иностранца на миграционный учет по месту пребывания (проживания)/фактического пребывания) либо воспользоваться Единым порталом государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru).

В результате можно получить оформленную, продлённую или восстановленную визу либо отказ в этом.

Визы оформляются на машиночитаемом визовом бланке (с цифровым обозначением серии от 10 до 19). Вкладные визовые бланки могут применяться до полного перехода на использование машиночитаемых.

На оказание госуслуги отводится не более 20 рабочих дней с даты принятия от иностранного гражданина анкеты и всех необходимых документов. При этом квитанцию об уплате госпошлины, отрывную часть уведомления о прибытии в место пребывания, миграционную карту, разрешение на работу (при наличии) и их копии обратившийся подает по собственной инициативе.

Перечислены основания для отказа в приёме к рассмотрению документов, отказа в предоставлении госуслуги. Она, в частности, не оказывается, если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, общественного порядка, защиты здоровья населения. Иностранец имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого, особо тяжкого или умышленного преступления в России либо за её пределами. В отношении иностранного гражданина принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в нашей стране.

По общему правилу за предоставление госуслуги взимается госпошлина в размере, установленном НК РФ.

Регламентированы состав, последовательность и сроки административных процедур, требования к порядку их выполнения, формы контроля за предоставлением госуслуги, досудебный (внесудебный) порядок обжалования соответствующих решений и действий (бездействия).

Административный регламент от 2007 г. по предоставлению госуслуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия, восстановлению и по исполнению госфункции по аннулированию виз иностранным гражданам и лицам без гражданства утратил силу.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 января 2014 г. Регистрационный №31064.

Транспорт и связь

Как усилить транспортную безопасность? - Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности».

Читать пояснения к федеральному закону

Поправки касаются вопросов транспортной безопасности (далее — ТБ).

Расширен перечень лиц, которым запрещено выполнять работы, непосредственно связанные с обеспечением ТБ. В него включены те, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму; кто сообщил заведомо ложные сведения о себе при приёме на работу или не прошёл подготовку и аттестацию сил обеспечения ТБ. Кроме того, к работам не должны допускаться лица, имеющие медицинские противопоказания к их выполнению.

Предусмотрены автоматизированные централизованные базы персональных данных не только о пассажирах, но и о персонале транспортных средств. При этом дополнительно передаются сведения о пассажирах, которые перемещаются на водном или автотранспорте из одного региона страны в другой (ранее - только в международном сообщении и по отдельным маршрутам).

При проверках субъектов транспортной инфраструктуры, застройщиков её объектов, перевозчиков, в т. ч. при плановых и внеплановых выездных проверках, разрешено использовать тест-предметы и тест-объекты. Речь идёт о предметах, имитирующих оружие, взрывчатые вещества и другие запрещенные к провозу вещи, а также о лицах, имитирующих нарушителей требований ТБ.

Появились новые статьи, посвящённые подготовке и аттестации сил обеспечения ТБ.

Аккредитации юрлиц в качестве подразделений ТБ. Досмотру (в т. ч. дополнительному и повторному), наблюдению и собеседованию в целях обеспечения ТБ. Особенностям защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Лица, отказавшиеся от досмотра, в зону ТБ не допускаются. С ними расторгается договор перевозки в одностороннем порядке.

Техсредства обеспечения ТБ подлежат обязательной сертификации. Требования к их функциональным свойствам и порядок такой сертификации определяет Правительство РФ. Работников подразделений ТС обязали ежегодно проходить медосмотры, а также периодические проверки на годность к применению физической силы, спецсредств и служебного огнестрельного оружия.

К стратегическим видам деятельности отнесены оценка уязвимости транспортных объектов, их защита от актов незаконного вмешательства, а также аттестация сил обеспечения ТБ.

Поправками к Кодексу внутреннего водного транспорта РФ и к Уставу ж/д транспорта закреплено, что грузы повышенной опасности допускаются к перевозке по специальным разрешениям. Перечень таких грузов и соответствующий порядок определяет Правительство РФ.

Усилена административная и уголовная ответственность за нарушение требований ТБ. Введены новые составы. Например, непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств.

Отменено госрегулирование цен (тарифов) на услуги по оценке уязвимости транспортных объектов.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Универсальные услуги связи: что нового? - Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. №9-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи».

Читать пояснения к федеральному закону

Цель поправок - повысить доступность и качество универсальных услуг связи (далее — УУС).

В Законе о связи закреплены понятия «средство коллективного доступа» и «точка доступа».

Средство коллективного доступа - оконечное оборудование, предназначенное для предоставления неограниченному кругу лиц возможности пользоваться услугами связи с применением пользовательского оборудования абонента или без него. Точка доступа - средство коллективного доступа, позволяющее любому лицу получить услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету через оборудование абонента.

К УУС отнесены услуги телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств. Ими также являются услуги по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету через средства коллективного доступа и точки доступа.

В населённых пунктах, в которых проживают от 250 до 500 человек и установлено средство коллективного доступа для телефонной связи, должна быть хотя бы одна точка доступа. Последняя должна подключаться с использованием волоконно-оптической линии связи и обеспечивать возможность передачи данных на пользовательское оборудование со скоростью от 10 мегабит в секунду.

Обязанность оказывать УУС по всей стране возлагается Правительством РФ на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования на территориях не менее чем 2/3 регионов. С этим оператором заключается соответствующий договор сроком на 10 лет. В нем, в частности, прописывается порядок выплаты оператору ежегодной фиксированной суммы финансового обеспечения оказания УУС из резерва универсального обслуживания.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования.

Бюджетная система

На приведение в 2014 году государственных (муниципальных) программ в соответствие с законом (решением) о бюджете дали дополнительное время - Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. №1-ФЗ «О приостановлении действия абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации».

Читать пояснения к федеральному закону

Поправки касаются сроков приведения в 2014 г. государственных (муниципальных) программ в соответствие с законом (решением) о бюджете.

Согласно БК РФ государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее 2 месяцев со дня вступления его в силу, то есть до 1 марта. Однако сложившаяся процедура корректировки программ не означает их «механического переписывания». Она предусматривает проведение необходимых согласований и экспертизы, что занимает значительное время.

В связи с этим действие указанной нормы БК РФ приостановлено до 1 января 2015 г. Одновременно закреплено, что в 2014 г. государственные (муниципальные) программы приводятся в соответствие с законом (решением) о бюджете до 1 мая 2014 г.

Отметим, что в течение 2014-2015 гг. предполагается перевести бюджеты всех уровней на программный принцип формирования.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Инвалидами ВОВ могут признаваться и те, кто разминировал территории до февраля 1944 года - Постановление Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2014 г. №2-П «По делу о проверке конституционности подпункта 5 статьи 4 Федерального закона «О ветеранах» в связи с жалобой гражданина В.А. Корсакова».

Читать пояснения к постановлению Конституционного Суда

Предметом проверки стали нормы, относящие к инвалидам ВОВ опредёленную категорию лиц.

Речь идёт о тех, кто ранее привлекался организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов.

При этом положения устанавливают, что подразумевается период с февраля 1944 г. по декабрь 1951 г.

Соответственно, данные лица относятся к названной категории, если они привлекались к перечисленным работам и стали инвалидами из-за ранения, контузии или увечья, полученных именно в такой период.

КС РФ пришёл к выводу, что нормы неконституционны.

Они являются таковыми в той мере, в какой не позволяют относить к названной категории граждан, ставших инвалидами по этим же причинам, но в иной период - до февраля 1944 г. Как пояснил КС РФ, выбор критериев отнесения граждан к инвалидам ВОВ - прерогатива законодателя.

Вместе с тем он обязан следовать принципам юридического равенства и справедливости.

Из этих принципов вытекает необходимость равного обращения с лицами, находящимися в одинаковых условиях.

Вводя указанные хронологические границы, законодатель исходил из даты издания соответствующего акта Госкомитетом обороны СССР. Т. е. он обусловил возможность приобрести статус инвалида ВОВ определённым фактом.

Это участие гражданина в перечисленных работах исключительно с момента, когда их организация и проведение были нормативно оформлены.

При этом не было принято во внимание, что лица из числа гражданского населения начали привлекаться к таким работам органами местной власти значительно раньше. Они подвергали риску свою жизнь, здоровье и получали ранения, контузии и увечья непосредственно при их проведении.

Таким образом, оспариваемое регулирование ввело различия в правовом статусе лиц в зависимости от того, когда именно (до или после февраля 1944 г.) проводились соответствующие работы.

Между тем введение подобного формального критерия для дифференциации граждан, находившихся в годы ВОВ в одинаковой ситуации, не может быть признано объективно оправданным.

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил трудовые права женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014г. №1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних».

Читать пояснения к постановлению

Разъясняются особенности регулирования труда некоторых работников. Речь идёт о женщинах, лицах с семейными обязанностями и несовершеннолетних. Затронуты такие вопросы, как заключение, изменение и расторжение трудового договора, рабочее время и время отдыха.

В отношении указанных лиц не допускаются различия, не основанные на деловых качествах, характеристиках условий труда, при приёме на работу, установлении оплаты, продвижении по службе, при подготовке и дополнительном профобразовании, расторжении трудового договора и т. д.

Ограничивается применение женского труда на вредных и (или) опасных, на подземных работах. Отказ женщине в приёме на эту работу не является дискриминацией, если работодатель не создал безопасные условия труда, что подтверждено результатами специальной оценки и заключением госэкспертизы. На таких работах запрещено применять труд лиц, не достигших 18 лет. Несовершеннолетних нельзя допускать и к работе, способной навредить их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, ночные заведения, производство, перевозка и торговля спиртным, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания), а также предполагающей переноску (передвижение) тяжестей сверх предельных норм. Запрещается применять труд женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.

Отпуск по уходу за ребёнком до достижения им 3 лет может быть предоставлен матери, отцу либо деду (бабушке), другому родственнику, а также иному лицу, воспитывающему ребёнка без матери (независимо от степени родства и совместного проживания указанного лица с родителями (родителем) ребёнка).

Женщине, находящейся в отпуске по уходу за ребёнком с сохранением права получать пособие по обязательному соцстрахованию и при этом работающей на условиях неполного рабочего времени или на дому, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется.

Увольнять беременную по инициативе работодателя запрещено. Исключения - ликвидация организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем. Если закрывается обособленное структурное подразделение организации, находящееся в другой местности, то трудовой договор с беременной расторгается как при ликвидации организации, если иное не предусмотрено коллективным, трудовым договором. То, что работодатель не знал о беременности сотрудницы, а также то, что к моменту рассмотрения в суде иска беременность не сохранилась, не являются основаниями для отказа в восстановлении на работе.

О выборе варианта пенсионного обеспечения в 2014-2015 годах - Информация Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2014 г. «Вопросы и ответы о выборе варианта пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования в 2014-2015 годах».

Читать пояснения к информации Пенсионного фонда

Приведены ответы на вопросы о выборе варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС в 2014-2015 гг.

Граждане 1967 г.р. и моложе, зарегистрированные в системе ОПС, в 2014 -2015 гг. могут выбрать один из двух вариантов пенсионного обеспечения (тарифа страхового взноса).

Первый - оставить 6%, как сегодня.

Второй - отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой пенсии.

При отказе от формирования пенсионных накоплений страховые взносы работодателя в ПФР (в размере индивидуального тарифа 16%) начиная с 2015 г. будут направляться на формирование страховой пенсии.

В 2014 г. все страховые взносы граждан будут направляться на формирование страховой пенсии (т.е. тариф страховых взносов на накопительную пенсию будет составлять 0%). Это решение принято на период санации НПФ и создания механизма гарантирования сохранности пенсионных накоплений.

При этом все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться управляющей компаний или НПФ. Они будут выплачены в полном объёме с учётом инвестиционного дохода, когда гражданин получит право выйти на пенсию и обратится за её назначением.

Выбор в течение 2014-2015 гг. можно сделать только единожды.

При этом если гражданин, начиная с 01.01.2014, впервые поступает на работу и ему впервые начисляются страховые взносы, то он вправе в течение 5 лет с года первого начисления выбрать, на финансирование какой части пенсии направить 6%. До принятия такого решения 6% тарифа будут перечисляться на страховую пенсию.

Если гражданин ранее уже подавал заявление о выборе УК (инвестиционного портфеля ГУК) или НПФ, то по умолчанию с 2015 г. на накопительную пенсию будет по-прежнему перечисляться 6%, а на страховую - 10% тарифа.

Начиная с 2014 г. тарифа на формирование накопительной части пенсии в размере 2% не будет. Нужно будет либо отказаться от формирования пенсионных накоплений, либо продолжить формировать накопительную пенсию, сохранив, как и сегодня, тариф страховых взносов в 6%.

Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

Кандидаты и доктора наук получат новые «корочки» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2013 г. №1333 «Об утверждении форм дипломов доктора наук и кандидата наук и технических требований к ним».

Читать пояснения к приказу Минобра

Обновлены формы дипломов кандидата и доктора наук. Они не претерпели существенных изменений.

Так, Государственный герб России теперь размещается только на лицевой стороне диплома (рельефная печать). Ранее его изображение, выполненное краской со свечением в УФ-лучах, также располагалось на оборотной стороне бланка.

Изменился цвет лицевой стороны диплома кандидата наук. Теперь он персиковый — жёлтый. Прежде присутствовали розовый, фиолетовый, красный и сиреневый цвета.

В новой форме диплома не указаны конкретные серии документа ("ДКН" и "ДДН").

Лицам, защитившим диссертацию до 1 января 2014 г. и аттестационные дела которых рассматриваются до 1 января 2015 г., а также имеющим высшее образование, подтвержденное дипломом бакалавра, защитившим кандидатскую диссертацию до 1 июля 2014 г. (при условии ее принятия диссертационным советом к рассмотрению на 1 января 2014 г.) и аттестационные дела которых рассматриваются до 1 июля 2015 г., выдаются дипломы доктора и кандидата наук прежнего образца.

С 1 июля 2015 г. утрачивают силу прежние формы дипломов.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2014 г. Регистрационный № 31208.

Итоговая аттестация девятиклассников: новый порядок - Приказ Министерства образования РФ от 25 декабря 2013 г. № 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».

Читать пояснения к приказу Минобра

Пересмотрен порядок проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) по программам основного общего образования.

Это обусловлено принятием нового Закона об образовании.

Цель аттестации - определить, соответствуют ли полученные знания школьников требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Экзамены по русскому языку и математике по-прежнему сдаются в обязательном порядке. По остальным предметам - на добровольной основе по выбору школьника (ранее требовалось выбрать 2-3 экзамена).

ГИА проводится в следующих формах.

Первая - основной госэкзамен (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов. Речь идет о комплексах заданий стандартизированной формы. Их разрабатывает Рособрнадзор.

Вторая - письменные и устные экзамены с использованием текстов, тем, заданий, билетов (государственный выпускной экзамен, ГВЭ). Их сдают в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, в МЛС, в школах, находящихся за рубежом (в т. ч. в загранучреждениях МИДа России). Кроме того, в такой форме аттестацию проходят учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Однако ученик вправе выбрать ОГЭ. Материалы ГВЭ также определяет Рособрнадзор.

Третья форма ГИА определяется уполномоченными региональными органами для тех, кто выбрал экзамен по родному языку и/или родной литературе.

Экзамены сдаются по единому расписанию. ГИА по русскому языку и математике назначается не ранее 25 мая (с перерывом не менее 2 дня между экзаменами), по остальным предметам - не ранее 20 апреля. При наличии уважительных причин аттестацию по обязательным предметам можно пройти досрочно. Если экзамен длится более 4 часов, организуется питание.

К ГИА допускаются лица без академической задолженности, в полном объёме выполнившие учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам не ниже удовлетворительных). Ранее разрешалось иметь «двойку» по одному предмету при условии сдачи по нему экзамена.

Победители и призёры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, а также участники международных олимпиад освобождаются от аттестации по соответствующему предмету.

Региональные органы, уполномоченные в сфере образования, создают государственные экзаменационные комиссии. Организуют пункты проведения экзаменов (установлены требования к ним). Открывают «горячие линии». Аккредитуют граждан в качестве общественных наблюдателей ГИА.

Экзаменационные работы проверяются предметными комиссиями. На это отводится не более 10 рабочих дней. Апелляции обучающихся рассматриваются конфликтной комиссией. Установлен порядок их формирования и работы.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2014 г. Регистрационный №31206.

Изменён порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников школ - Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. №1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».

Читать пояснения к приказу Минобра

Установлено, как проводится государственная итоговая аттестация (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.

Выделяют следующие формы ГИА.

Первая - это ЕГЭ. Выпускники в обязательном порядке сдают математику и русский язык. Другие предметы выбираются по усмотрению ученика. Вторая форма - государственный выпускной экзамен. Он проводится в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для лиц с ограниченными возможностями здоровья (в т. ч. для инвалидов). При этом по желанию экзаменуемых по отдельным предметам может проводиться ЕГЭ. Для обучающихся, выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе, форму экзамена определяют органы исполнительной власти регионов.

Победители и призёры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, а также участники международных олимпиад не проходят ГИА по соответствующему предмету.

С выбором дисциплин, которые будет сдавать учащийся, нужно определиться до 1 марта (подаётся соответствующее заявление). Потом предметы можно поменять только по уважительной причине.

Особое внимание уделено порядку проведения ЕГЭ.

ЕГЭ проводится по единому расписанию. При этом экзамены по обязательным предметам начинаются не ранее 25 мая, а по остальным - не ранее 20 апреля текущего года. Для выпускников прошлых лет ЕГЭ может проводится досрочно. Между обязательными экзаменами и другими должно пройти не менее двух дней.

Во время ЕГЭ в аудиториях находятся не более 25 человек. Помещения, не использующиеся для экзамена, запираются и опечатываются. Аудитории оборудуются средствами видеонаблюдения. Запись экзамена хранится не менее 3-х месяцев.

На рабочем столе кроме экзаменационных материалов, например, находятся ручка, паспорт, лекарства и питание (при необходимости), форма для направления в ГЭК замечаний о нарушениях процедуры проведения ГИА.

Установлено, как утверждаются результаты ЕГЭ, а также, как подаётся апелляция.

Прежние акты, касающиеся ГИА, утрачивают силу.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2014 г. Регистрационный №31205.

Какие требования предъявляются к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях? - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19 декабря 2013 г. №68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1. 3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещённым в жилых помещениях жилищного фонда».

Читать пояснения к постановлению

Утверждены санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещённым в жилых помещениях.

Речь идёт о группах общеразвивающей направленности, в которых реализуются дошкольные образовательные программы, группах по присмотру, уходу и развитию (без реализации указанных программ), а также семейных дошкольных группах. Кроме того, в жилых помещениях могут размещаться группы компенсирующей (для детей с ограниченными возможностями) и комбинированной направленности. В таких группах осуществляется обучение детей (по соответствующим программам), а также присмотр и уход за ними.

Санитарно-эпидемиологические требования установлены к помещениям (в т. ч. к их содержанию), оборудованию, организации питания, приёму детей в группы, а также к прохождению медосмотра, гигиенической подготовке и личной гигиене персонала.

В дошкольные группы принимаются дети до 8 лет. На каждого ребёнка в игровой комнате отводится минимум 2 кв. м. Допускается формирование разновозрастных групп. Группы могут функционировать в режиме кратковременного пребывания (до 5 ч. в день), сокращенного дня (8-10 ч.), полного дня (10,5-12 ч.) и продлённого дня (13-14 ч.).

Группы, реализующие дошкольные образовательные программы, должны получить заключение Роспотребнадзора о соответствии санитарному законодательству.

Дошкольные группы размещаются в жилых помещениях, обеспеченных системами водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и электроснабжения. Температура воздуха в помещениях в период пребывания детей должна составлять 21-24°С, во время сна - 19-20°С. Относительная влажность воздуха должна варьироваться от 40 до 60%. Обязательно ежедневно проветривать помещения. Во всех дошкольных группах должны быть кухня, туалет, умывальная комната, помещение для сна. Смена постельного белья проводится минимум один раз в неделю.

Предусмотрено, как организуется питание детей. Так, на завтрак они получают горячее блюдо (например, кашу), бутерброд и напиток. На обед - закуску (например, салат), первое и второе блюда, напиток. Полдник состоит из напитка и булочных (кондитерских) изделий без крема (допускаются творожные/крупяные запеканки и блюда). На ужин подают рыбные, мясные, овощные или творожные блюда и горячие напитки. Приведены суммарные объемы блюд по приёмам пищи, а также рекомендуемый режим питания. Установлены требования к обработке и хранению продуктов. Перечислены продукты, которые нельзя использовать в питании детей (в частности, мясо диких животных, маргарин, мороженое, грибы, газированные напитки).

Детям-сиротам вернули прежнюю льготу при поступлении в вуз, но лишь на время - Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. №11-ФЗ «О внесении изменений в статью 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Читать пояснения к закону

Поправки касаются дополнительных гарантий права на образование для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с прежним Законом об образовании (утратил силу 1 сентября 2013 г.) указанные граждане принимались в вузы на бюджетные места вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Новый Закон об образовании заменил это право на иные льготы. Это, в частности, приём на подготовительные отделения вузов и преимущественное право зачисления на обучение по программам бакалавриата и специалитета при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

Согласно поправкам детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется дополнительная гарантия - прием на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных ассигнований в пределах установленной квоты (при условии успешной сдачи вступительных экзаменов). Эта льгота будет действовать до 1 января 2017 г.

Напомним, что в рамках квоты также принимаются дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период военной службы. Размер квоты вуз определяет самостоятельно (но не менее 10% от общего числа бюджетных мест).

Также поправками устанавливается, что лица, закончившие вуз и получившие квалификацию дипломированного специалиста, могут быть приняты на конкурсной основе в магистратуру. И это не рассматривается, как получение ими второго или последующего высшего образования.

Самообследование образовательной организации: показатели - Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 г. №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».

Читать пояснения к приказу Минобра

Законом об образовании предусмотрено самообследование образовательных организаций.

В процессе самообследования оцениваются образовательная деятельность, система управления, содержание и качество подготовки обучающихся, организация учебного процесса, востребованность выпускников, качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-техническая база, функционирование внутренней системы оценки качества образования. Также анализируются показатели деятельности, устанавливаемые федеральным органом власти в сфере образования. Утверждены такие показатели.

Они определены для дошкольной, общеобразовательной, профессиональной образовательных организаций, а также организаций высшего, дополнительного и дополнительного профессионального образования.

Результаты самообследования оформляются в виде отчёта. Он размещается в Интернете и направляется учредителю.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 января 2014 г. Регистрационный №31135.

Договор об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам: примерная форма - Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 октября 2013 г. №1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам».

Читать пояснения к приказу Минобра

Утверждена примерная форма договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам.

В частности, что касается предмета договора, указывается следующее. Наименование дополнительной образовательной программы, форма обучения, вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть программы определённого уровня, вида и (или) направленности). Срок освоения образовательной программы на момент подписания договора и обучения по индивидуальному учебному плану. Документ об образовании и (или) о квалификации или об обучении, который получит обучающийся после освоения и успешного прохождения итоговой аттестации.

Прописываются права и обязанности образовательной организации (исполнителя), заказчика и обучающегося. Так, исполнитель может самостоятельно осуществлять образовательный процесс, устанавливать системы оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающегося. Последний вправе получать полную и достоверную информацию об оценке своих знаний, умений, навыков и компетенции, а также о критериях этой оценки.

Заказчик обязан своевременно вносить плату за оказываемые обучающемуся образовательные услуги, а также предоставлять платежные документы, подтверждающие такую оплату. Обучающийся обязан выполнять задания для подготовки к занятиям, предусмотренным учебным планом, извещать исполнителя о причинах отсутствия на занятиях.

Уделено внимание стоимости услуг, срокам и порядку их оплаты. Отражены основания изменения и расторжения договора, срок его действия, ответственность сторон.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 января 2014 г. Регистрационный №31102.

Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь

Высшие суды ждёт кардинальная реформа - Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

Читать пояснения к закону

Скорректирована Конституция РФ. Поправка предусматривает формирование единого высшего судебного органа в виде Верховного Суда РФ. Верховный арбитражный Суд (ВАС) РФ при этом упразднили, передав отнесённые к его ведению вопросы осуществления правосудия вновь создаваемому ВС РФ.

Цели реорганизации - обеспечить единый подход к отправлению правосудия в отношении граждан и юрлиц, установить общие правила организации судопроизводства, добиться единообразия в судебной практике. Также данная мера позволит исключить отказы в судебной защите в случае спора о подведомственности дела.

ВС РФ станет высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам. Он также будет надзирать за деятельностью судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики.

На реорганизацию отводится 6 месяцев. Ранее назначенные судьи ВАС и ВС РФ продолжат исполнять свои полномочия до начала работы вновь образованного ВС РФ. Он будет состоять из 170 судей. Предусмотрен особый порядок формирования первоначального состава нового ВС РФ.

Для отбора кандидатов на должности судей создадут Специальную квалификационную коллегию из 27 членов. В неё войдут по одному представителю от Президента РФ, Общественной палаты РФ и общероссийских общественных объединений юристов. Остальных 24 членов коллегии изберут советы судей регионов из своего состава - по три члена от каждого федерального округа.

Кроме того, сформируют Специальную экзаменационную комиссию по приёму квалификационного экзамена на должность судьи нового ВС РФ. Она будет состоять из 11 членов (три от общероссийских общественных объединений юристов и восемь от советов судей регионов).

Закреплено, что одни и те же лица членами коллегии и комиссии быть не могут.

Судей нового ВС РФ будет назначать Совет Федерации по представлению Президента РФ.

Ряд поправок касается прокуратуры. Установлено, что Совет Федерации будет назначать по представлению Президента РФ не только Генерального прокурора РФ, но и его заместителей. Ранее они назначались Советом Федерации с подачи Генерального прокурора РФ.

Также Президенту РФ передаются полномочия назначать прокуроров регионов. Он будет делать это по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с регионами. Ранее Генеральный прокурор РФ самостоятельно назначал их по согласованию с региональными властями.

Президент РФ будет назначать и всех иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 регионов. Отметим, что данное одобрение получено.

Институт народных заседателей окончательно уходит в прошлое - Федеральный конституционный закон от 3 февраля 2014 г. №1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и признании утратившей силу статьи 41 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации».

Читать пояснения к конституционному закону

Из законов о судебной системе и военных судах Российской Федерации исключено понятие «народный заседатель».

Это обусловлено упразднением института народных заседателей (в гражданском судопроизводстве - с 1 февраля 2003 г., в уголовном - с 1 января 2004 г.). В рамках проведённой судебной реформы вместо указанного института был введён суд с участием присяжных заседателей.

Участники судопроизводства будут получать необходимые извещения в виде СМС - Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 25 декабря 2013г. №257 «Об утверждении Регламента организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений».

Читать пояснения к приказу департамента

Утвержден Регламент организации извещения участников судопроизводства посредством CMC.

Регламент устанавливает общие порядок и правила организации извещения участников судопроизводства о дате, времени и месте рассмотрения дела или совершении отдельных процессуальных действий посредством отправки им СМС. Это делается с использованием подсистемы «Судебное делопроизводство и статистика» ГАС «Правосудие».

Лица, ответственные за извещение, назначаются приказом председателя суда. Они несут ответственность за надлежащее составление текстов, соблюдение сроков их подготовки и отправки, а также за разглашение конфиденциальной информации.

СМС могут применяться в рамках гражданского, уголовного и административного судопроизводства и судопроизводства по материалам о грубом дисциплинарном проступке военнослужащего.

Они направляются в соответствии со сроками уведомления участников судопроизводства, установленными процессуальным законодательством, а также с расчётом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки.

Извещение возможно только с согласия участника, то есть на добровольной основе. Факт согласия подтверждается распиской (форма приводится). В таком случае лицо будет считаться извещенным с момента поступления СМС на указанный им номер.

Суд в обязательном порядке обеспечивает фиксацию фактов отправки и доставки СМС.

Приказ об утверждении аналогичного временного типового регламента признан утратившим силу.

Информацию о внепроцессуальных обращениях к судьям предают гласности, но каким образом? - Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 11 декабря 2013 г. №241 «Об утверждении Порядка размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о внепроцессуальных обращениях».

Читать пояснения к приказу департамента

Внепроцессуальные обращения к судье по делу, находящемуся в его производстве, либо к председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, запрещены.

Внепроцессуальным считается письменное или устное обращение, поступившее от не являющегося участником судебного разбирательства госоргана, органа местного самоуправления, иного органа, организации, должностного лица либо гражданина в случаях, не установленных законодательством. Это также обращение участников разбирательства в не предусмотренной процессуальным законодательством форме.

Установлен порядок размещения в сети «Интернет» информации о внепроцессуальных обращениях.

Здесь урегулированы вопросы создания, подготовки и размещения соответствующей информации, обеспечения доступа к ней на официальных сайтах верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных, районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов. Прописаны действия уполномоченных работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции.

Так, информация о внепроцессуальных обращениях публикуется на официальных сайтах федеральных судов общей юрисдикции интернет-портала ГАС «Правосудие» в разделе «Внепроцессуальные обращения».

Решение о размещении сведений, контроль за своевременностью и исполнением размещения на официальном сайте суда, а также общий контроль за соблюдением сроков и этапов опубликования возложены на председателя соответствующего суда либо на уполномоченного им лица. Председатель суда определяет лиц, ответственных за размещение информации на сайте.

Указано, что должна содержать размещаемая информация. Запрещена деперсонификация в текстах публикуемых внепроцессуальных обращений.

Прописан порядок размещения информации о внепроцессуальных обращениях, поступивших в письменной, а также устной формах.

Выборы, избирательная система, референдум

Выборы муниципальных глав и в органы госвласти: к какому моменту кандидат должен закрыть счёт в иностранном банке? - Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. №14-ФЗ «О внесении изменений в статьи 33 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Читать пояснения к закону

Изменения касаются выборов в федеральные и региональные органы госвласти, а также выборов глав муниципальных районов и городских округов.

Согласно действующему законодательству кандидат обязан закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличности и ценностей в иностранных банках, расположенных за рубежом, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

Уточнено, что данная обязанность должна быть исполнена не к моменту регистрации кандидата, а к моменту представления необходимых для этого документов.

Документы, подтверждающие выполнение названной обязанности, теперь подаются в избирком, осуществляющий регистрацию кандидатов (ранее - в организующую выборы избирательную комиссию).

Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС

Контроль за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса возложили на полицию - Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. №8-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О полиции» и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Читать пояснения к закону

Расширяются обязанности полиции. На неё возлагается контроль за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Должностные лица полиции получат право составлять протоколы о нарушении требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК.

При этом увеличивать штатную численность сотрудников органов внутренних дел и объём финансирования МВД России не планируется. Новые полномочия будут реализованы за счёт внутреннего перераспределения штатной численности и в пределах текущего финансирования ведомства.

Федеральный закон вступает в силу через год после его официального опубликования.

Пункты полиции наделены полномочиями органа дознания - Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. №3-ФЗ «О внесении изменения в статью 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Читать пояснения к закону

К органам дознания в системе ОВД наряду с управлениями, отделами и отделениями полиции отнесены также пункты полиции.

В структуре ОВД пункты полиции появились в 2011 г. Они входят в межмуниципальные отделы полиции, но территориально обособлены от них. Ранее у руководителя пункта полиции не было полномочий начальника органа дознания. Сотрудники пункта для утверждения процессуальных документов (обвинительных актов и постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела) вынуждены были выезжать в межмуниципальные отделы. Это влекло дополнительные материальные затраты и сказывалось на своевременности принятия процессуальных решений.

Монтаж, техобслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности строений: регламент МЧС России по контролю за соблюдением лицензионных требований - Приказ МЧС России от 16 октября 2013 г. № 665 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».

Читать пояснения к приказу МЧС России

Утверждён Административный регламент МЧС России по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техобслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

За проверку соответствия лицензиатов лицензионным требованиям отвечают ГУ МЧС России по регионам и специальные подразделения.

Общий срок проведения плановой или внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок плановой проверки может быть продлён, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий - не более чем на 15 часов. Это делается на основании мотивированных предложений должностного лица (лиц) подразделения лицензирующего органа, проводившего (проводивших) проверку.

Срок проверок в отношении лицензиата, осуществляющего деятельность на территориях нескольких регионов, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству. При этом общий срок проверки не может превышать 60 рабочих дней.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 января 2014 г. Регистрационный №31101.

Семейное право

Запрет на усыновление для лиц, уголовное дело в отношении которых закрыли по нереабилитирующим основаниям, должен быть скорректирован с учётом позиции Конституционного Суда РФ - Постановление Конституционного Суда РФ от 31 января 2014 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А. Аникиева».

Читать пояснения к постановлению

В силу Семейного кодекса РФ некоторые люди не могут быть усыновителями. В их числе - лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (кроме лиц, в отношении которых оно прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (кроме незаконного помещения в психостационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения, общественной нравственности и безопасности.

Конституционный Суд РФ подчеркнул, что данный запрет имеет целью предотвратить опасность для жизни, здоровья, нравственности несовершеннолетних. С этой позиции он соответствует Конституции РФ в той мере, в какой распространяется на случаи совершения тяжких и особо тяжких преступлений, половых преступлений независимо от тяжести, а также иных указанных выше преступлений. Норма конституционна постольку, поскольку на основе оценки опасности таких лиц для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого обеспечивается соразмерность введённого ограничения обозначенным целям.

В силу безусловного характера данного запрета суд при рассмотрении дел об усыновлении не правомочен учитывать обстоятельства преступления, срок, прошедший с момента его совершения, форму вины, обстоятельства, характеризующие личность человека, в т. ч. последующее поведение, а также иные существенные моменты. Это касается и случаев, когда потенциальный усыновитель (при наличии фактически сложившихся между ним и ребёнком отношений и с учётом характера совершенного или вменявшегося деяния) способен обеспечить полноценное развитие ребенка без риска подвергнуть опасности его психику и здоровье. В указанном аспекте норма неконституционна в той мере, в какой она распространяется на людей, имевших судимость, либо лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям (кроме тяжких и особо тяжких преступлений, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы).

Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование необходимые изменения. Пока этого не сделано, суд не вправе формально отказывать в усыновлении лицам, имевшим судимость либо подвергавшимся уголовному преследованию за указанные преступления (кроме тяжких и особо тяжких, а также половых преступлений). Он обязан оценить, насколько усыновление ребенка конкретным лицом позволяет максимально защитить права и законные интересы усыновляемого, обеспечить его полноценное развитие без какой-либо опасности.

Оборона, воинская обязанность и военная служба

Определён статус военной полиции ВС РФ - Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. №7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации».

Читать пояснения к закону

В Законе об обороне закреплён статус военной полиции. Она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод военнослужащих, гражданского персонала, граждан, проходящих военные сборы, обеспечения в ВС РФ законности, правопорядка, воинской дисциплины, безопасности дорожного движения, охраны объектов. Для противодействия преступности и защиты других охраняемых законом правоотношений в области обороны (в пределах своей компетенции).

Руководит военной полицией Министр обороны РФ. Он определяет организационную структуру, состав и штатную численность органов и подразделений таковой.

Военнослужащим военной полиции предоставлено право применять в определённых случаях физическую силу, в т. ч. боевые приёмы, спецсредства, огнестрельное оружие, боевую и специальную технику.

В УИК РФ внесены уточнения, в частности, в отношении учреждений и органов, исполняющих наказания. Военная полиция занимается военнослужащими: содержание в дисциплинарной воинской части - в специально предназначенных для этого дисциплинарных воинских частях; арест - на гауптвахтах.

Изменения коснулись КоАП РФ, УПК РФ. Так, начальникам органов военной полиции придали статус органа дознания.

Коррективы внесены в Законы о прокуратуре; госзащите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов; содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; судебных приставах; статусе военнослужащих; полиции и др.

Поправки вступают в силу со дня официального опубликования.

Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

За экстремизм накажут ещё строже - Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. №5-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Читать пояснения к закону

Цель поправок - усилить уголовную ответственность за преступления экстремистской направленности.

Установлен минимальный штраф за публичные призывы к экстремистской деятельности в сумме 100 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) виновного за период от 1 года. Верхний предел не изменился — 300 тыс. руб. и 2 года соответственно. Максимальный срок лишения свободы за данное преступление увеличен с 3 до 4 лет.

Вдвое больше (4 года вместо 2) стал максимальный срок принудительных работ, назначаемых за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Со 100 тыс. до 300 тыс. руб. поднят минимальный штраф за те же деяния, совершённые с применением насилия или с угрозой его применения, лицом с использованием своего служебного положения, организованной группой. Вместо этой суммы могут назначить минимальный штраф в размере доходов осужденного за 2 года (ранее - за 1).

Более строгая ответственность установлена и за такие преступления, как организация экстремистского сообщества, организация деятельности экстремистской организации.

Например, за создание экстремистского сообщества предусмотрен штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. (прежде закреплялся только верхний предел — 200 тыс. руб.) или в размере дохода осуждённого за период от 18 мес. до 3 лет (ранее - до 18 месяцев). Максимальный срок принудительных работ за данное деяние увеличен с 4 до 5 лет. Лишения свободы - с 4 до 6 лет. За участие в таком сообществе - штраф до 100 тыс. руб. (до этого - до 40 тыс.руб.) или в размере дохода осужденного за период до 1 года (а не до 3 месяцев). Максимальный срок принудительных работ за такое преступление вырос с 2 до 5 лет. Лишения свободы - с 4 до 7 лет. Ограничения свободы - с 1 года до 2 лет.

Некоторые из этих преступлений ранее относились к категории небольшой тяжести. Это ограничивало возможности правоохранителей (нельзя было прослушивать телефон, небольшой срок давности и пр.). В связи с ужесточением наказания они переведены в категорию средней тяжести.

Душевнобольных, совершивших преступление небольшой тяжести, можно отправлять на принудительное лечение, если они представляют опасность для себя или окружающих - Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. №4-ФЗ «О внесении изменения в статью 443 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Читать пояснения к закону

Исключена норма, обязывавшая суд прекращать уголовное дело и отказывать в применении принудительных мер медицинского характера, если лицо в состоянии невменяемости совершило деяние небольшой тяжести.

Дело в том, что эту норму КС РФ признал неконституционной (постановление от 21 мая 2013 г. №10-П). Она исключала для суда возможность назначить такие принудительные меры человеку, который в состоянии невменяемости совершил запрещённое уголовным законом деяние небольшой тяжести и при этом опасен для себя или окружающих.

В предмет правового регулирования УПК РФ входит лишь порядок уголовного судопроизводства. Вопреки этому данная норма предусматривала прекращение уголовного дела в отношении лица, совершившего в состоянии невменяемости запрещённое уголовным законом деяние небольшой тяжести, без решения вопроса о назначении принудительных мер медицинского характера. УК РФ допускает отказ в применении таких мер, в т. ч. по делам о преступлениях небольшой тяжести, только в том случае, если человек вследствие улучшения психического состояния утратил опасность для себя и окружающих.

Административные правонарушения, административная ответственность

Существенно увеличены штрафы за неиспользование сельхозземель по назначению - Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. №6-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Читать пояснения к закону

Ранее для граждан штраф составлял 2-5 тыс. руб., должностных лиц — 4-6 тыс. руб., организаций — 80-100 тыс. руб.

Теперь он исчисляется в процентном отношении от кадастровой стоимости участка, являющегося предметом административного правонарушения. Для граждан величина штрафа составляет 0,3-0,5% кадастровой стоимости, но не менее 3 тыс. руб.; для должностных лиц - 0,5-1,5% кадастровой стоимости, но не менее 50 тыс. руб.; для организаций - 2-10%, но не менее 200 тыс. руб. Максимальный размер штрафа ограничен 500 тыс. руб.

Данная мера призвана стимулировать собственников эффективно использовать земли сельхозназначения и позволит вовлечь неиспользуемые участки в сельскохозяйственный оборот.

Рассмотрение дел об указанных нарушениях возложено на органы Россельхознадзора.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления